Тематический план учителя-дефектолога по речевому развитию старших дошкольников с ЗПР
Оценка 4.6

Тематический план учителя-дефектолога по речевому развитию старших дошкольников с ЗПР

Оценка 4.6
pdf
07.04.2022
Тематический план учителя-дефектолога по речевому развитию старших дошкольников с ЗПР
Тематический план по речевому развитиюd.pdf

Тематический план работы  по речевому развитию старших дошкольников с ЗПР.

1

Детский сад

Детский сад. Группа.

Воспитывать любовь к детскому саду.

Доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам.

Знакомство с функциональным назначением мебели в группе, ее местонахождением. 

Договор о том, что и где будет храниться, когда и что можно брать. Правила поведения в группе.

Функциональное назначение помещений, правила поведения в детском саду.

Профессии сотрудников детского сада. 

Д\у «Один-много» - изменение сущ. по числам (5-6 лет) 

Д\у «Найди предмет и расскажи, где он был» - упражнение в использовании предлогов и умении ориентироваться в пределах групповой комнаты. (6-7 лет)

«Расскажи о своем друге» - рассказы по первым впечатлениям о знакомстве детей. «Расскажи о своей группе» - обмен новыми впечатлениями

Составление коллективного рассказа на тему: «Наш детский сад»

2

Фрукты

Фрукты

Уточнить понятие фрукты. Учить дифференциации овощифрукты. 

Расширить представления о труде взрослых в садах.

Фрукты растут в саду на фруктовых деревьях. 

Чем     отличаются     фрукты     от     овощей,     чем     похожи?

Рассматривание фруктов, выяснение их качеств (по твердостимягкости, по вкусу, по сочности, по цвету, форме).

Употребление прил. в сравнительной степени (5-6 лет).

Образование относительных прилагательных (6-7 лет).

 

 

 

Составление описательного рассказа - загадки о фруктах.

3

Овощи

Овощи

Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах. Расширить представления о труде взрослых в огородах и на полях.

Овощи растут на огороде, их специально выращивают.

Рассматривание овощей по форме, цвету, размеру; определение вкусовых качеств овощей.

Образование прилагательных от существительных (сок-сочный, вкус-вкусный...) (5-6 лет)

Употребление прилагательных в сравнительной степени

(больше, вкуснее...) (6-7 лет)

Составление описательных рассказов об овощах (5-6 лет).

Придумывание рассказов - загадок об овощах (6-7 лет).

4

Откуда хлеб пришел

Хлеб

Уточнить и обобщить представления детей о труде хлебороба.  Сформировать представления о культурных растениях поля и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря.

Человек сам растит урожай, из которого готовит пищу. 

Злаковые культуры (овес, рожь, гречка, просо).

Замесить тесто, испечь из него булочки. Употребление сущ. в косв. падежах ед. и мн. числа. 

(5-6 лет)

Образование относительных прил. (овес-овсяный, пшеница - пшеничный...) (6-7 лет).

Составление рассказа о том, как выращивают хлеб; по предложенному плану (6-7 лет).

5

Осень

Осень 

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

Познакомить с периодами осени и осенними месяцами.

Дать знания о причинах опадания листьев.

 

 

 

Учить логично и последовательно рассказывать о своих впечатлениях. 

Д/у «Какой, какая, какое».

Составление рассказа на тему: как мы следы осени искали (5-6 лет).

Составление рассказа «Осень в моем городе» (6-7 лет).

6

Лес. Деревья.

Лес.

Расширять представления о многообразии растений леса.

Закрепить знания названий растений.

Д/у «Один – много» (5-6 лет).

Д/у «С какого дерева листок» (6-7 лет).

Составление описательного рассказа о растениях леса. (5-6 лет).

Составление рассказа по картине «Осень в лесу» (6-7лет).

7

Дикие животные

Дикие животные и их детеныши

Выделять и правильно называть все части их тела, особенности поведения. Чем питаются дикие животные? 

Кто из диких животных всю зиму спит, кто бодрствует? 

Как человек помогает диким животным?

Д\у «У кого кто?» - образование существительных, обозначающих детенышей животных, в им. и род. падежах ед. и мн. числа (5-6 лет).

Рассказы о диких животных (коллективное рассказывание) (5-6 лет).

Рассказы о животных по предложенному плану (6-7 лет).

8

Домашние животные  и птицы

Домашние животные, птицы 

Систематизировать представления детей о домашних обитателях.

Домашние животные (их детеныши), птицы приносят человеку пользу, а он заботится о них.

 

 

 

Выделять и правильно называть все части их тела, особенности поведения, чем они питаются, как передвигаются Д\у «Кто где живет?» - образование притяжательных существительных (конура - собачья, конюшня - лошадиная...) (5-6 лет).

«Угадай, чей хвост?» - образование притяжательных прилагательных (6-7 лет).

Рассказы о домашних животных по картинам (5-6 лет).

«Расскажи о животном по предложенному началу» (6-7лет

9

Грибы. Ягоды.

Грибы. Ягоды. 

Расширять представления детей о многообразии леса. Уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах, лесных ягодах, о пользе для человека. 

Д/у «Назови ласково» (5-6 лет).

Образование относительных прилагательных от существительных (6-7 лет).

Составление описательного рассказа по плану, предложенному воспитателем (5-6 лет).

Составление описательного рассказа по личным впечатлениям (6-7 лет).

10

Одежда

Одежда

Человек создает себе одежду, которая согревает его в холодные дни.

Виды одежды, ее функциональное назначение 

(белье, платье, рубашка, верхняя одежда, нижняя одежда...). Из чего и кто шьет одежду. Определять величину одежды с помощью условной мерки. Рассматривание тканей.

Пришивание пуговиц.

Образование прилагательных, обозначающих название ткани (ситец - ситцевый...) (5-6 лет).

 

 

 

Д\у «Чего не хватает?» - употребление существительных, обозначающих части одежды в родительном падеже единственного и множественного числа (6-7 лет).

Составление рассказа о том, как ходили в магазин тканей (5-6 лет).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как мама шила одежду» (6-7 лет). 

11

Обувь.

Головные уборы.

Обувь. Головные уборы 

Человек создает себе обувь, головные уборы, которые согревают его в холодные дни, защищают от природных явлений.

Виды обуви, ее функциональное назначение. Виды головных уборов и их функциональное назначение. 

Из чего и кто делает обувь. Определять величину с помощью условной мерки. 

Образование прилагательных (кожа - кожаные и т. п.)  (5-6 лет).

Д\у «Чего не хватает?» - употребление существительных, обозначающих части обуви в родительном падеже единственного и множественного числа (6-7 лет).

Составление рассказа о том, как ходили на экскурсию в магазин обуви (5-6 лет).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Как шьют обувь» (6-7 лет). 

12

Зима

Зима

Сезонные изменения в природе. Свойства снега. 

Наблюдения за изменениями погоды с фиксацией в календаре. Дать представление о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. Лед переходит в воду, вода переходит в пар, пар, охлаждаясь, становится водой.

Снегопад, иней.

 

 

 

Образование сложных существительных (снегопад...)  (5-6 лет).

Образование существительных с предлогами (на лыжах, на санках, на ветках...) (6-7 лет).

Рассматривание картины «Зима пришла», составление рассказа по вопросам (5-6 лет).

Составление рассказа о зиме по серии сюжетных картинок (6-7 лет).

13

Зимующие птицы

Зимующие птицы

Забота о зимующих птицах, изготовление для них кормушек, узнавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.

Расширить представления о поведении и повадках.

Чем питаются зимой птицы?

Как человек помогает птицам зимой?

Д\у «У кого кто?» - образование существительных,

обозначающих детенышей животных, в им. и род. падежах ед. и мн. числа (5-6 лет).

Образование сложных прилагательных из двух основ (красная грудь - красногрудый...) (6-7 лет)

14

Семья

 Семья 

Люди живут семьями. Каждая семья имеет свою фамилию. Каждый ребенок называет свою фамилию, имя; имя, отчество родителей, бабушек и дедушек, других членов семьи, где они работают, что делают на работе, какие обязанности членов семьи дома. Называть, свой домашний адрес, знать дорогу из дома в детский сад.

Д\у «Опиши, какой» - подбор прилагательных, согласование в роде, числе, падеже (5-6 лет).

Д\у «Назови ласково» - образование имен с помощью ласкательных суффиксов (6-7 лет).

15

Новый год

Новый год

 

 

 

Закрепить представления о празднике.

Закрепить знания, что год начинается в январе. Дать представления о том, как встречают праздник в разных странах. Рассказать о традиции празднования Нового года в прежние времена.

Сказка С. Маршака «12 месяцев».

Выяснить, почему к празднику Нового года все готовят подарки (рассказ о Святом Николае). Подготовка подарков к празднику. Подбор определений к существительным зима, снег, праздник,

Дед Мороз..., согласование в роде, числе, падеже ед. и мн. числа (5-6 лет).

Д\у «Украсим елку» - использование предлогов (6-7 лет). 

Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза»

(6-7 лет).

Составление письма Деду Морозу о своих желаниях 

(5-6 лет).

16

Зимние забавы и виды спорта

Зимние забавы и виды спорта

Дать представления о зимних видах спорта, о том, как дети проводят зимние каникулы. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. 

Д/у «Один - много» (5-6 лет).  

Д/у «Подбери признак» (6-7 лет).

Составление предложений о зиме по картине (5-6 лет). Составление коллективной сказки на заданную тему (6-7 лет).

17

Комнатные растения.

Огород на окне.

Комнатные растения. Огород на окне 

Познакомить детей с комнатными цветами, обратить внимание на внешний вид, особенности строения.

Человек разводит в доме комнатные растения, ухаживает за ними.

 

 

 

Огород на окне. Выращивание растений из семян (основные стадии роста растений: семя, проросток, взрослое растение). Для чего нужен корень, стебель, листья? Какие условия необходимы для роста растений (свет, вода, тепло, питание)? Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами (-ечк, -иц, -ц) (5-6 лет).

Образование однокоренных слов от слова «рост» (6-7лет). Составление рассказа о том, как сажали семена (по предложенному началу) (5-6 лет).

Рассказы детей о том, как они ухаживают за комнатными растениями (6-7 лет). 

18

Мебель

Мебель.

Уточнить понятие мебель. Расширить представления о мебели и ее частях.

Функциональное назначение различных видов мебели. 

Из чего она сделана, кто ее сделал.

Рассмотреть мебель в своей группе и в детском саду. Д\у «Из чего сделано?» - закрепление образования относительных прилагательных (5-6 лет).

Составить описательный рассказ о разных видах мебели по плану (5-6 лет).

Придумывание рассказа - загадки о мебели. 

Д\у «Узнай по описанию». 

19

Посуда

Посуда  виды, назначение (столовая, чайная, кофейная, кухонная).

Расширить представления о посуде.

Приготовление еды. Правила безопасности в быту. Д\у «Из чего сделано?» - закрепление образования относительных прилагательных (5-6 лет).

Образование сложных существительных, состоящих из двух основ (мелет кофе - кофемолка...) (6-7 лет).

 

 

 

Составить описательный рассказ о разных видах посуды по плану (5-6 лет).

Придумывание рассказа - загадки о посуде. 

Д\у «Узнай по описанию» (6-7 лет).

20

Транспорт

Транспорт его многообразие, их функциональное назначение.  Группировка по среде передвижения (наземный, водный, воздушный);  по назначению (пассажирский, грузовой, специальный)

Образование сложных существительных (самосвал, панелевоз,

...) (5-6 лет).

Образование сложных прилагательных от существительных (воздух - воздушный, вода – водный, железнодорожный, снегоочистительный...) (6-7 лет).

Составление описательных рассказов о видах транспорта (по наблюдениям) (5-6 лет).

Составление рассказа о своей поездке (из опыта) (6-7 лет). Согласование существительных с числительными. 

(5-6 лет).

Образование существительных, обозначающих профессии, с помощью суффиксов (машинист, тракторист, путейщик и др.) (6-7 лет).

Составление коллективного рассказа о транспорте (5-6 лет).

Составление рассказов о профессиях по иллюстрациям  (6-7 лет).

21

День защитника отечества

Уточнить представления детей о Российской армии, о профессиях, содержании труда военных. 

Рода войск, военная техника на защите Родины.

Д/у «Скажи наоборот» (5-6 лет).

Д/у «Подбери действие» (6-7 лет).

 

 

 

Составление рассказа по картине «Пограничник» (5-6 лет).

Составление рассказа «Наша армия» (6-7 лет).

22

Весна. Первоцветы.

Весна. Первоцветы 

Сезонные изменения в природе весной.

Пробуждение природы.

Животные весной (звери, птицы). Как изменилось их поведение с наступлением тепла? Чем они заняты в это время года? 

Образование глаголов с помощью приставок (6-7 лет). Составление рассказа о приходе весны (на основе личных впечатлений) (5-6 лет).

Составление коротких описательных рассказов по плану «Подснежник», «Верба» (5-6 лет).

23

Перелетные птицы

Перелетные птицы

Обобщить знания о поведении птиц весной. 

Наблюдение за перелетными. Праздник птиц.

Прилет птиц, их встреча. Характерные признаки внешнего вида перелетных птиц, их поведение (гнездование). Выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых. 

Как люди готовятся к прилету птиц?

Грам. строй речи:

Образование приставочных глаголов (5-6 лет).

Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами (6-7 лет).

Составление рассказов о птицах на основе личных наблюдений (5-6 лет).

Составление рассказов-загадок о птицах (6-7 лет).

24

8 Марта

8 Марта

Праздник мам. Как зовут маму, кем и где она работает? Чем мама занимается дома? Как вы ей помогаете? Кто еще в вашей семье помогает маме и как?

Д/у «Женская профессия» (5-6 лет).

 

 

 

«Подбери ласковые слова для своей мамы» - согласование прилагательных с существительными с уменьшительноласкательными суффиксами (6-7 лет)

Подготовка поздравления для мамы к празднику (5-6 лет).

Творческое рассказывание «Моя мама» (6-7 лет). 

25

Рыбы, животные водоемов

Рыбы, животные водоемов 

Сформировать представления о жизни животных водоемов. О связи внешнего вида с окружающей средой. Значимость морских, озерных, речных и других рыб.

Вода в природе: лужи, ручьи, реки. Круговорот воды в природе. 

Д/у «Подбери слово к признаку» (5 - 6 лет).

Д/у «Подбери родственника» (6 - 7 лет).

Составление описательного рассказа по плану воспитателя (6 - 7 лет).

Составление описательного рассказа к картине» (5 - 6 лет).

26

Животные севера 

и жарких стран

Животные севера и жарких стран 

Животные в разных природных зонах. Обратить внимание на их внешний вид, на то, как животные приспосабливаются к природным условиям своей зоны.

Словообразование существительных с помощью суффикса -ищ

(5 - 6 лет).

Д\у «Назови правильно» - словообразование детенышей животных (6 -7 лет).

Составление описательных рассказов по опорным словам (5 - 6 лет).

«Угадай животное по описанию» - составление рассказовзагадок (6 - 7 лет).

27

Наш город. Улица. Дом.

Наш город. Улица. Дом.

Здание - место жизни для семьи. Человек создает себе жилище, отапливает его, освещает. Выяснить, для чего в квартире много

 

 

 

комнат, их назначение. Вокруг жилища человек разводит сады, парки. 

Наша улица, ее название, почему так называется, какие учреждения на ней находятся, их функции. 

Дорога. Правила дорожного движения (разделение проезжей части осевой линией, тротуар, дорожные знаки, пешеходный переход, перекресток).

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, составление словосочетаний (5-6 лет).

Д\у «Назови слова - действия» (6-7 лет).

Д\у «Назови, который по счету» - образование порядковых числительных (5-6 лет).

Использование предлогов между, за, до (6-7 лет).

Составь рассказ об улице, на которой ты живешь по плану (5-6 лет).

Составление рассказа по картине «Улица города».

28

Солнечная система.

Космос.

Солнечная система

Движение Солнца и Земли. Модель изменений времен года. Земля - наша планета. Солнце - звезда. Глобус и карта. Модель изменений времен года.

День космонавтики. Рассказы о героях космоса, рассматривание иллюстраций о космонавтах.

Согласование существительных с порядковыми числительными

(5-6 лет).

Д\у «Чего много?» - образование существительных множественного числа в родительном падеже (6-7 лет). Д\у «Хорошо - плохо» - составление сложноподчиненных предложений с союзами (5-6 лет). 

Составление рассказа по опорным картинкам «Земля - наш дом» (6-7 лет).

 

 

 

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Герои космоса» (5-6 лет).

29

9 мая. 

День

Победы.

9 мая. День победы.

Дать знания детям о Великой отечественной войне, о том как отмечают праздник у нас в стране, о городах-героях. Почему праздник называется День Победы.  О подвиге русского народа.

Дети войны. 

Составление рассказа «Нужен мир тебе и мне» (5-6 лет).

Д/у «Подбери братьев к слову»

Д\у «Подбери слово к признаку»

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Подвиг солдата» (6-7 лет)

30

Насекомые

Насекомые 

Наблюдение за насекомыми. Систематизировать представление о многообразии насекомых, особенностях их строения, месте обитания, способах передвижения.

Образование приставочных глаголов (5-6 лет).

Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами (6-7 лет).

Составление рассказов о насекомых на основе личных наблюдений (5-6 лет).

Составление рассказов-загадок о насекомых (6-7 лет

31

Наша родина

Россия

Наша родина Россия

Карта России (моря, океаны, реки, озера, горы, природные богатства, леса).

Наша страна - Российская Федерация. Главный город России - Москва. Символы России.

Другие города России. Как называется город, в котором живете вы? Где он находится? Путешествие по карте нашей области. Что такое реки, озера, лес, полезные ископаемые? Где они находятся, кто их добывает? Для чего они нужны?

 

 

Составление сложносочиненных предложений (5-6 лет).

Согласование существительных с личными местоимениями (мой, моя, мое) (6-7 лет).

Составление рассказа о нашем микрорайоне (5-6 лет).

Рассказ о нашем городе, о том, где мы живем (6-7 лет). 

32

Профессии

Профессии 

Расширить знания о профессиях людей. О содержании труда, его общественной значимости.Роль механизации труда.

Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. Образование существительных, обозначающих профессии с суффиксом –щик (каменщик, сварщик...) (5-6 лет).

Образование однокоренных слов от слова (6-7 лет). Словообразование и употребление в речи относительных прилагательных, образованных от существительных (ситец – ситцевый и т. п.) (5-6 лет).

Образование существительных, обозначающих профессии, с помощью суффиксов (6-7 лет).

Обмен впечатлениями от экскурсии (5-6 лет). Составление рассказа на тему: «Кем я хочу стать?» (6-7 лет).

33

Лето

Лето

Сезонные изменения в живой и неживой природе летом. 

Д/у «Подбери признак» (5-6 лет).

Д/у «Подбери родственника» (6-7 лет).

Составление рассказа по картине «Здравствуй лето»  (5-6 лет).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок  (6-7 лет).

 

 

Тематический план работы по речевому развитию старших дошкольников с

Тематический план работы по речевому развитию старших дошкольников с

Фрукты Фрукты Уточнить понятие фрукты

Фрукты Фрукты Уточнить понятие фрукты

Откуда хлеб пришел Хлеб

Откуда хлеб пришел Хлеб

Лес. Деревья. Лес.

Лес. Деревья. Лес.

Выделять и правильно называть все части их тела, особенности поведения, чем они питаются, как передвигаются

Выделять и правильно называть все части их тела, особенности поведения, чем они питаются, как передвигаются

Образование прилагательных, обозначающих название ткани (ситец - ситцевый

Образование прилагательных, обозначающих название ткани (ситец - ситцевый

Обувь. Головные уборы.

Обувь. Головные уборы.

Образование сложных существительных (снегопад

Образование сложных существительных (снегопад

Д\у «Назови ласково» - образование имен с помощью ласкательных суффиксов (6-7 лет)

Д\у «Назови ласково» - образование имен с помощью ласкательных суффиксов (6-7 лет)

Зимние забавы и виды спорта

Зимние забавы и виды спорта

Мебель Мебель. Уточнить понятие мебель

Мебель Мебель. Уточнить понятие мебель

Транспорт Транспорт его многообразие, их функциональное назначение

Транспорт Транспорт его многообразие, их функциональное назначение

Составление рассказа по картине «Пограничник» (5-6 лет)

Составление рассказа по картине «Пограничник» (5-6 лет)

Марта 8 Марта Праздник мам

Марта 8 Марта Праздник мам

Животные севера и жарких стран

Животные севера и жарких стран

Вокруг жилища человек разводит сады, парки

Вокруг жилища человек разводит сады, парки

Солнечная система. Космос.

Солнечная система. Космос.

Насекомые Насекомые

Насекомые Насекомые

Профессии Профессии

Профессии Профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022