Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: учимся для жизни» 5 класс
Модуль |
Тема |
Кол-во час |
Содержание |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Образовательные ресурсы |
|
Введение в курс «Функциональная грамотность» |
1 |
Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. |
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству. Сформировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах |
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы |
Портал Российской электронной школы (РЭШ, https:// fg.resh.edu.ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http:// skiv.instrao.ru/) Материалы электронного образовательно- го ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/). Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» |
Модуль 1 Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч) |
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) |
1 |
Приемы поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по заданной теме из различных источников. Приемы выделения главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте |
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Понимать фактологическую информацию |
Работа в группах |
«Необыкновенный путешественник»: (http://skiv.instrao. ru) «Люди, сделавшие Землю круглой»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/). |
|
Работаем над проектом (Школьная жизнь) |
1 |
Приемы работы с множественным текстом по выявлению явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста. Приемы выявления визуальной информации, представленной на карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в тексте, с информацией, содержащейся в графическом объекте (географическая карта, фотография) |
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Деловая игра |
«Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып.1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020 |
|
Работаем над проектом (Школьная жизнь) |
1 |
Приемы работы с множественным текстом по выявлению явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста. Приемы выявления визуальной информации, представленной на карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в тексте, с информацией, содержащейся в графическом объекте (географическая карта, фотография) |
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Деловая игра |
«Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020 |
|
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) |
1 |
Приемы работы с множественным текстом, представленным на сайте. Приемы поиска информации, представленной вербально и визуально, расположенной в разных частях множественного текста |
Интегрировать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме и в разных частях текста. Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Работа в группах |
«Конкурс сочинений»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao. ru) |
|
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
1 |
Приемы анализа информации учеб- но-научного текста (биография), представленной в виде таблицы. Приемы комментирования текста, включающего визуальный объект (фотографию) |
Выявлять фактологическую информацию (последовательность событий), представленную в разных частях текста. Выявление роли визуальных объектов для понимания сплошного текста |
Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания |
«Маршал Победы»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020. «Великие имена России»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
1 |
Приемы извлечения информации из различных источников (художественный и публицистический тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; ее осмысление и оперирование ею |
Устанавливать взаимосвязи между текстами. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. |
Игра-расследование |
«Мост»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv. instrao.ru) |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч) |
Мои увлечения |
1 |
Выполнение заданий «Звуки музыки» и «Аня и ее собака» |
Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Проведение и/или интерпретация экспериментов. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
|
Растения и животные в нашей жизни |
2 |
Выполнение заданий «Чем питаются рас- тения» и «Хищные птицы» |
Получение выводов на основе интерпретации данных (графических, числовых), построение рассуждений. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов (описанных или проведенных самостоятельно). |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М.; СПб.: Просвещение, 2020. |
|
Загадочные явления |
2 |
Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег» |
Проведение простых исследований и анализ их результатов. |
Работа в парах или группах. Презентация результатов исследования. |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) |
Креативное мышление: Модели и ситуации |
1 |
Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: - самовыражение с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики, танца и др. – решение проблем социального и научного характера. |
Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовыражение: 5 кл., Необычная картина, задание 1, Визуальное самовыражение: 5 кл, Что скрыто за рисунком, задание 2, Решение социальных проблем: 5 кл, Класс, задание 2, Решение научных проблем: 5 кл, Изобретаем соревнование, задания 1, 2, «Обложка для книги»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Выдвижение разнообразных идей |
1 |
Обсуждение проблемы: Для чего бывает нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые. |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления. Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега», подсчет количества выдвинутых идей и количества различающихся идей. Подведение итогов: что означает выдвигать идеи? чем отличаются разнообразные идеи? пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать разные варианты решений |
Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Письменное самовыражение: 5 кл., Выдуманная страна, задание 1, 5 кл., Праздник осени, задание 1, 5 кл, Класс, задание 1 Визуальное самовыражение: 5 кл., Эмблема для первоклассников, задание 1, Решение социальных проблем 5 кл, Точность – вежливость королей, задание 1 Решение научных проблем 5 кл, Мяч будущего, задание 1 «Парта будущего»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func |
|
Выдвижение креативных идей и их доработка |
1 |
Обсуждение проблем: Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи? |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность: - по подбору синонимов к слову «оригинальный»; - по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять оригинальность и нестандартность мышления. Подсчет количества оригинальных идей по результатам выполнения теста «Круги» по методике «Вартега». Подведение итогов: – что означает, что идея креативная? Что ее отличает? – как можно выявить оригинальные идеи – пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать необычные, нестандартные варианты решений |
Работа в парах и малых группах Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовыражение: 5 кл., Необычная картина, задание 3, Визуальное самовыражение: 5 кл, Улыбка осени, задание 1, Решение социальных проблем: 5 кл, Класс, задание 4, 5 кл, Буккроссинг – обмен книгами, задание 4 Решение научных проблем: 5 кл, Прогулка в парке, задание 1, 3 «Вопросы Почемучки»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
От выдвижения до доработки идей |
1 |
Использование навыков креативного мышления для создания продукта. |
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): - создание школьной газеты; - создание сюжета для инсценировки в классе; - подготовка праздника осени; - подготовка выставки «Нет вредным привычкам»; - подготовка необычного спортивного соревнования; - подготовка выставки «Школа будущего». |
Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) По выбору учителя 5 кл., Трудный предмет, 5 кл, Сюжет для спектакля, 5 кл., Праздник осени, 5 кл, Нет вредным привычкам, 5 кл, Изобретаем соревнование, 5 кл, Школа будущего |
|
Диагностика и рефлексия. Самооценка |
1 |
Креативное мышление. Диагностическая работа для 5 класса. |
Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо-и самооценка результатов выполнения |
Индивидуальная работа. Работа в парах. |
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 5 класса. Креативное мышление. Вариант 1. День рождения Вариант 2. День игры и игрушки |
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1. |
Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. |
Беседа |
Приложение |
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч) |
Путешествие и отдых |
1 |
Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим, нахождение доли величины). Действия с многозначными числами. Числовая последовательность (составление, продолжение). Интерпретация результатов вычислений, данных диаграммы. Решение текстовой задачи, составленной на основе ситуации. |
Извлекать анализировать, интерпретировать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, (числа, величины, фигуры), Описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Читать, представлять, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Моделировать ситуацию математически. Планировать ход решения задачи в 2-3 действия. |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Петергоф»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
|
Развлечения и хобби |
1 |
Работа с информацией (выбор данных). Решение текстовой задачи. Метод перебора вариантов. Действия с величинами (вычисление, переход от одних единиц к другим, нахождение доли). Прикидка результата выполнения действий с величинами. Многозначные числа, действия с натуральными числами. Сравнение долей числа. |
|
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Аккумулятор радиотелефона»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) |
|
Здоровье |
1 |
Действия с натуральными числами. Действия с числовой последовательностью (составление, продолжение). Метод перебора возможных вариантов. Соотношения между величинами, размеры объекта. Единицы времени. Зависимости между величинами, прямо пропорциональная зависимость величин при решении задачи. |
|
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Кросс»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) «Земля- ника»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao. ru) «Спортивный праздник» — в Приложении |
|
Домашнее хозяйство |
1 |
Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади. Зависимости между величинами. Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации. Доля числа. Измерения и объем прямоугольного параллелепипеда, сравнение объемов, переход от одних единиц объема к другим. Представление данных: чтение и интерпретация данных диаграммы. |
|
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Выкладывание плитки»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч) |
Собираемся за покупками: что важно знать |
1 |
Финансы. Значение финансовой грамотности. Деньги. Виды денег. Наличные и безналичные деньги. Запланированная покупка. Незапланированная покупка. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планирование. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра |
Комплекс «Способы оплаты» (2021, 5 класс) Комплекс «Наличные и безналичные деньги» (2020, 5 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost) |
|
Делаем покупки: как правильно выбирать товары |
1 |
Покупки. Виды покупок. Товар. Планирование покупки товара. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практическая работа/ Работа в парах/ Игра |
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Комплекс «Интересный журнал» (2022, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru) |
|
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем |
1 |
Услуга. Планирование покупки услуги. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практическая работа/ Работа в группах/ Игра |
Комплекс «Поездка в зоопарк» (2021, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank zadaniy/finansovaya- gramotnost) |
|
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя |
1 |
Финансовое планирование. Экономия денег. Акции на товары и услуги. Скидка на покупку. Правила поведения грамотного покупателя. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ деловая игра |
Комплекс «Прогулка по магазину» (2020, 5 класс) (http:// skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya- gramotnost) |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) |
«Деньги – не щепки, счетом крепки» «Велопрокат» |
2 |
Финансовая грамотность: Финансы. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планирование Математическая грамотность: Зависимости «цена – количество -стоимость», «скорость-время-рас- стояние». Измерение и единицы длины, времени, стоимости, скорости. |
Финансовая грамотность: Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания Математическая грамотность: Читать текст, разбирать инструкцию и обсуждать ситуации Выявлять информацию в финансовом контексте. Выявлять зависимости, вычислять стоимость. Графически представлять алгоритм. Планировать порядок выполнения действий, составлять арифметическое выражение. Выполнять вычисления с натуральными числами, сравнивать результаты. Конкретизировать тариф, выбирать выгодный тариф. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ игра- соревнование |
http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya-gramotnost Комплекс «Новые джинсы» (2019, 5 класс) Комплекс «Велопрокат» (2022, 5 класс) «Экскурсия»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч) |
Мы умеем дружить |
1 |
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми. Традиции и обычаи: многообразие культур и идентификация с определенной культурой. Виды социальных взаимодействий. Дружба в жизни человека |
Приводить примеры ситуаций уважительного и неуважительного, эффективного и неэффективного, взаимодействия между людьми. Оценивать последствия этих взаимодействий. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли дружбы в жизни человека. Аргументировать свое мнение о роли дружбы в жизни человека. |
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Открытый банк за- даний 2020 (http:// skiv.instrao.ru) Ситуации «Футбол и дружба», «Случай в гостях» Ситуация «Как подружиться с новенькой» |
|
Общаемся с одноклассниками и живем интересно |
1 |
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива. Семья и школа. Основы совместной деятельности. Роль школы в нашей жизни |
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о взаимодействии в школьном коллективе. Объяснять причины возникновения конфликтных ситуаций в школьном коллективе. Обосновывать способы их решения. |
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуации «Соседи», «В детском лагере» |
|
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? |
1 |
Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Понятие «глобальные проблемы» |
Приводить примеры глобальных проблем. Объяснять, какие проблемы называются глобальными. |
Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
«Разбираем смысл глобальных компетенций»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Стр. 4–10 Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуация «Один в поле воин» |
|
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. |
2 |
Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Глобальные проблемы в нашей жизни |
Описывать ситуации проявления глобальных проблем на местном (локальном) уровне. Оценивать влияние глобальных проблем на жизнь каждого человека, на развитие общества. |
Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Ситуации «Найденыш», «Загрязнение Мирового океана» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Стр. 11–19 Ситуации «Дом для кошек и собак», «Чистая вода», «Добываем марганец в Зеландии»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) http://skiv. instrao.ru Ситуации «Лечим скворца», «Покупаем новое», «Планета будет зеленой» |
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. |
Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения. |
Групповая работа |
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/) |
|
Итоговое занятие |
1 |
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). |
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд- шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. |
Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ |
|
Использованный материал:
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Funkcionalnaya_gramotnost_uchimsya_dlya_zhizni_osnovnoe_obschee_obrazov.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.