Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Оценка 4.9

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
7 кл—10 кл
25.04.2018
Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально - этические регуляторы поведения человека.Помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью - духовная радостьсовесть
совесть.docx
Тема урока: «Совесть и раскаяние» Тема: «Совесть и раскаяние». Цель урока: Сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально­этические регуляторы поведения человека. Помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать  понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость. Задачи: 1. Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о  морально­этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт. 2. Освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию; 3. Понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту; 4. Обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и  заданий, предлагаемых учителем. Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В.  Кураев, комплект приложений к уроку, текст рассказа А.Гайдар "Совесть", толковые словари . 1 Ход урока. I. Организационный момент.(1мин) Слайд 1 Учитель: Я держу в ладонях Солнце! Я дарю его друзьям! Улыбнитесь – это ж просто! Лучик Солнца – это Вам! II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (3мин) Учитель: ­ Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока («Православное учение о человеке») Учитель:­ Вспомнить основные вопросы этой темы поможет нам тест. Учитель:1.В чем главное отличие человека от животного? Слайд 2 а) Человек не отличается от животного. б) Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся в) Внешний вид. Учитель: 2.В чем проявляется «Образ Божий» в человеке? Слайд 3 а) В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков б) В недостойном поведении в) В умении подстраиваться под текущую ситуацию Учитель: 3.Зачем Бог даровал человеку свободу? Слайд 4 а) Чтобы человек делал только то, что хотел б) Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом 2 в) Чтобы сделать жизнь человека проще Учитель:4.Как человек может сделать свою душу богаче? Слайд 5 а) Когда человека хвалят, его душа становиться богаче б) Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души в) Когда человек приобретает материальные блага, его душа становится богаче III. Самоопределение к деятельности. (3мин) Ученик: В жизни по­разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожжённою, солнце достать И подарить его людям. (Сергей Островой) Учитель: ­ Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познание законов жизни  человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. ­ Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение. IY. Проблемная ситуация.(10мин) Учитель: Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. 3 На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречают мудрецы. Они все знают о человеческой жизни. Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецам о себе? (Дети в костюмах мудрецов читают притчу)   Слайд 6 Ученик1:Однажды предрассветною порой   ТРИ  мудреца склонились надо мной,             И я спросила их, поднявши веки:    Что главное, скажите в человеке?           Мудрец1:Конечно, разум­ первый мне ответил.   (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)                          С ним каждый путь и правилен и светел.       Ученик1:­Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.    Мудрец 2: Второй ответил:  ­ Воля на пути, (прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)              Который нужно с гордостью пройти,        Чтобы достойно подойти к концу.         Ученик1: Я поклонилась в пояс мудрецу.                                          Мудрец3: Да нет, не то, заволновался третий   Ученик1: Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… 4 Учитель:  ­ Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? (добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь,  щедрость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность)  Учитель : Ответ  сравниваем с ответом мудреца: Мудрец3: Да нет, не то, заволновался третий. Ученик1: Дослушайте, что строго он ответил!) Мудрец3: Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека ­ совесть! (прикрепляю карточку со словом «совесть» на дерево)          Учитель : ­ Какие качества в человеке мудрецы считают главными? ( разум, воля, совесть) Учитель : ­ Прочитайте эпиграф урока. Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон Слайд 7 Ученик: Мама, что такое совесть?  ­ Совесть, дочка, ­ это повесть Про хорошие дела ­ Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт ­ Никого не подведёт. Совесть ­ клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. 5 Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. ( А. Лопатина, М. Скребцова) Учитель:  Совесть одно из ключевых слов темы нашего сегодняшнего урока. Второе ключевое слово узнаете, ответив на вопрос:   Учитель: Подберите синоним к слову сожаление, когда человека мучает совесть и он испытывает сожаление от совершенных ошибок.  (раскаяние) Учитель: Сформулируйте тему урока. («Совесть и раскаяние») Слайд 8 Учитель:­ Какие цели мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? (Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести? Что значит "чистая совесть"?) V.Работа над притчей «Бабочка» Слайд 9 Учитель: ­А сейчас послушайте притчу Ученик: – Эта история произошла давным­давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом, же  городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу ­ ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда  станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или  мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…» Учитель:  – Скажите, пожалуйста, так что же в руках злого человека? (жизнь бабочки). Как вы думаете, какой выбор может сделать этот  человек по отношению к бабочке? (или убить, или отпустить) – Как можно оценить убийство бабочки? (это зло) – А если он сохранит ей жизнь? (это добро) 6 VI.Работа с текстом учебника (8мин) Учитель: ­ Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Это вы прочитаете на с. 36 учебного пособия. Учитель:­ Что такое добро? Прочитайте. (Добро ­ это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.) Учитель:  ­ Приведите примеры добрых поступков. Слайд 10 Ученик 1: Добрым быть совсем ­ совсем не просто. Не зависит доброта от роста,  Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. Учитель: Назовите антоним к слову добро. Учитель: Что такое зло? Прочитайте с. 36 учебного пособия (Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей). Учитель: ­ У слова «зло» в православии есть синоним – « грех» Что такое грех? Прочитайте с. 36 учебного пособия (Грех – это недоброе чувство, мысль или дело) Учитель:­ Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. VII. Работа со словарями. (5мин) Обратимся к словарю В.Н. Даля. Какое определение дает он? Что же такое совесть? («Совесть ­ внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка,  способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее кистине и добру». 7 Совесть ­ это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека  (крик души). Совесть ­ мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. ) Учитель: Прочитаем в словаре С.И. Ожигова определение слова «совесть». (Совесть­ чувство нравственной ответственности за своё поведение  перед окружающими людьми, обществом.) Учитель: ­ Дети, скажите, что же такое совесть? Учитель: Подберите однокоренные слова к слову совесть. (Совестливый, добросовестный, ....) (Совестливый – поступающий по совести. Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.) Учитель:­ Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед  другими людьми. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы  или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. (Стыд – тяжёлое  переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили). VIII. Чтение и обсуждение рассказа А.П.Гайдара «Совесть» (5мин) (Читают по ролям подготовленные учащиеся) Слайд 11­12 Учитель: Что делала девочка в роще? Учитель: ­Почему она не пошла в школу? Учитель: ­ Дети всегда в таких случаях не ходят в школу? Учитель: ­ Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да, шла украдкой, пряталась от знакомых), Учитель: ­ Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку), Учитель: ­ Кого встретила Нина в роще? 8 ­ Почему она помогла мальчику? Учитель: ­Почему Нина заплакала? Учитель: ­ Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Учитель: ­Что ей помогло? Учитель: ­ Какими словами заканчивается рассказ? Учитель: ­Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться,  нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. Скажите, как вы считаете, как  можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения) Учитель: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская  пословица. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке? Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая  ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно. Учитель: Так что же такое раскаяние? Слайд 13 IX. Работа с учебником (6мин) Учитель: ­Откройте учебники на 36 странице. Сейчас мы будем с вами читать библейскую историю «Отречение Петра». При чтении я прошу вас  особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра. (Фронтальное чтение текста детьми). Учитель: ­ Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа). Учитель: ­ Посмотрите на его портрет. Учитель: ­ Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех) Учитель: ­ Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его) Учитель: ­ Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился) Учитель: ­ Обоснуйте свой ответ. 9 Учитель: ­ Какое внутреннее состояние обрекло апостола Петра на мучения? (Совесть) Учитель: ­ Когда человека мучает совесть, он часто ходит с поникшей головой. Почему? Учитель:­ Про совесть говорят, как про живое существо. «Совесть без зубов, а грызёт.» О чём говорит совесть с человеком? (Обычно совесть  ругает, укоряет нас, когда мы что­то делаем не так. Она мучает нас. Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке;  мучается; ходит с поникшей головой.) видео ролик «Осколки в сердце» X. Рефлексия.(3мин) Учитель:­ Наш урок подошел к концу. Учитель:­ Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний, какими мыслями пополним наши души. Учитель: ­ Какую задачу мы ставили на уроке? Учитель: ­ Какой главный нравственный урок извлекли вы из этой темы? (Восстановление фразы Слайд 14) Учитель: ­ На столах лежат у вас цветочки. Возьмите теплыми руками цветочки, приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой  в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что  есть в душе каждого человека. Человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Сейчас мы цветы высадим на одну огромную клумбу, расположив их, недалеко друг от друга. Цветы, как будто очень дружны между собой. Оживите каждый свой цветок,  подаренный вам в начале урока. (Дети выходят к доске и прикрепляют цветы на доску; звучит песня «Дорогою добра») Учитель: ­Посмотрите, какая чудесная клумба получилась у нас. Так и мы с вами учимся, играем, трудимся вместе. Я желаю, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у  вас остались надолго. Доброта­ тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта ­ это отзывчивость, душевное  расположение к людям, стремление делать добро другим. Учитель: ­ Спасибо ,ребята, за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы! ­ Наш урок хочется закончить словами:  "Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести". 10 XI. Домашнее задание.(1мин) ­ Подготовить рассказ на тему «Приходилось ли вам испытывать муки совести?» 11 Список использованной литературы 1. Даль В.И.Толковый словарь великорусского языка. ­М: «ОНИКС 21век», 2004г.с.727 2. Кураев А.В., Основы православной культуры. 4 класс М.: «Просвещение», 2014. 136­39 3. Кураев А.В., Основы православной культуры. Электронное приложение. 4­5 классы М.: «Просвещение», 2014. 12

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018