Цель: Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Задачи: Продолжить обучение практическому исследованию природных явлений.
Учить пользоваться мнемотаблицей.
Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение. Расширить и активизировать словарь детей прилагательными: холодный, белый, непрозрачный, сыпучий. Формировать экологическую культуру воспитанников.
Оборудование:
мини-лаборатория.
Ход: Воспитатель читает стихотворение «Снежинки». М. Родина
( стихотворение – содержит логическую задачу для детей или проблему)
У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
После чтения стихотворения предлагаю детям отгадать, кто взял снежинки.
Выслушав ответы детей, предлагаю беседу.
Беседа «Что такое снег»
Маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
–А какой бывает снег?
Снег: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем о свойствах снега. Аеще составим схему, которая поможет нам при рассказе.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их
свойств.
Я приготовила для вас миски:положила снег.
Тема: Знакомим детей средней группы с физическими свойствами снега.
Цель: Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Задачи: Продолжить обучение практическому исследованию природных
явлений.
Учить пользоваться мнемотаблицей.
Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое
воображение. Расширить и
активизировать словарь детей прилагательными: холодный, белый,
непрозрачный, сыпучий.
Формировать экологическую культуру воспитанников.
Оборудование:
минилаборатория.
Ход: Воспитатель читает стихотворение «Снежинки». М. Родина
( стихотворение – содержит логическую задачу для детей или проблему)
У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
После чтения стихотворения предлагаю детям отгадать, кто взял снежинки.
Выслушав ответы детей, предлагаю беседу.
Беседа «Что такое снег»
Маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя
шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
–А какой бывает снег?
Снег: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый,
хрустящий, мягкий и т.д.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем о свойствах снега. Аеще
составим схему, которая поможет нам при рассказе.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их
свойств.
Я приготовила для вас миски:положила снег.
Опыт №1. «Определение цвета».Какого цвета снег? (белый)
Показываю схему
Опыт №2. «Воздействие температуры».
Ребята, возьмите в ладошку маленькую
щепотку снега.
Что произошло? Дети выполняют задание,
отвечают на вопрос.
Значит, снег – это ..
Под действием тепла снег превратились в
воду. Значит, снег образуются из воды под
действием мороза.
Опыт №3. «Определение запаха»
Есть ли запах у снега? (нет)
Опыт №4 «Определение прозрачности».
Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте
посмотрим, видно картинку (нет). Под снегом не
видно. Значит снег – непрозрачный.
Опыт №5. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега?
(Сыпучий). А сейчас, ребята, возьмите ложки и сделайте в снегу ямку.Получилось? Теперь ложечкой перемешайте снег. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Это говорит о том, что снег рыхлый. Ребята, как вы
считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что
было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали
льдинки? Ответы детей.
Выводы:
Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, под действием тепла превращается в воду, без запаха,
непрозрачный, рыхлый, сыпучий.
Посмотрите перед вами таблица, в которой рассказывается
последовательность, как проводили опыты
(схема, в которую заложена информация)
Физминутка. (Дети кружатся, делают плавные движения руками.)
Мы снежинки, мы пушинки!
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок!
А сейчас А теперь, когдамы с вами познакомились
со свойствами снега,
давайте попробуем сами
подобрать картинку
(игра: «Подбери картинку»)Итог: Рефлексия
Вот снежинки. Я предлагаю вам выбрать чтото одно: если в ваших
исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей,
если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую
снежинку. А если чтото не понравилось, было трудно или неинтересно,
выберете грустную льдинку.
Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами.
Обучения: Особое место в работе с детьми занимает использование в
качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная
информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время
обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления;
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов
в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере занятия «Знакомим детей с
физическими свойствами снега».
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы
необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные
образы .