Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов;
формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову;
способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;
развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;
развивать и совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.
«Падеж имен существительных»..doc
«Падеж имен существительных».
Русский язык, 3 класс, «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века».
25.01.2012
Тема урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока
новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа
постановки смысловых и падежных вопросов;
формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и
вспомогательному слову;
способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать
падежи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма,
способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;
развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;
развивать и совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного
интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку,
взаимопонимание и взаимопомощь.
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной
работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частичнопоисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения:
Учебник, карточки для парной работы, карточки, словарь, компьютер.
Ход урока.
I. Организационный момент
Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и
приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните
вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня,
тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло
его рук. Желаю вам удачного учебного дня.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.
Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с
минутки чистописания. Прочитайте слова:
Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, сторож, жара.
Какой звук повторяется во всех этих словах?
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)
Какой буквой обозначается?
Запишите в тетради:
Первая строка 3 заглавные буквы Ж;
Вторая строка «заборчик» из 3 строчных букв;
Третья строка – слоги: первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в
слове крыжовник (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове
жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 2 слог в слове
сторож, запишем только сочетание с буквой ж; 1 слог в слове жара.
Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож
жа
III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.
Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему?
Какой частью речи являются остальные слова?
Как можно эти слова разделить на две группы? (кто? что?)
Ещё как? (ж.р., м.р.) Назовите имена существительные ж.р.? М.р.?
Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.
([пад’эш]) – падеж
Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит
оглушение согласного звука)
Какая орфограмма в этом слове?
Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова?
Докажите.
Как проверить парный согласный?
В какой столбик будем записывать это слово: кто? или что? Определите род
существительного падеж. Запишите это слово и проверочные слова на новой
строке через запятую.
Падеж, падежи, падежные вопросы.
Подчеркните орфограммы.
Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они
называются? Какие падежные вопросы имеют?
(Падеж грамматическая форма, выражающая отношение имени
существительного к другим словам в предложении. В русском языке 6 падежей.
В разных языках разное количество падежей (от 2х в английском, хинди до 46 в
табасаранском). Если пока какието формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на
последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. А пока
давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?
Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей,
вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей
имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм
имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 8 и выполните упражнение 1.
Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.
Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки
сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.
То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую
……………., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
(учащиеся вписывают слова)
2. Работа в парах.
Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?
Все ли слова из справки вы использовали? Почему? Чем это объясняется?
Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? Почему на
месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»? Давайте
проверим. Проверка на доске.
Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они
должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите
своё мнение правилом учебника стр.8.
Какие слова не употребили? (реке, рекой)
3. Коллективная работа.
Посмотрите слайды фотографий. (Показ слайдов) Догадались ли вы, достопримечательности какого города вы увидели?
Что знаете о Саратове? Какая река протекает в Саратове?
Используя свои знания о Саратове и слова реке, рекой составьте предложения.
(Город Саратов стоит на реке Волге. Саратовцы гордятся рекой Волгой.)
Ещё раз прочитайте правило на стр.8.
Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?
Давайте с ними познакомимся.
4. Работа в парах.
Каждая пара получила стихотворение о какомто падеже.
Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть
падежные вопросы, найти словаподсказки для облегчения определения падежа
существительного.
Проверка. С каким падежом познакомились ребята первой пары? На какие вопросы
отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким
членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое
вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад.
с предлогами?
2.
Итак, давайте же с ними познакомимся.
1.
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
С каким падежом познакомились ребята второй пары? На какие вопросы
отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они
имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам
предстоит в будущем научиться различать эти падежи.
3.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились ребята третьей пары? На какие вопросы
отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они
имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
4.
А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились ребята четвёртой пары? На какие вопросы
отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они
имеют? Могут употребляться с предлогами?
5.
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились ребята пятой пары? На какие вопросы отвечают
существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились ребята шестой пары?
На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое
вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются суще в пр.
падеже?
(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей,
заполняемая вместе с детьми):
ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Вопрос
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
Подсказка
Есть
КОСВЕННЫЕ
Нет
Рад, даю
Вижу, виню
Доволен
Говорю
Падеж
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как
называются остальные? (косвенные)
Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный
вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого
существительного по вопросу.)
5. Составление алгоритма определения падежа имени существительного.
С падежами мы познакомились, но возникли трудности:
Как определить падеж имени существительного? Давайте
пошаговый алгоритм определения падежа.
С чего начинаем?
1. Найди слово, к которому относится существительное.
2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.
3. Определи падеж существительного.
4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.
составим
Физкультурная минутка для глаз.
VII. Первичная проверка понимания.
1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на
алгоритм.
Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить
падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно.
Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.
Определение падежа:
Город Саратов стоит на реке Волга.
От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком.
Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)
стоит (на чём?)на реке
Можно ли задать другой вопрос? (Где?)
Попробуйте определить падеж сущго на реке. (П.п.)
Проверим, подобрав словопомощник: думаю (о чём?) о реке.
Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание.
Аналогичная работа с другим предложением.
VII. Первичное закрепление.
Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с
помощью этого алгоритма. Предлагаю вам текст из истории Саратова.
Фронтальная работа.
Прочитайте текст, напечатанный на карточках.
(Первичное знакомство с текстом).
САРАТОВ. Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро
разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.
История города Саратова полна драматических событий. Во время
Крестьянской войны (17731775гг.) город на несколько дней был захвачен
войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не
осталось, кроме названий улиц.
Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться
тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников.
Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695
году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные
особняки – музейусадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором
расположен Этнографический музей.
Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и
гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте
расположена консерватория имени Собинова – одно из старейших учебных
музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.
Форма какого существительного часто употребляется в нём? (город)
Задание: определите падеж и выделите окончания существительного город.
Спишите последнюю часть текста в тетрадь.
VIII. Рефлексия. Блиц – опрос.
Используйте для ответов страницы учебника.
Сколько падежей в русском языке? (6)
Перечислите их.
Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и
неодушевлённых существительных)
В каком падеже имя существительное является в предложении
подлежащим?
Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»
IX. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания вы получаете задание творческого характера: написать текст из 56 предложений на тему: «Моя семья и Саратов».
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Найди слово, к
которому относится
существительное.
2. Задай от него
падежный и смысловой
вопрос к
существительному. 3. Определи падеж
существительного.
4. Проверь, подобрав
вспомогательное слово.
САРАТОВ.
Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро
разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.
История города Саратова полна драматических событий. Во время
Крестьянской войны (17731775гг.) город на несколько дней был захвачен
войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не
осталось, кроме названий улиц.
Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться
тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников.
Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695
году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные
особняки – музейусадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором
расположен Этнографический музей.
Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и
гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте
расположена консерватория имени Собинова – одно из старейших учебных
музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.
САРАТОВ.
Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро
разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью. История города Саратова полна драматических событий. Во время
Крестьянской войны (17731775гг.) город на несколько дней был захвачен
войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не
осталось, кроме названий улиц.
Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться
тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников.
Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695
году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные
особняки – музейусадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором
расположен Этнографический музей.
Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и
гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте
расположена консерватория имени Собинова – одно из старейших учебных
музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.
1.Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2.А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3.Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4.А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5.А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
6.Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
ЖирафЖираф
Крыжовник
Крыжовник ЖёлудьЖёлудь
Тяжело
Тяжело
Сторож
Сторож
Жара Жара [пад’эш
[пад’эш
]]
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.