Цель урока:Уточнить представления об объёме фигур и сформировать умение находить объем прямоугольного параллелепипеда.
Задачи урока:
1. Формирование личностных регулятивных УУД: познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий; развитие самооценки и самоконтроля.
2. Развитие познавательных УУД: мыслительных операций (анализа, сравнения, аналогия, обобщения).
3. Актуализирование представления о понятиях «шкала, цена деления», «круговая диаграмма».
4. Тренировать умение строить на основе алгоритма диаграммы разных типов.
5. Формирование умения строить столбчатые и линейные диаграммы.
6. Формирование умения учиться читать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
7. Формирование коммуникативных УУД: развитие речи учащихся, формирование желания общаться, доброжелательного отношения друг к другу, умения принимать единое решение во время групповой формы работы.
8. Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством здоровьесберегающих технологий, форм и методов обучения
1 (86).docx
Тема:Столбчатые и линейные диаграммы (тип урока ОНЗ)
(Математика, 4 класс, ч.3 Л.Г. Петерсон )
Цель урока:Уточнить представления об объёме фигур и сформировать умение находить
объем прямоугольного параллелепипеда.
Задачи урока:
1. Формирование личностных регулятивных УУД: познавательной мотивации на основе
эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности
заданий; развитие самооценки и самоконтроля.
2. Развитие познавательных УУД: мыслительных операций (анализа, сравнения,
аналогия, обобщения).
3. Актуализирование представления о понятиях «шкала, цена деления», «круговая
диаграмма».
4. Тренировать умение строить на основе алгоритма диаграммы разных типов.
5. Формирование умения строить столбчатые и линейные диаграммы.
6. Формирование умения учиться читать информацию с помощью линейных и
столбчатых диаграмм.
7. Формирование коммуникативных УУД: развитие речи учащихся, формирование
желания общаться, доброжелательного отношения друг к другу, умения принимать
единое решение во время групповой формы работы.
Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на
уроке посредством здоровьесберегающих технологий, форм и методов обучения.
8.
Средства:
1.Учебник Л.Г. Петерсон «Математика» 4 класс (учитель, обучающиеся).
2. ТСО: интерактивная доска, проектор, ноутбук, документ камера (учитель).
3. Ноутбуки (учащиеся).
4. Карточки для работы в группах, индивидуальной работы (учащиеся).
5. Алгоритмы построения круговых и столбчатых (линейных) орфограмм (учитель).
6. Правило нахождения цены деления (эталон) (учитель).
Этапы урока и их продолжительность:
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений пробного
учебного действия
3. Выявления места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление во внешней речи
7. Физминутка
8. Самостоятельная работа
9. Итог урока, самооценивание
2 мин.
2 мин.
15 мин.
1 мин
10 мин.
5 мин.
2 мин.
4мин.
2 мин. Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Предполагаемые
ответы учащихся
1.Орг. момент.
Цели:
1) создать
мотивацию к
учебной
деятельности на
уроке путем
обращения к
внутреннему
состоянию
каждого «хочу»;
2)определить
содержательные
рамки урока
«могу»;
3) актуализировать
требования
к
ученику со стороны
коррекционной
деятельности
«надо».
2. Актуализация
знаний ификсация
затруднений
пробного учебного
действия
Цели:
1)актуализировать
представления о
понятиях «шкала,
цена деления»,
«круговая
диаграмма»;
2)тренировать
вариативность
мышления,
мыслительные
Проверка готовности к уроку.
начинаем урок математики.
Ребята,
Проверим вашу готовность: помощники на
уроке – учебник, рабочая тетрадь, пенал. На
парте я приготовила карточки и ноутбуки,
которые сегодня нам пригодятся в работе.
Начать урок хотелось бы с высказывания:
Слайд 1
Ученье – путь к уменью!
Как вы его понимаете?
Как вы думаете, чему будет посвящён
сегодняшний урок.
Как же вы будете узнавать новое? Слайд 2
(учащиеся на интерактивной доске
располагают по порядку этапы по
открытию нового знания)
Я желаю вам удачи в работе на уроке.
– С чего начнете работу на уроке открытия
нового знания?
1. Для начала предлагаю выполнить
индивидуальные задания на Карточке 1.
Задание на определение цены деления и
координаты точки. Поэтому вспомним
правило на определение цены деления.
(фиксация правила в виде эталона на доске)
Приступайте к выполнению задания, на
работу 1 мин.
Проверьте работу, образец на доске.
Слайд 3
1. с = (40 20) : 5 = 4
А (28)
Открытию нового
знания.
Попробуем
выполнить задание,
в котором есть
чтото новое,
поймем, что еще не
знаем, постараемся
«открыть» новое
знание сами.
С повторения
необходимых
знаний.
(ва) :n операции:
сравнение, анализ,
обобщение,
классификация;
3)мотивировать к
пробному
действию и его
самостоятельном
у выполнению и
обоснованию;
4)организовать
фиксацию
образовательной
цели и темы
урока;
5)организовать
выполнение
пробного действия
и фиксацию
затруднения;
6)организовать
анализ полученных
ответов и
зафиксировать
индивидуальные
затруднения в
выполнении
пробного действия
или его
обосновании.
2. с = (30 15) : 3 = 5
А (25)
3. с = (80 40) : 4 = 10
А (60)
А сейчас я предлагаю вам поменяться
составом групп: Слайд 4
1 группа – ребята, у кого координата точки
соответствует двузначному круглому числу
(60);
2 группа – ребята, у кого координата точки
соответствует двузначному некруглому, но
чётному числу (28);
3 группа – ребята, у кого координата точки
соответствует двузначному нечётному числу
(25).
(учащиеся рассаживаются в новом составе
групп)
2. – Ребята, над какой темой работали на
прошлых уроках математики?
Чему научились?
Напомните алгоритм построения круговой
диаграммы, не используя компьютерные
технологии.
(Учитель фиксирует алгоритм на доске)
Сегодня мы продолжим работать с
диаграммами, но узнаем чтото новое.
Предлагаю поиграть в «День рождения».
Встаньте те ребята, кто родился в марте,
январе, мае, июле, июне…
Ребята, я не запомнила, сколько человек
родилось в названные месяцы, чтобы сравнить,
в каком месяце дней рождения больше. Какой
способ фиксации информации может в этом
помочь?
Давайте вместе заполним таблицу. Слайд 5
Январь 3
Февраль – 1
Круговые
диаграммы
Строить
диаграммы,
основываясь на
алгоритм, а также
строить на
компьютере в
программе Exel
1.Найти часть от
целого, которая
принадлежит
данной величине.
2. Найти величину
угла каждой части.
3.Построить в
окружности
центральные углы.
Таблица Март – 4
Апрель – 2
Май – 4
Июнь – 3
Июль – 2
Август – 2
Сентябрь – 2
Октябрь – 1\
Ноябрь – 1
Декабрь 1
Что можно составить, основываясь на
данные таблицы?
Следующее задание «Построить круговую
диаграмму» я предлагаю выполнить в группах
на ноутбуках. Напомните, какая программа
поможет Вам в этом?
Не забывая о правилах работы в группах,
приступайте к работе, на выполнение задания
4 мин.
Слайд 6.
(учащиеся выполняют задание в 3 группах)
Проверьте по образцу полученные
диаграммы. Слайд 7.
Что вы можете сказать о получившейся
диаграмме? Почему она не удобна для
изображения?
Как вы думаете, какой ещё существует
способ изображения диаграмм, чтобы
информацию было видно лучше?
(На доске появляется изображение) Слайд
8
Чем еще удобнее данные диаграммы?
Чему будет посвящен сегодняшний урок?
(Учитель открывает тему урока). Слайд 9
Что вы повторили?
Почему я выбрала именно это для
повторения?
Какое задание я вам сейчас предложу?
Круговую
диаграммы
Exel
Она не очень удобна.
Много информации,
трудно сравнивать
данные.
Линейные и
столбчатые
диаграммы
Удобно проследить
изменения
Столбчатым и
линейным
диаграммам.
Определение цены
деления, алгоритм
построения
круговых диаграмм
Это поможет нам
узнать новое?
Пробное задание, в
котором будет Для чего?
3.Пробное задание.
Выполните пробное задание на Карточке 2.
На работу 1 мин.
Карточка 2:
Основываясь на данные таблицы,
постройте линейную диаграмму:
Имя ученика
Время на дорогу до
Таня
Игорь
Оля
школы
10 мин.
30 мин.
15 мин.
(Учащиеся выполняют задание на
индивидуальных карточках)
Кто не выполнил это задание?
(Учащиеся поднимают руки).
Что вы не смогли сделать?
Кто выполнил это задание?
(Учащиеся поднимают руки.
фиксирует на доске варианты ответов).
Обоснуйте свой ответ.
Учитель
Какой следующий шаг на уроке?
Давайте еще раз проанализируем, какое
задание вы должны были выполнить?
В чем затруднение?
Почему возникло затруднение?
чтото новое.
Что мы поняли,
что еще не знаем.
Мы не смогли
построить
линейную
диаграмму
Мы не можем
обосновать свой
ответ.
Разобраться, в чем
у нас затруднение.
Мы должны были
построить
линейную
диаграмму,
основываясь на
данные таблицы
Мы не смогли
построить
линейную
диаграмму.
У нас нет правила –
алгоритма
3. Выявление
места и причины
затруднения.
Цель: выявить и
зафиксировать
место и причину
затруднения.
4. Построение
проекта выхода из
затруднения.
Цель:
построить проект
выхода из
затруднения.
открывает шторку
Какова цель вы поставите перед собой на
уроке?
на
(Учитель
интерактивной доске. Слайд 9 Учащиеся
самостоятельно формулируют цель. Затем
учитель открывает формулировку цели на
доске,
чтобы провести соответствие
формулировок)
Что вам поможет открыть алгоритм?
Что вы повторяли в начале урока?
Как в построении линейной и столбчатой
диаграмм может пригодиться шкала и цена
деления?
А как будет располагаться данный
координатный луч:
вертикально или
горизонтально?
Вы заметили,
когда я показывала
иллюстрацию линейной и столбчатой
диаграмм, что есть ещё один координатный
луч. Как он расположен? Для чего он?
Ребята, а пригодиться ли вам алгоритм
построения круговой диаграммы в построении
столбчатой или линейной диаграммы?
Почему?
5. Реализация
построенного
проекта.
Цели:
1)организовать
Далее я вновь предлагаю поработать в
группах. Используя данную информацию,
заполните пропуски алгоритма построения
построения
линейной
диаграммы.
Узнать алгоритм
построения
столбчатой и
линейной
диаграммы.
Знания, которые
повторили.
Правило
нахождения цены
деления на
координатном луче
и алгоритм
построения круговой
диаграммы.
Чтобы верно
отложить на
координатном луче
числовое значение
данной величины.
Думаем, что
вертикально.
Горизонтально.
Для того, чтобы
отметить
известные величины.
Нет.
В построении
линейной или
столбчатой
диаграммы не
нужно строить
центральные углы в коммуникативное
взаимодействие с
целью реализации
построенного
проекта,
направленного на
приобретение
недостающих
знаний;
2)организовать
фиксацию
построенного
способа действия в
речи и знаково (с
помощью эталона)
3)организовать
уточнение общего
характера нового
знания
6.Первичное
закрепление во
внешней речи.
Цель:
Создать условия
для фиксации
изученного способа
действия во
внешней речи.
линейных и столбчатых диаграмм. На работу 2
мин.
окружности.
Алгоритм построения
Карточка 3:
столбчатой или линейной диаграммы.
1.Подобрать ______________________
шкалы, удобную для обозначения данных.
2.Изобразить шкалу на ________________,
а на ___________________________ отметить
точки на равном расстоянии по количеству
данных величин.
3.От выбранных точек построить __________,
Высота которых равна значению данных.
(Учащиеся
недостающие пропуски в алгоритме)
А теперь проверим что у вас получилось.
(Учитель,
используя документкамеру
демонстрирует работу одной из групп,
остальные группы проверяют свою работу.
Затем учитель вывешивает новый
алгоритм на доску)
Что нужно сделать дальше?
заполняют
группах
в
Для этого я предлагаю вернуться к пробному
заданию. Можете ли вы теперь преодолеть
затруднение? Слайд 10.
Основываясь на открытый вами алгоритм,
выполним это задание. Что нужно было
сделать, напомните?
(Учитель параллельно с комментированием
учащимися
алгоритма
демонстрирует в презентации построение
линейной диаграммы).
Ребята, какие вопросы можно задать к
данной диаграмме,
чтобы проследить
изменения по диаграмме?
этапов
Хорошо поработали, необходимо отдохнуть.
Потренироваться в
построении
столбчатых и
линейных диаграмм.
По данным
таблицы построить
линейную
диаграмму.
Примеры вопросов:
Кому потребуется
на дорогу до школы
всех меньше
времени?
Кому требуется
больше времени? У кого из ребят
дорога до школы
занимает менее 20
ти минут?
Самостоятельная
работа.
Слайд 11.
(Учитель использует интерактивную видео
– физминутку)
Какой следующий этап урока?
Настало время проверить себя в
самостоятельной индивидуальной работе,
которую вы выполните на Карточке 4.
Слайд 12.
Обратите внимание задания в
самостоятельной работе двух уровней
сложности. Задания 2го уровня – повышенной
сложности.
Какое задание вы будете
выполнять – вы должны выбрать сами.
Приступайте к работе. На выполнение задания
4 мин.
(Учащиеся работают индивидуально,
выполняют задание на карточках)
Проверьте самостоятельную работу по
образцу и оцените себя (+ или ?) Слайд 13.
В чём разница данных диаграмм?
Какой вывод для себя сделают ребята,
которые ошиблись в самостоятельной работе?
Какова была цель урока?
Удалось достичь цели?
Что для вас было уже легко?
Что было еще трудно?
А что показалось самым интересным?
А чему ещё хотелось научиться в построении
столбчатых и линейных диаграмм?
Одна линейная
диаграмма, другая –
столбчатая. Цена
деления на линейной
диаграмме – 5 мм, а
у столбчатой – 10
мм
Нужно еще
потренироваться.
Узнать алгоритм
построения
столбчатой и
линейной диаграмм.
Да.
Проанализируйте свою деятельность,
используя «Лесенку успеха». Слайд 14.
(учащиеся оценивают свою работу на
индивидуальных Лесенках успеха)
Домашнее задание: Составить задание для
одноклассника: придумать таблицу с данными
Строить данные
диаграммы с
помощью
информационных
технологий.
7.Физминутка.
9.Самостоятельна
я работа.
Цель:
организовать
самопроверку и
самооценку
учащимися умения
построения
линейной
диаграммы и
умения читать
информацию с
помощью линейных
и столбчатых
диаграмм.
10.Итог урока,
самооценивание.
Цели:
1.зафиксировать в
речи новый способ
действий,
изученный на уроке;
2.зафиксировать
трудности, которые остались,
и способы их
преодоления
3.оцениванить
собственную
деятельность на
уроке.
и на её основе построить на листе формата А4
линейную или столбчатую диаграмму,
составить к ней несколько вопросов. По
итогам ваших работ мы составим классный
сборник заданий «Столбчатые и линейные
диаграммы».
Урок окончен, спасибо за работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.