Тематическое планирование по родному языку (русскому) среднее общее образование

  • docx
  • 05.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование Родной язык (русский) среднее общее образование.docx

Тематическое планирование «Родной язык (русский)» среднее общее образование

Тематическое планирование по родному языку (русскому) 10 – 11 класс составлено к рабочей программе на основе проекта «Программы для среднего общего образования. Планирование включает два варианта, рассчитанных на 68 часов и 34 часа.

10 класс (1 вариант) – 68 часов

Тематический блок

Тема

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

Язык и культура

(22 часа)

Родной язык в жизни человека, общества, государства (2 часа)

Разные подходы к определению понятия «родной язык» (общее представление, обзор). Русский язык среди других родных языков народов России. Русский язык база традиционных общероссийских духовно-нравственных ценностей, объединяющих нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Сохранение родного русского языка нравственная обязанность его современных носителей.

Объяснять роль родного языка

в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовно-нравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей; аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни. Создавать высказывания о языковом многообразии Российской Федерации, приводить соответствующие примеры; объяснять необходимость уважительного отношения к национальным культурам и языкам народов России.

 

Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа (повторение, обобщение) (4 часа)

 

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Восприятие человеком мира через призму родного языка.

Национально-специфическая лексика русского языка и её основные типы. Языковая картина мира (общее представление). Основные разряды ключевых слов русской культуры.

Приводить примеры, иллюстрирующие взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа и комментировать их; сравнивать примеры своеобразного членения действительности и концептуализации мира в русском языке и в других языках;

опознавать слова, обладающие национально-специфическим значением, определять их лексические значения; проводить классификацию национально-специфической лексики русского языка, приводить соответствующие примеры и комментировать их; правильно употреблять слова с национально-культурным компонентом значения. Характеризовать основные признаки ключевых слов. русской культуры, определять основные разряды ключевых слов русской культуры, приводить соответствующие примеры и комментировать их; проводить классификацию ключевых слов по тематической принадлежности, проводить смысловой анализ текстов о ключевых словах русской культуры; комментировать фрагменты текстов с точки зрения употребления в них ключевых слов русской культуры; создавать текст на заданную тему. Использовать толковые словари,

в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка»

В И Даля, фразеологический словарь, словарь крылатых слов, школьный этимологический словарь

 

История русского   народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение) (4 часа)

Устаревшая лексика, традиционные русские фразеологизмы, пословицы и поговорки, в которых упоминаются исторические события, особенности жизни русских людей в тот или иной исторический период; прецедентные имена, называющие важнейшие события русской истории и культуры или тесно связанные с ними. Процессы актуализации и пассивизации слов и устойчивых сочетаний под влиянием трансформаций в общественной жизни, культуре и определённых исторических событий; переосмысление значений слов

Опознавать и комментировать устаревшие слова, традиционные русские фразеологизмы, пословицы и поговорки; прецедентные имена, называющие важнейшие события русской истории и культуры или тесно связанные с ними с точки зрения отражения в них исторических событий, особенностей жизни людей в тот или иной исторический период; истолковывать значения устаревших слов. Опознавать и характеризовать значения слов, вернувшихся в новейший период развития русского языка в его активный запас, приводить примеры таких слов, объяснять причины их актуализации. Использовать толковые словари, в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка» В И Даля, фразеологический словарь, словари пословиц и поговорок, словарь устаревших слов, школьный этимологический словарь

 

Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее (4 часа)

 

Старославянизмы и их признаки (повторение, обобщение). Старославянизмы в русской языковой картине мира. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Узкое и широкое значение термина «старославянизм». Судьба старославянской лексики в советский период развития русского языка. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. Тенденция к повышению функционально-стилистической значимости старославянизмов в современных текстах. Возрождение религиозно-проповеднического стиля русского литературного языка.

Комментировать влияние старославянского языка на развитие национального русского языка и формирование русского литературного языка как его высшей разновидности; опознавать старославянизмы по их характерным признакам, приводить соответствующие примеры; объяснять употребление термина «старославянизм» в узком и широком значениях. Комментировать причины пассивизации старославянизмов в советский период и их актуализации на рубеже XX—XXI вв. Анализировать текст и характеризовать роль старославянской лексикив создании стилистической тональности текста; анализировать и характеризовать фрагменты текстов религиозно-проповеднического стиля с точки зрения языковых особенностей рамках изученного).

 

Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре народа (общее представление) (4 часа)

 

Общие толковые словари русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Словари устаревших слов, исторические и этимологические словари как источники сведений об истории и культуре русского народа. Словарь русской ментальности. Словари новых слов, словари новых иностранных слов.

Характеризовать словари разных типов с точки зрения отражения в них истории и традиционной культуры, особенностей русского быта и мировоззрения русского народа (Словарь Академии Российской; Словарь церковнославянского и русского языка, Словарь живого великорусского языка В И Даля, словарь устаревших слов, исторический и этимологический словари, Словарь русской ментальности, словари новых слов, словари новых иностранных слов). Извлекать из словарей информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения народа и комментировать её.

 

Проектно-исследовательская деятельность. Проверочная работа № 1 (4 часа)

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

Культура речи (22 часа)

Типы речевой культуры носителей языка (2 часа)

 

Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и её типы (общее представление).

Комментировать основные типы речевой культуры человека, приводить соответствующие примеры. Анализировать тексты, содержащие примеры проявления разных типов речевого поведения человека.

 

Языковая норма и современный русский литературный язык (2 часа)

 

Языковая норма и история её развития. Роль А С Пушкина в истории русского литературного языка. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство современного русского литературного языка. Нормативные и ненормативные варианты. Равноправные варианты.

Комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы рамках изученного).

 

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка (3 часа)

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Нормативные и ненормативные варианты ударения и произношения

в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного). Орфоэпические словари ХХI в.

Анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на современные словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в.

Комментировать изменения орфоэпических норм современного русского литературного языка, современные варианты орфоэпической и акцентологической нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь.

 

Лексические нормы современного русского литературного языка (3 часа)

Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка.

Комментировать примеры, иллюстрирующие изменения лексических норм современного русского литературного языка.

Объяснять значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного).

 

Морфологические нормы современного русского литературного языка (3 часа)

Морфологические нормы современного русского литературного языка. Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагола. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.

Характеризовать изменения морфологических норм современного русского литературного языка.   Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм имени существительного, глагола. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка.

 

Орфографические варианты (3 часа)

Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения (обобщение и повторение). Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI в.

Анализировать примеры орфографических вариантов. Использовать современные орфографические словари и справочники русского языка.

 

Языковая игра (2 часа)

Языковая игра как тип речевого поведения. Отступление от языковых норм в языковой игре. Графические, фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности языковой игры в художественном тексте (общее представление).

Комментировать примеры отступления от языковых норм в языковой игре; сопоставлять примеры языковой игры и примеры нарушения языковых норм.

Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка речевые высказывания. Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка

 

Проверочная работа №2. Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы) (4 часа)

Представление проектов, результатов исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты

Речь. Речевая деятельность. Текст (22 часа)

Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа (3 часа)

Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры.

Характеризовать тексты как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятники культуры

Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать художественные тексты.

 

Линейный текст и гипертекст (3 часа)

 

Гипертекст как разветвлённая система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.

Различать линейный текст и гипертекст; использовать гиперссылки при создании и восприятии гипертекстов. Приводить соответствующие примеры линейного текста и гипертекста, комментировать их. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов.

 

Современные тексты как особое явление в практике общения (3 часа)

 

Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Графические, орфографические и пунктуационные средства выразительности.

Дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного или прослушанного текста; выявлять роль фактического и иллюстративного материала в содержательном наполнении текста; устанавливать логическую связь между выявленными фактами.

Анализировать прослушанный или прочитанный текст с учётом различных способов представления в нём информации.

 

Стратегии чтения и понимания текста (3 часа)

 

Приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (глоссарий, гиперссылки, приём постановки вопросов) Приёмы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста

Использовать основные стратегии, приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (создание глоссария, гиперссылок; использование приёма постановки вопросов, графических организаторов информации, обеспечивающих понимание текста: кластеры, таблицы, граф-схемы и др.). Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста.

 

Русская речь в повседневном устном общении (2 часа)

 

Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли в повседневном общении.

Оценивать устные высказывания с точки зрения их эффективности; точного, уместного и выразительного словоупотребления. Выявлять основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.

 

Письменная речь в Рунете (2 часа)

Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения.

Оценивать особенности функционирования современного русского языка, проявляющиеся в интернет-коммуникации.

Использовать возможности преодоления негативных тенденций развития современного русского литературного языка.

Владеть культурой электронного общения.

 

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс (2 часа)

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ) Состав и структура НКРЯ Возможности работы с Обучающим корпусом

Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс.

Использовать современные электронные базы, онлайн-ресурсы для решения учебных задач.

 

Проверочная работа работа 3

 

 

 

Проверочная работа работа №3. Проектно-исследовательская деятельность

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

 

10 класс (вариант 2) – 34 часа

Тематический блок

Тема

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

Язык и культура

(10 часа)

Родной язык в жизни человека, общества, государства (1 час)

Разные подходы к определению понятия «родной язык» (общее представление, обзор). Русский язык среди других родных языков народов России. Русский язык база традиционных общероссийских духовно-нравственных ценностей, объединяющих нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Сохранение родного русского языка нравственная обязанность его современных носителей.

Объяснять роль родного языка

в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовно-нравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей; аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни.

Создавать высказывания о языковом многообразии Российской Федерации, приводить соответствующие примеры; объяснять необходимость уважительного отношения к национальным культурам и языкам народов России.

 

Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа (повторение, обобщение) (3 часа)

 

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Восприятие человеком мира через призму родного языка.

Языковая картина мира (общее представление). Основные разряды ключевых слов русской культуры.

Приводить примеры, иллюстрирующие взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа и комментировать их; сравнивать примеры своеобразного членения действительности и концептуализации мира в русском языке и в других языках;

опознавать слова, обладающие национально-специфическим значением, определять их лексические значения; проводить классификацию национально-специфической лексики русского языка, приводить соответствующие примеры и комментировать их; правильно употреблять слова с национально-культурным компонентом значения.

Характеризовать основные признаки ключевых слов. русской культуры, определять основные разряды ключевых слов русской культуры, приводить соответствующие примеры и комментировать их; проводить классификацию ключевых слов по тематической принадлежности, проводить смысловой анализ текстов о ключевых словах русской культуры; комментировать фрагменты текстов с точки зрения употребления в них ключевых слов русской культуры; создавать текст на заданную тему. Использовать толковые словари, в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка» В И Даля.

 

История русского   народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение) (1 час)

Процессы актуализации и пассивизации слов и устойчивых сочетаний под влиянием трансформаций в общественной жизни, культуре и определённых исторических событий; переосмысление значений слов

Опознавать и комментировать устаревшие слова, традиционные русские фразеологизмы, пословицы и поговорки; прецедентные имена, называющие важнейшие события русской истории и культуры или тесно связанные с ними с точки зрения отражения в них исторических событий, особенностей жизни людей в тот или иной исторический период; истолковывать значения устаревших слов. Опознавать и характеризовать значения слов, вернувшихся в новейший период развития русского языка в его активный запас, приводить примеры таких слов, объяснять причины их актуализации. Использовать толковые словари, в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка» В И Даля, фразеологический словарь, словари пословиц и поговорок, словарь устаревших слов, школьный этимологический словарь

 

Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее (2 часа)

 

Старославянизмы и их признаки (повторение, обобщение). Старославянизмы в русской языковой картине мира. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Узкое     и широкое значение термина «старославянизм». Судьба старославянской лексики в советский период развития русского языка. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. Тенденция к повышению функционально-стилистической значимости старославянизмов в современных текстах. Возрождение религиозно-проповеднического стиля русского литературного языка.

Комментировать влияние старославянского языка на развитие национального русского языка и формирование русского литературного языка как его высшей разновидности; опознавать старославянизмы по их характерным признакам, приводить соответствующие примеры; объяснять употребление термина «старославянизм» в узком и широком значениях. Комментировать причины пассивизации старославянизмов в советский период и их актуализации на рубеже XX—XXI вв.

Анализировать текст и характеризовать роль старославянской лексикив создании стилистической тональности текста; анализировать и характеризовать фрагменты текстов религиозно-проповеднического стиля с точки зрения языковых особенностей рамках изученного).

 

Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре народа (общее представление) (1 час)

Словари устаревших слов, исторические и этимологические словари как источники сведений об истории и культуре русского народа. Словарь русской ментальности. Словари новых слов, словари новых иностранных слов.

Характеризовать словари разных типов с точки зрения отражения в них истории и традиционной культуры, особенностей русского быта и мировоззрения русского народа (Словарь Академии Российской; Словарь церковнославянского и русского языка, Словарь живого великорусского языка В И Даля, словарь устаревших слов, исторический и этимологический словари, Словарь русской ментальности, словари новых слов, словари новых иностранных слов). Извлекать из словарей информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения народа и комментировать её.

 

Проверочная работа № 1 Проектно-исследовательская деятельность. (2 часа)

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

Культура речи (10 часов)

Типы речевой культуры носителей языка (1 часа)

 

Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и её типы (общее представление).

Комментировать основные типы речевой культуры человека, приводить соответствующие примеры. Анализировать тексты, содержащие примеры проявления разных типов речевого поведения человека.

 

Языковая норма и современный русский литературный язык (1 час)

 

Языковая норма и история её развития. Роль А С Пушкина в истории русского литературного языка. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство современного русского литературного языка. Нормативные и ненормативные варианты. Равноправные варианты.

Комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы рамках изученного).

 

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Нормативные и ненормативные варианты ударения и произношения

в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного). Орфоэпические словари ХХI в.

Анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на современные словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в.

Комментировать изменения орфоэпических норм современного русского литературного языка, современные варианты орфоэпической и акцентологической нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь.

 

Лексические нормы современного русского литературного языка (2 часа)

Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка.

Комментировать примеры, иллюстрирующие изменения лексических норм современного русского литературного языка.

Объяснять значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного).

 

Морфологические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Морфологические нормы современного русского литературного языка. Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагола. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.

Характеризовать изменения морфологических норм современного русского литературного языка.   Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм имени существительного, глагола. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка.

 

Орфографические варианты (1 час)

Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения (обобщение и повторение). Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI в.

Анализировать примеры орфографических вариантов. Использовать современные орфографические словари и справочники русского языка.

 

Языковая игра (1 час)

Языковая игра как тип речевого поведения. Отступление от языковых норм в языковой игре. Графические, фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности языковой игры в художественном тексте (общее представление).

Комментировать примеры отступления от языковых норм в языковой игре; сопоставлять примеры языковой игры и примеры нарушения языковых норм.

Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка речевые высказывания. Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка

 

Проверочная работа №2. Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы) (2 часа)

Представление проектов, результатов исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты

Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часа)

Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа (2 часа)

Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры.

Характеризовать тексты как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятники культуры

Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать художественные тексты.

 

Линейный текст и гипертекст (1 часа)

 

Гипертекст как разветвлённая система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.

Различать линейный текст и гипертекст; использовать гиперссылки при создании и восприятии гипертекстов. Приводить соответствующие примеры линейного текста и гипертекста, комментировать их. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов.

 

Современные тексты как особое явление в практике общения (1 час)

 

Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Графические, орфографические и пунктуационные средства выразительности.

Дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного или прослушанного текста; выявлять роль фактического и иллюстративного материала в содержательном наполнении текста; устанавливать логическую связь между выявленными фактами.

Анализировать прослушанный или прочитанный текст с учётом различных способов представления в нём информации.

 

Стратегии чтения и понимания текста (2 часа)

 

Приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (глоссарий, гиперссылки, приём постановки вопросов) Приёмы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста

Использовать основные стратегии, приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (создание глоссария, гиперссылок; использование приёма постановки вопросов, графических организаторов информации, обеспечивающих понимание текста: кластеры, таблицы, граф-схемы и др.). Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста.

 

Русская речь в повседневном устном общении (1 час)

 

Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли в повседневном общении.

Оценивать устные высказывания с точки зрения их эффективности; точного, уместного и выразительного словоупотребления. Выявлять основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.

 

Письменная речь в Рунете (1 час)

Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения.

Оценивать особенности функционирования современного русского языка, проявляющиеся в интернет-коммуникации.

Использовать возможности преодоления негативных тенденций развития современного русского литературного языка.

Владеть культурой электронного общения.

 

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс (2 часа)

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ) Состав и структура НКРЯ Возможности работы с Обучающим корпусом

Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс.

Использовать современные электронные базы, онлайн-ресурсы для решения учебных задач.

 

Проверочная работа № 3. Проектно-исследовательская деятельность

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

 

11 класс (1 вариант) – 68 часов

Тематический блок

Тема

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

Язык и культура (22 часа)

Динамические процессы

и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода (3 часа)

 

Этапы современного периода исторического развития русского языка: постсоветский и новейший. Основные причины языковых изменений в постсоветский период. Глобализация современного мира и его цифровизация как основные причины изменений в русском языке первых десятилетий XXI в.

Основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся его системной организации.

Основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся форм его существования, функциональных

и социальных разновидностей, изменений в его функционировании в «реальном» и виртуальном пространстве.

Характеризовать основные направления современного развития русского языка, комментировать причины языковых изменений в постсоветский и новейший период; основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся его системной организации, приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка новейшего периода

Характеризовать основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся форм его существования, функциональных и социальных разновидностей, изменений в его функционировании в «реальном» и виртуальном пространстве; приводить соответствующие примеры; сравнивать фрагменты словарных статей в словарях, отражающих русский язык постсоветского (конец XX в.) и новейшего (первая четверть XXI в.) времени. Анализировать фрагменты текстов электронной устно-письменной речи, характеризовать основные признаки таких текстов (на уровне общего представления).

 

Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации (3 часа)

 

Современная цифровая (виртуальная, электронно-опосредованная) коммуникация, её особенности и формы (общее представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная русская речь, её особенности и виды. Устно-письменная речь как новая форма реализации русского языка (общее представление).

Характеризовать особенности цифровой (виртуальной, электронно-опосредованной) коммуникации, её основные особенности и формы;

выявлять и характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи; приводить соответствующие примеры. Комментировать основные тенденции развития современной электронной письменной речи; анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.), отмечать и комментировать основные языковые особенности и особенности графического оформления устно-письменной речи (на отдельных примерах).

 

Активные процессы в развитии лексики в русском языке XXI в. (3 часа)

Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Новая и новейшая лексика. Тематические разряды лексических неологизмов. Актуальные пути и способы появления новых слов.

Комментировать употребление

в широком и узком значении термина

«новая лексика и фразеология», характеризовать основные тенденции в развитии словарного состава русского языка в XXI в., характеризовать пути и способы пополнения словарного состава русского языка; различать новые иноязычные лексические заимствования и новые слова, образованные из имеющихся в русском языке ресурсов, приводить соответствующие примеры и комментировать их.

Определять лексические значения новых слов новейшего периода развития русского языка, употреблять новые слова в соответствии с их   лексическими значениями.

 

Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в

и процессы её адаптации (4 часа)

Экстралингвистические и лингвистические причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями Англицизмы (американизмы), лексические заимствования из французского, итальянского, арабского, японского и др. языков. Особенности процессов иноязычного заимствования лексики и фразеологии в новейший период развития русского языка. Смысловое освоение новых иноязычных слов. Возможности грамматического, орфографического и графического освоения иноязычных инноваций (общее представление).

Объяснять причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями, определять языки-источники иноязычных заимствований помощью словаря иностранных слов); характеризовать особенности процессов иноязычного заимствования лексики и фразеологии в новейший период развития русского языка.

Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований необходимых случаях с использованием словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова. Характеризовать направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов в XXI в (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры и комментировать их.

 

Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода (3 часа)

 

Способы словообразования морфологических неологизмов, пополнивших русский язык в XXI в. Особенности процессов морфологического словообразования в русском языке XXI в. на базе иноязычных инноваций. Семантические неологизмы. Развитие новых переносных значений. общеупотребительных слов русского языка при их использовании в сфере виртуальной коммуникации.

Характеризовать актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода; опознавать морфологические неологизмы новейшего периода; определять значения производных и сложносоставных слов, образованных на базе иноязычных инноваций. Характеризовать способы словообразования морфологических неологизмов, опознавать семантические неологизмы, характеризовать пути образования сематических неологизмов

в русском языке новейшего периода, приводить примеры морфологических и семантических неологизмов, правильно употреблять их.

 

Новая фразеология русского языка (2 часа)

 

Внеязыковые и языковые причины появления новых фразеологизмов Основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода.

Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Калькирование как основной способ освоения русским языком иноязычных фразеологизмов. Образование новых фразеологических оборотов на исконно русской почве.

Объяснять причины появления новых фразеологизмов в русском языке; истолковывать значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах), принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления; уместно употреблять фразеологические неологизмы.

 

Проверочная работа 1 Проектно-исследовательская деятельность (4 часа)

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты

Культура речи (22 часа)

Синтаксические нормы современного русского литературного языка (4 часа)

Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим, колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.

Комментировать изменения синтаксических норм современного русского литературного языка, современные варианты синтаксической нормы. Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим, анализировать колебания в употреблении предлогов. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка.

 

Факультативные знаки препинания (2 часа)

 

Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в.

 

Анализировать примеры использования факультативных знаков препинания в текстах.

Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка по пунктуации.

 

Культура устного делового общения (2 часа)

Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения.

Комментировать особенности устной речи в сфере профессионально-делового общения. Анализировать примеры речевого поведения человека в ситуациях учебно-научного и профессионально-делового общения.

 

Деловая беседа. Деловой разговор по телефону (3 часа)

 

Основные функции деловой беседы, телефонных деловых разговоров (обмен информацией, деловое общение); их особенности, этапы (подготовка беседы, начало беседы, информирование собеседников, аргументация выдвигаемых положений, завершение беседы). Коммуникативные стили ведения беседы, телефонных деловых разговоров; речевой этикет устного делового общения. Приёмы эффективного делового речевого взаимодействия.

Анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учётом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия.

 

Культура письменного делового общения. Деловое письмо (3 часа)

 

Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности.

Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление).

Характеризовать функции, виды делового письма, его языковые особенности рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля. Создавать текст делового письма

в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля

рамках изученного).

 

Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности (2 часа)

 

Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика. Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты) (общее представление). Культура оформления научного текста.

Характеризовать особенности учеб- но-научного общения, речевой этикет в учебно-научной коммуникации. Анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении с учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения. Анализировать способы оформления научного текста.

Правильно оформлять цитаты, ссылки, список используемой литературы в структуре научного текста.

 

Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации (2 часа)

Понятие речевой агрессии как нарушение экологии язык Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Способы противостояния речевой агрессии.

Характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка; анализировать тексты, содержащие примеры речевого поведения человека в ситуации противостояния речевой агрессии.

 

Проверочная работа № 2 Проектно-исследовательская деятельность (4 часа)

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

Речь. Речевая деятельность. Текст (22 часа)

Прецедентный текст как средство культурной связи поколений (3 часа)

 

Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Культурное пространство текста.

Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Характеризовать прецедентные тексты как средство культурной связи поколений, характеризовать место прецедентных текстов в культурном наследии. Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать художественные тексты.

 

Тексты сплошные и несплошные (3 часа)

 

Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в содержательном наполнении текста.

 

Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах.

Приводить соответствующие примеры сплошных и несплошных текстов и комментировать их. Анализировать тексты, содержащие разные способы представления информации. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.

 

Коммуникативная грамотность. Приёмы работы с текстом публицистического стиля (3 часа)

 

Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности

в текстах публицистического стиля. Информационные ловушки.

 

Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля; приводить соответствующие примеры и комментировать их. Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности публицистических текстов.

Распознавать информационные ловушки. Создавать тексты публицистических жанров рамках изученного).

 

Тексты инструктивного типа (3 часа)

 

Назначение текстов инструктивного типа. Инструкции вербальные

и невербальные

 

Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций. Использовать инструкции для решения различных учебных и практических жизненных задач. Составлять инструкции, определяющие условия и порядок осуществления действий.

 

Основные жанры интернет-коммуникации (3 часа)

Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра.

Различать основные жанры интернет-коммуникации.  Характеризовать тексты разных жанров интернет-коммуникации. Владеть средствами создания коммуникативного комфорта.

 

Традиции и новаторство

в художественных текстах (3 часа)

Стилизация. Сетевые жанры

Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах; приводить соответствующие примеры и комментировать их.

Распознавать стилизацию; комментировать отступления от языковых норм в языковой игре.

 

Проверочная работа № 3 Проектно-исследовательская деятельность (4 часа)

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

 

11 класс (2 вариант) – 34 часа

Тематический блок

Тема

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

Язык и культура (10 часов)

Динамические процессы

и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода (2 часа)

 

Основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся его системной организации.

Основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся форм его существования, функциональных

и социальных разновидностей, изменений в его функционировании в «реальном» и виртуальном пространстве.

Характеризовать основные направления современного развития русского языка в XXI в, касающиеся его системной организации, приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка новейшего периода

Характеризовать основные направления развития русского языка в XXI в, касающиеся форм его существования, функциональных и социальных разновидностей, изменений в его функционировании в «реальном» и виртуальном пространстве; приводить соответствующие примеры; сравнивать фрагменты словарных статей в словарях, отражающих русский язык постсоветского (конец XX в.) и новейшего (первая четверть XXI в.) времени. Анализировать фрагменты текстов электронной устно-письменной речи, характеризовать основные признаки таких текстов (на уровне общего представления).

 

Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации (1 час)

 

Устно-письменная речь как новая форма реализации русского языка (общее представление).

Выявлять и характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи; приводить соответствующие примеры. Комментировать основные тенденции развития современной электронной письменной речи; анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.), отмечать и комментировать основные языковые особенности и особенности графического оформления устно-письменной речи (на отдельных примерах).

 

Активные процессы в развитии лексики в русском языке XXI в. (1 час)

Актуальные пути и способы появления новых слов.

Характеризовать основные тенденции в развитии словарного состава русского языка в XXI в., характеризовать пути и способы пополнения словарного состава русского языка; различать новые иноязычные лексические заимствования и новые слова, образованные из имеющихся в русском языке ресурсов, приводить соответствующие примеры и комментировать их.

Определять лексические значения новых слов новейшего периода развития русского языка, употреблять новые слова в соответствии с их   лексическими значениями.

 

Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в

и процессы её адаптации (2 часа)

Смысловое освоение новых иноязычных слов. Возможности грамматического, орфографического и графического освоения иноязычных инноваций (общее представление).

Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований необходимых случаях с использованием словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова. Характеризовать направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов в XXI в (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры и комментировать их.

 

Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода (1 час)

Семантические неологизмы. Развитие новых переносных значений, общеупотребительных слов русского языка при их использовании в сфере виртуальной коммуникации.

Опознавать семантические неологизмы, характеризовать пути образования сематических неологизмов

в русском языке новейшего периода, приводить примеры морфологических и семантических неологизмов, правильно употреблять их.

 

Новая фразеология русского языка (1 часа)

 

Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Калькирование как основной способ освоения русским языком иноязычных фразеологизмов. Образование новых фразеологических оборотов на исконно русской почве.

Объяснять причины появления новых фразеологизмов в русском языке; истолковывать значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах), принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления; уместно употреблять фразеологические неологизмы.

 

Проверочная работа № 1 Проектно-исследовательская деятельность (2 часа)

Представление проектов, результатов исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты

Культура речи (10 часов)

Синтаксические нормы современного русского литературного языка (2 часа)

Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим, колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.

Комментировать изменения синтаксических норм современного русского литературного языка, современные варианты синтаксической нормы. Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим, анализировать колебания в употреблении предлогов. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка.

 

Факультативные знаки препинания (1 час)

 

Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в.

Анализировать примеры использования факультативных знаков препинания в текстах.

Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка по пунктуации.

 

Культура устного делового общения (1 час)

Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения.

Комментировать особенности устной речи в сфере профессионально-делового общения. Анализировать примеры речевого поведения человека в ситуациях учебно-научного и профессионально-делового общения.

 

Культура письменного делового общения. Деловое письмо (2 часа)

 

Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности.

Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление).

Характеризовать функции, виды делового письма, его языковые особенности рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля. Создавать текст делового письма

в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля

рамках изученного).

 

Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности (2 часа)

 

Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика. Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты) (общее представление). Культура оформления научного текста.

Характеризовать особенности учеб- но-научного общения, речевой этикет в учебно-научной коммуникации. Анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении с учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения. Анализировать способы оформления научного текста.

Правильно оформлять цитаты, ссылки, список используемой литературы в структуре научного текста.

 

Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации (1 часа)

Понятие речевой агрессии как нарушение экологии язык Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Способы противостояния речевой агрессии.

Характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка; анализировать тексты, содержащие примеры речевого поведения человека в ситуации противостояния речевой агрессии.

 

Проверочная работа № 2 Проектно-исследовательская деятельность (2 часа)

 

Представление проектов, результатов   исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часа)

Прецедентный текст как средство культурной связи поколений (2 часа)

 

Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Культурное пространство текста.

Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Характеризовать прецедентные тексты как средство культурной связи поколений, характеризовать место прецедентных текстов в культурном наследии. Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать художественные тексты.

 

Тексты сплошные и несплошные (2 часа)

 

Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в содержательном наполнении текста.

 

Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах.

Приводить соответствующие примеры сплошных и несплошных текстов и комментировать их. Анализировать тексты, содержащие разные способы представления информации. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.

 

Коммуникативная грамотность. Приёмы работы с текстом публицистического стиля (2 часа)

 

Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности

в текстах публицистического стиля. Информационные ловушки.

 

Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля; приводить соответствующие примеры и комментировать их. Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности публицистических текстов.

Распознавать информационные ловушки. Создавать тексты публицистических жанров рамках изученного).

 

Тексты инструктивного типа (1 час)

 

Назначение текстов инструктивного типа. Инструкции вербальные

и невербальные

 

Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций. Использовать инструкции для решения различных учебных и практических жизненных задач. Составлять инструкции, определяющие условия и порядок осуществления действий.

 

Основные жанры интернет-коммуникации (1 час)

Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра.

Различать основные жанры интернет-коммуникации.  Характеризовать тексты разных жанров интернет-коммуникации. Владеть средствами создания коммуникативного комфорта.

 

Традиции и новаторство

в художественных текстах (2 часа)

Стилизация. Сетевые жанры

Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах; приводить соответствующие примеры и комментировать их.

Распознавать стилизацию; комментировать отступления от языковых норм в языковой игре.

 

Проверочная работа № 3 Проектно-исследовательская деятельность (2 часа)

 

Представление проектов, результатов    исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

 

Использованный источник:

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Rodnoi_yazik_russkii_.htm


 

Скачано с www.znanio.ru