Тематическое планирование учебного предмета " Всеобщая история" с определением основных видов учебной деятельности история древнего мира ( 68) часов. с указанием темы/содержанием и характеристикой основных видов деятельности. В программе к каждой теме подробно рассказывается о каждом виде деятельности на уроке.
Тематическое планирование Древний мир 5 класс.doc
6.1.Тематическое планирование учебного предмета «Всеобщая история»
с определением основных видов учебной деятельности
История древнего мира (68 ч)
5 класс
Тема / содержание
Характеристика основных видов деятельности
Введение
Раскрывать значение терминов история, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.
Древнейшие люди.
Родовые общины охотников и
собирателей.
Возникновение искусства и религии.
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда,
собирательство.
Устно описывать первые орудия труда.
Сравнивать первобытного и современного человека.
Заполнять сравнительную таблицу «Первобытный и современный человек».
Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей.
Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.
Рассмотреть разные версии о загадках древних художников.
Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Характеризовать первобытные верования и способы их выражения.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
скотоводства.
Возникновение
земледелия и
Рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.
Характеризовать изменения в социальнохозяйственной жизни людей с появлением
земледелия и скотоводства.
Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни
общины.
Схематически изображать управление родовой общиной и племенем.
Колво
часов
1
3
2 Появление неравенства и знати.
Тема 3. Счет лет в истории
Историческая хронология (счет лет «до
н. э.» и «н. э.»).
Тема 1. Древний Египет
Государство на берегах Нила.
Как жили земледельцы и ремесленники в
Египте.
Жизнь египетского вельможи.
Военные походы фараонов.
Религия древних египтян.
Искусство Древнего Египта.
1
7
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия,
плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города,
святилища, государства.
Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения
отношений в общине с выделением в ней знати.
Осмыслить различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Определять историческое время по ленте времени.
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени.
Раздел II. Древний Восток. (18 часов)
информацию по данной теме из текстов учебника,
Характеризовать местоположения государства с помощью исторической карты и ее
легенды.
Определение влияния природноклиматических условий на жизнь и деятельность
человека.
Устанавливать причинноследственные связи природы и занятий древних египтян.
Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.
Оценивать достижения культуры.
Находить и группировать
дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.
Работать в малых группах.
Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.
Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать
выводы.
Работать с картой в малых группах по единому заданию.
Готовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
Характеризовать религию древних египтян.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
Работать с информацией из разных источников (в т.ч. из сети Интернет) о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Подготовить сообщение или презентацию по самостоятельно выбранной теме
(совместно с родителями).
Описывать процесс изготовления папируса.
Характеризовать знания древних египтян из разных областей наук.
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в
сотрудничестве с соседом по парте).
Анализировать достижений древних египтян в земледелии.
Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого
1
7
Письменность и знания древних Египтян. Дать определение понятий иероглиф.
Повторение
Тема 2. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье.
Вавилонский царь Хаммурапи и его
законы.
Финикийские мореплаватели
Библейские сказания.
Древнееврейское царство.
Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
Характеризовать влияние природноклиматических условий на жизнь и деятельность
жителей государства.
Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.
Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст
Определять хронологические рамки правления Хаммурапи, давать определение понятия
«закон».
Характеризовать законы Хаммурапи, чьи интересы защищали.
Рассказыывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.
Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия
колония.
Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах
Финикии.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен.
Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.
Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. Ассирийская держава.
Персидская держава «царя царей».
Тема 6. Индия и Китай в древности
Природа и люди Индии.
Индийские касты.
Чему учил китайский мудрец
Конфуций.
Первый властелин единого Китая.
Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.)
Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя
иудеи.
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и
осмысления нового материала.
Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги,
военном деле.
Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины
падения Ассирийской державы.
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу
расширения территории державы.
Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по
заданному основанию).
Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата.
Показывать на исторической карте основные географические объекты Древней Индии.
Обсуждать в группах ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и
культуру.
Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.
Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители
знаний.
Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о
жизни Будды.
Перечислять достижения древних индийцев.
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.
Определять и формулировать особенности китайской религии.
Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.
Рассказывать об отношениях Китая с соседями.
Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.
Выделять своеобразия древней китайской цивилизации
4 «Вклад народов Древнего
ПОУ:
Востока в мировую культуру».
Тема 7. Древнейшая Греция
Греки и критяне.
Микены и Троя.
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея».
Религия древних греков.
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.
Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их
местоположение с современной картой.
Перечислять наиболее значимые достижения культуры цивилизаций Древнего Востока.
Раздел III. Древняя Греция (20 часов)
Определять и комментировать местоположение государства с помощью исторической
карты и ее легенды.
Называть отличительные признаки критской культуры.
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.
Выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
Показывать на карте местоположение Микен.
Выделять отличия между микенской и критской культурами.
На ленте времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая,
Троянскую войну.
Сравнивать достижений критской и микенской цивилизаций.
Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с
другими.
Описывать личность Гомера, основное содержание поэм.
Характеризовать образы основных героев «Илиады».
Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку.
Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех
приключениях Одиссея.
Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.
Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль богов в жизни греков.
Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
1
5
7 Земледельцы Аттики теряют свою землю
и свободу.
Зарождение демократии в Афинах.
Древняя Спарта.
Греческие колонии на берегах
Средиземного и Черного морей.
Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в
Марафонской битве.
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения.
Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в
целом.
Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в
улучшении положения народа.
Сравнивать законы Драконта и Солона.
Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.
Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.
Описывать местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды,
занятий ее населения, образа жизни спартанцев.
Объяснять причины греч колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало
греч колонии.
Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать
наряд грека.
Установить хронологию первых Олимпийских игр.
Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
Составлять развернутый план одной части параграфа.
Определять причины грекоперсидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и
ее значение.
Уметь работать с картой, определять историческое значение событий. Используя
о
информацию видеофильма,
Марафонской битве. Составлять рассказ по плану.
составить собственный рассказ
презентации,
Нашествие персидских войск на Элладу. Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать с картой, опорной
схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы.
Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о
создании военного флота;
о Фермопильском сражении;
о Саламинской битве Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.
В гаванях афинского порта Пирей.
В городе богини Афины.
В афинских школах и гимнасиях.
В театре Диониса.
Афинская демократия при Перикле.
Сравнить военную и торговые гавани.
Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.
Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о
гаванях.
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.
Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из
школ.
Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
Описывать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в
историю развития мировой культуры.
Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из
трагедии Софокла «Антигона».
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору.
Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.
Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.
Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства
полисом Перикла.
5
3
Тема 10. Македонские завоевания
Города Эллады подчиняются Македонии. Показывать на карте и объяснять местоположение Македонии.
Поход Александра Македонского на
Восток.
Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.
Объяснять смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять
непреступную крепость».
Определять направления походов А. Македонского по карте.
Определять
хронологию основных событий, причин военных успехов Александра В Александрии Египетской.
ПОУ по теме: «Вклад эллинов в
мировую культуру».
Македонского
Составлять схему походов А. Македонского.
Составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический
портрет.
Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
Называть причины распада державы Александра Македонского Показывать на карте
государства, образовавшиеся в ходе распада державы.
Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать
характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта,
название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор,
Спартанское воспитание, Олимпийские игры.
Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Раздел 4. Древний Рим (17 часов)
Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией.
Древнейший Рим.
Сравнивать природные условия Греции и Рима.
Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции.
Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима
Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для
формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
Исследовать по карте территории,
территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э.
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.
Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.
завоеванные Римом.
Сравнивать
Завоевание Римом Италии.
Устройство Римской республики.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
1
3
3 Вторая война Рима с Карфагеном.
Установление господства Рима во всем
Средиземноморья.
Рабство в Древнем Риме.
Тема 13. Гражданские войны в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов.
Восстание Спартака.
Единовластие Цезаря.
Установление империи.
Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаг войне.
Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели,
поступки Ганнибала.
Перечислять причины поражения Ганнибала
Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в
Средиземноморье.
Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.
Описывать по рисунку триумф (нравственноэмоциональная оценка «Какие чувства
вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»).
Составлять простой план параграфа.
Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.
Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
Доказывать бесправное положение рабов в Риме.
Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые
заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне
жили в мире.
Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей.
Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и
поступки.
Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс
против Спартака».
Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря.
Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.
Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов,
диктатор, заговорщики, гибель.
Определять причины поражения сторонников республики.
завершения гражданских войн в Риме.
Характеризовать правление Октавиана Августа.
Объяснять причины
4 Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.
Соседи Римской империи.
Рассказывать о судьбах знаменитых греков.
Рим при императоре Нероне.
Первые христиане и их учение.
Расцвет империи во II веке.
«Вечный город» и его жители.
заданий,
Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть
империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составление
вопросов по теме, обмен ими.
Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях
Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки
сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э.
Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать
причины крайнего своеволия Нерона.
Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины
распространения христианства.
Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.
Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши
дни.
Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.
причины ослабления империи и перехода к обороне границ.
Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о
достижениях империи во II в.
Доказывать, что римляне строили на века.
Инсценировать виртуальную экскурсию (презентации) и составление рассказа от лица
разных персонажей об одном дне в Риме.
Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».
Выделять
Тема 15. Падение Западной Римской империи.
Римская империя при Константине.
Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.
Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине.
Обосновывать факт переноса столицы империи.
Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.
Составлять рассказ с опорой на иллюстрации к параграфу.
5
2 Взятие Рима варварами.
Итоговое повторение
ПОУ по теме: «Особенности
цивилизации Греции и Рима».
Вклад народов древности в мировую
культуру.
Обозначать причины раздела империи на две части.
Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория,
Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей.
Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную
Римскую Империю.
Определять территории и этапы расширения границ Рима по легенде карты.
Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственные грекам и
римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни,
повседневности..
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для
современного мира.
Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их
политическому,
социальному и культурному развитию,
аргументировано выделять главные достижения цивилизаций Древнего мира.
экономическому,
2
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Тематическое планирование 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.