В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Тематическое планирование классных часов
«внутренний мир подростка и ценности»
8 класс
Тема
классного часа
3
Содержание
Последействие
4
5
№
Месяц
2
1
1 Сентябрь
2 Сентябрь
3 Октябрь
4 Октябрь
5 Ноябрь
Кто я?
Рефлексия своего «я»
Какие есть
проблемы
в
подростковом
возрасте
Какие
проблемы есть
у меня?
Зачем решать
свои
проблемы?
Как решать
проблемы?
Возрастные проблемы
подросткового возраста
Осознание подростком
своих проблем
Знакомство подростков с
основными путями
решения проблемы
Знакомство подростков с
основными путями
решения проблемы
Заполнение таблицы
«Мои качества»
Заполнение таблицы
«Общие проблемы
подростка»
Заполнение блок
схемы «Мои
проблемы»
Доработка блок
схемы «Мои
проблемы»
Организация
совместного
родительского
собрания «Трудности
подросткового
возраста: единство
понимания»
Выявления уровня
самооценки по
предложенной
методике
Составление коллажа
«Образ доброго
человека»
Работа над письмом
другу
Организация вечера
6 Ноябрь
7 Декабрь
Мое
отношение к
себе
Добрый ли я
человек?
8 Январь
9 Январь
Мои друзья
обо мне
Любовь
Развитие способности
подростков к рефлексии,
выявление уровня
самооценки
Развитие рефлексии,
расширение знаний о
категории «добро»
Развитие рефлексии
Расширение знаний окатегории «любовь», ее
проявлениях
10 Февраль
Настроение
человека
Расширение знаний о
настроении, его влиянии на
жизнь человека
«Любовь… Как
много в этом
слове...»
Работа над таблицей
«Я сегодня
порадовал»2
1
11 Февраль
3
Характер
человека
Расширение знаний о
характере, его влиянии на
жизнь человека
4
5
Окончание табл.
12 Март
13 Март
14 Апрель
15 Апрель
Быть как все?
Не быть как
все?
Что человек
хочет?
Что человек
может?
Как и почему
человек
развивается?
Развитие адекватного
отношения к себе
Актуализация знаний о
категориях «ценность» и
«антиценность»
Осознание учащимися
своих возможностей
Знакомство с ролью
развития в
самосовершенствовании
человека
16 Май
Как управлять
своими
эмоциями
Роль эмоций в жизни
человека
Т е м а «Кто я?»
Выполнение
учащимися теста
«Каков твой
характер?»
Заполнение таблицы
«Мои отличия от
других людей»
Описание своей
жизни через 10 лет
Заполнение таблицы
«Я могу»
Работа над
сочинениемэссе
«Жизненные
ситуации, которые
повлияли на мое
развитие»
Заполнение таблицы
«Эмоции в моей
жизни»
В качестве введения выступает стихотворение В. Хлебникова:
Люди – удивительные звезды,
Дальние и ближние миры.
Люди обладают звездным свойством
Сдерживать сиянье до поры,
А потом сиять с такою силой!
Что тому причиною? Как знать?
Самым удивительным светилом
Человека надо бы назвать1.
Противоречие содержится в высказывании «В любом человеке есть все
человеческое: самое лучшее и самое худшее» (Л. Лавель)2. Для его обсуждения
подросткам предлагается разделиться на четыре группы.Каждой группе предъявляется литературный герой и его краткая
характеристика. Задача учащихся – заполнить таблицу:
Лучшие качества персонажа
Худшие качества персонажа
После выполнения задания учитель организует обсуждение записей в
таблицах. Необходимо ответить на вопрос: «На основании чего вы выделяли у
героя лучшие и худшие качества?».
Примеры литературных героев для обсуждения: Иван Царевич, Буратино и т.
п.
Рефлексию можно провести в письменном виде. Подросткам предлагается
ответить на вопрос «Кто я?», перечислив свои качества, способности и т. п.
Последействие заключается в заполнении таблицы «Мои качества» (в
«Дневнике успеха»):
Мои лучшие качества
Мои худшие качества
Как исправить худшие
качества
Пример заполнения таблицы подростками:
Мои лучшие качества
Мои худшие качества
Хорошо пою
Ленюсь и не
помогаю
родителям
Как исправить худшие
качества
Относиться к родителям
заботливо, помогать им
Т е м а «Какие есть проблемы в подростковом возрасте»
В качестве введения учащимся предлагается стихотворение Ю. Яковлева:
Когда мы становимся взрослыми?
Перебирая года,
Себя атакуем вопросами
И спрашиваем – когда?
Когда звезду открываем,
Которая скрыта от глаз,
И ленточку разрываемНа финише в первый раз?
И первое стихотворение
Волнует, как первый бой,
И первое изобретение
На парте лежит пред тобой.
Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора?
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!3
Организуется групповая деятельность. Каждая группа работает над текстом
«Психология подросткового возраста». Задача: выделить в тексте цветным
маркером те проявления психологических особенностей подростка, с которыми
они столкнулись.
Примерный текст может быть следующим:
«Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него,
переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим
возрастом с 10–11 до 14–15 лет. Подросток начинает чувствовать себя взрослым
и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со
сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и
независимости, "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны
других людей.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность
сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на
задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое
стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии
реальной возможности утвердить себя среди них. Д. Б. Эльконин считал, что
ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со
сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения,
сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими
людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена
компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная
потребность периода – найти свое место в обществе, быть "значимым" –
реализуется в сообществе сверстников.У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет
привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять
удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он "уходит" из школы
и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со
сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде
сверстников, чтото делать вместе (10–11 лет); мотив занять определенное место
в коллективе сверстников (12–13 лет); стремление к автономии и поиск
признания ценности собственной личности (14–15 лет).
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон
человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на "кодексе
товарищества", реализуется стремление к глубокому взаимопониманию.
Специфические особенности психики и поведения подростков.
Собственно подростковые психологические реакции возникают при
взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное
поведение в этот период:
1.
Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к
самостоятельности,
При
неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов
из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей,
учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
к освобождению изпод опеки взрослых.
2. Реакция "отрицательной имитации". Она проявляется в поведении,
контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и
отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию
спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой
внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных
средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы
подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его
поведение и быть причиной асоциальных поступков.
4.
Реакция увлечения (хоббиреакция). Она отражает особенности
внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к
лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для
подростковмальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление
привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение
экстравагантной одеждой и т. п.), более типичны для девочек. Интеллектуально
эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какомулибоопределенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному
искусству, технике, природе и т. п.), могут наблюдаться у подростков обоих
полов.
Особенности общения со взрослыми.
Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование
и отчуждение от взрослых. Подросток одновременно и настаивает на признании
принципиального равенства прав со взрослым, и попрежнему нуждается в его
помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для
подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но
протестует против сохранения в практике воспитания "детских" форм контроля,
требований послушания, выраженной опеки.
Виды взрослости:
– подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление
алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола,
копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в
одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на
специфическое свободное времяпровождение;
– стремление подростковмальчиков соответствовать представлению о
"настоящем мужчине", воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.
п.;
– социальная взрослость, как правило, складывается в ситуациях
сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех
семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место
взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими
умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;
– интеллектуальная взрослость связана с развитием устойчивых
познавательных интересов, с появлением самообразования как учения,
выходящего за рамки школьной программы.
"Чувство взрослости" обнаруживает себя поразному»4.
На работу с текстом необходимо выделить около 30 минут, поэтому
обсуждение предстоит осуществить на следующем классном часе.
Рефлексия проводится в письменной форме. Подростки отвечают на
вопросы:
– Сформулируйте проблемы подростка – вашего друга. Чем они
обусловлены?
– Ваши проблемы похожи на проблемы друга?– Можно ли сказать, что у любого подростка схожие проблемы? Какие?
В качестве последействия можно предложить подросткам заполнить таблицу
в «Дневнике успеха»:Сферы жизни подростка
Общие проблемы в этой сфере
Общение со сверстниками
Общение с родителями
Общение с учителями
Учеба
Внутренний мир
Т е м а «Какие проблемы есть у меня?»
В качестве введения учащимся предлагаются высказывания:
«Наши проблемы не исчезнут оттого, что мы закроем глаза и перестанем на
них смотреть (Уинстон Черчилль)5»; «Вы не можете решить проблему, пока не
признаете, что она у вас есть» (Харви Маккей)6.
После ознакомления с цитатами учитель формулирует цель классного часа –
осознание своих проблем для дальнейшего решения.
Взаимодействие подростков организуется в игре «Корзина грецких орехов»
(Н. Е. Щуркова). Данная игра – это разговор о том, что заботит школьника,
перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться,
вопросы крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и
особых усилий. Эти вопросы произносят так, как будто бы бросают их в общую
корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково ее
содержание.
Дети «бросают» туда (произносят один за другим, передавая корзину или
подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или
желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не
дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников
остается тайной каждого, о ней лишь можно догадываться по мимическим,
пластическим проявлениям, изредка по репликам, брошенным кемлибо вслед
«грецкому ореху», опущенному на дно корзины.
Рефлексия организуется в форме «обращение к портрету». Учащимся
предъявляется фотография с изображением У. Черчилля и предлагается
обратиться к нему, прокомментировав цитату из введения. Обращение
обязательно должно быть от первого лица и может начинаться со слов: «Я
думаю, что Ваше высказывание верно, так как…», «Уважаемый Уинстон
Черчилль, мне кажется, что Вы правы в том случае, если…».В качестве последействия можно предложить учащимся заполнить блок
схему, включив в нее свои проблемы:
Т е м а «Зачем решать свои проблемы?»
Можно начать со слов: «На предшествующем классном часе мы с вами
попытались сформулировать свои проблемы для того, чтобы научиться их
решать. Однако возникает вопрос: зачем? В чем заключается смысл решения
своих внутренних проблем – они же внутри, их никто не увидит?». Учащимся
предлагается ответить на данный вопрос.
В качестве противоречия выступает цитата: «Любая проблема таит дар для
тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах» (Р. Бах)7.
Для работы с противоречием организуется групповая деятельность. Задание
для первой группы – привести доказательства того, что «проблема таит дар»,
для второй группы – привести доказательства обратного.
Рефлексия (ответить письменно):
– Как вы считаете: надо ли решать свои проблемы, даже если они не видимы
для других?
– Как могут проявлять себя нерешенные проблемы в поведении? В словах? В
поступках?
– Как решение какойлибо проблемы может повлиять на человека? Его
внутренний мир?
В качестве последействия учащимся предлагается доработать блоксхему из
предшествующего классного часа.Т е м а «Как решать проблемы?»
Во введении подросткам предлагается обсудить блоксхему «Мои
проблемы», составленную каждым из них дома. Обсуждение можно выстроить в
логике ответов на следующие вопросы:
– Легко ли было осознать свои проблемы?
– В какой сфере у тебя больше проблем?
– Чем обусловлены твои проблемы?
После обсуждения учитель организует работу проблемных групп. Каждая
группа получает задание: подготовить описание реальной проблемы подростка.
Задача группы – выявить саму проблему, найти возможные причины, представить
варианты решения.
Можно предложить каждой группе заполнить таблицу:
Возможная проблема
Возможная причина
Варианты решения
подростка
проблемы
проблемы
1.
2.
1.
2.
1.
2.
Примеры ситуацийзаданий для групп:1. Маша в классе изгой, с ней не общаются одноклассники, они всячески над
ней издеваются. Маша хорошо учится. У девочки нет близких друзей, поэтому
она восполняет пробел общения в Интернете. Однажды знакомая Маши по
Интернету пригласила ее к своим друзьям. Новые знакомые отнеслись к Маше
очень хорошо: общались с ней, слушали ее мнения, приняли в свою компанию.
Маша все чаще и чаще стала встречаться с новыми друзьями, прогуливала
школу, не делала уроки. Через некоторое время Маша совместно с новыми
друзьями попробовала спиртное, сигареты.
2. Родители стали замечать, что у их сына Васи появились новые друзья,
какието тайны. Мальчик перестал общаться с отцом и матерью, все чаще
замыкался в себе, о чемто переживая. Вася стал требовать у родителей дорогую
технику (айфон, новый компьютер и т. п.), устраивая скандалы, если его просьбы
не выполнялись. Родителям пришлось взять кредит.
3. Поведение Юры изменилось в 9 классе. В 8 классе он учился хорошо, в
коллективе уже была сложившаяся группа лидеровмальчишек. Юра в нее не
входил, поэтому вел себя тихо, спокойно, ответственно выполнял задания
учителей. На следующий учебный год в школе было принято решение
сформировать новый 9 класс, набрав в него ребят из других классов. Юра попал
в новый коллектив, где еще не установился лидер, поэтому у мальчика появилась
возможность им стать. Юра ею воспользовался. В результате его поведение
изменилось: он перестал делать уроки дома, на занятиях всеми возможными
способами привлекал к себе внимание (спорил с учителями, занимался своими
делами, разговаривал с соседом по парте), Юра стал смеяться над другими
одноклассниками, унижая их.
4. Семиклассница Юля отказалась ходить в школу. Нежелание посещать
уроки появилось в середине учебного года. Учителя отмечали, что девочка стала
очень нервничать при выполнении проверочных работ, сбивалась при ответах,
плакала, если получила 4. Поведение по отношению к одноклассникам
изменилось: девочка стала грубить им, драться.
В начале учебного года в класс пришел новый ученик – Иван, который
занимался современными танцами. Мальчик быстро нашел в классе
единомышленников, став лидером в классе. Ивану нравилось издеваться над
Юлей (смеяться над ее внешним видом, ответами на уроках и т. п.).
5. Саша пришел в 8 класс из другой школы, так как его отчислили за
агрессивное отношение к одноклассникам (драки, оскорбления и т. п.). В новомклассе мальчик учился хорошо, однако иногда позволял себе посмеяться над
одноклассниками и учителями, если для этого были причины.
Както Саша принес в школу черепаху со сломанным панцирем. Он объяснил,
что нашел ее под чьимто балконом, она, видимо, упала, или ее скинули. Саша
решил после уроков отнести ее к ветеринару.
Разумеется, черепаха в классе – это срыв урока. Все одноклассники только и
могли обсуждать черепаху, ее хозяев и т. п.
Учитель математики, урок которого был сорван, вызвал Сашу на перемене и
сказал: «Ты сам сломал черепахе панцирь, чтобы привлечь к себе внимание».
Саша молча вышел и отказался посещать уроки математики...
Во время обсуждения необходимо отметить, что рассмотрены типичные
проблемы подростка, а также пути их решения.
Для рефлексии можно предложить написать минисочинение на тему «Моя
проблема: как ее вижу я и видят мои родители».
В качестве последействия данного классного часа можно предложить
подросткам поучаствовать в совместном родительском собрании «Трудности
подросткового возраста: единство понимания». Учащимся дается задание
подготовить выступление на тему «Проблемы подростка», используя материалы
предшествующих классных часов.
На собрании родители организуются в проблемные группы, которые решают
те же ситуации, что и подростки.
Затем учитель организует сравнение работ подростков и их родителей, тем
самым подвигая к выводу о том, что одна и та же проблема воспринимается
взрослыми и детьми поразному.
Т е м а «Мое отношение к себе»
Классный час начинается со слов учителя: «Каждый день мы встречаемся с
интересными людьми, но настолько неуверенными в себе, что это самым
негативным образом сказывается на их поведении и отношении с другими
людьми. А что влияет на самооценку? И как проявляется неадекватная
самооценка в жизни человека?
Вспомните, в каких ситуациях вы испытывали чувство неуверенности в себе.
С чем это связано?».
Цитата классного часа: «Если всё время думать: "Я – гений", в конце концов
станешь гением» (Сальвадор Дали)8.После ознакомления с цитатой организуется групповая работа. Каждая
группа получает следующий текст:
«Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою
судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери.
Старшая – красавица, а младшая – не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
– Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
– Да, ты прав, старшая дочь вождя – красавица, умница. Ты сделал
правильный выбор – женись.
– Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
– Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
– Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо
сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами.
Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
– Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
– Это хороший выбор. Моя старшая дочь – красавица, умница, и она стоит
десяти коров. Я согласен.
– Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
– Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
– Я хочу жениться именно на ней.
– Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не
стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
– Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил
навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по
берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит
его друг, вокруг детишки бегают.
– Как живёшь?
– Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
– Вот, познакомься. Это моя жена.
– Как? Ты что, женился ещё раз?– Нет, это всё та же женщина.
– Но как это произошло, что она так изменилась?
– А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
– Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что
произошло, что ты стала такой прекрасной?
– Просто однажды я поняла, что стою десяти коров»9.
Каждая группа отвечает на вопросы к тексту:
– В чем заключается смысл притчи?
– Назовите факторы, влияющие на самооценку.
– Как проявляется низкая или высокая самооценка? Что для вас хуже: иметь
низкую или высокую самооценку?
Рефлексию можно провести в форме письменных ответов на вопросы:
– Я сегодня узнал, что…
– Моя самооценка …, потому что…
В качестве последействия учащимся предлагается выявить свой уровень
самооценки с помощью психологической методики10.
Инструкция: выбрать один из возможных пяти вариантов ответов, каждый из
которых кодируется баллами по схеме:
очень часто – 4 балла;
часто – 3 балла;
иногда – 2 балла;
редко – 1 балл;
никогда – 0 баллов.
С у ж д е н и я :
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.11. Как жаль, что я не умею как следует разговоривать с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какаянибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы
по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при
котором человек, как правило, оказывается не отягощенным комплексом
неполноценности, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается
в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки,
при котором человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь
время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при
котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес,
старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от комплекса
неполноценности.Т е м а «Добрый ли я человек?»
Классный час начинается со слов учителя: «Разные люди бывают. Одни
готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к
какой категории относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к
окружающим? Прежде чем ответить на предложенный вопрос, подумайте, с
каким из предложенных ниже высказываний вы согласны и почему».
Цитаты для обсуждения: «Наши добрые качества больше вредят нам в
жизни, чем дурные» (Л. Толстой)11 и «Я часто думал о том, что значит быть
добрым. Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает
воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой
чувствует» (Я. Корчак)12.
После обсуждения цитат подросткам задается вопрос: «Что такое добро, что
для вас значит понятие "добрый человек"?». Для ответа не него необходимо
воспользоваться знаниями, полученными ранее на классных часах первого цикла.
На предложенные учителем вопросы помогает ответить тест «Добрый ли ты
человек» (Л. И. Маленкова).
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на
подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что
вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы
иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им
настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не
интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы
оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кемто, чтобы развеселить окружающих?В данной ситуации главное – обработать результаты вместе с подростками.
Для этого им выдается ключ к тесту: «А теперь вы можете засчитать себе 1 балл
за ответ "да" на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ "нет" на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10,
12».
Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете
общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение:
никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да
и на пользу вам это не пойдет.
От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы
далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более
чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное,
надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой
бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте
доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго
отношения».
Рефлексия:
– Согласны ли вы с результатами теста или нет? Почему?
– Зная результаты, что вы измените в себе?
– Добрый человек, какой он?
В качестве последействия подросткам предлагается составить коллаж
«Образ доброго человека» (в «Дневнике успеха»).
Т е м а «Мои друзья обо мне»
Введением может выступать следующий отрывок:
Я без друзей не значу ничего,
Когда смеюсь, когда грущу и плачу…13
Комментарий учителя: «Действительно, кто такой друг? Это человек,
которые не побоится сказать всю правду о тебе. И с этих позиций мы сегодня и
будем обсуждать противоречия. Существуют два противоположных мнения:
"Друг – это человек, который всегда будет только говорить комплименты, тем
самым повышая самооценку" и "Только друг скажет объективную критику,
помогая тем самым решить проблемы". Какой друг для вас более ценен?».
Для разрешения противоречия учащимся предлагается игра «Волшебный
стул» (модифицированная ситуация Н. Е. Щурковой). На «волшебный стул»приглашается один из участников ситуации. Причем подростку дается право
выбора, какой стул присесть: на «золотой», чтобы услышать о себе только
хорошее, или на «черный», чтобы услышать не о позитивных своих качествах и
поступках, а о негативных. Как только учащийся садится на стул,
«высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства или недостатки.
Присутствующие объявляют то, что видят их глаза (в зависимости от цвета
выбранного стула).
«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, на него смотрят
словно впервые.
«Черный стул» позволяет подростку увидеть себя со стороны, осознать свои
проблемы и свои недостатки. В тоже время «золотой стул» помогает подростку
обрести уверенность в своих силах, поднимает школьника к осознанию себя как
носителя достоинств. При реализации данной ситуации преподавателю
необходимо следить, чтобы подростки «сидели» не только на «черном стуле», но
и на «золотом».
Рефлексия:
– Что нового о себе вы узнали?
– Что вы хотите изменить в себе после того, как услышали мнение своих
одноклассников о себе?
– Какой стул лучше: «черный» или «золотой»?
– Возвращаясь к противоречию, – какой друг более ценен? Почему?
В качестве последействия подросткам предлагается написать письмо другу в
«Дневнике успеха».
Для примера можно познакомить с письмом Леры Т. (орфография и стиль
сохранены):
«Вот и два года пролетело незаметно) поздравляю тебя, дорогая с
двухлетием нашей дружбы)) я очень рада, что встретила тебя в этой
жизни)) несмотря на то, что мы иногда с тобой ссоримся((и если так
посмотреть, то это такие пустяки, реально мы глупышки)аххах)) но ничто и
никто нашу дружбу не испортит)никогда) за два года многое поменялось, в
лучшую сторону)) вот такто)) столько классных моментов)) каждый раз со
слезами вспоминаю) ну ты же знаешь меня))) я хочу сказать, что рядом я
буду всегда, обещаю, что бы не случилось…и вот я опять расплакалась))
блин, столько всего у нас было с тобой))) даже мой первый «видос» с тобой
сняли)) ахахха как я трещала спустя пару месяцев))) как так можно?!) ну
ладно)) все бывает)) помню как тебя добавила и мы начали общаться)спасибо что приняла заявку, вот что из этого вышло)) крепкий союз)) и вот в
этот час, в эту минуту 20.05.10. 15:44 приходит сообщение
– ты кто?
– я человек
и пошло поехало)) первая встреча, первый смех, первый поход, первый
фильм, первый моб)) помню как первый раз встретились, помню нашу крышу,
помню первую ссору, как я тогда плакалаа, это было ночью)))))) помню
самый крутой др который был в моей жизни, и он был с тобой, помню
октябрь как я скучала)) помню, как я расплакалась в Турции потому что
хотела к ваааам ко всеемм)) аааащаащ) помню, как на пляже тусили, помню
походы в театры и на балеты)) помню как я стеснялась при первой встрече))
помню твою смс «Коза, где шляешься?» я ответила «гуляю с родителями, а
что?» а ответ был таков «я соскучилась» тогда мы мало общались и меня
это так улыбнуло)) как это было мило))) спасибо, что ты есть)) я ни о чем
не жалею)) я дорожу нашей дружбой и каждый момент я ценю)) а все
остальное ты и так знаешь)) да я писала уже)) и еще раз напишу я всегда с
тобой)) и никто тебя мне не заменит это точно))) Ну Лиз, надеюсь, что
наша дружба, она навсегда... хотя я не могу представить нас по
раздельности…тьфу тьфу, не дай Бог))».
В качестве введения предлагается стихотворение Роберта Рождественского14.
Т е м а «Любовь»
…Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка –
Все начинается с любви!..
Цитата классного часа: «Если человек любит только одного человека и
безразличен ко всем другим, его любовь – это не любовь, а симбиотическая
привязанность, или расширенный эгоизм»15 (Э. Фромм).
Организуется работа в группах по ознакомлению с категорией «любовь».
Каждой группе предлагается текст «Любовь».
Определение слова «любовь» в словарях:
– Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к
другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии;– глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство;
– чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней
привязанности;
– интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность,
человеческую общность или идею.
Тема любви в поэзии:
Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке16.
А. Ахматова
Каждой группе предлагается ответить на вопрос: – Как
может проявиться благо или зло любви? Приведите примеры.
Рефлексия:
– Любовь – это всегда отдача, бескорыстие, самоотвержение. Подумай: готов
ли ты так любить?
– Какая любовь бывает?
– Как проявляется любовь?
В качестве последействия предлагается учащимся организовать вечер
«Любовь… Как много в этом слове...». Для подготовки подростки делятся на
группы, каждая из которых выполняет задание.
Примерное задание для групп:
1. Подобрать песни, посвященные любви, которые можно прослушать в начале
вечера.
2. Выучить стихотворения о любви.3. Подобрать картины известных художников, писавших полотна на сюжеты о
любви (иллюстрациями картин будет украшено место проведения вечера).
4. Найти фотографии, посвященные любви, которые будут выступать
содержанием заключительного этапа вечера: создание демотиваторов о любви
(демотиватор – это изображение картинки, взятой в чёрную рамку, с
размещенным под ней комментарием в виде надписислогана).
Т е м а «Настроение человека»
Введение: учащимся предлагается назвать ассоциации со словом
«настроение», ответы фиксируются на доске.
Противоречие: «Склонность к радости и к надежде – истинное счастье;
склонность к опасению и меланхолии – настоящее несчастье» (Д. Юм)17.
Привести примеры, подтверждающие высказывание.
Для «выхода» из противоречия учащимся предлагаются следующие задания:
1) Попробуй описать свое настроение, состояние, закончив предложения:
– Я лучше всего себя чувствую…
– Когда мне бывает неприятно…
2) Воспользовавшись своей эмоциональной памятью, вспомни случай, когда
ты:
– собирался на приятное свидание;
– получил ожидаемый подарок;
– был чемто недоволен;
– совершил поступок, после которого было очень стыдно;
– получил приятное письмо;
– скучал очень сильно;
– сплетничал о комто;
– завидовал комуто;
– рассорился с дорогим и близким человеком.
Рефлексия:
– Вспоминая обозначенные случаи, воссоздай в себе такое же настроение,
какое было в тот момент. А теперь подумай, как этот случай повлиял на твое
дальнейшее поведение, развитие характера.
– Что способствует твоему хорошему настроению?
– А плохому настроению?
В качестве последействия учащимся предлагается попробовать поднять
настроение окружающим: поиграть с маленьким ребенком, подарить мамецветок, позвонить бабушке для беседы с ней и т. п. Результаты отметить в
«Дневнике успеха» в таблице «Я сегодня порадовал»:
Кого порадовал
Как порадовал
Пример заполнения таблицы подростками:
Кого порадовал
Как порадовал
Бабушку
Позвонил ей, рассказал о
том, как живу. Сказал,
что соскучился
Почему у этого
человека улучшилось
настроение?
Почему у этого
человека улучшилось
настроение?
Мое внимание
порадовало
бабушку, так как я
не очень часто ей
звоню изза
недостатка времени
Т е м а «Характер человека»
В качестве введения может выступать пословица:
«Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу».
Слова учителя: «Сегодня мы лучше узнаем свой характер и попытаемся
понять, зачем его необходимо менять. Характер – это совокупность устойчивых
черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполненной
работе. Характер проявляется в деятельности, в общении и включает в себя то,
что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
[5].
Противоречие: «В любом самом мелком, самом незначительном, самом
неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер» (Лабрюйер)18
и мнение, что «поступок не является показателем характера».
Организуется дискуссия. Учащиеся отвечают на вопросы:
– Можно ли судить по поступку человека о характере?
– Как ваш характер проявляется в поступках?Работа в группах над проблемой: «Приведите примеры героев из фильмов,
художественных произведений, поступки которых отражают тот или иной
характер (трусливый, храбрый, целеустремленный и т. п.).
Рефлексия:
– Постарайтесь ответить на вопрос «Кто я?» десятью словами, которые вас
характеризуют.
– Легко ли вам было ответить на вопрос «Кто я»?
– Как связаны между собой поступок и характер?
– Вспомните поступки, которые характеризуют ваш характер.
В качестве последействия учащимся предлагается тест «Каков твой
характер?» (Л. И. Маленкова).
Инструкция: ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Уважаете ли вы дружбу?
2. Привлекает вас чтото новое?
3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?
4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?
5. Меняли ли вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались
выбрать?
6. Теряете ли вы уверенность в себе, когда вам предстоит решить трудную
задачу?
7. Коллекционируете ли вы чтонибудь?
8. Часто ли вы меняете планы в последний момент?
Записать по одному очку, если ответили «да» на вопросы 1, 3, 7, и столько же
за ответы «нет» на вопросы 2, 4, 6, 8. Подсчитать набранные баллы.
Свыше 6 баллов: вы уравновешенный человек, родителям, учителям,
друзьям грех на вас жаловаться. У вас легкий, хороший характер.
От 3 до 6 баллов: ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее
настроение весьма легко превращается в плохое. А это не может не отразиться
на работе, дружеских отношениях. Не забывайте, что только проявляя
настойчивость, вы будете преуспевать в жизни.
Менее 3 баллов: почему вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять
людям и поискать друзей среди тех, кто вас окружает.
Т е м а «Быть как все? Не быть как все?»
В качестве введения может выступать старинная легенда «Хорошо, что мы
все разные»:«Встретились както верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
– Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из
под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
– Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к
мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и
спросил лошадь:
– Скажи, ты могла бы идти неделю или две без воды и пищи?
– Нет, – ответила лошадь.
– А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира. И посмотри, как он
красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят
в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
– А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
– Нет, – ответил верблюд.
Мудрец сказал:
– Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно
ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
– Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан.
Черный презрительно сощурился и сказал:
– Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к
мудрецу, который жил далеко в хижине. Выслушал их мудрец и сказал белому:
– Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней
подобно звездам сияют его глаза…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
– А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как
сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета
солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились»19.Взаимодействие: организуется работа в группах для поиска ответов на
вопросы: «Нужно ли быть таким, как все окружающие, или нет?», «Найти
доказательства того, что белый человек и чернокожий красивы посвоему».
Рефлексия:
– Хорошо ли, что все люди разные?
– Если человек не такой, как ты, – он плохой? Или просто другой, отличный
от тебя?
– Нужно ли выделяться из толпы? Как ты можешь это сделать?
– Как ты себя чувствуешь, когда тебе говорят, что ты похож на когото?
В качестве последействия учащимся предлагается заполнить таблицу:
Мои отличия от других людей
Я люблю…
Я знаю…
Я умею…
Я выгляжу…
Пример заполнения таблицы подростками:
Я люблю…
Я знаю…
Я умею…
Я выгляжу…
читать детективы, играть с
сестренкой, изучать историю
лучше остальных историю
играть на пианино
стильно
Т е м а «Что человек хочет?»
В начале классного часа учащимся предлагается закончить предложение:
«Если бы я был волшебником, я бы непременно…». После того как каждый
участник выскажется, необходимо провести анализ прозвучавших предложений
на наличие материальных или духовных потребностей, отразившихся в
представленных фантазиях.
Противоречие формулируется в задании для групп: «Нарисуйте цветик
семицветик, на лепестках изобразите свои желания. Проанализируйте их с точки
зрения ценностного и антиценностного содержания».
Вопросы для обсуждения:– Чем отличаются желания, основанные на ценностях, от желаний,
опирающихся на антиценности?
Рефлексия:
– Что нового ты сегодня узнал? Что тебе пригодится в жизни?
– Вспомни, что такое ценности и антиценности? Какова их роль в жизни
человека?
В качестве последействия подросткам предлагается описать свою жизнь
через 10 лет по плану:
• Я выгляжу…
• У меня есть…
• Я достиг…
• Я счастлив, так как…
Т е м а «Что человек может?»
Введение: «Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими
пользоваться» (Ф. Ларошфуко)20. Учащимся предлагается продолжить
предложения: «Я хочу…» и «Я могу…». Вопрос для обсуждения:
– Как связаны между собой понятия «человек хочет» и «человек может»?
Организуется работа в парах:
учащиеся вытягивают карточки с
представленными в них желаниями и определяют, какие способности
необходимы человеку для реализации этих желаний.
Примеры карточек:
– Я хочу поступить в вуз.
– Я хочу, чтобы мои родители были счастливы.
– Я хочу помогать людям.
– Я хочу работать на любимой работе.
– Я хочу иметь счастливую семью и много детей.
– Я хочу купить смартфон.
– Я хочу научиться кататься на коньках.
– Я хочу поехать во Францию.
– Я хочу иметь много друзей.
Рефлексия:
– Всегда ли талантливый человек добивается успеха? Что на это влияет?
– Совпадают ли в твоем случае «хочу» и «могу»? С чем это связано?
– Вспомни ситуацию из собственной жизни, когда только благодаря своим
способностям ты реализовал свое желание.В качестве последействия подросткам предлагается заполнить в «Дневнике
успеха» таблицу «Я могу»:
Я могу…
У меня получится…
Пример заполнения таблицы подростками:
Я могу (умею, знаю)…
У меня получится…
Я могу много времени решать
задачи по физике, сам разбирая ход
их решения
У меня получится поступить
учиться на физикаядерщика
Т е м а «Как и почему человек развивается?»
В качестве введения может выступать стихотворение В. Леви:
Бытность птицей
требует репетиций.
Каждый день начинай усильями,
не ленись махать крыльями
аккуратно,
а не то есть риск превратиться
в
Неприятно.21
кающееся
пресмыкающееся.
Противоречие: существуют две полярные точки зрения: «Самый главный
фактор развития человека – наследственность» и «Человек сам путем
самовоспитания может сделать из себя Человека».
– Какого мнения вы придерживаетесь? Почему?
Организуется групповая работа. Одна группа создает жизненный путь
человека, «застывшего» в своем развитии, другая – портрет человека, успешно
развивающегося. Характеризуются внутренний мир человека, его устремления,
желания, цели и достижения в жизни по этапам (14 лет – 25 лет – 40 лет – 70
лет).
Рефлексия в устной форме:
– Как те или иные происходящие события могут повлиять на дальнейшую
жизнь? Приведи пример.
– Что или кто влияет на твое развитие?В качестве последействия предлагается учащимся написать сочинениеэссе
«Жизненные ситуации, которые повлияли на мое развитие».
Т е м а «Как управлять своими эмоциями»
Классный час начинается со слов учителя: «Наши эмоции проявляются в
мимике, поведении, словах. И если эмоции не контролировать, то может так
случиться, что даже лучший друг отвернется от нас. Вам предлагается картинка
с изображением наиболее типичных эмоций человека. Ваша задача: определить
эмоцию соответствующей маски». Преподаватель показывает подготовленную
картинку, учащиеся отгадывают характер эмоции человека и определяют, в
каких ситуациях может она возникнуть.
В качестве взаимодействия учащимся предлагается продемонстрировать
свое поведение и мимику под влиянием эмоций без внутреннего контроля, затем
– с контролируемыми эмоциями в предложенных ситуациях.
Примеры ситуаций:
– Получил двойку.
– Родился племянник.
– Наступили на ногу в автобусе.
– Украли кошелек на рынке.
– Поступил в институт.
– Дорогой человек признался в любви.
Для рефлексии учащимся предлагается закончить предложения:
• Я становлюсь злым, когда…
• Я грущу, когда…
• Я радуюсь, когда…
В качестве последействия учащимся предлагается заполнить в «Дневнике
успеха» таблицу «Эмоции в моей жизни»:
Ситуация,
когда я не смог
проконтролировать
свои эмоции
К чему это
привело
Ситуация,
в которой я взял
эмоции под
контроль
К чему это
привело
Пример заполнения таблицы подростками:
Ситуация,
когда я не смог
проконтролировать
свои эмоции
К чему это
привело
Ситуация,
в которой я взял
эмоции под
контроль
К чему это
привелоМама стала
ругать меня, так
как я не
прибрался в
своей комнате. Я
стал огрызаться
и грубить
Мама обиделась,
а меня наказали:
не пустили
гулять с
друзьями
Учитель
необоснованно
ругал меня за то,
чего я не делал.
Я сдержался
и не грубил
Учитель
перестал меня
ругать, и мы
вместе стали
думать, кто
виноват