Тема: "Звездное небо".

  • Лекции
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист). Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).
Иконка файла материала урок2.doc
Звездное небо. Цель: Дать представление о виде звездного неба, МАС, понятие созвездия, яркие звезды и обозначение,  различие по яркости и светимости, звездная величина, легенды о созвездиях, ПКЗН. Задачи: 1. Обучающая: ввести понятия – созвездия, звездная карта (полюс мира, небесный экватор), звездная  величина, продолжить формирование умения работать с картой и справочными таблицами. 2. Воспитывающая: на примере понятия «созвездие» показать существенное различие между кажущимся и  истинным расположением светил в пределах данного участка неба. 3. Развивающая: актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами,  приступить к формированию умений и навыков работы со звездной картой. Для развития интереса  к  изучаемым вопросам рекомендовать учащимся ознакомиться с мифами и легендами о звездном небе,  способами отыскания созвездий. Полезно сообщить, что знание звездного неба необходимо не только  геодезистам, картографам, морякам, летчикам, космонавтам, но и любому человеку. Интересующимся  астрономией, можно предложить подготовить рефераты о «достопримечательностях» тех или иных  созвездий. узловые вопросы (досмотреть)  Различие звезд по яркости (светимости), цвету.  Видимое суточное движение  звезд. Знать:    1­й уровень(стандарт) – понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной  величины.    2­й уровень ­ понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины,  МАС, яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус. Уметь:    1­й уровень (стандарт) – записывать обозначение звезд, находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН  созвездия и звезды, определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск.    2­й уровень ­записывать обозначение звезд, находить на небе созвездия по характерной  группе звезд  (Большой и Малой Медведицы и 2–3 созвездия, хорошо видимые в данной местности),  пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, ,  определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск, производить расчеты для  телескопа. Оборудование: звездные карты (демонстрационная) и подвижные (ПКЗН), географический глобус, глобус звездного неба, школьный астрономический календарь (ШАК), диапозитивы “созвездия”, фотографии  участков неба, список созвездий, Приложение №13, Телескоп, CD­ "Red Shift 5.1", CD­Большая электронная  детская энциклопедия (или например  Астрономия ­ полный мультимедийный курс и т.д.), дидактический  материал с/р №1. Межпредметные связи: Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы;  горизонт, плоскость и стороны горизонта. Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте.  Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл). Ход урока: I Опрос учащихся  а)У доски 2 человека: ­ 1.Телескопы     2. Что изучает астрономия. Системы. б)Карточки отдельным учащимся типаV ­ 1 1. Какова разрешающая способность и светосила  30 дюймового [72см] телескопа­рефлектора  установленного в 1885г на Пулковской  обсерватории (разрушен в годы ВОВ). V ­ 2 1. В чем отличие астрофизики  от небесной механики? V ­ 3 1. Какова разрешающая  способность и светила  орбитального телескопа  “Хаббла” выведенного на  орбиту 25 апреля 1990г,  если диаметр главного  зеркала 2,4 м. 2. В каком  телескопе  ход луча  представляет вид  2. Какова разрешающая  способность 100 дюймов (2,5м)  и светосила телескопа­ рефлектора, установленного в  1917г в Маунт­Вилсонской  обсерватории США и  являющегося самым крупным в  мире до 1938г. в) Работа с классом по вопросам (стр. 11 учебника, до  окончания подготовки на доске учащихся). 1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах  2. Начертите схему,  поясняющую взаимосвязь  астрономии и других наук. природоведения, естествознания, физики, истории?  2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о  природе.  3. Какие типы небесных тел вам известны?  4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?  5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?  6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора? 7. Решение каких задач занимается небесная механика? 8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете? 9. Почему современная астрономия является всеволновой? 10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны? II Новый материал.       В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд ­ в  котором кажется, невозможно разобраться.         Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные  фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.        У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество.  Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это  существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах  лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500­3000 звезд (в зависимости  от вашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000.        Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное  движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец – было известно >  4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны  описания созвездий в древности.       Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.  Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.   18 век – Монголия – было 237 созвездий.   2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий.  15­16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба.   В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.        Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов  (там церковь в 1627г издала атлас созвездия “Христианское звездное небо”, давались  названия монархов –  Георг, Карл, Людовик, Наполеон).       Многие звездные карты (атласы) 17­19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один  звездный атлас Яна Гавелия (1611­1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное  расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и  титульный лист).Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона). Созвездия ­ область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися  внутри его границ.  Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые  яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство  арабские).      В 125г до НЭ ГИППАРХ (180­125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой  яркости на звездные величины, обозначив самые яркие ­ первой звездной величины (1m), а  еле видимые – 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими  способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже  отрицательные. /показать обозначение ­ Запись типа m=­1,6m). Итак звездная величина ­  видимая яркость (блеск) звезды.      В 1603г Иоганн Байер (1572­1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и  впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения  блеска (наиболее яркие). Самые яркие –       Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега ( Полярная ( CD­Большая энциклопедия ­(показ созвездий, или диапозитивы с созвездиями).   Видимость созвездий в течение года в средних широтах. β γ δ ε α  и т.д.  ,  ,  , затем  α α  Лиры), Сириус (  Большого Пса),  ,  α  М. Медведицы).  / смотреть приложение  – Название наиболее ярких звезд/.  Практическая работа  ПКЗН – у каждого на столе. Посмотреть созвездия.  Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.  А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой “вращается ” небо. Географические  координаты (Экватор). Б) Накладной круг ( >φ  =55o). Центр­Зенит. Вид неба – совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.  В) CD­ "Red Shift 5.1"­ показ запуска и общее знакомство с содержимым.                 = установить чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.                   = найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.                 = вращение неба, получение информации об объектах. III Самостоятельная работа Дидактический материал =Проверочная работа №1 §1­2, дополнительно работа в "Red Shift 5.1"  ­ в каком направлении неба находится созвездие например Гончие Псы (с­з), Большая Медведица (с ­ с­з),   ­ по названию какие звезды входят в состав созвездия, например Гончие Псы (Сердце Карла), Малая  Медведица (Кохаб, Полярная), Лебедь (Денеб, Садор, Дженах), Лира (Вега, Сулафат, Шелиак).  ­ какое созвездие по площади больше (визуально) Лира или Лебедь (Лебедь). Найдите и назовите еще  большее созвездие (например Дракон, Геркулес и т.д). Итог урока: = Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли  долететь до созвездия. = Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой  обозначается самая яркая звезда в созвездии? = Какая астрономическая ошибка закралась в строке  песни Владимира Высоцкого: «В далеком созвездии тау Кита….»?  Оценки Домашние задание: § 2, вопросы задание для самоконтроля (стр. 14). Подготовить рассказ – легенду (из литературы = приложение к 1­ сентября «Физика») об одном из созвездий. Вечернее наблюдение №1 «Общее знакомство со звездным небом».