Тема урока: «Падеж имен существительных».
Оценка 4.7

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
20.02.2018
Тема урока: «Падеж имен существительных».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока: Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.
«Падеж имен существительных»..doc
«Падеж имен существительных». Русский язык, 3 класс, «Русский язык» ­ УМК «Начальная школа XXI века». 25.01.2012 Тема урока:   Дидактическая цель:   создать условия для осознания и осмысления блока  новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных. Тип урока:   урок усвоения новых знаний. Задачи урока: Образовательные:  активизировать   способность   языкового   чутья   и   способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать   умение   определять   падеж   имён   существительных   по   вопросу   и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма,  способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;  развивать и совершенствовать речь учащихся. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного  интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку,  взаимопонимание и взаимопомощь. Методы обучения:   Словесные (беседа, фронтальный опрос);   Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной  работы);   Практические (упражнения);   Поисковые (частично­поисковые);   Аналитический;   Самостоятельной работы учеников.  Форма работы:  групповая, парная, индивидуальная Средства обучения:  Учебник, карточки для парной работы, карточки, словарь,  компьютер.                         Ход урока. I. Организационный момент ­ Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и  приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните  вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня,  тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло  его рук. Желаю вам удачного учебного дня. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания. ­ Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с  минутки чистописания. Прочитайте слова: Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, сторож, жара. ­ Какой звук повторяется во всех этих словах?  ­ Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий) ­ Какой буквой обозначается? ­ Запишите в тетради:  Первая строка ­ 3 заглавные буквы Ж;  Вторая строка ­ «заборчик» из 3 строчных букв;  Третья строка – слоги: первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в слове крыжовник   (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 2 слог в слове сторож, запишем только сочетание с буквой ж; 1 слог в слове жара. Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож жа III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы. ­ Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему? ­ Какой частью речи являются остальные слова? ­ Как можно эти слова разделить на две группы? (кто? что?) ­ Ещё как? (ж.р., м.р.) Назовите имена существительные ж.р.? М.р.? ­ Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.  ([пад’эш]) – падеж ­   Совпадает   ли   произношение   слова   с   его   написанием?   Почему?  (происходит оглушение согласного звука) ­ Какая орфограмма в этом слове?  ­   Букву   какого   парного   согласного   звука   необходимо   писать   в   конце   слова? Докажите.  ­ Как проверить парный согласный? ­ В какой столбик будем записывать это слово: кто? или что? Определите род существительного  падеж.  Запишите   это   слово   и   проверочные   слова   на   новой строке через запятую. Падеж, падежи, падежные вопросы. ­ Подчеркните орфограммы. ­Кто   знает,   что   такое   падеж?   Сколько   падежей   в   русском   языке?   Как   они называются? Какие падежные вопросы имеют? (Падеж ­ грамматическая форма, выражающая отношение имени  существительного  к другим словам в предложении. В русском языке 6 падежей.  В разных языках разное количество падежей (от 2­х в английском, хинди до 46 в  табасаранском). ­ Если пока какие­то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на  последующие уроки: объяснить  и понять до конца это определение. А пока  давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж? ­ Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?  Сформулируйте тему нашего урока.  ­ Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать  названия падежей,  вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей  имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм  имён существительных. Развивать навыки грамотного письма). IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Работа с учебником. ­ Откройте учебник на странице 8 и выполните упражнение 1. ­ Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То   место,   где   …………….   впадает       в   море,   озеро   или   другую ……………., называется устьем. Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой (учащиеся вписывают слова) 2. Работа в парах. ­ Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? ­ Все ли слова из справки вы использовали? Почему? Чем это объясняется? ­ Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? Почему на  месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»? Давайте  проверим. Проверка на доске. ­ Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они  должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите  своё мнение правилом учебника стр.8. ­ Какие слова не употребили? (реке, рекой) 3. Коллективная работа. ­ Посмотрите слайды фотографий. (Показ слайдов) ­ Догадались ли вы, достопримечательности какого города вы увидели? ­ Что знаете о Саратове? Какая река протекает в Саратове? ­ Используя свои знания о Саратове и слова реке, рекой составьте предложения. (Город Саратов стоит на реке Волге. Саратовцы гордятся рекой Волгой.) ­ Ещё раз прочитайте правило на стр.8. ­ Как вы думаете, сколько падежей в русском языке? ­ Давайте с ними познакомимся. 4. Работа в парах. ­ Каждая пара получила стихотворение о каком­то падеже.  Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть  падежные вопросы, найти слова­подсказки для облегчения определения падежа  существительного. Проверка. ­ С каким падежом познакомились ребята первой пары? На какие вопросы  отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким  членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое  вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад.  с предлогами?  2. Итак, давайте же с ними познакомимся. 1. Есть  именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.  А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда,  Но в тексте различите вы Два падежа всегда. ­ С каким падежом познакомились ребята второй пары? На какие вопросы  отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они  имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам  предстоит в будущем научиться различать эти падежи. 3.    Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.  ­ С каким падежом познакомились ребята третьей пары? На какие вопросы  отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они  имеют? Употребляются с предлогами? Какими? 4. А я – винительный падеж  И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. ­ С каким падежом познакомились ребята четвёртой пары? На какие вопросы  отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они  имеют? Могут употребляться с предлогами? 5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.  ­ С каким падежом познакомились ребята пятой пары? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? 6.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при –  Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять? ­ С каким падежом познакомились ребята шестой пары?  На   какие   вопросы   отвечают   существительные   в   пр.   падеже?   Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ­е в пр. падеже? (Работая  с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми): ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Вопрос  Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Подсказка  Есть  КОСВЕННЫЕ Нет  Рад, даю Вижу, виню Доволен  Говорю  Падеж  Именительный  Родительный  Дательный  Винительный  Творительный  Предложный ­ Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как  называются остальные? (косвенные) ­ Как вы понимаете задание изменить  слово  по падежам?  (Задать падежный вопрос   к   существительному   от   главного   слова   и   изменить   форму   этого существительного по вопросу.) 5. Составление алгоритма определения падежа имени существительного. ­ С падежами мы познакомились, но возникли трудности:  Как   определить   падеж   имени   существительного?    Давайте   пошаговый алгоритм определения падежа.  ­ С чего начинаем? 1. Найди слово, к которому относится существительное. 2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 3. Определи падеж существительного. 4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.   составим Физкультурная минутка для глаз. VII. Первичная проверка понимания. 1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на  алгоритм. ­ Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить  падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно.  Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.  Определение падежа: Город Саратов стоит на реке Волга. ­ От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.) стоит (на чём?)на реке ­ Можно ли задать другой вопрос? (Где?) ­ Попробуйте определить падеж сущ­го на реке. (П.п.) ­ Проверим, подобрав слово­помощник: думаю (о чём?) о реке. Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание. Аналогичная работа с другим предложением.  VII. Первичное закрепление. ­ Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с  помощью этого алгоритма. Предлагаю вам текст из истории Саратова.  Фронтальная работа.  ­ Прочитайте текст, напечатанный на карточках. (Первичное знакомство с текстом). САРАТОВ. Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и  быстро  разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.  История города Саратова полна драматических событий. Во время  Крестьянской войны (1773­1775гг.) город на несколько дней был захвачен  войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц.  Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться  тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников.  Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695  году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные  особняки – музей­усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором  расположен Этнографический музей. Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и  гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова – одно из старейших учебных  музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.                     ­ Форма какого существительного часто употребляется в нём? (город) Задание: определите падеж и выделите окончания существительного   город. ­ Спишите последнюю часть текста в тетрадь. VIII. Рефлексия. Блиц – опрос. ­ Используйте для ответов страницы учебника.  Сколько падежей в русском языке? (6)  Перечислите их.   Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)  Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)  Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и  неодушевлённых существительных)  В каком падеже имя существительное является в предложении  подлежащим?  Всем спасибо за вниманье,  За упорство, звонкий смех,  За азарт нового знания,  Обеспечивший успех.  Вот настал момент прощанья.  Будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свиданья,  Интересных  новых встреч!» IX. Домашнее задание.  ­В качестве домашнего задания вы получаете задание творческого характера: написать текст из 5­6 предложений на тему: «Моя семья и Саратов». ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Найди слово, к  которому относится  существительное. 2. Задай от него  падежный и смысловой  вопрос к  существительному. 3. Определи падеж  существительного. 4. Проверь, подобрав  вспомогательное слово. САРАТОВ. Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и  быстро  разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.  История города Саратова полна драматических событий. Во время  Крестьянской войны (1773­1775гг.) город на несколько дней был захвачен  войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц.  Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться  тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников.  Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695  году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные  особняки – музей­усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором  расположен Этнографический музей. Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и  гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова – одно из старейших учебных  музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города. САРАТОВ. Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и  быстро  разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью. История города Саратова полна драматических событий. Во время  Крестьянской войны (1773­1775гг.) город на несколько дней был захвачен  войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц.  Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться  тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников.  Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695  году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные  особняки – музей­усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором  расположен Этнографический музей. Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и  гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова – одно из старейших учебных  музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города. 1.Есть  именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что?        Ни с чем не спутает никто. 2.А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда,  Но в тексте различите вы        Два падежа всегда. 3.Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.  4.А я – винительный падеж  И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. 5.А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.  6.Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при –  Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать,        О чём мечтать и в чём гулять? ЖирафЖираф Крыжовник Крыжовник ЖёлудьЖёлудь Тяжело Тяжело Сторож Сторож Жара Жара [пад’эш [пад’эш ]]

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Тема урока: «Падеж имен существительных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018