ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.
Оценка 5

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
07.04.2018
ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.
ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ. ЦЕЛИ УРОКА: изучить состав мыла, его моющее действие, дать понятие о СМС, сформировать представление о мыле как соли высших карбоновых кислот; систематизировать знания о мыле и СМС; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; навыки работы с лабораторной посудой, реактивами; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе. Оснащение урока: учебник, таблица Менделеева, карточки-задания «Мир глазами химика»; интерактивный куб, тест, штатив, пробирки, фенолфталеин, раствор мыла и СМС, вода. ХОД УРОКА: МИНИ-МОДУЛЬ №1-содержательно-поисковый. 1. Оргмомент, создание ситуации психологического комфорта. 2.Сообщение темы урока (Сегодня тяжело представить свою жизнь без мыла и стиральных порошков. Поэтому, тема нашего урока… 3.Мотивация учения Историческая справка. Стирку без мыла описал Гомер в поэме «Одиссея». Женщины везли белье на возах ко рву в глинистом грунте, долго топтали его, полоскали ,расстилали на берегу моря ,где оно промывалось галькой. Глину добавляли для поглощения жира. Первое упоминание о мыле встречается в работах
urok_mylo.doc
ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ  ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ  СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ  НИМИ. ЦЕЛИ УРОКА: изучить состав мыла, его моющее действие, дать понятие о  СМС, сформировать представление о мыле как соли высших карбоновых  кислот; систематизировать знания о мыле и СМС; развивать умение  анализировать, сравнивать, делать выводы; навыки работы с лабораторной  посудой, реактивами; экологическое мышление; воспитывать бережное  отношение к природе. Оснащение урока: учебник, таблица Менделеева, карточки­задания «Мир  глазами химика»; интерактивный куб, тест, штатив,  пробирки,  фенолфталеин, раствор мыла и СМС, вода. ХОД УРОКА: МИНИ­МОДУЛЬ №1­содержательно­поисковый. 1. Оргмомент, создание ситуации психологического комфорта. 2.Сообщение темы урока (Сегодня тяжело представить свою жизнь  без мыла и стиральных порошков. Поэтому, тема нашего урока… 3.Мотивация учения      Историческая справка. Стирку без мыла описал Гомер в поэме «Одиссея».  Женщины везли белье на возах ко рву в глинистом грунте, долго топтали его,  полоскали ,расстилали на берегу моря ,где оно промывалось галькой. Глину  добавляли для поглощения жира.      Первое упоминание о мыле встречается в работах римского историка  Плиния Старшего в 1  в.до н.э. Он описывал мыло, которое получали из жира и золы растений. Такую же технологию использовали партизаны во время  Великой Отечественной войны. Когда появилось искусство мыловарения ­ неизвестно. Возможно, оно  появилось, когда мясо жарилось на костре, жир капал, соединялся с золой и  образовывалось мыло.       У многих народов существует выражение «посыпать голову пеплом»­в  случаях горя, а в праздники­ мазать жиром. При взаимодействии с кожным  жиром на поверхности волос образовывалась неприглядная корка. Люди  заметили, что такие волосы лучше моются. Позднее такую смесь стали варить  в горшках. Это было 2 тыс. лет назад. А в Европе мыловарение как ремесло  возникло в 15 столетии.      Изабелла Кастильская, которая в 15 ст. стала королевой Испании, вошла в  историю своими откровениями о том, что мылась всего два раза в жизни­после рождения и перед свадьбой.      Не лучше было и два столетия назад. В то время, как «три мушкетера»  обнажали оружие за короля, Людовик 14 подписал вердикт, которым  обязывал знать при посещении дворца пользоваться крепким парфюмом,  чтобы заглушить неприятный запах грязной одежды и немытых тел. Развитию мыловарения способствовало наличие сырья. Марсельская  мыловарня пользовалась оливковым маслом и содой. Юстус Либих оценивал  уровень культуры народа по количеству используемого мыла. 4.Актуализация опорных знаний Беседа: 1.Что собой представляют жиры? (сложные эфиры глицерина и карбоновых  кислот). 2.Какими кислотами образованы твердые и жидкие жиры? (стеариновой,  пальмитиновой, олеиновой, линолевой и линоленовой кислотами ) 3.Каковы продукты гидролиза жиров? (глицерин и высшие карбоновые  кислоты) 4.Какая вода называется жесткой? (природная вода, содержащая соли  кальция, магния, железа.) 5.Объяснение нового материала 1. Постепенное заполнение таблицы. Виды Мыло твердое­  натриевая соль  высших карбоновых  кислот Моющие средства. Получение Натриевые мыла получают  при взаимодействии  высших карбоновых кислот и соды или щелочи:С 17 Н35  СООН + NaOH =C17  H35   COONa + H2 O               Стеарат натрия Жидкие мыла­  калиевые соли высших кислот С17 Н 35СООН + КОН = С17  Н 35СООК + Н 2О С17 Н 35СООН + К2СО 3= 2С 17Н 35СООК + СО2+ Н2О СМС­ натриевые соли  кислых сложных  эфиров высших  спиртов и сульфатной  кислоты. R­CH 2OH + HO­SO 3H      R­CH 2–O­SO3 H+H2 O R­CH –OH + NaOH   R­CH –O­SONa + H O    МИНИ – МОДУЛЬ №2 – СП Свойства Щелочь разлагает жиры  и освобождает грязь.  Карбоновые кислоты с  водой образуют пену,  которая захватывает  частицы грязи. Если вода жесткая, то мыло не  пенится: 2С17  Н  35СООNa + Ca(HCO3 )2 =  (C17  H35  COO)2 Ca + 2  NaHCO3 Лучше, чем натриевые  соли , растворимы в  воде, и следовательно,  имеют лучшее моющее  действие. Кальциевые соли  растворимы в воде,  следовательно, не  утрачивают моющее  действие в жесткой воде. 2. Ядровое мыло; жидкое мыло.          Как же изготовляют мыло? В результате нагревания жира с водой в  автоклавах образуются глицерин и жирные кислоты. Для изготовления мыла  кислоты нагревают с раствором натрий карбоната. Чтобы выделить мыло, к  раствору добавляют натрий хлорид. При этом мыло всплывает в виде  плотного слоя – ядра. Из этой массы изготавливают ядровое мыло – обычные  сорта хозяйственного мыла. Жидкое мыло  ­ калийное.  3. Туалетное мыло.           Какие основные свойства туалетного мыла?  ­ хорошо растворяется, образует пену и в холодной воде; ­ быть пластичным в процессе производства (а не хрупким) ­ долго сохранять моющие свойства ­ быть стойким и к действию внешней среды. Высшие сорта туалетного мыла изготавливают только из качественных  натуральных жиров:60 – 65% говяжий жир, 15 – 20% ­ свиной жир и 15 – 20%  ­ кокосовое масло. 4. Получение СМС. 5. Моющее действие мыла (рис.9 стр.40)  6. Опыты      Лабораторная работа №5. Сравнение свойств мыла и СМС.    Опыт № 1.   В 2 пробирки наливаем жесткую воду объемом 4 мл. В одну добавляем  раствор мыла, в другую – раствор стирального порошка. Содержимое  пробирок встряхиваем и наблюдаем быстрое образование стойкой пены в  пробирке с раствором порошка. Вывод: в отличие от  обычного мыла, СМС хорошо стирают в жесткой воде, потому что их                Опыт №2 В 2 пробирки наливаем растворы разных СМС, добавляем фенолфталеин.  Наблюдаем в одной из пробирок появление розового окрашивания. Это  говорит о наличии щелочной среды.   Какое из указанных выше моющих средств следует использовать для стирки а) хлопчатобумажных б) шерстяных изделий? Вывод: для стирки шерстяных изделий следует выбирать нещелочное СМС  т.к. щелочь разрушает волокна шерсти МИНИ – МОДУЛЬ №3. АДАПТИВНО – ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ                                                 Мир глазами химика  7.Работа в группах. 1. Порошок «Ариэль» с биодобавками замечательно отстирает ваше белье в  горячей и холодной воде. Используется даже при кипячении. Мы лучшие! Оцените достоверность этой рекламы. (Ферменты – белки, поэтому при  кипячении он будет стирать, как обычный порошок) 2.Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 и замочила  белье, используя мыло. Вторая ­ довела воду до кипения, 5 минут кипятила,  охладила до 60 и начала стирку тоже с мылом. У кого лучше получится?  Почему? (Мыло стирает лучше в мягкой воде, поэтому лучше будет у той,  которая кипятила воду.) 3.  «Биодобавки «Нового лоска» любую грязь отстирают просто. Оцените  достоверность этой рекламы. (Биодобавки – для борьбы с загрязнениями  природного(белкового) происхождения. СМС удаляет также жир, но не  может устранить пятна от масляной краски, чернил.  В угоду рифме –  недостоверность рекламы.) 4.»Миф­универсал» ­ лучшее средство для стирки белья, чистки ванны и  мытья пола! Вы сэкономите с «Мифом» в 3 раза больше денег! Оцените  достоверность этой рекламы. Разбор ответов. 8.Кубирование. Как у кубика есть 6 граней, так и мы попробуем по 6 параметрам  описать мыло и СМС. Описать  объект  Установить  ассоциацию Твердое, жидкое, растворимо в  воде, мылкое на ощупь приятный запах, грязь, смерть  микробам, «Мойдодыр» ( тут и  мыло подскочило…) натриевое мыло –твердое ,  калиевое­ жидкое. Порошки, пасты «Дося», »Гала», «Вы ещё  кипятите? Тогда мы идём  к вам" Содержат щелочи, не  содержат щелочи,  энзиматические,  неэнзиматические. R­CH2 –O­SO3 Na Стирка, удаление жира с  посуды, шампуни. Загрязнение окружающей  среды, заболачивание  водоёмов(СМС не  разлагаются  микроорганизмами  водоёмов. Они выносятся  со сточными водами в  реки, покрывают воду  пеной, в результате чего  гибнет рыба и  микроорганизмы. На  Сравнить с  аналогичным: Проанализиро вать по  составу:  Где  применяется:  С17 Н 35СООК,  С17Н35СООNa стирка, мытьё, добавка к  ядохимикатам для образования  стойких эмульсий, которые  хорошо смачивают листья  растений. Са­  мыло (солидол)­смазочное  масло «За» и  «Против»:  для производства необходимы  жиры природного  происхождения. большинство низших  организмов (планктон,  водоросли) СМС  оказывает токсическое и  дезинфекционное  действие). 9.ТЕСТ 1. Мыло принадлежит к классу :    спирты      соли     карбоновые кислоты        сложные эфиры 2.Калийное мыло по консистенции : твердое      жидкое 3.Ядровое мыло – это …(слой мыла на поверхности после высаливания ) 4.Туалетное мыло отличается от хозяйственного…. 5.сырьём для производства мыла является…(жир, масло + сода или NaОН) 6.Почему СМС стирает лучше в жесткой воде? (Не образуется нерастворимых солей Са и Мg) 7.Какая вода называется жёсткой? 8.Какой порошок лучше использовать для стирки изделий из шерсти?( не  содержащий щелочи) 9.Общая формула СМС…R­CH­2 ­O­SO3Na 10.В качестве смазки применяют…(Са­ мыло ) 11.Из какой свечки­ стеариновой или восковой­ можно изготовить мыло? 12.Можно ли мылом выстирать бельё в морской воде? Проверка, оценивание. Рефлексия.  Подведение итогов урока.     Домашнее задание. При подготовке урока  использованы материалы  книги Пичугина Г.В.  «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва, «Аркти»,  2000г.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018