Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»
Оценка 4.9

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
технология
9 кл
15.10.2018
Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»
Тема занятия: «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо» выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере. 1. Расширить представление детей о различных профессиях. 2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту. 3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.Тема занятия: «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо» Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере. Задачи: 1. Расширить представление детей о различных профессиях. 2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту. 3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо».doc
Тема занятия: «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо» Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной  сфере. Задачи: 1. Расширить представление детей о различных профессиях. 2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту. 3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному  профессиональному выбору. Ход занятия  »). (Настрой на работу «Дерево достижений   I.Приветствие.   Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки  разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему  дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.  Те, кто выбрал красный, ­ желают общаться. Желтый – проявят активность. Синий – будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. II.Беседа. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь  этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, 40 тыс. дорог –  именно столько существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.  Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения,  и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию человек,  выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?  Эпиграфом нашего занятия я выбрала такие слова о труде: «Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни»    «Чтобы жить, надо уметь что­то делать» Вопросы: 1) Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию? 2) Кто пока не определился?  3) Кого этот вопрос пока еще не интересует?  4) А можете ли вы мне ответить, что такое профессия? (Конфуций) (М.Горький) На слайде даны четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной  деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.  (слайд) Вопрос: Как вы объясните различия между этими словами? (ответы детей) ( далее слайд с определениями понятий, которые дает учитель) Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для  существования и развития. Учитель, токарь, врач, инженер, парикмахер, водитель,  швея, кулинар.) Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Хирург, маляр, пианист,  литературный критик, столяр, летчик­испытатель) Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Должность – это место, занимаемое человеком в организации. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Выбор профессии ­ сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От  продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно  выбрать профессию ­ значит найти свое место в жизни. Надо для себя определить  главную цель: чем заниматься; объективно проанализировать и оценить свои  возможности. III.Упражнение:  Определите на слух, о какой профессии идет речь:  ( задание и ответы на слайдах). – Эту профессию называли ремеслом в ранге искусств: душно, жарко, но  работают по тем же законам, что и художники. От их изделий взгляд  не оторвать, а попробуешь ­ пальчики оближешь». (повар) – Их рабочим местом был низенький верстак, излюбленными  инструментами – молоток и деревянные шпильки. В средневековье они  орудовали шилом, иглой да промасленными нитками. Сейчас их  осталось мало, но их изделия пользуются большим успехом.(сапожник) – Они создают истинные шедевры искусства, используя ткани, кружева,  стразы, ленты. И все модницы света благодарны им за эту работу. (модельер) – Они учат буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На все смотреть и все запоминать.(учитель) –   Кто у постели больного сидит?    И как лечиться, он говорит. (врач) Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием  настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.  Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии? (ответы детей) Давайте вместе рассмотрим эти факторы. 1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет  представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для  выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо  известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. 2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая  профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет  удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть  лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с  коллективом (менеджер, педагог, тренер). 3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому­либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для  этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке,  недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.  Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. 4. Уровень притязаний и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя  своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои  возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания ­ важный внутренний  регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в  планировании карьеры.  5. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии  старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь  медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители  считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом  случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.  С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы,  посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных  путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное  образование детей, помогает материально в период обучения.  6. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек  представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя  нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется  говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне  возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того,  крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии  «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор  будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор. 7. Позиция учителей, профессионалов. Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть  односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о  способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за  учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. 8. Личный профессиональный план (ЛПП).  За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет  достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно  спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое­либо  решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и  нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних  условиях достижения намеченных целей.  Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии.   Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает  самостоятельно. Существует несколько типов ошибок:   (cid:216)  незнание мира профессий;   (cid:216)  незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых  профессией;   (cid:216)  незнание правил выбора профессии;   (cid:216)  мнение, что профессия выбирается раз и навсегда;   (cid:216)  выбор профессии из соображений престижности;   (cid:216)  увлечение внешней или частной стороной профессии;   (cid:216)  отождествление учебного предмета с профессией;   (cid:216)  выбор профессии должен быть подсказан не только интересом к ней, но и реальным  представлением человека о своих возможностях;   (cid:216)  нельзя подавать документы в учебное заведение «за компанию» с приятелем,  выбирать близлежащее учебное заведение.  IV.Мини –лекция «Формула профессии».  Вопрос: Что получится, по вашему мнению, если сложить три слова, которые  являются темой нашего сегодняшнего занятия: хочу, могу, надо. Я открою вам  секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации  установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.  Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:  Хочу (ответы детей) – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.  Могу ( ответы детей) ­  это все, что мне по силам, по способностям.  Надо (ответы детей) – это все, что нужно для общества, страны. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает свои личные  устремления (хочу), свои возможно (могу), и потребности общества в этой профессии  именно в данный момент (надо). 1.    Давайте начнем с первого условия. Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности. Вопрос к ученикам. ­Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы  учеников). Учитель  Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким­ либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда  родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и ра­ ботает «спустя рукава».Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух). 2.    Обращение к надписи «Могу» Что же такое «могу»?  Могу ­ это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье. Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников). Учитель  Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет  выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности. 3.    Обращение к надписи «Надо» Как  вы думаете? Надо – это потребность общества в данной профессии. Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников). Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать  прогнозы на будущее. Получается: профессия должна быть востребована на рынке труда. 11. Работа в группах.   Действительно, выбирать профессию не просто. Часто мы хотим одно, нам предлагают  другое, друзья советуют третье. Как же поступать, когда ваши способности и  возможности не совпадают? После окончания школы учебного заведения выпускников  оказываются в ситуации …выбора. Какие же ситуации у вас могут возникнуть?  Рассмотрим такие ситуации.  Практическая работа. Работа по карточкам в группах, каждой из которых раздается карточка с ситуациями выбора  профессии. Ситуация 1 Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее  любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не любит читать книги,  увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом? Ситуация 2 Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается и собирается поступать в школу милиции  по совету друга, который хочет работать милиционером. Имеет сниженное зрение и часто болеет.  Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя этому юноше? Ситуация 3 Андрей мечтал военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в отпуск,  Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе Андрей учился хорошо,  но у него кружилась голова, наблюдалась одышка. О своем недомогании он никому не говорил. С  врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей? Ситуация 4 Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел  отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после  окончания 9 классов его друг уговорил пойти ПУ по профессии портной верхней одежды.  Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил с другом в ПУ. Какую ошибку  допустил Витя? К чему она может привести?        Выбор профессии ­ очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти  3 условия: ∙       "хочу» профессия должна приносить радость и доход; ∙        "могу» у человека должны быть способности и возможности; ∙       «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда Заключительное слово. И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение —  «найти себя». Как вы его понимаете? Примерные ответы детей:  — Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.  — Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.  — Найти применение своим талантам. Найти свое признание. Учитель : Найти себя ­ значит понять свое признание, назначение, определить  свои интересы, склонности. Поиски себя ­ это длительный процесс и он может  продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.  Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него  душу, то счастье само Вас отыщет» Выбор профессии  это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую  бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе.  Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и  он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно  разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и  недостатки. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье ­ это  когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой",  а известный советский  педагог  Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы  удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет».  Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.  Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед  вами.  И я вам желаю правильного VI.Подведение итогов занятия. 1. Что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии? 2. Что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию? Я хотела бы закончить наше занятие словами одного из величайших учителей,   педагога­практика, теоретика, ученого  Василия Александровича Сухомлинского: «Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища не помогут» (В. А. Сухомлинский) (Пожелания удачи учащимся в выборе правильного пути) Давайте вместе рассмотрим эти факторы. 1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет  представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для  выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо  известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. 2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая  профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет  удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть  лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с  коллективом (менеджер, педагог, тренер). 3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому­либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для  этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке,  недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.  Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. 4. Уровень притязаний и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя  своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои  возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания ­ важный внутренний  регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в  планировании карьеры.  5. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии  старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь  медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители  считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.  С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы,  посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных  путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное  образование детей, помогает материально в период обучения.  6. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек  представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя  нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется  говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне  возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того,  крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии  «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор  будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор. 7. Позиция учителей, профессионалов. Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть  односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о  способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или  истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за  учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. 8. Личный профессиональный план (ЛПП).  За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет  достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно  спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое­либо  решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и  нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних  условиях достижения намеченных целей.

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Тема занятия «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2018