Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних»
Оценка 4.7
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.03.2017
Беседа для педагогов по теме: «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних»
За последние десять лет средства мультимедиа превратились в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. Среди многих проблем, стоящих перед российским образованием, одно из важных мест занимает проблема возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних в образовательной среде.
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, пороч-ная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход осуществляется путём искусственного изменения своего психического состояния при помощи различных средств: химических (алкоголь, табакокурение, наркотики) и нехимических (компьютерная, интернет, теле и телефонная, игровая) зависимостей. Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется изменениями в поведении ребёнка, который «кричит» о необходимости оказать ему экстренную помощь. Нередко нарушения в поведении ребёнка становятся такими глубокими, что начинают носить криминальный характер.
Решая важную задачу по предупреждению возникновения аддикции у несовершеннолетних психологи, педагоги, социальные педагоги образовательного учреждения тем самым создают условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды.
Ребёнок может быть зависим от различных форм поведения и это находит подтверждение в нашей повседневной жизни. Как правило, классные руководители и педагоги конкретного образовательного учреждения знают тех детей, которые слишком много времени проводят в Интернете, или чрезмерно увлекаются тренировками, или всё свободное время и не только его тратят на компьютерные игры, или буквально не отходят от телевизора. По мнению медицинских работников, а в частности врачей-наркологов и психиатров, нехимические аддикции встречаются довольно часто и по своим последствиям они так же опасны, как и химические зависимости.
Одной из причин формирования нехимических аддикций у несовершеннолетних являются нарушения во внутрисемейных отношениях. Поэтому при подборе средств и методов по предупреждению возникновения аддиктивного поведения необходимо учитывать все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать родителей ребёнка.
Риск формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних происходит при соотношении характерологических особенностей, личностных свойств и социальных факторов. Педагогам-психологам образовательных учреждений необходимо иметь соответствующий инструментарий для определения наличия аддикции у несовершеннолетних. В этот инструментарий в обязательном порядке должна входить диагностика по определению характерологических особенностей личности, опросники и тесты по определению степени нехимической аддикции у ребёнка.
Имеется ряд причин, по которым ребёнок приходит к аддиктивному поведению:
1.Любопытство.
2.Следование правилам взаимоотношений в группе сверстников (быть как все).
3.Лёгкая форма общения (уход от реального общения к виртуальному). Снижение чувства ответственности.
4.Уход от неприятных эмоций
5.Сопротивление требованиям окружающих (назло учителю, родителям
и т.д.).
В результате ребёнок откладывает решение важных для себя проблем на потом, достигая комфортного состояния здесь и сейчас путём аддиктивной реализации. Другими словами, меняется личность подростка.
Наличие одной аддикции, как правило, ведёт к возникновению другой, либо к психическим отклонениям. Например, Интернет-аддикция у несовершеннолетнего не считается официальным диагнозом, а часто является симптомом других серьёзных проблем в жизни ребёнка (трудности в общении, депрессии и т.д.).
Психолог Эрик Штайн считает, что одна из задач растущей личности – научиться отличать фантазию от реальности, совершаемого в воображении от совершаемого на самом деле.
Зависимая аддиктивная личность имеет общие характеные черты в реальной жизни:
•Отсутствие самоконтроля и самостоятельности.
•Признаки навязчивости.
•Неумение сказать «нет».
•Боязнь быть отвергнутым.
•Болезненное восприятие критики.
•Физическое истощение (головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта, снижение уровня зрения, боли в спине и суставах).
•Психическое истощение (дефицит внимания, снижение функции памяти, тревожные и депрессивные расстройства).
•Материальное и духовное обнищание.
Для создания психологической безопасности в образовательной среде та-кого рода аддикции несут косвенные потери:
•Снижение уровня общей успеваемости.
•Распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних.
•Искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся.
•ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде. В настоящее время системность и эффективность мер по предупреждению психосоциальных расстройств, к которым относится аддиктивное поведение несовершеннолетних, связанное с компьютерной, игровой, Интернет, зависимостью, поможет педагогам, психологам, социальным педагогам, специалистам сферы психического здоровья адекватно оценить возможности первичной профилактики.
Особенности мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения:
1.Меры первичной профилактики, используемые в социокультурном контексте (культура использования масс-медиа и высоких технологий);
2.Исследование многочисленных причин психосоциальных расстройств, отличающихся по происхождению, последствиям, механизмам действия и временным параметрам.
3.Профилактическая деятельность должна отражать понимание того, что решающим фактором является поведение ребёнка.
Для эффективного предупреждения формирования аддиктивного поведения среди несовершеннолетних изменения необходимы не только в поведении и установках отдельных детей, но и в социальных системах, каковыми являются образовательные учреждения.
Использование системы первичной профилактики аддиктивного поведения среди несовершеннолетних, как одна из задач создания психологической безопасности образовательной среды сводится к воспитанию разносторонней гармоничной личности. Чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.
Тематическая беседа для педагогов.docx
Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного
поведения у несовершеннолетних»
За последние десять лет средства мультимедиа превратились в существенный
фактор индивидуального развития и трансформации личности. Среди многих проблем,
стоящих перед российским образованием, одно из важных мест занимает проблема
возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних в образовательной среде.
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная
склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием
стремления к уходу от реальности. Такой уход осуществляется путём искусственного
изменения своего психического состояния при помощи различных средств: химических
(алкоголь, табакокурение, наркотики) и нехимических (компьютерная, интернет, теле и
телефонная, игровая) зависимостей. Аддиктивное поведение является переходной стадией
и характеризуется изменениями в поведении ребёнка, который «кричит» о необходимости
оказать ему экстренную помощь. Нередко нарушения в поведении ребёнка становятся
такими глубокими, что начинают носить криминальный характер.
Решая важную задачу по предупреждению возникновения аддикции у
несовершеннолетних психологи, педагоги, социальные педагоги образовательного
учреждения тем самым создают условия для сохранения психологической безопасности
образовательной среды.
Ребёнок может быть зависим от различных форм поведения и это находит
подтверждение в нашей повседневной жизни. Как правило, классные руководители и
педагоги конкретного образовательного учреждения знают тех детей, которые слишком
много времени проводят в Интернете, или чрезмерно увлекаются тренировками, или всё
свободное время и не только его тратят на компьютерные игры, или буквально не отходят
от телевизора. По мнению медицинских работников, а в частности врачейнаркологов и
психиатров, нехимические аддикции встречаются довольно часто и по своим последствиям
они так же опасны, как и химические зависимости.
Одной из причин формирования нехимических аддикций у несовершеннолетних
являются нарушения во внутрисемейных отношениях. Поэтому при подборе средств и
методов по предупреждению возникновения аддиктивного поведения необходимо
учитывать все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать
родителей ребёнка.
Риск формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних происходит
при соотношении характерологических особенностей, личностных свойств и социальных
факторов. Педагогампсихологам образовательных учреждений необходимо иметь
соответствующий инструментарий для определения наличия аддикции у
несовершеннолетних. В этот инструментарий в обязательном порядке должна входить
диагностика по определению характерологических особенностей личности, опросники и
тесты по определению степени нехимической аддикции у ребёнка.
Имеется ряд причин, по которым ребёнок приходит к аддиктивному
поведению:
1.Любопытство. 2.Следование правилам взаимоотношений в группе сверстников (быть как все).
3.Лёгкая форма общения (уход от реального общения к виртуальному). Снижение
чувства ответственности.
4.Уход от неприятных эмоций
5.Сопротивление требованиям окружающих (назло учителю, родителям
и т.д.).
В результате ребёнок откладывает решение важных для себя проблем на потом,
достигая комфортного состояния здесь и сейчас путём аддиктивной реализации. Другими
словами, меняется личность подростка.
Наличие одной аддикции, как правило, ведёт к возникновению другой, либо к
психическим отклонениям. Например, Интернетаддикция у несовершеннолетнего не
считается официальным диагнозом, а часто является симптомом других серьёзных
проблем в жизни ребёнка (трудности в общении, депрессии и т.д.).
Психолог Эрик Штайн считает, что одна из задач растущей личности – научиться
отличать фантазию от реальности, совершаемого в воображении от совершаемого на самом
деле.
Зависимая аддиктивная личность имеет общие характеные черты в реальной жизни:
•Отсутствие самоконтроля и самостоятельности.
•Признаки навязчивости.
•Неумение сказать «нет».
•Боязнь быть отвергнутым.
•Болезненное восприятие критики.
•Физическое истощение (головные боли, бессонница, расстройства желудочно
кишечного тракта, снижение уровня зрения, боли в спине и суставах).
•Психическое истощение (дефицит внимания, снижение функции памяти,
тревожные и депрессивные расстройства).
•Материальное и духовное обнищание.
Для создания психологической безопасности в образовательной среде такого
рода аддикции несут косвенные потери:
•Снижение уровня общей успеваемости.
•Распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде
несовершеннолетних.
•Искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся. •ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде. В настоящее
время системность и эффективность мер по предупреждению психосоциальных
расстройств, к которым относится аддиктивное поведение несовершеннолетних, связанное
с компьютерной, игровой, Интернет, зависимостью, поможет педагогам, психологам,
социальным педагогам, специалистам сферы психического здоровья адекватно оценить
возможности первичной профилактики.
Особенности мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения:
1.Меры первичной профилактики, используемые в социокультурном контексте
(культура использования массмедиа и высоких технологий);
2.Исследование многочисленных причин психосоциальных расстройств,
отличающихся по происхождению, последствиям, механизмам действия и временным
параметрам.
3.Профилактическая деятельность должна отражать понимание того, что решающим
фактором является поведение ребёнка.
Для эффективного предупреждения формирования аддиктивного поведения среди
несовершеннолетних изменения необходимы не только в поведении и установках
отдельных детей, но и в социальных системах, каковыми являются образовательные
учреждения.
Использование системы первичной профилактики аддиктивного поведения среди
несовершеннолетних, как одна из задач создания психологической безопасности
образовательной среды сводится к воспитанию разносторонней гармоничной личности. Чем
богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.
Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних»
Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних»
Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.