Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Оценка 4.9

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
04.05.2017
Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Вид занятия - смешанный. Тип занятия комбинированный. Учебные цели занятия: способствовать пониманию зависимости между радиоактивным излучением и его биологическим действием. Дать понятие о строение атома, ядерных реакций. Задачи занятия: Образовательная:  конкретизировать понятие ионизирующее излучение через характер воздействия, определение величин (доза поглощенного излучения, коэффициент биологической активности, эквивалентная доза поглощенного излучения) и их единиц, знакомство внесистемной единицей – рентген; развить представление о радиационном фоне Земли. Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе научного познания. Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение слушать и быть услышанным. Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практиче-ской направленности в обучении физики, формировании умений применять полученные знания в различных ситуациях. Личностные: способствовать эмоциональному восприятию физических объектов, умению слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать инициативу и активность при решении физических задач, формировать умение работать в группах. Метапредметные: развивать умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Предметные: овладеть физическим языком, умением распознавать соединения па-раллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме, собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы.
занятие 57.docx
Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений. Вид занятия ­  смешанный. Тип занятия комбинированный. Учебные цели занятия:   способствовать пониманию зависимости между радиоактивным  излучением и его биологическим действием. Дать понятие о строение атома, ядерных реакций. Задачи занятия:  Образовательная: (cid:216) характер воздействия, определение величин (доза поглощенного излучения,  коэффициент биологической активности, эквивалентная доза поглощенного  излучения) и их единиц, знакомство внесистемной единицей – рентген; конкретизировать понятие ионизирующее излучение через развить представление о радиационном фоне Земли. Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе  научного познания. Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение  слушать и быть услышанным. Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практической направленности   в   обучении   физики,   формировании   умений   применять   полученные знания в различных ситуациях. Личностные:  способствовать эмоциональному восприятию физических объектов,  умению  слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать  инициативу  и  активность  при решении физических задач, формировать умение  работать в группах. Метапредметные:  развивать умение понимать и использовать средства наглядности  (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алгоритмических  предписаний и умений действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Предметные:  овладеть физическим языком, умением распознавать соединения  параллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме,  собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы. Ход занятия: 1. Организация начала урока (отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку, ответы на вопросы студентов по домашнему заданию) – 2­5 мин. Преподаватель сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и знакомит  учащихся с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Преподаватель  создает условия для мотивации учебной деятельности. Освоение нового материала: Теория.   Человек …пока он составляет часть         природы, должен следовать ее законам. Б.Спиноза Бенедикт Спиноза нидерландский философ­материалист. Годы жизни 1632­1677. Словарь: радиация, радиоактивность, радиоактивный распад, радиоактивное излучение,  ионизирующие излучение, ионизирующая радиация,  доза поглощенного излучения, коэффициент  качества, эквивалентная доза поглощенного излучения, грэй, зиверт, ренген,  радиационный фон,   дозиметр.    Вспомним, что мы знаем о строении атома: 1. Модели атома Дж. Томсона и Э. Резерфорда. 2. Модель атома водорода по Бору. Итак, центральной частью атома является ядро. Представление Резерфорда о центральном  массивном ядре, окруженном в основном пустотой, остается незыблемым. В 1932 году В.Гейзенберг и Д.Иваненко предложили протонно­нейтронную модель ядра. Все  ядра состоят из положительно заряженных протонови не имеющих заряда нейтронов. В  современной ядерной физике эти частицы объединяют общим названием нуклоны. Они имеют  практически одинаковую массу 1 а.е.м. = 1,67 * 10 –27кг, d = 10­12 см, Е = mc2 = 1 а.е.м.*С2 = 931,5  МэВ. Ядро любого химического элемента может быть описано всего двумя числами: 1. Порядковым номером атома в таблице Менделеева – атомный номер Z. 2. Массовым числом – А. Z – атомный номер показывает число протонов в ядре, он так же численно равен заряду ядра. А – массовое число представляет собой сумму числа протонов и нейтронов в ядре. Число нейтронов обозначается буквой N и может быть вычислено как N = A – Z В то же время, все атомы одного и того же элемента не обязательно содержат одинаковое  количество нейтронов. Атомы одного элемента с разным количеством нейтронов  называют изотопамиэтого элемента. Например: Большинство элементов существует в природе как смесь изотопов в разных пропорциях.Если  посмотреть в таблицу Менделеева, то мы увидим, что атомные массы химических элементов  иногда сильно отличаются от целых чисел. Это означает, что в таблице указано среднее значение массы, с учетом процентного содержания всех изотопов. А теперь я предлагаю вам на этом этапе нашей работы заполнить карточки «Проверь  себя»: (один из вариантов) 1) Известно, что ядро химического элемента содержит 85 протонов и 120 нейтронов. Как  называется этот элемент? 2) Заполните пропуски: 12 3) Заполните пропущенные клетки в таблице: ?Аg; 200 ?Нg; 238 92 ? ? С; 16 ?О; 24 12? ;108 Символ Порядковый номер Массовое число Число нейтронов 6С 12 Изотоп Углерод ­ 12 Углерод ­ 13   8О Кислород ­ 16 16 38Sr Стронций ­ 90 90 Йод ­ 131 53I 131             Если представить ядро как шарик, внутри которого упакованы протоны и нейтроны, то встает  вопрос: Какова природа сил, удерживающих их между собой? Существование ядер возможно только в том случае, если между частицами действуют силы  особой природы. Они не электростатические («+» с «+» отталкиваются). Они не гравитационные (массы частиц очень маленькие). Эти новые силы получили название ядерные  силы,порождаемыесильнымвзаимодействием. Ядерные силы имеют короткодействующий  характер и стремятся к нулю, если расстояние между частицами превышает размерядра. Физики  их называют «богатырь с очень короткими руками». Для того чтобы удалить нуклон из ядра, преодолеть ядерные силы, надо совершить большую  работу, т.е. сообщить ядру значительную энергию. Под энергией связи ядра понимают ту энергию, которая необходима для полного  расщепления ядра на отдельные частицы. Оказывается, что масса ядра всегда меньше суммы масс слагающих его нуклонов.  Воспользовавшись уравнением Эйнштейна Е = mc2: Есв= (Zmp + Nmn – Mя) с2. В ядерной физике энергию измеряют не в джоулях, а в электрон вольтах (1 эВ – такая энергия у  электрона, пролетевшего разность потенциалов в 1В) Радиация   –   один   из   многих   естественных   факторов   окружающей   среды,   радиоактивность   – неотъемлемый   элемент   нашего   бытия,   который   в   условиях  научно­технического   прогресса, приобрел важное значение в проблеме безопасности жизни и здоровья людей.            Вам в начале жизненного пути трудно предвидеть, как сложится ваша жизнь в дальнейшем. Но я думаю, что этот урок­размышление  заставит вас по­новому увидеть многие факты, осознать нравственные аспекты научно­технического прогресса.      В течение чтения учебного текста вы встретитесь с новыми терминами. Послушайте их. А теперь прочитаем вместе. Откройте тетради. Запишите тему урока. Вспомните, что вы знаете о действие радиации. Обсудите в  группе и составьте кластер. Напишите на листе «Биологическое действие радиоактивных излучений» Все это вы можете выражать словесно, символами, рисунками, условными знаками. Защита кластеров. А сейчас прочитайте следующую информацию по теме. Рядом с каждой фразой поставьте свое  отношение к ней: + помечаете то, что вы знаете, а – помечаете то, что противоречит вашим  представлениям. Ключевые фразы «Веришь (+), не веришь (­)» 1.Ионизация живой ткани нарушает жизнедеятельность клеток, из которых ткань состоит. 2.Наиболее чувствительны к радиационному воздействию сердце, почки. 3.Радиация воспринимается органами чувств человека.  4.Доза излучения 0,5 грей, полученная за короткое время, смертельна. 5.Курение 20 сигарет в день равносильно 200 ренгеновским снимкам. 6.Дозиметр – устройство, создающее радиационное излучение. Проверка разметки текста.  Прочитайте следующий текст (приложение). При чтении текста подчеркните  несколько цитат, подумайте свои комментарии: что заставило  выделить эту цитату. Следует знать способы защиты от радиации. Защититься от альфа­излучения можно листом бумаги, одеждой, кожей человека. Альфа­частицы,  попавшие внутрь организма (с пищей, воздухом, через открытые раны), представляют большую  опасность. Защитой от бета­излучения может служить слой алюминия толщиной в несколько миллиметров. Гамма­излучение задерживается толстым слоем свинца или бетона. Советы и рекомендации на случай радиоактивного загрязнения. Не паниковать. Удалиться от источника радиации. Находиться лишь короткое время в зоне радиации. Защита поглотителем (использовать стену, специальный скафандр). Желательно меньше потреблять воды. Пить только кипяченную воду. Посещать баню, сауну: с потом из организма выводятся радионуклиды. При купании в открытых водоемах нужно помнить, что основное их количество находится в иле и на  берегу в песке. Ягоды перед употреблением необходимо длительное время мыть в проточной воде.    Грибы рекомендуется вообще не собирать! В крайнем случае их надо вымочить или отварить. Фрукты лучше всего очищать от кожицы и есть только мякоть (а еще лучше выжимать из них сок). Овощи также нужно тщательно мыть и очищать от кожуры. Картофель хорошо поглощает цезий,  поэтому не варите его в «мундире», не пеките его в костре.  Однако если произошло облучение, то ликвидировать все его последствия невозможно, так как  изменения в живом организме под действием ионизирующей радиации необратимы. Можно лишь  несколько уменьшить их отрицательный эффект с помощью радиопротекторов. Радиопротекторы – это вещества, уменьшающие чувствительность организма к радиации. Они создают недостаток кислорода в клетках, в результате чего клетки не так активно делятся, количество повреждений от радиации уменьшается. Радиопротекторами являются витамины, пептины, каротин,  янтарная кислота. Они могут увеличить сопротивление организма в 2 раза. Наличие естественного радиационного фона – необходимое условие эволюции жизни на Земле.  Обязательным условием эволюции является изменчивость как следствие мутации генов. Одним из  факторов, вызывающих мутации, является естественный фон ионизирующей радиации. В отсутствии  радиационного фона, вероятно, не было бы и жизни на Земле в ее настоящем виде. Возвращение к фразам и кластерам. Правила написания синквэйна 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы,  деепричастия…) 4.Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Человек должен всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в её тайны, нельзя нарушать её  законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом : «Не навреди!», быть  осмотрительным, внимательным, просчитывать  десятки связей и ходов наперед, а главное – всегда  помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты. Написать синквей. Домашнее задание. Разделить в тетради чистую страницу пополам. Слева записывать подчеркнутые  тезисы, а с правой стороны свои комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она  вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Примерно сделайте хотя бы пять записей. Написать отзыв об уроке. 1.Какое физическое явление называется радиоактивностью? 2.Какие различают виды радиоактивности? 3.Какие виды распада вы знаете? Приложение  Текст для маркировки Биологическое действие радиоактивных излучений      Биологическое воздействие излучения на живой организм – ионизация атомов и молекул в его клетках.  Под действием  радиации  поражаются  клетки  тканей,  прежде  всего  их  ядра, нарушается способность клеток к делению и обмен веществ в них. Наиболее чувствительны к радиационному воздействию   кроветворные   органы   (костный   мозг,   селезенка,   лимфатические   железы),   эпителий слизистых оболочек (в частности, кишечника), щитовидная железа. В результате возникают тяжелые заболевания: лучевая болезнь, злокачественные опухоли, приводящие нередко к смертельному исходу.      Облучение живых организмов может оказывать и определенную пользу. Быстроразмножающиеся клетки в злокачественных (раковых) опухолях более чувствительны к облучению, чем нормальные. На этом   основано   лечение   рака.   Специфическая   особенность   радиоактивных   излучений:   они   не воспринимаются   органами   чувств   человека   и   даже   при   смертельных   дозах   не   вызывают   болевых ощущений в момент облучения; в этом их «коварство».    Степень биологического воздействия зависит:   от вида излучения,   его интенсивности,    продолжительности облучения организма. Характеристики излучения.    Доза поглощенного излучения (D) – отношение энергии излучения, поглощенной облучаемым телом, к его массе. Единица поглощенного излучения  ­ грей (1Гр). 1Гр = 1 Дж/кг.      Разные излучения оказывают разные воздействия. Второй характеристикой облучения является коэффициент   качества   излучения   (k).   Коэффициент   качества   рентгеновского   и   гамма­излучения принят равным единице. Значения коэффициента качества (k) для разных видов излучения. Вид воздействия k Бета и рентгеновское излучение Медленные нейтроны Быстрые нейтроны Альфа­частицы 1 5 1 0 2 0 Для  живых организмов  – эквивалентная доза (Н).  Эквивалентная   доза   поглощенного   излучения   –   произведение   дозы   поглощенного   излучения   на коэффициент качества: Н =D . k. Единица эквивалентной дозы – зиверт (1 Зв). 1зиверт равен эквивалентной дозе, при которой доза поглощенного гамма­излучения равна 1 грею. Величина   эквивалентной   дозы   определяет   относительно   безопасные   и   очень   опасные   для   живого организма дозы облучения.  Допустимая доза облучения < 0,25 Гр Доза облучения, вызывающая лучевую болезнь 1­6 Гр Смертельная доза облучения 6­10 Гр. На практике широко используется внесистемная единица излучения – рентген (Р).  1Р = 0,01Гр. Каждый живой организм подвергается внутреннему облучению. Это обусловлено тем, что с пищей, водой   и   воздухом   он   поглощает   различные   химические   элементы,   обладающие   естественной радиоактивностью; к их числу относятся в первую очередь углерод, калий, уран, торий, радий, радон.  Радон – это тяжелый, не имеющий цвета и запаха инертный газ. Он образуется в почве и выходит в  атмосферу. Его концентрация очень велика в закрытых непроветриваемых помещениях; особенно  высока она в подвалах, нижних этажах здания. В растворенном виде он всегда содержится в воде (и  выделяется из нее). Он есть и в природном газе, откуда при сжигании переходит в воздух помещений.  Самой простой и эффективной мерой снижения радоновой опасности является вентиляция. Поступление радона в помещение от различных источников. Курение – опасный источник внутреннего облучения! Выкуривающий за день 20 сигарет получает  такое же облучение, как будто ему сделали 200 рентгеновских снимков. Процентный вклад различных источников ионизирующего излучения в естественный радиационный  фон приведен на рисунке. Для обнаружения и измерения доз ионизирующих излучений и их мощностей служат дозиметры.  Бытовые дозиметры определяют дозу радиоактивного гамма­излучения.    Домашнее   задание:   излучений.   Сообщение:   Биологическое   действие   радиоактивных

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Тема занятия:  Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017