Тематическое планирование классных часов «взаимодействие с другими людьми: ценностное содержание»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 10.docx
Тематическое планирование классных часов «взаимодействие с другими людьми:                               ценностное содержание»                                    9 класс Месяц 2 Тема классного часа Содержание Последействие 3 4 5 Сентябрь Общение Сентябрь Виды общения Расширение знаний  об общении и  понимании Знакомство с видами общения Сентябрь Сочувствие – разве это  стыдно? Расширение знаний о  категории «сочувствие» Сентябрь Зачем помогать Другому? Актуализация знаний о ценности «Добро»  и ее проявлениях Расширение знаний о понимании Другого Октябрь Что есть дружба? Заполнение  таблицы  «Проблемы  понимания» Заполнение  кластера «Виды  общения» Работа над  таблицей  «Сочувствие» Составление  списка добрых  дел для класса Заполнение  кластера «Мой  друг и я» Работа над  письмом  человеку, перед  которым стыдно Работа и  реализация  проекта «Спасем от одиночества» Ответ на вопрос  «Зачем мне  другие люди?» Заполнение таблицы «Я уважаю» Работа с таблицей  «Как недостатки № 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Октябрь Что такое совесть? Октябрь Одиночество: беда?  благо? Ноябрь Человек среди людей Ноябрь Как уважать человека 10 Ноябрь Как принять человека  таким, какой он есть? Расширение знаний о ценности «Добро»,  знакомство с  категорией  «совесть» Расширение знаний о взаимоотношениях  человека Актуализация знаний об общении и  понимании Другого Актуализация знаний о ценности «Добро»,  знакомство с  категорией  «уважение» Знакомство с  недостаткамичеловека и их ролью  в жизни  превращаются в  достоинства»3 4 5 Окончание табл. 2 1 11 Ноябрь 12 Ноябрь 13 Декабрь Братья наши меньшие Ответственность за свой  поступок Расширение знаний о ценностях и  ответственности Какие поступки бывают? Расширение знаний о поступках человека,  их ценностном  содержании Актуализация знаний об ответственности и поступках 14 Декабрь Что есть свобода Расширение знаний о поступках человека Работа над  последствиями  своих поступков Составление  альбома «Если  они смогли, мы  тоже сможем!» Оформление  фотоальбома  «Домашние  животные ребят  нашего класса» Работа над  вопросом «Кто  более свободен – ты или твои  родители?» Т е м а  «Общение» В качестве  введения  учитель предлагает ответить на вопрос: «Зачем люди общаются?».   Ответы   фиксируются   на   доске,   отмечается   многообразие   целей общения. Преподаватель   акцентирует   внимание   на   том,   что   важнейшим   средством общения является понимание Другого, и предлагает подросткам поучаствовать в игре­перевоплощении «Если бы я был…».  Ход игры: подросток выбирает себе какую­нибудь вещь (солнышко, книгу, веник, лампу) и погружается в ее мир, воображает ее характер. От лица этой вещи подросток должен рассказать о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах и т. д. На следующем этапе подростку предлагается выбрать вместо вещи образ живого существа (котенок, собака, волк, динозавр, водитель   трамвая,   учитель   и   т.   п.).   Третий   этап   заключается   в   том,   что подросток должен от имени любой вещи или живого существа рассказать о себе. Как они бы могли его видеть и воспринимать. После игры учащимся предлагаются вопросы для обсуждения: «Согласны ли вы с тем, что в основе общения лежит понимание? Почему?».Рефлексия  проводится в устной форме с помощью метода незавершенных предложений: – Сегодня я узнал, что… – Понимание другого человека… – Общение для меня… В  качестве  последействия  учащимся   предлагается   заполнить   в «Дневнике успеха» таблицу «Проблемы понимания»:         Ситуация, в которой происходит общение Как ее вижу я Как ее видит другой человек Пример заполнения таблицы подростками:       Ситуация, в которой происходит общение Мама просит меня  звонить ей каждый час и  сообщать, где я и с кем Одноклассники надо  мной смеются Как ее вижу я Я уже взрослый и  самостоятельный, а  мама хочет меня  контролировать Я хуже, чем они.  Не могу пошутить и  достойно ответить  Как ее видит другой человек Мама очень  волнуется за меня,  боится, что со мной  что­то случится Одноклассники  чувствуют, что я  недостаточно  сильный, никаким  образом не отвечаю  на их насмешки Т е м а  «Виды общения» В качестве введения выступает стихотворение О. Гришинской: Встречи, разлуки – снова встречи. Так замыкается вечный круг. Где­то труднее, где­то легче. Кто­то один. У кого­то друг. Разные люди, разные судьбы, Лица чужие, чужие дни. Остановиться и вникнуть в суть бы,Душу бы выбрать, своей сродни.1 Для   знакомства   учащихся   с   видами   общения,   их   значением   учитель организует групповую работу. Каждая группа получает раздаточный материал «Вид общения» и задание. З а д а н и е   для группы 1:  «Придумать ситуацию, в которой между людьми возникает функционально­ ролевое общение, и проиграть ее».  Раздаточный материал для группы 1:  «Функционально­ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник – подчиненный, учитель – ученик, продавец – покупатель). Здесь   задействованы   определенные   нормы   и   ожидания.   Общаются   ролевые маски.   Переход   от   ролевого   общения   к   межличностному   и   обратно   часто используют в деловых контактах».  З а д а н и е   для группы 2: «Придумать ситуацию, в которой между людьми возникает межличностное общение, и проиграть ее».  Раздаточный материал для группы 2:  «Межличностное   общение.   Собственно,   почти   все,   что   мы   здесь рассматриваем,   имеет   прямое   отношение   к   этому   типу   общения. Подразумевается   (как   наиболее   обычная   модель)   участие   двух   людей   в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения – три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух   других   объективны:   он   не   может   на   них   влиять   прямо,  а   только   через отношения   с   одним   из   них.   При   общении   двух   третий   всегда   присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета». З а д а н и е   для группы 3:  «Придумать ситуацию, в которой между людьми возникает деловое общение, и проиграть ее».  Раздаточный материал для группы 3:  «Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально­ролевого. Деловое   общение   –   это   вид   межличностного   общения,   направленного   на достижение какой­то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы "маски", а самого индивида, и он мобилизуется».З а д а н и е   для группы 4:  «Придумать   ситуацию,   в   которой   между   людьми   возникает   раппортное общение, и проиграть ее».  Раздаточный материал для группы 4:  «Раппортное   общение.  Это   общение   с   односторонним   доверием   –     так доверяет пациент врачу». В   качестве  рефлексии  предлагается   написать   сочинение­эссе   на   тему «Общение в моей жизни». В качестве последействия подростки заполняют кластер «Виды общения»: В   качестве   примеров   подростки   могут   определить   общение   с   другом   как межличностное, общение с учителем как функционально­ролевое и т. п. Т е м а  «Сочувствие – разве это стыдно?» Введение   расширяет  представления  учащихся  о категории  «сочувствие». Сочувствие   –   это   одна   из   форм   проявления   человеколюбия,   выражается   в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению. Способность к сочувствию является одним из элементарных и вместе с тем фундаментальных свойств человека.  В качестве противоречия учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какие эмоции  и чувства   вы  испытываете  по   отношению   к  невесте  после  просмотра репродукции картины В. В. Пукирева "Неравный брак"?». Взаимодействие  организуется   в   игровой   форме.   Учащимся   предлагается ситуация, которую необходимо разрешить с позиции сочувствия окружающим.Примеры незаконченных ситуаций: – Мама любит смотреть по телевизору художественные фильмы, а сегодня по другой программе – моя любимая телепередача… – Впервые друг забыл поздравить меня с днем рождения. Скоро приближается и его праздник… – В день зарплаты мы с мамой пошли покупать давно обещанную гитару. Но на витрине мама увидела туфли, о которых давно мечтала… – У меня болел палец на ноге. В автобусе было много народу. При сильном толчке незнакомый парень наступил мне на больной палец… –   Мы   с   друзьями   собрались   на   воскресную   прогулку   за   город.   Все приготовили заранее: снаряжение, вкусную еду, продумали развлечения. Я даже ночью  плохо   спал,  предвкушая   радостный   день.  Но   утром   мама   сказала,  что плохо себя чувствует и ей тревожно оставаться одной… Рефлексия предполагает ответы на вопросы: «Легко ли вам было завершить ситуации?   Почему?»,   «Зачем   надо   сочувствовать   другому   человеку?», «Сочувствие другому – это проявление слабости или силы?». В  качестве  последействия  учащимся   предлагается   заполнить   в «Дневнике успеха» таблицу «Сочувствие»: Ситуация, в которой я проявил сочувствие Почему я сочувствовал? Пример заполнения таблицы подростками: Ситуация, в которой я проявил сочувствие По дороге домой я  встретил собаку с  щенятами, которые  были голодны. В  течение месяца я  подкармливал щенят и  их маму Почему я сочувствовал? Я представил, как щенятам плохо, что они хотят есть и могут умереть. Я подумал, что их мама  переживает за своих щенят, но не может найти  еду Т е м а  «Зачем помогать Другому?» В качестве введения учитель может прочитать стихотворение А. Ахматовой:Если б все, кто помощи душевной У меня просил на этом свете, Мне прислали по одной копейке –  Стала б я богаче всех в Египте... Но они не слали мне копейки, А со мной своей делились силой, И я стала всех сильней на свете2. Организуется работа в группах по поиску ответов на вопросы: «В чем главная мысль стихотворения А. Ахматовой? Что эта за "сила", от которой поэтесса становится сильнее?». Учащиеся   составляют   список   реальных   дел   и   поступков   ребят   класса, которыми можно помочь другому человеку: маме, учителю, старенькой соседке и т. п. Этот список красиво оформляется и вывешивается на стенд в кабинете.  Рефлексия: –   Помогая   другому,   что   изменяется   в   тебе?   Какие   чувства   при   этом   ты испытываешь? Последействие  данного   классного   часа   заключается   в   работе   со   списком «Добрые дела», составленном ранее. Можно прикреплять к нему благодарности людей, которым подростки помогли, фото и т. п. Т е м а  «Что есть дружба?» Введением выступает стихотворение В. Высоцкого «Песня о друге»3: Если друг оказался вдруг  И не друг, и не враг, а – так,  Если сразу не разберешь,  Плох он или хорош, –  Парня в горы тяни – рискни!  Не бросай одного его:  Пусть он в связке в одной с тобой –  Там поймешь, кто такой.  Если парень в горах не ах,  Если сразу раскис – и вниз,  Шаг ступил на ледник – и сник,  Оступился – и в крик, –  Значит, рядом с тобой – чужой,Ты его не брани – гони.  Вверх таких не берут и тут  Про таких не поют.  Если ж он не скулил, не ныл,  Пусть он хмур был и зол, но шел,  А когда ты упал со скал,  Он стонал, но держал;  Если шел он с тобой, как в бой,  На вершине стоял хмельной, –  Значит, как на себя самого,  Положись на него! Организуется работа в группах:  учащимся предлагается сделать цветочные лепестки и собрать их в единую ромашку – «Качества настоящего друга», при этом учитель акцентирует внимание на том, что главное – понимание человека и принятие его таким, какой он есть.  Рефлексия предполагает устные ответы на вопросы: – Как вы считаете, что такое настоящая дружба?  – Какое из высказываний, предложенных в начале урока, вам стало ближе? Почему? – Какую роль в вашей жизни играет друг? Много ли у вас друзей с теми качествами, которые зафиксированы на лепестках ромашки? Почему? – Родители – это друзья? Почему? В качестве последействия можно предложить учащимся следующее задание в «Дневнике   успеха»:  «Найди   фотографию,   на   которой   запечатлены   ты   и  твой лучший друг. Приклей фотоснимок в дневник и заполни кластер, отмечая в нем качества свои и друга. Сделай вывод о том, почему вы дружите». Кластер «Мой друг и я»Т е м а  «Что такое совесть?» В   качестве  введения  учащимся   предлагается   отрывок   из   газеты «Комсомольская правда»:  «Это   происходило   в   больнице.   Со   мной   в   палате   лежала   одна   маленькая девчушка, гораздо младше меня. Так вот, я был с ней жесток. Как и всякий маленький   ребенок,   она   ждала,   когда   придут   навестить   ее   родители.   Они приходили, как обычно, вечером после работы. А днем я говорил ей, указывая на окно: «Отец». Она влезала на койку и смотрела в окно, но там никого не было. Тогда   она   начинала   плакать.   Не   знаю,   почему   я   так   поступил   тогда.   Много позже, когда я вспоминал этот случай из своей жизни, мне всегда было противно, эти   воспоминания   приносили   мне   мучения.   Неужели   я   мог   быть   таким жестоким? Теперь   уже   прошло   столько   лет,   я   служу   в   армии,   но   не   могу,   как   ни стараюсь, забыть это. Не знаю, как искупить свою вину перед той девочкой. Может быть, она прочтет эти сроки в газете и вспомнит меня. Я хочу через газету сказать ей: "Прости, если сможешь"»4.  После ознакомления с текстом задаются вопросы: «Какие чувства испытывал автор?   Чем   они   обусловлены?».   Выдвигается   первоначальный   вывод:   «Автор испытывал муки совести, и именно беседе о совести будет посвящен классный час». В качестве противоречия учащимся предлагается определить более близкое для   них   высказывание   и   обосновать   свой   выбор:   «Бессовестному   человеку живется на свете спокойнее» и «Совесть! Без тебя не чувствую в себе ничего, что возвышало бы меня над животными» (Ж. Руссо).Взаимодействие организуется в группах по 5–6 человек и предполагает ответ на   вопрос:   «Кого   можно   и   кого   нельзя   считать   человеком   бессовестным: маленького   ребенка?   малограмотного   человека?   умалишенного?   преступника? старого,   больного   человека?   Обоснуйте».   Время   работы   10   минут.   После групповой   работы   над   заданием   выводы   каждой   группы   выносятся   на обсуждение классу. Рефлексия  реализуется в двух формах: устной и письменной. Подросткам предлагается подготовить письменный ответ к заданию: «Вспомните случай из своей жизни, когда вам было стыдно за какой­нибудь поступок. Опишите свои переживания». В устной форме предлагается учащимся ответить на вопросы: «В каких случаях совесть не мучает человека? Полезны ли муки совести? Почему? Как связаны совесть и стыд? Что нового для себя открыли сегодня? Что вам пригодится?». В   качестве  последействия  учащимся   предлагается   написать   письмо   тому человеку,   перед   которым   стыдно,   или   описать   поступок,   за   который   мучает совесть. Т е м а  «Одиночество: беда? благо?» Введением  в   классный   час   выступает   стихотворение   М.   Лермонтова «Одиночество»5: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье – все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны; И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится,Чем о рождении моем...  Организуется групповая работа.  Задание   для   группы   1:   доказать   правоту   высказывания   «Люди   одиноки, потому что они вместо мостов строят стены» (неизвестный автор). Задание   для   группы   2:   доказать   правоту   высказывания   «Кто   не   любит одиночества, тот не любит свободы» (А. Шопенгауэр). Рефлексия: что для тебя одиночество – беда или благо? – Можно ли быть одиноким в коллективе? Почему? – Когда ты один, что ты делаешь? Чувствуешь? Для последействия можно организовать вместе с учащимися проект «Спасем от   одиночества»,   направленный   на   поддержку   одиноких   стариков,   ветеранов. Учащимся предлагается написать письма этим людям, нарисовать картинки и т. п.  Т е м а  «Человек среди людей» Для введения в классный час подросткам предлагается ответить на вопросы: – Можно ли представить себе человека без других людей? Как?  – Зачем человеку другие люди? – Где, как и в какие контакты с людьми вступает человек?  – Что определяет эти контакты? В чем их прелесть? В чем их вред? Комментарий   учителя:   «Самое   главное   в   общении   с   человеком   –   это понимание   его   эмоций,   чувств,   ценностей,   поступков.   И   сегодня   мы   с   вами попытаемся   узнать,   насколько   хорошо   понимаем   друг   друга,   поучаствовав   в игре». Ход   игры:  участнику,   исполняющему   роль   другого   человека,   необходимо отразить   не   только   его   манеру   поведения   и   речи,   характерные   жесты   и особенности   мимики,   но   и   –   в   той   или   иной   степени   –   систему   взглядов, ценностные установки, стиль мышления. Сделать это далеко не просто и удается не   всем   и   не   всегда.  Тем   не   менее   для   многих   участников   группы   является чрезвычайно   важным   увидеть   со   стороны   свои   (даже   чисто   внешние) поведенческие проявления. Группа   делится   пополам.   Одна   половина   образует   внутренний   круг участников   дискуссии,   другая   –   внешний   круг   наблюдателей.   Каждый   из участников дискуссии вытягивает карточку с именем кого­то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. В этом упражнении ведущему нужно проследить,чтобы   никому   не   досталась   карточка   с   собственным   именем   –   в   противном случае эффективность игры несколько снизится.  Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии с целью определить, чью роль тот играет.  Ведущий   предъявляет   тему   дискуссии,   которая   может   касаться   любого вопроса. Примеры тем для дискуссий: «Что для меня самое ценное в жизни?», «Что   особенно   привлекает   и   отталкивает   в   людях?»,   «Легко   ли   совершить добрый поступок?» и др. Дискуссия   может   продолжаться   5–10   минут.   По   ее   завершении   слово предоставляется наблюдателям. Те высказывают предположения относительно роли   своего   подопечного.   Прежде   чем   сам   исполнитель   подтвердит   или опровергнет это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвигают   свои   предположения,   обосновывая   их.   После   того   как   участники дискуссии огласят, кого они изображали, обсуждается успешность и точность исполнения ролей.  Рефлексия:  – Легко ли было изображать другого человека? А отвечать на вопросы за него? Почему? – Легко ли было угадать, кого показывали? Почему? – Что вы чувствовали, когда вас изображали? Почему?  В качестве  последействия  подросткам предлагается ответить в «Дневнике успеха» на вопрос: «Зачем мне другие люди?». Т е м а  «Как уважать человека?» Введение  в классный час начинается со слов учителя:  «Уважение – это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = tolookat)   способность   видеть   человека   таким,   каков   он   есть,   осознавать   его уникальную   индивидуальность.   Уважение   означает   желание,   чтобы   другой человек   рос   и   развивался   таким,   каков   он   есть.   Уважение,   таким   образом, предполагает отсутствие эксплуатации. …Ясно, что уважение возможно, только если   я   сам   достиг   независимости,   если   я   могу   стоять   на   своих   ногах   без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем­то и использовать кого­то. Уважение существует только на основе свободы» (Э. Фромм. Искусство любить6). Организуется работа в группах. Задание: «Представь ситуацию: ты являешься директором   фирмы.   В   вашу   фирму   пришли   устраиваться   на   работу   двоезнакомых, одного из которых ты не уважаешь в силу каких­либо причин, и ты не хочешь брать его к себе в сотрудники. Необходимо проиграть эту ситуацию в форме собеседования при приеме на работу». Рефлексия:  – Легко ли уважать другого человека?  – Как проявляется уважение в словах, поступках, эмоциях?  – Как проявляется неуважение?  – Как вы себя чувствовали в роли человека, которого не уважают?  –  Легко   ли   было   отказать   человеку   в   приеме   на   работу   и  найти   причину отказа? Почему?  – Как найти силы уважать другого? Для последействия учащимся предлагается заполнить таблицу «Я уважаю»: Кого я уважаю За что я уважаю этого человека Пример заполнения таблицы подростками: Кого я уважаю За что я уважаю этого человека? Папу  Он руководит фирмой, справедлив  к своим работникам, отрицательно  относится ко всяким махинациям Т е м а  «Как принять человека таким, какой он есть?» Введение реализуется посредством следующего текста: «В своё время мудрый Шекспир гениально шутил: – За какой из недостатков ты меня полюбила? – спрашивает Бенедикт.  – За все сразу! – отвечает Беатриче7». Проблема  преподносится подросткам с помощью вопроса «Какая позиция вам  ближе и почему: одни люди терпимы ко всем недостаткам окружающих, а другие – нет?». Для   решения  противоречия  организуется   взаимодействие   учащихся   в группах   по   5–6   человек.   Каждой   группе   предлагается   выполнить   задание: «Представьте себе ситуацию: у вас появился новый знакомый, замечательный собеседник, у вас много общего, однако он имеет один серьезный недостаток.Необходимо сделать выбор – знакомить его со своими друзьями или нет». У всех групп   представлены   разные   недостатки   (вспыльчив,   грубо   ведет   себя   со старшими, некрасивый, сплетник).  Недостатки  выбраны с  позиции  подростка, именно те, которые не приемлют обучающиеся данного возраста. Выводы каждой группы (после завершения работы) выносятся на обсуждение классу.  Рефлексия реализуется в форме устных ответов на вопросы: «Легко ли было сделать выбор? Почему? На какие недостатки можно закрыть глаза? А на какие нет? Какие недостатки есть у тебя, как на них реагируют твои друзья? Может ли быть человек без недостатков? Могут ли недостатки являться  достоинствами человека? Приведи примеры». В   качестве  последействия  учащиеся   работают   в   «Дневнике   успеха», заполняя таблицу «Как недостатки превращаются в достоинства»: Мой недостаток           Что сделать, чтобы превратить недостаток в достоинство Т е м а  «Ответственность за свой поступок» Во время реализации введения педагог предлагает подросткам познакомиться более подробно с категорией «ответственность».  «Ответственность   –   субъективная   обязанность   отвечать   за   поступки   и действия,   а   также   их   последствия.   Ответственность   –   это   определённость, надёжность,   честность;   это   осознание   и   готовность   признать   себя   причиной своих   поступков;   это   готовность   действовать   рационально   для   блага   людей. Ответственность – это не вина, это уверенность»8. Противоречие реализуется во время выбора и обоснования учащимися одной из позиций:  «Ответственность – то, что должны нести другие» (Ю. Тувим)9  и «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент­Экзюпери)10. Для   решения   проблемы   учащимся   предлагается   игровая  ситуация «Последствия»   (Н.   Е.   Щуркова).   Задача   подростков   состоит   в   том,   чтобы ответить,   с   каким   высказыванием   они   согласны   и   почему.   Предложенное противоречие направлено на актуализацию знаний подростка об ответственности как качестве человека. При этом дальнейшая игра позволяет подростку осознать последствия своих поступков для себя и Другого, что инициирует принятие им ответственности за них.Фабула ситуации: субъект сообщает о совершенном действии, словах либо о каком­то пристрастии, перед ним возникают последствия происшедшего. Последствие­1   сообщает,   что   последует  сейчас  после   совершенного субъектом. Последствие­2 предупреждает, что ожидает субъекта через неделю. Последствие­3 рисует картину через месяц. Последствие­4 предвидит неотвратимое в зрелые годы.  Последствие­5 сообщает об итоге, к которому придет субъект в конце жизни. Выслушав   предсказания   будущего,   субъект   принимает   решение:   либо   он отказывается   совершать   в   дальнейшем   проделанное,   либо   он   утверждается   в значимости для своей жизни того, что он совершает. Так как содержание того, что делает субъект, написано на карточке, которую играющий   выбирает   из   «корзины»,   то   при   отказе   от   действия   на   будущее играющий   рвет   карточку,   а   при   утверждении   своего   поступка   он   оставляет карточку себе как знак «присвоенного» поступка. Приведем примеры карточек­ситуаций: – «Я принес и вручил цветы хорошему человеку». – «Я грубо посмеялся над одноклассником». – «После уроков я выпил вина». – «Я соврал маме, утаив от нее то, что получил двойку». – «Я нашел чей­то кошелек и присвоил деньги себе». – «Я начал курить». – «Я много читаю». – «По утрам я начал делать зарядку». – «Я списал контрольную работу у соседа». – «Я специально разбил оконное стекло в кабинете». – «Я помогаю маме готовить на кухне». Во время реализации  рефлексии  учащиеся отвечают на вопросы: «Легко ли было   предугадать   последствия   поступка?   Каждый   ли   поступок   имеет последствия? Каждый ли поступок должен быть ответственным? Почему? Что такое   ответственность   для   тебя?   Что   для   тебя   значит   высказывание   "Мы   в ответе за тех, кого приручили"?». В качестве последействия учащимся предлагается продумать последействия своих (уже совершенных) поступков. Т е м а  «Какие поступки бывают?»Классный час начинается со слов учителя: «Поступок может быть выражен:  действием или бездействием;  позицией, высказанной в словах;  отношением  к  чему­либо,  оформленным  в виде  жеста, взгляда, тона  речи, смыслового подтекста;  действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины»11. Задание   для   учащихся:   составить   словосочетания   со   словом   «поступок». Результаты   фиксируются   на   доске.   Учитель   классифицирует   поступки   на «хорошие» и «плохие» на основании ценностного и антиценностного содержания. Для организации дискуссии учитель знакомит учащихся с текстами. Первым отрывком   может   выступать,   к   примеру,   стихотворение   Э.  Асадова  «Стихи   о рыжей дворняге»12: Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: – Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Но все же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пестрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу, И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою. Старик у вокзального входа Сказал: – Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы… А то ведь простая дворняга! Огонь над трубой заметался, Взревел паровоз что есть мочи, На месте, как бык, потоптался И ринулся в непогодь ночи. В вагонах, забыв передряги,Курили, смеялись, дремали… Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали. Не ведал хозяин, что где­то По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясь! Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти раскрытой! Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело И, стукнувшись лбом о перила, Собака под мост полетела… Труп волны снесли под коряги… Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце – чистейшей породы! Вторым отрывком, показывающим совершение человеком доброго поступка, может   выступать,   к примеру,   фрагмент   из   произведения   И.   Тургенева «Муму»:   «…Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что­то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка,  белого   с  черными   пятнами,  который,  несмотря   на   все   свои   старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым   армяком,   сбегал   сперва   в   конюшню   за   соломой,   потом   в   кухню   за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко   на   кровать.   Бедной   собачонке   было   всего   недели   три,   глаза   у   ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонькодвумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала   пить   с   жадностью,   фыркая,   трясясь   и   захлебываясь.   Герасим   глядел, глядел   да   как   засмеется   вдруг...   Всю   ночь   он   возился   с   ней,   укладывал   ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким­то радостным и тихим сном.  Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей   питомицей.   (Собака   оказалась   сучкой.)   Первое   время   она   была   очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выравнялась, а месяцев   через   восемь,   благодаря   неусыпным   попечениям   своего   спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым   хвостом   в   виде   трубы   и   большими   выразительными   глазами.   Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней…»13. После ознакомления с текстами подростки отвечают на вопросы: – Какие бывают поступки?  – Как проявляются поступки?  – Какие эмоции вы испытывали при ознакомлении с первым отрывком? со вторым?  В   качестве  последействия  учащимся   предлагается   подобрать   примеры поступков или подвигов своих ровесников, используя новости, художественную литературу и т. п. В результате составляется альбом «Если они смогли, мы тоже сможем!». Т е м а  «Братья наши меньшие» Для   реализации  введения  заранее  организуется   выставка   фотографий     с изображением домашних животных. Учащимся предлагается ответить на вопрос «Почему мы их любим?». Ответы фиксируются на доске. Учащимся   предлагается,   поразмышляв   над   двумя   стихотворениями московского педагога и поэта Натали Анановой­Владо14, охарактеризовать свои чувства при ознакомлении с данными произведениями. Марселю – моему коту Как хорошо, что есть Марсель, Он мне один не изменяет. В нем, как ни странно, «Марс» и «Ель»Все состоянье измеряют. Марс – ярость, буйство и война, Что все вокруг испепеляет, А в ель зароется вина –  И хвойный запах исцеляет. Размышление сбитого пса Меня сшибло. Я ранен, возможно, У окраины леса лежу. На душе и темно, и тревожно, Но прощения, нет, не прошу. Из машин, проносящихся мимо, Рвется музыка, громко кричат, Но листочки, что ветром гонимы, О какой­то надежде шуршат. Был когда­то я сильным и гордым И команды умел различать. А о том, что чистейшей породы, В документах кричала печать. Но потом меня бросил хозяин, На дорогу лесную привез. С той поры ни к кому не привязан Одинокий тоскующий пес. Я теперь не дышу полной грудью, Боль моя все острей и острей. И проходят какие­то люди, Кто­то медленней, кто­то быстрей… Пробежала ватага подростков, Пнул один меня грубо ногой, А другой кинул камешков горстку –  Я от боли согнулся дугой. День угас. Опустела дорога. Замолчал притаившийся лес. Я валялся покинутый Богом, И звезда не смотрела с небес. Сил уж не было спорить с судьбою.Обжигая, катилась слеза. И увидел я вдруг над собою Изумрудные волчьи глаза. Я оскалил клыки для острастки И никак не возьму теперь в толк: Предан людям я был без остатка,  А зализывал раны мне… волк. Организуется   работа   в   группах.  Задание:   составить   коллаж   на   тему «Человек и домашние животные». Рефлексия:  – Что значит для вас любить природу, в частности животных? – Что вы чувствовали во время ознакомления с первым стихотворением? – А со вторым? Почему вы испытывали такие чувства? В   качестве  последействия  учащимся   предлагается   оформить   фотоальбом «Домашние животные ребят нашего класса». Т е м а  «Что есть свобода» Для   реализации  введения  учащимся   предлагается   прослушать   песню   В. Кипелова «Я свободен», а затем закончить предложение: «Свобода – это…». Ответы фиксируются на доске. Учитель делает вывод о том, что существует свобода «от» и свобода «для» (Н. Е. Щуркова). Свобода – это всегда движение к цели, она имеет позитивное содержание, обозначим ее как свободу «для».  Не   имеет   содержания   свобода   «от»   (Н.   Е.   Щуркова).   Представленное сопоставление   иллюстрируется,  при   этом   примеры   обсуждаются   совместно   с учащимися. Свобода от Не делаю, когда не хочу Не участвую Не подчиняюсь нормам Избегаю нагрузок Мною руководит импульс Свобода для Допускаю варианты действий Предлагаю и делаю Индивидуализирую проявления Открываю эффективные способы Мною   интересно жить руководит   желаниеВ   итоге   формируется   особь, обеспокоенная существованием В   итоге   формируется   личность, решающая проблемы жизни Противоречие   актуализируется   во   время   совместной   работы   учащихся   в группе над заданиями. Примеры заданий:  «Говорят, что просто быть рядовым солдатом, но сложно быть генералом. Почему?»,   «"Свобода   одного   человека   заканчивается   там,   где   начинается свобода другого". Что значит это высказывание?». Время работы групп 5–7 мин. Результаты обсуждаются в классе. Для рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы:  – Уверен ли ты, что когда станешь взрослым, то обретешь свободу?  – Что для тебя значит свобода?  – Как связаны между собой свобода и ответственность?  – Что нового для себя узнали на классном часе? В   качестве  последействия  учащимся   предлагается   проследить   мысленно один день своих родителей. Ответить на вопрос: «Кто из вас более свободен – ты или твои родители?». Ответ фиксируется в «Дневнике успеха».