Тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 10 классе

  • docx
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 10 классе.docx

Тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 10 классе (базовый уровень)

Тематическое планирование составлено на основе проекта Примерной программы по родному языку (русскому). Размещенной на сайте «Единое содержание общего образования» и рассчитано на 2 часа в неделю (68 часов)

Тематический блок

Тема

Кол-во часов

Дата

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

1

2

Язык и культура

(22 часа)

Родной язык в жизни человека, общества, государства

2

 

Разные подходы к определению понятия «родной язык» (общее представление, обзор). Русский язык среди других родных языков народов России. Русский язык база традиционных общероссийских духовно-нравственных ценностей, объединяющих нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Сохранение родного русского языка нравственная обязанность его современных носителей.

Объяснять роль родного языка

в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовно-нравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей; аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни. Создавать высказывания о языковом многообразии Российской Федерации, приводить соответствующие примеры; объяснять необходимость уважительного отношения к национальным культурам и языкам народов России.

3

4

5

6

 

Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа (повторение, обобщение)

 

4

 

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Восприятие человеком мира через призму родного языка.

Национально-специфическая лексика русского языка и её основные типы. Языковая картина мира (общее представление). Основные разряды ключевых слов русской культуры.

Приводить примеры, иллюстрирующие взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа и комментировать их; сравнивать примеры своеобразного членения действительности и концептуализации мира в русском языке и в других языках;

опознавать слова, обладающие национально-специфическим значением, определять их лексические значения; проводить классификацию национально-специфической лексики русского языка, приводить соответствующие примеры и комментировать их; правильно употреблять слова с национально-культурным компонентом значения. Характеризовать основные признаки ключевых слов. русской культуры, определять основные разряды ключевых слов русской культуры, приводить соответствующие примеры и комментировать их; проводить классификацию ключевых слов по тематической принадлежности, проводить смысловой анализ текстов о ключевых словах русской культуры; комментировать фрагменты текстов с точки зрения употребления в них ключевых слов русской культуры; создавать текст на заданную тему. Использовать толковые словари,

в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка»

В И Даля, фразеологический словарь, словарь крылатых слов, школьный этимологический словарь

7

8

9

10

 

История русского   народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение)

4

 

Устаревшая лексика, традиционные русские фразеологизмы, пословицы и поговорки, в которых упоминаются исторические события, особенности жизни русских людей в тот или иной исторический период; прецедентные имена, называющие важнейшие события русской истории и культуры или тесно связанные с ними. Процессы актуализации и пассивизации слов и устойчивых сочетаний под влиянием трансформаций в общественной жизни, культуре и определённых исторических событий; переосмысление значений слов

Опознавать и комментировать устаревшие слова, традиционные русские фразеологизмы, пословицы и поговорки; прецедентные имена, называющие важнейшие события русской истории и культуры или тесно связанные с ними с точки зрения отражения в них исторических событий, особенностей жизни людей в тот или иной исторический период; истолковывать значения устаревших слов. Опознавать и характеризовать значения слов, вернувшихся в новейший период развития русского языка в его активный запас, приводить примеры таких слов, объяснять причины их актуализации. Использовать толковые словари, в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка» В И Даля, фразеологический словарь, словари пословиц и поговорок, словарь устаревших слов, школьный этимологический словарь

11

12

13

14

 

Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее

 

4

 

Старославянизмы и их признаки (повторение, обобщение). Старославянизмы в русской языковой картине мира. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Узкое и широкое значение термина «старославянизм». Судьба старославянской лексики в советский период развития русского языка. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. Тенденция к повышению функционально-стилистической значимости старославянизмов в современных текстах. Возрождение религиозно-проповеднического стиля русского литературного языка.

Комментировать влияние старославянского языка на развитие национального русского языка и формирование русского литературного языка как его высшей разновидности; опознавать старославянизмы по их характерным признакам, приводить соответствующие примеры; объяснять употребление термина «старославянизм» в узком и широком значениях. Комментировать причины пассивизации старославянизмов в советский период и их актуализации на рубеже XX—XXI вв. Анализировать текст и характеризовать роль старославянской лексикив создании стилистической тональности текста; анализировать и характеризовать фрагменты текстов религиозно-проповеднического стиля с точки зрения языковых особенностей рамках изученного).

15

16

17

18

 

Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре народа (общее представление)

 

4

 

Общие толковые словари русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Словари устаревших слов, исторические и этимологические словари как источники сведений об истории и культуре русского народа. Словарь русской ментальности. Словари новых слов, словари новых иностранных слов.

Характеризовать словари разных типов с точки зрения отражения в них истории и традиционной культуры, особенностей русского быта и мировоззрения русского народа (Словарь Академии Российской; Словарь церковнославянского и русского языка, Словарь живого великорусского языка В И Даля, словарь устаревших слов, исторический и этимологический словари, Словарь русской ментальности, словари новых слов, словари новых иностранных слов). Извлекать из словарей информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения народа и комментировать её.

19

 

Проверочная работа 1

1

 

 

 

20

21

22

 

Проектно-исследовательская деятельность

 

3

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

23

24

Культура речи (22 часа)

Типы речевой культуры носителей языка

 

2

 

Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и её типы (общее представление).

Комментировать основные типы речевой культуры человека, приводить соответствующие примеры. Анализировать тексты, содержащие примеры проявления разных типов речевого поведения человека.

25

26

 

Языковая норма и современный русский литературный язык

 

2

 

Языковая норма и история её развития. Роль А С Пушкина в истории русского литературного языка. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство современного русского литературного языка. Нормативные и ненормативные варианты. Равноправные варианты.

Комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы рамках изученного).

27

28

29

 

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

3

 

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Нормативные и ненормативные варианты ударения и произношения

в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного). Орфоэпические словари ХХI в.

Анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на современные словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в.

Комментировать изменения орфоэпических норм современного русского литературного языка, современные варианты орфоэпической и акцентологической нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь.

30

31

32

 

Лексические нормы современного русского литературного языка

3

 

Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка.

Комментировать примеры, иллюстрирующие изменения лексических норм современного русского литературного языка.

Объяснять значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного).

33

34

35

 

Морфологические нормы современного русского литературного языка

3

 

Морфологические нормы современного русского литературного языка. Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагола. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.

Характеризовать изменения морфологических норм современного русского литературного языка.   Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм имени существительного, глагола. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка.

36

37

38

 

Орфографические варианты

3

 

Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения (обобщение и повторение). Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI в.

Анализировать примеры орфографических вариантов. Использовать современные орфографические словари и справочники русского языка.

39

40

 

Языковая игра

2

 

Языковая игра как тип речевого поведения. Отступление от языковых норм в языковой игре. Графические, фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности языковой игры в художественном тексте (общее представление).

Комментировать примеры отступления от языковых норм в языковой игре; сопоставлять примеры языковой игры и примеры нарушения языковых норм.

Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка речевые высказывания. Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка

41

 

Проверочная работа 2

1

 

 

 

42

43

44

 

Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы).

3

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

 

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты

45

46

47

Речь. Речевая деятельность. Текст (22 часа)

Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа

3

 

Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры.

Характеризовать тексты как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятники культуры

Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать художественные тексты.

48

49

50

 

Линейный текст и гипертекст

 

3

 

Гипертекст как разветвлённая система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.

Различать линейный текст и гипертекст; использовать гиперссылки при создании и восприятии гипертекстов. Приводить соответствующие примеры линейного текста и гипертекста, комментировать их. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов.

51

52

53

 

Современные тексты как особое явление в практике общения

 

3

 

Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Графические, орфографические и пунктуационные средства выразительности.

Дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного или прослушанного текста; выявлять роль фактического и иллюстративного материала в содержательном наполнении текста; устанавливать логическую связь между выявленными фактами.

Анализировать прослушанный или прочитанный текст с учётом различных способов представления в нём информации.

54

55

56

 

Стратегии чтения и понимания текста

 

3

 

Приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (глоссарий, гиперссылки, приём постановки вопросов) Приёмы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста

Использовать основные стратегии, приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (создание глоссария, гиперссылок; использование приёма постановки вопросов, графических организаторов информации, обеспечивающих понимание текста: кластеры, таблицы, граф-схемы и др.). Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста.

57

58

 

Русская речь в повседневном устном общении

 

2

 

Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли в повседневном общении.

Оценивать устные высказывания с точки зрения их эффективности; точного, уместного и выразительного словоупотребления. Выявлять основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.

59

60

 

Письменная речь в Рунете

2

 

Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения.

Оценивать особенности функционирования современного русского языка, проявляющиеся в интернет-коммуникации.

Использовать возможности преодоления негативных тенденций развития современного русского литературного языка.

Владеть культурой электронного общения.

61

62

 

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс

2

 

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ) Состав и структура НКРЯ Возможности работы с Обучающим корпусом

Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс.

Использовать современные электронные базы, онлайн-ресурсы для решения учебных задач.

63

 

Проверочная работа 3

1

 

 

 

64

65

66

 

Проектно-исследовательская деятельность

 

3

 

Представление проектов, результатов исследовательской работы

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты.

67

68

 

Подведение итогов

2

 

 

 

 

Использованный источник: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Rodnoi_yazik_russkii_.htm


 

Скачано с www.znanio.ru