Кислородсодержащих органических веществах: спиртах и фенолах
Оценка 4.6

Кислородсодержащих органических веществах: спиртах и фенолах

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
07.04.2018
Кислородсодержащих органических веществах: спиртах и фенолах
Урок проводится в 11 классе. Сегодня мы поговорим о кислородсодержащих органических веществах: спиртах и фенолах. Проведем урок в форме деловой игры. Распределим роли. Девизы урока: «Один за всех и все за одного» /Девиз времен застоя, но в данной ситуации он актуален/. «Бережно относитесь не только друг к другу, но и к окружающей природе!» /Девизы написаны на плакатах и укреплены на магнитной доске/. Включаем мультимедийную установку и на экране читаем цель урока: I. Расширить и углубить знания учащихся о практическом использовании спиртов и фенолов. 2. Экологическое воспитание учащихся. 3.Антиалкогольное воспитание учащихся. 4.Взаимопомощь, развитие навыков и потребностей работы с дополнительной литературой. Президентская команда вручает руководителям комитетов конверты с заданиями. Учащиеся приступают к их выполнению. Комитет теоретиков. Учащиеся должны ответить на теоретические вопросы: 1.Какие вещества называются спиртами? Напишите формулы первых пяти членов гомологического ряда одноатомных спиртов. Запишите общую формулу спиртов. 2.Составьте структурные формулы одноатомных спиртов с молекулярной формулой С5H11ОН. Назовите их. 3.Напишите структурные формулы одноатомных спиртов: а/ 2- метилпропанол- 2 б/ 2,3- диметилпентанол- 3 в/ 2,4,4- триметилпентанол- 2 г/ 2,3 - диметилбутанол- 2 4. Назовите по международной номенклатуре следующие спирты: a) б) CH3 CH3 CH3 – CH CH C CH3 CH3 – С – CH2OH СH3 CH3 OH CH3 в) CH3 – CH – CH – CH3 г) CH3 CH2 CH CH2 – OH CH3 OH H3C – CH– CH3 5.Какие соединения называются многоатомными спиртами? Запишите структурную формулу этиленгликоля и глицерина. 6.Какие вещества относятся к фенолам, а какие — к ароматическим спиртам? Запишите формулу фенола. 7.Даны следующие формулы веществ:
42683032821.doc

Урок проводится в 11 классе.

Сегодня мы поговорим о кислородсодержащих органических вещест­вах: спиртах и фенолах. Проведем урок в форме деловой игры. Распреде­лим роли.

Девизы урока:  «Один за всех и все за одного» /Девиз времен застоя, но в данной ситуации он актуален/.

«Бережно относитесь не только друг к другу, но и к окружающей природе!»

/Девизы написаны на плакатах и укреплены на магнитной доске/. Включаем мультимедийную установку и на экране читаем цель  урока:

I. Расширить и углубить знания учащихся о практическом использо­вании спиртов и фенолов.

2. Экологическое воспитание учащихся.

3.Антиалкогольное воспитание учащихся.

4.Взаимопомощь, развитие навыков и потребностей работы с дополнительной литературой.

Президентская команда вручает руководителям комитетов кон­верты с заданиями. Учащиеся приступают к их выполнению.

 

Комитет теоретиков. Учащиеся должны ответить на теоретические вопросы:         

1.Какие вещества называются спиртами? Напишите формулы первых пяти членов гомологического ряда одноатомных спиртов. Запишите об­щую формулу спиртов.

2.Составьте структурные формулы одноатомных спиртов с мо­ле­кулярной формулой С5H11ОН. Назовите их.

3.Напишите структурные формулы одноатомных спиртов:

а/ 2- метилпропанол- 2

б/ 2,3- диметилпентанол- 3

в/ 2,4,4- триметилпентанол- 2

г/ 2,3 - ди­метилбутанол- 2

4. Назовите по международной номенклатуре следующие спирты:

      a)                                                                            б)               CH3

                    CH3

                                                                       CH3 – CH      CH      C      CH3

         CH3С – CH2OH                 

                    СH3                                                      CH3     OH       CH3

 

 

в)   CH3 – CH – CH – CH3     г)           CH3     CH2    CH    CH2  –  OH

      

                  CH3  OH                                      H3C  –  CH–  CH3

 

 

5.Какие соединения называются многоатомными спиртами? Запи­шите структурную формулу   этиленгликоля и глицерина.

6.Какие вещества относятся к фенолам, а какие — к ароматическим спиртам? Запишите формулу фенола.

7.Даны следующие формулы веществ:

 

                                                           CH3                                OH

                                  

а)                    CH2OH           б)                 OH                  в)                OH  

                   

 

 

                  CH3                                                OH

                          CH2 – CH2 – OH

г)                                                      д)                 OH

 


                                                                                OH

 

 

Укажите, какие вещества можно отнести к спиртам, какие к фенолам.

 

Комитет математиков-экономистов.

Должны решить задачи:

1. Какой объем этилена и сколько воды требуется дня получения 92 кг этилового спирта /н.у./?

2. Какой максимальный объем водорода /н.у./ может быть вытеснен натрием из 230 г этилового спирта?

3. Сколько этилового спирта можно получить из 320 г этилена, содержа­щего 2% примесей?

4. Из 21 г этилового спирта было получено 25 г йод-этана. Сколько это составляет в% от того количества, которое соответствует уравнению реакции?

5. Вычислите, сколько сгорело метилового спирта, если образовалось при этом 56 л углекислого газа/н.у./.

Комитет мыслителей. Им даются задания осуществить переходы.

  1. Составьте все уравнения реакций, при помощи которых можно осущест­вить следующие превращения:

 

 

                              C2H5OH

а)C2H5Cl

                              C2H4

б)CH4        C2H6        C2H4       C2H5OH       C2H5ONa

в)CaC2         C2H2       C2H4       C2H6        C2H5Cl        C2H5OH

г)CaCO3       CaC2         C2H2      CH3      CH2OH         CH3        CH2      Cl

                                                                                         

                                                                                       CH2 = CH2

Комитет изыскателей. /Должны предложить проекты получения спиртов/.

1. Как из пропана получить 1-пропанол? Составьте уравнения соот­ветствующих реакций.

2. Как на производстве получить этанол и метанол? Приведите уравнения соответствующих реакций. Какой из способов получения экологи­чески выгоден?

3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно превратить в 2-пропанол.

4. Как можно получить этиленгликоль? Составьте уравнения  соответствующих реакций.

5. Предложите экологически безвредное производство фенола.

Комитет практиков. /Применение спиртов и фенолов/.

1. Какое применение имеют метанол и этанол?

2. Для каких целей применяют этиленгликоль и глицерин?

3. Назовите области применения фенола.

Комитет конструкторов. Должны собрать модели молекул спир­тов из шаростержневых моделей и вылепить из пластилина.

1.Соберите модели молекул возможных изомеров спирта    состава C4H9OH.

2. Соберите модели молекул спиртов: метилового, этилового, пропилового.

Комитет экспериментаторов. Выполняют практический эксперимент.

1. Сравнить свойства спиртов в гомологическом ряду CnH2n+1OH с С1 по С5 /взаимодействие с натрием/.

2. Взаимодействие этанола и глицерина с натрием. Какой спирт энергичнее реагирует с натрием и почему?

3. Реакция гидроксида натрия с глицерином. Записать  уравнение реакций с образованием глицерата и диглицерата  меди.

4. Распознать этанол, глицерин и фенол.

Члены комитета допускаются к выполнению эксперимента после сдачи экзамена на профтехпригодность. Экзамен по ТБ принимает пре­зидентская команда. Конституционный суд проводит инструктаж.

Комитет историков. Работают с дополнительной литературой, которая находится на историко-экономической ярмарке. Учащихся должны приобрести ее, ответив на вопросы директора ярмарки. Затем они гото­вят краткие заметки по теме урока, но с историко-экологическим соде­ржанием.

Комитет экологов. Работают с периодической печатью, пользу­ются специальной литературой, заранее должны посетить больницу, ветлечебницу, районный центр эпидемиологии и гигиены. Готовят сообщения:

1. Перестройка производств и организация комплексного использования отходов других производств для получения спиртов и фе­нолов.

2. Экологическая безопасность при использовании спиртов и фенолов.

3. Выступает врач районного центра эпидемиологии и гигиены по вопросам экологических про­блем Беларуси и работе санитарных служб республики. /Врач - мама ученицы этого же класса/.

Комитет генетиков.

Учащихся готовят сообщения и рассказывают о вреде алкоголя на растущий организм, о токсикомании, их влиянии на генетический код наследственности.

Предоставляется слово врачу-гинекологу, приглашенному на урок.

Комитет журналистов. Журналисты получают задание осветить ход деловой игры в юмористической форме. К концу игры они представляют газету с рисунками и стихами, комментируют свою работу.

В ходе игры возникают вопросы, с ними учащихся обращаются в президентскую команду и получают консультацию. В президентскую  команду и конституционный суд избираются тайным голосованием наиболее под­готовленные учащиеся.

Конституционный суд следит за работой всех комиссий и оце­нивает учащихся, комментируя каждую оценку.

Президент и вице-президент следят за работой всего класса и указывают на недоработки, делают общий вывод, подводят окончатель­ный итог работы. Всем учащимся выставляются отметки.

Рефлексия: учащимся предлагаются рисунки творческих лабораторий, в которых они хотели бы проявить свои природные задатки (профориентация учащихся).


Урок проводится в 11 классе.

Урок проводится в 11 классе.

CH 3

CH 3

Комитет практиков . /Применение спиртов и фенолов/

Комитет практиков . /Применение спиртов и фенолов/

Президент и вице-президент следят за работой всего класса и указывают на недоработки, делают общий вывод, подводят окончатель­ный итог работы

Президент и вице-президент следят за работой всего класса и указывают на недоработки, делают общий вывод, подводят окончатель­ный итог работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018