Цель:
ü формировать системные представления о государственных символах;
ü воспитывать чувство любви к родному Отечеству;
ü показать, что каждый учащийся нашей Родины является частичкой молодой Республики;
ü формировать активную позицию гражданина республики.
Задачи:
1. Учить заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
2.Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;
3.Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Оборудование: наглядный иллюстративный материал, аудиозаписи гимна ЛНР, песен.
Ход мероприятия
Все вместе
Великий Донбасс: честь и гордость народа,
Богатые недра, леса и поля,
Наш край трудовой, наша жизнь и свобода,
Навеки хранимая богом земля!
Врагу не сломить нашу крепкую волю,
Мы духом и сердцем вовеки сильны,
Единству и братству славянских народов,
Мы будем всегда беззаветно верны!
Звучит гимн Луганской Народной Республики
Выступление ученицы:
Люблю ли я тебя, моя земля?
Да что, скажи, я без тебя бы значила!
Ты есть — в тебе поэзия моя!
Ты есть — и я с тобой стократ богаче.
Люблю тебя, родной Луганский край,
Прошла здесь через сердце жизни трасса.
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы поговорить о том, что с детства нам знакомо, о родных местах, о земле, на которой мы родились, о нас с вами, о нашей малой Родине – Луганской Народной Республике.
С чего начинается Родина…
Каждый из нас рано или поздно пытается найти для себя ответ на этот вопрос и каждый решает его по-своему. Для кого-то Родина – это дом, двор, улица в большом городе. Другой назовёт так маленькую, тихую деревушку, где проводил каждое лето своего счастливого детства. Но у нас есть и общая, большая Родина – наша Республика, в которой мы живём, родились и выросли.
Родина подарила нам язык, в котором столько добрых слов, на котором написаны любимые книги и песни. Родная земля влила в нас огромную, буйную силу с воздухом, водой и хлебом, выращенным хлеборобом и испечённым женщиной с любовью.
Выступления учащихся
1 учащийся:
Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо.
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые!
Что такое Родина? Всё, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над Отчизной нашей,
Нет любимей Родины, и милей, и краше!
2 учащийся:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных!
Что мы Родиной зовём…
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, и дороги,
По которым мы идём.
Нет
на свете ничего милей,
Чем простор родных моих степей
Домом будет он для каждого из нас,
А зовется этот край - Донбасс!
Песня «С чего начинается Родина»
Ведущий:
Наша Родина – это богатый шахтерский край с бескрайними степями, широкими полями и веселым трудолюбивым народом. Это край шахтеров и металлургов, пахарей и пчеловодов, край трудолюбивых, отважных людей.
Как гордо и величественно звучит слово Донбасс. Мы с вами живем в молодом государстве – Луганской Народной Республике, которая ежедневно все увереннее и увереннее делает шаг навстречу светлому будущему. И вы, ребята, в недалеком будущем будете тоже строителями нашего с вами будущего.
Что же значит слово Родина?
Выступление 1 учащегося:
Слово «Родина» произошло от древнего слова « род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – то старинного рода. А само слово «род» обозначает название древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода. Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её!
Родина – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
Выступление 2 учащегося:
Семантика слова «Родина» такова, что предполагает и прошлое и будущее сразу. Это земля, омываемая каскадами живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы, предания и волнения предчувствия. Родина в этом смысле живет вне времени. Ощущение Родины – это чувство чего-то, чему нет ни начала, ни конца. Ведь Родина – это не только пространство, это не только люди, живущие на определенной территории, не только законы, уклады и песни, не только большие города и поселки, крестьянские жилища и промышленные гиганты… Родина – это всегда еще нечто, связанное с индивидуальным опытом детского, чуткого, незамутненного сознания. Может быть, белые облака, которые отражаются в сверкающем, заросшем по краям осокой ветреном озере…
Ведущий. У каждого государства есть свои отличительные знаки: государственная символика - флаг, герб, гимн. Давайте послушаем, что же они обозначают.
1.Выступление ученицы с сообщением о гербе ЛНР.
Герб ЛНР был утверждён 29 октября 2014 года. Что же означают символы молодого государственного символа.
Герб республики представляет собой граненную от углов к центру острую пятиконечную красную звезду, которая обрамлена золотыми лучами. Пятиконечная звезда, которая является центром герба, – символ человека и его здоровья, а её грани – пять человеческих чувств. Для Луганщины этот символ приобретает особое значение и символизирует связь между поколениями, связь с историей, победами предков в сражениях, которые проходили на территории этой земли много лет назад. Восьмиконечная звезда, которая располагается вверху государственного символа, – это Звезда Руси, звезда Богородицы. Число восемь в православной вере означает будущий век, вечную жизнь. Слева и справа от звезды располагаются золотые пшеничные колосья, которые стянуты тремя лентами, окрашенных в цвета флага республики. Пшеничные колосья – символ свободного труда, солнца, олицетворение жизнеспособности государства, процветания. За пшеничными колосьями располагаются дубовые ветви, которые символизируют воинскую силу и доблесть. Ещё в Древней Руси могучий и крепкий дух рассматривался как эмблема защиты и обороны.
2. Выступление учащегося с сообщением о флаге ЛНР.
Государственный флаг Луганской Народной Республики представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — голубого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Трактование символики цветов государственного герба Луганской Народной Республики следующее:
1. Голубой — как гласят законы геральдики, этот цвет является символом высокой энергии, а также цветом Богоматери.
2. Синий — полоса насыщенного синего цвета является признаком упорства и постоянства. Это значит, что жители ЛНР не будут сдаваться, будут до конца отстаивать собственные интересы.
3. Красный — полоса ярко красного цвета демонстрирует народу волю к победе и могущество региона, а также, означает кровь, пролитую за свободу народа ЛНР.
Три цвета на флаге Республики – красный, синий, голубой
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыты честь и победа!
Синяя полоска – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Голубой цвет – в нём добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
3.
Выступление учащегося о гимне ЛНР.
У каждого государства свой государственный гимн.
Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Государственный гимн Луганской Народной Республики является одним из трёх государственных символов Луганской Народной Республики, наряду с флагом и гербом. Музыку сочинил композитор Георгий Галин, а слова песни написал поэт Владимир Михайлов. Гимн утверждён 29 апреля 2016 года
Ведущий. Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви.
Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться.
Повзрослевшие юноши и девочки разлетятся по миру в поисках лучшей жизни. Многие осядут на чужбине, создадут семьи, бизнес. Проживут жизнь насущными проблемами. И вдруг наступит тот момент, когда воспоминания о Родине щемящей болью пронзят сердце. В ушах зазвенит колокол маленькой родной церквушки, зашумят, налитые зерном, колосья на ветру, заливисто запоют соловьи, заплещется прозрачная деревенская речушка. Родная земля голосом матери позовет домой и будет терпеливо ждать, седея белыми снегами.
Встреча с Родиной из укромных уголков души выплеснет те самые светлые помыслы и деяния, самые лучшие побуждения и, конечно, мечты, которые выльются благодатными слезами, омывая истерзанное разлукой сердце.
Стихотворения
Луганский край, тебя милее нет!
Ты — колыбель степной травы и запахи полыни,
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты — неба серого и радость и унынье.
Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем —
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.
Поля пшеницы — словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады
Пьянящим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.
И где бы ни был, что бы ни случилось,
Ты помни Родину, не смей её забыть.
И пусть судьба с тобою лихо обратилась
Донбасс не в праве, слышишь, разлюбить.
Как песня матери, пусть ветра шум напомнит,
Домашний теплый хлеб, тепло земли святой,
Крик лебединый сердце памятью наполнит
Ты в мыслях береги его, ведь он твой край родной!
Ведущий: Есть такая народная мудрость
«Где родился, там и пригодился»…. Среди испытаний и трудов человек всегда
обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим
талантом, своими делами, поступками, мыслями.
Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом – моя крепость». В этих словах
таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою
трудовую деятельность…
Луганщина - талантливая земля и многогранное творчество людей этого славного края возрождает духовность. Давайте же сейчас вспомним имена тех, кто прославил наш край.
Выступления учащихся о выдающихся людях Луганщины.
Владимир Иванович Даль широко известен сегодня как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Но это не все его таланты: он был разносторонней личностью, успешно занимался медициной и литературой. Памятник В.И. Далю установлен в Луганске возле литературного музея В.И. Даля. Его именем названа улица, на которой расположен музей.
Борис Дмитриевич Гринченко - украинский писатель, учёный, переводчик, народный учитель, общественный и политический деятель, автор первого фундаментального «Словаря украинского языка». В селе Алексеевка Перевальского района находится музей и памятник Б.Гринченко.
Судьба случайно завела Бориса Гринченко, 24-летнего учителя, вместе с женой Марией и дочерью Настей, в живописное село на Луганщине. Ему предложили должность учителя в Алексеевской народной школе, и Гринченко, пылкий сторонник демократизации образования, согласился.
Климент Ефремович Ворошилов - уроженец села Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне город Лисичанск). Профессиональный революционер, советский государственный, партийный и военный деятель, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. Памятник К. Ворошилову установлен на ул. Коцюбинского в Луганске напротив здания Луганского городского совета. Квартал в пос. Юбилейном носит имя Ворошилова.
Алексей Стаханов установил мировой рекорд добычи угля, нарубив за смену 102 тонны топлива, в 14 раз превысив существующую тогда норму. Как отмечалось в те дни, факт этот стал непреходящим достоянием трудовой истории целого государства. Таким образом, Алексей Григорьевич Стаханов стал основоположником Стахановского движения. Памятник ему установлен в городе, который носит его имя.
Владислав Титов в 1953 г. поступает в Луганский горный техникум. Затем армия. Женитьба на девушке Рите, с которой познакомился в Луганске. Вскоре молодая семья уезжает на шахту «Северная» в Донецкую область, но Титов проработал там всего лишь год. Спустившись 14 апреля 1960 года под землю, Владислав и не предполагал, что этот день полностью изменит его судьбу. Груженная углем вагонетка сорвалась с рельсов и, ударив в электрокабель высокого напряжения, пробила его. Короткое замыкание. Огонь приближается по кабелю к трансформатору. Сейчас будет взрыв, и в шахте может погибнуть много людей. «Отключить!» Он срывается с места, бежит к камере и резко отбрасывает ручку влево, до щелчка, но… корпус ячейки оказался под напряжением! Руки пришлось ампутировать. Для молодого человека это оказалось трагедией. Он признался, что даже хотел покончить с собой. Но позже понял: надо стиснуть зубы и жить.
Единственным звеном, связывающим Титова с миром, стали книги, журналы и музыка - песни Владимира Высоцкого. Когда знаменитый бард приехал с концертом в Ворошиловград, Титов, вручая ему свою книгу, признался: «Ваши песни помогли мне выжить… »
Писал свои книги, зажав карандаш в зубах, или диктовал своей жене, которая оставалась верным другом Владиславу Андреевичу до конца его жизни. Сейчас на кв. Гаевого в квартире, где жили Титовы, находится музей, где собраны вещи, книги писателя.
Михаил Львович Матусовский родился в Луганске, учился в 13-й школе. Популярный поэт-песенник, написавший такие всем известные песни, как: "Школьный вальс", "Подмосковные вечера", "На Безымянной высоте", "С чего начинается родина?", "Летите, голуби", «Вместе весело шагать» и многие-многие другие. Возле областной филармонии установлен памятник поэту.
Николай Францевич Гастелло - выпускник Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов. Боевое крещение получил на Халхин-Голе. С первого дня войны Н. Гастелло на фронте. 26 июня 1941 г. Во время военной операции Гастелло направляет объятый пламенем самолет на скопление немецких автомашин. Посмертно Гастелло присвоено звание Героя Советского Союза. Герой Советского Союза посмертно. Памятник Гастелло установлен на территории бывшего военного городка на Острой Могиле. Одна из улиц Луганска носит его имя.
Владимир Афанасьевич Ляхов - советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. Герой Республики Афганистан, награжден афганским орденом "Солнце свободы" и болгарским орденом "Народная республика Болгария«, удостоен золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР.
Михаил Васильевич Голубович - народный артист Украины, лауреат премий Союза театральных деятелей им. А. Бучмы, полный кавалер ордена «За заслуги», кавалер ордена «Знак почета» 2-й и 3-й степени, художественный руководитель Луганского академического украинского музыкально-драматического театра, генерал казацкого войска. Михаил Васильевич сыграл много ролей и в театре, и в кино. На слайде – кадры из всем вам известного фильма, «Кортик», в котором Голубович играет роль комиссара Полевого.
Павел Борисович Луспекаев - советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России (за фильм «Белое солнце пустыни», посмертно). Появился на свет Павел Луспекаев где-то здесь, в довоенном Луганске, одноэтажном рабочем городе, жившем своей жизнью. В Каменном Броде до сих пор сохранились дороги, по многим из которым, наверняка, бегал Пашка Луспекаев.
Роль Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни» стала для Павла последней. Из-за болезни сосудов у Луспекаева были ампутированы ступни ног, он ходил на протезах. Ему, конечно, было трудно, но он старался этого не показывать. Работа Луспекаева в фильме "Белое солнце пустыни" была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова. В Луганске памятник Павлу Верещагину (Луспекаеву), выполненный из кованой меди, был установлен у здания центрального офиса Луганской таможни в память о легендарном таможеннике Верешагине, которого сыграл П. Луспекаев.
Всеволод Михайлович Гаршин родился в родовом имении «Приятная долина» Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (неподалеку от нынешнего Старобельска), где и провел первые годы своей жизни. Выдающийся русский писатель, автор произведений для взрослых и сказок для детей («Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»). В городе Старобельске установлен памятник писателю
Георгий Степанович Шонин родился 3 августа 1935года в городке Ровеньки. Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук, лётчик-истребитель, инструктор-космонавт и ведущий инженер – испытатель Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина, генерал - лейтенант авиации запаса.
Александр Игнатьевич Молодчий родился в Луганске, окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Лётчик, один из четырёх дважды Герой Советского Союза, совершил 311 боевых вылетов, участвовал во многих бомбардировках крупных военных объектов врага. При выполнении боевых заданий налетал в общей сложности 600 тысяч километров. Около 190 тысяч километров пролетел самолёт А.А. Молодчего над территорией врага, свыше 200 тонн бомб сбросил он на его различные военные и промышленные объекты. В Луганске два памятника А. Молодчему: один установлен в Луганске в сквере Института культуры на Красной площади, а второй у здания 13-й школы, где он учился. Школа носит имя А. Молодчего.
Луганщина дала миру 10 олимпийских чемпионов:
Виктор и Ольга Брызгины, Сергей Бубка (лёгкая атлетика), Валерий Кривов и Фёдор Лащенов (волейбол), Олег Кучеренко (греко-римская борьба), Анатолий Чуканов (велогонка), Григорий Мисютин и Игорь Коробчинский (спортивная гимнастика), Владимир Беляев (волейбол), Николай Чужиков (гребля на байдарке и каноэ).
Ведущий: Наш город, в котором мы с вами живем, ребята, тоже славен своими героями.
Все они жили и работали на благо нашей маленькой Родины, нашего города, который прославили своими поступками.
Выступление учащегося:
«Родина» - мы произносим
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается пшеница
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне на распев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!
Ведущий: Издавна славилась наша луганская земля своими талантами, песнями и танцами.
Ведь веселая песня и танец жить помогает, отодвигая куда-то далеко все заботы и проблемы.
Танцами богата родина моя.
Прославляют танцы милые края.
Звонкий и веселый, грустный порой
Льется он по Родине вольною рекой.
Танец «Калинка-малинка»
Ведущий: Из чего вырастает огромная
любовь человека ко всему, что умещается в
одном слове Родина?
Идешь по улицам родного города, по его площадям и тихим переулкам и
сердцем своим ощущаешь: это твой город. Так же и Родина. Она есть у тебя,
как есть мать, небо над головой, рябина под родными окнами, воздух, которым
ты дышишь.
Родина - это родной язык, который ты слышишь с детства, которым ты выговорил первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку родным языком, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг. И родное слово, родной язык – это тоже часть твоей родины.
Родина - это мир твоего детства. Из него многое запало в душу. И дедушка, который вышел из ворот посмотреть, как ты впервые идешь в школу. До конца вашей улицы ты ощущал его взгляд. И руки отца, крепкие и надежные, которые научили тебя плавать – это тоже твоя родина.
Это школа, где вы слово «родина» впервые прочитали по слогам.
Родина - это наш народ, ваши любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи. Это ваши любимые поэты и писатели, артисты и музыканты.
Любовь к
Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь
чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец.
Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки
твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь
вобрать в себя частичку маленького мира по имени "Родина". И в
такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев
ощущаем ёе безграничное тепло. Пожалуй, это чувство можно сравнить лишь с тем,
что испытывает ребенок, прижавшись к материнской груди. Так и мы, дети
одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый
ребенок рано или поздно возвращается к теплу домашнего очага, давшему ему
жизнь.
Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то
чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не
задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый
станет патриотом Отчизны. Совесть и долг поднимают народ
на героический подвиг. Когда целая страна попрана врагом, горит в огне,
стонет от боли, зияет в немом крике воронками от взрывов снарядов и бомб, тогда
все «я» сливаются в одну мощную силу сопротивления
Выступление учащегося:
1-й учащийся:
«… С
чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…»
А, может, она
начинается с жестокой гражданской войны?
С
расстрела «неправильной» нации во имя единой страны?
С чего начинается Родина? Для каждого здесь и сейчас
Она начинается с гордости за непобедимый Донбасс,
За граждан Луганской республики, что шли, не скрывая лица,
На эту войну не за рублики, и будут стоять до конца.
С чего
начинается Родина? С тех мест, где родительский дом,
С пейзажа
любимого города, что с самого детства знаком.
Со школьных друзей и учителя, к которому шёл в первый класс…
Спасибо от каждого жителя за наш Богом данный Донбасс!
2-й учащийся:
Нам довелось войны отведать.
Война соленая на вкус.
Здесь в пироге военных будней
Слезой пропитан каждый кус.
А нам мечтается о мире,
Что не в обстрелах и беде.
О тишине, семейном счастье.
Пускай на хлебе и воде.
О, как же молятся об этом
В тревожном сумраке ночей
Луганские земля и небо,
И звезды в трепете лучей.
И жёны с ранами на душах
От злых тревог - войны ножей -
Вручают Божьему смотренью
Сынов, дочурок и мужей.
За боль не требуют отмщенья.
Не числят мер чужой вины.
Лишь просят веры и терпенья,
Вкусив и желчь, и соль войны.
Учитель:
Мы будем помнить… Это никогда не забыть…
Любая война
закончится, но останется боль войны. Останутся слёзы матери того, кто никогда
не узнает, погиб он победителем или побеждённым. Останутся те истории и
взаимоотношения между странами, народами и людьми, которые вы будете пытаться
объяснять детям и внукам. И как бы вы не хотели участвовать в войне, и на
каком бы далёком краю вы не построили бы свои хаты — в людях,
живущих на Донбассе, останется память. И это не только память высказываний о
политике. Прежде всего — это память свистящих пуль, артобстрелов и вой
сирен… Память страха за родной город, за свою семью, друзей и за своих
земляков…
Да. Во время войны врут все. В войне не может быть правды. Правда остаётся в
искалеченных сердцах
и телах тех, кто живёт на Донбассе, каждого кого коснулась война. Правда
остаётся в тех, кто целится в живых людей и кто принимает смертоносный свинец.
Правда останется в тех обелисках погибших и пропавших без вести, которые
появятся на земле донбасской. Правда останется в тех, кто подвергся пыткам и
насилию… Это реальность и это происходит в 21 веке…
Любая война закончится и в каждом, кто её переживёт, останется правда такого
хрупкого мира…
Мы будем помнить…
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Песня «Кукушка»
Выступление учащегося
Родной
Донбасс, тебя не узнаю...
Здесь все не так... все стало по-другому,
Здесь смех не слышен, птицы не поют,
И поросла травой дорога к дому.
Совсем недавно ты благоухал,
Казалось, мир настолько бесконечен...
О, ты, Донбасс, тогда еще не знал,
Как о погибших зажигают свечи...
Пустые села... выжжены поля,
Как мне помочь тебе, мой край родимый?
Ты - жизнь моя, ты - родина моя,
Воскресни! Возродись! Донбасс, любимый!
Ведущий:
Любовь
к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно, расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко
всему человечеству.
- Родина! – преданно, нежно, сурово
Произношу я. И вновь по складам:
- Родина!... – самое звонкое слово!
Слово, понятное даже врагам.
- Родина – ласково, гордо, стоустно
По букварю. И на старости лет:
- Ро – ди – на! – что это? Чувство?
Да, Чувство!
Чувство, названья которому нет.
Ведущий: Совсем недавно наша Республика отмечала годовщину освобождения нашей родины от немецко-фашистских захватчиков. Много наших земляков ушло на фронт, многие из них сложили головы за наш мир.
Когда, ворча измученно и
зло,
Война давала людям передышку
И прекращался лай натруженных стволов,
На дальних рубежах устало гасли вспышки,
Смолкал разгорячённый автомат
И тишина наваливалась грузом -
Тогда о песне вспоминал солдат
И уступали место музам:
И был недолгий фронтовой
покой
Наполнен то бетховенским аккордом,
То вдохновенной пушкинской строкой,
То шуткой озорной, то монологом гордым,
То песней о ресницах и глазах,
О милом огоньке, о соловьиной трели:
И светлая солдатская слеза
Росинкой застывала на шинели.
Песня нужна была солдату всегда, она поддерживала его боевой дух, дарила веру в приближающуюся победу. Эта песня – визитная карточка военных лет, ее напевали все и всегда. Она и сейчас шагает рядом с нами.
Танец «Смуглянка»
Ведущий: Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа».
Быть патриотом…. Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики наших матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью нашего народа,
Которую не смог никто подмять!
Выступление 1-го учащегося:
Я пожелать
хочу тебе, Донбасс
Златого солнца, неба голубого.
Я знаю, ты прекрасен без прикрас,
Сказать об этом не найдется слова.
Всем сердцем
я тебя, Донбасс, люблю,
И чувства описать мне слов не хватит,
Издалека тебя, Донбасс, боготворю,
Я песнь сложу о том, как ты прекрасен.
Пускай
нависла над тобой война,
Тебе грустить, Донбасс, сейчас не время.
Пройдут года, закончится она,
Зачинщики пожнут лихое семя.
Ты выдержишь
судьбы круговорот,
Ты выстоишь, уже стоял не раз.
Увидишь, будет новый поворот,
Осветит солнце милый мой Донбасс.
Ведущий: Многие из этих людей отдали жизни за наше мирное небо, за наше с вами будущее, многие поднялись на защиту родного края, как это было всегда – и в годы Великой Отечественной войны, и сейчас.
Самые обыкновенные, ничем не отличавшиеся от таких же юношей и девушек нашей страны, ребята дружили и ссорились, учились и влюблялись, бегали на танцы и гоняли голубей. Они занимались в школьных кружках, спортивных секциях, играли на струнных музыкальных инструментах, писали стихи, многие хорошо рисовали.
Учились по-разному — кто-то был отличником, а кто-то с трудом одолевал гранит науки. Немало было и сорванцов. Мечтали о будущей взрослой жизни. Хотели стать летчиками, инженерами, юристами, кто-то собирался поступить в театральное училище, а кто-то — в пединститут.
Самому младшему было четырнадцать лет, а пятидесяти пяти из них никогда не исполнилось девятнадцати.
Мы говорим о юных героях «Молодой гвардии», которые тоже не склонили свои головы, не покорились врагу и жизнь свою отдали на благо нашей Родины.
Выступления учащихся про молодогвардейцев
Выступление 1-й ученицы:
Олег Кошевой
Олег Васильевич Кошевой родился 8 июня 1926 года в городе
Прилуки Черниговской области на Украине. В 1940 году семья переехала в
Краснодон. Многие товарищи-подпольщики были однокашниками Кошевого.
Олег был очень правильным комсомольцем, прирожденным лидером. И при этом
натурой артистической. Писал стихи, любил танцевать. С начала войны участвовал
во всех кампаниях помощи фронту. Когда Краснодон заняли немцы, Кошевой не успел
эвакуироваться.
Вообще-то отряды городских партизан столь юного возраста на оккупированной
территории военные и чекисты не создавали. «Молодая гвардия», возглавленная
Олегом Кошевым, возникла по его инициативе в августе 1942-го. Комсомольцы
наладили связь со взрослым подпольем. Но все-таки не очень прочную. Потому и
продержались недолго. Молодогвардейцы распространяли листовки, поджигали хлеб,
предназначенный для отправки в Германию, вредили вражеским автомобилям.
Уже в начале января 1943 года начались аресты подпольщиков. Кошевой с небольшой
группой пытался перейти линию фронта, но неудачно. При аресте у него были
найдены все компрометирующие документы подпольной организации. После пыток
Кошевого расстреляли в городе Ровеньки 9 февраля 1943 года. Было ему всего 16
лет.
Выступление 2-й ученицы:
Сергей Тюленин:
Сергей Гавриилович Тюленин родился 12 августа 1925 г. в селе
Киселеве Орловской области. В 1926 г. Тюленины переехали в Краснодон. Семья была большая: отец, мать и десять
детей. Сергей был самым младшим.
Тюленин, вместе со школьными товарищами Виктором Третьякевичем, Любой Шевцовой
и другими, участвовал в художественной самодеятельности. После окончания семи
классов Тюленин пытался поступить в летную школу, выпускником которой был
Гастелло, но не прошел по возрасту. С первых дней оккупации Сергей Тюленин с
группой ребят боролся с фашистами, распространяя листовки. Он был в штабе
организации, названной по его предложению «Молодой гвардией». В ночь с 6 на 7
ноября 1942 г. молодогвардеец Сергей Тюленин с боевыми товарищами вывесил флаг
на школе. 5 декабря Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко подожгли
Биржу труда.
В январе 1943 г. Сергей перешел линию фронта. Во время боев на
Каменско-Краснодонском направлении подпольщик попадал в плен, но бежал и,
раненый в руку, вернулся в Краснодон. Через два дня по доносу предателя Тюленин
был схвачен полицией.
На допросе, по свидетельству бывшего следователя полиции Черенкова, «он был
изуродован до неузнаваемости, лицо покрыто синяками и распухло, из открытых ран
сочилась кровь… Немец, как разъяренный тигр, ударом кулака сбил Сергея с ног и
кованными немецкими сапогами стал терзать его тело. Он со страшной силой
наносил ему удары в живот, спину, лицо, топтал и рвал на куски его одежду
вместе с телом. Вначале этой страшной экзекуции Тюленин подавал признаки жизни,
но вскоре он умолк и его замертво выволокли из кабинета». Бывший начальник
краснодонского жандармского поста Отто Шен на следствии признал: «Тюленин
держал себя на допросе с достоинством, и мы удивлялись, как могла у еще
молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к
смерти породило в нем твердость характера. Во время пыток он не проронил ни
слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев».
31 января 1943 г. 17-летнего участника «Молодой гвардии» фашисты сбросили в
шурф шахты № 5.
Выступление 3-й ученицы:
Любовь Шевцова
Любовь Шевцова родилась в посёлке Изварино Краснодонского района. В 1927 году семья Шевцовых переехала в Краснодон. Отец — Григорий Ильич, мать — Ефросинья Мироновна, Люба — их единственная дочь. Учась в школе, отличалась весёлым характером, побеждала на спортивных соревнованиях, участвовала в художественной самодеятельности и посещала кружок юннатов.
Летом 1942 года окончила разведшколу 4 Управления Госбезопасности, была оставлена для работы в оккупированном Ворошиловграде. В силу разных причин осталась без руководства и самостоятельно связалась с краснодонским подпольем.
В результате предательства была арестована краснодонской полицией 8 января 1943 года и после жестоких пыток 9 февраля расстреляна в Гремучем лесу на окраине города Ровеньки.
Похоронена в братской могиле жертв нацизма в городе Ровеньки.
Выступление 4-й ученицы:
Ульяна Громова
Ульяна Матвеевна Громова родилась 3 января 1924 года в поселке
Первомайке Краснодонского района, В семье было пятеро детей, Уля - самая
младшая.
Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью
убеждений, умением вселить уверенность в других. Эти качества с особой силой
проявились во что ни на есть трагический отрезок времени ее жизни, когда в
январе 1943 года она попала в фашистские застенки. На спине у юной подпольщицы
немцы вырезали ее имя, фамилию и пятиконечную звезду. После жестоких пыток 16
января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5.
Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
Ведущий: Каждое новое поколение людей открывает для себя «Молодую гвардию» по-своему, а значит по-новому. Не только вспышка души на самом высоком взлете интересует сейчас нас и будет интересовать наших потомков, а та будничность героизма, душевная настроенность на подвиг, целостность и благородство души, когда человек способен поступать только так, а не иначе. Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.
Инсценировка стихотворения
Михаила Исаковского «Слушайте, товарищи»
— Слушайте, товарищи!
Наши дни кончаются,
Мы закрыты — заперты
С четырех сторон…
Слушайте, товарищи!
Говорит, прощается
Молодая гвардия,
Город Краснодон.
Все,
что нам положено,
Пройдено, исхожено.
Мало их осталося —
Считанных минут.
Скоро нас, измученных,
Связанных и скрученных,
На расправу лютую
Немцы поведут.
Знаем
мы, товарищи, —
Нас никто не вызволит,
Знаем, что насильники
Довершат свое,
Но когда б вернулася
Юность наша сызнова,
Мы бы вновь за родину
Отдали ее.
Слушайте
ж, товарищи!
Все, что мы не сделали,
Все, что не успели мы
На пути своем,-
В ваши руки верные,
В ваши руки смелые,
В руки комсомольские
Мы передаем.
Мстите
за обиженных,
Мстите за униженных,
Душегубу подлому
Мстите каждый час!
Мстите за поруганных,
За убитых, угнанных,
За себя, товарищи,
И за всех за нас.
Пусть насильник мечется
В страхе и отчаянье,
Пусть своей Неметчины
Не увидит он!-
Это завещает вам
В скорбный час прощания
Молодая гвардия,
Город Краснодон.
Учащиеся все вместе:
Пускай ты умер… Но в песне смелых и сильных духом
Всегда ты будешь живым примером,
Призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем песню эту!
Песня «У нас Родина одна»
Ведущий: Что такое Родина? Это отчий дом, это первые шаги, это ласковый голос мамы и надежная рука отца. Это робкий первый шаг первый раз в первый класс, это первая двойка и первая любовь. Это счастливый смех и слезы первых обид. Это воздух, без которого мы не можем дышать. Так давайте беречь свою родину, помнить о том, что она у нас одна, давайте жить ее интересами и учиться во благо ее. Давайте вместе строить новое светлое будущее нашей молодой Луганской Народной Республики. Давайте помнить, что Родина у нас – одна!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.