Технология
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований к
результатам ООП НОО, представленным в ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 6
октября 2009 г. N 373 в редакции приказа Минобрнауки РФ от 18 мая 2015 г. N 507) с
учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)), авторской программы «Технология»,
2 класс – Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова,УМК «Школа России» и программы
формирования УУД, включённой в структуру ООП НОО МБОУ СШ № 17.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и техникотехнологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоциональноценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовнонравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического и
социальноисторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоциональноценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с
современными профессиями;
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности,
реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего
труда;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном
обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через
осмысление духовнопсихологического содержания предметного мира и его единства с
миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных
интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным
опытом и системой ценностей ребенка;
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;
гармоничное развитие понятийнологического и образнохудожественного мышления в
процессе реализации проекта;
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене
различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и умений на
основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии
изготовления любых изделий;
развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего
плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание
1 будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию
и оценку;
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к
пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и
логике проекта;
формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические
знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других
школьных дисциплин;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью,
работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для
выполнения изделия инструменты;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила
работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях,
каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся
информации, навыков использования компьютера;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
(выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения
положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил
взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными
группами.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
Системнодеятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном
процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во
внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из
внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией
(П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений,
и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как
процесс развития личности, обретения духовнонравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса
технологии
деятельности человека,
осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве.
Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и
творец
Освоение содержания предмета осуществляется на основе
рукотворного мира.
продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторскотехнологических
знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные
особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов
«Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация»
позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые
элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и
через осмысление младшим школьником
2 проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со
свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и
знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от
деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной
«продукции», реализации конкретного проекта.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально
эстетического, духовнонравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия
для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического
здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану МБОУ СШ №17 на 20172018 уч. год всего на
изучение технологии во 2 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и
материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
художественноэстетического, экологотехнологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах
декоративноприкладного искусства.
Ценность человека как разумного существа,
стремящегося к добру,
самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей
человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественнокультурных,
этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого
существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
3 Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию
их культур.
Результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 2м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в
учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов
юного технолога» и корректировать их.
Выпускник получит возможность научиться:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы
юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа
работы над изделием, распределять роли;
проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от
условий;
выделять познавательную задачу из практического задания;
воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить
изменения в свои действия
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать
материалами учебника,
проводить защиту проекта по заданному плану;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
находить закономерности, устанавливать причинноследственные связи между реальными
объектами и явлениями под руководством учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать небольшие устные сообщения, используя
собственные знания и опыт;
рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь
материалы учебника,
4 явлений и изделий по самостоятельно
выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные
знаковосимволические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
проводить сравнение предметов,
предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и
потребностям;
читать и работать с текстами с целью использования информации в практической
деятельности.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при
работе в паре и над проектом;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с
партнером в соответствии с определёнными правилами;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
соотносить мнение партнера со своим, высказывать свое мнение, приводя аргументы
«за» и «против»;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
вести диалог на заданную тему;
использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Предметные результаты
Выпускник научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства;
узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:
виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства
(поверхность, использование);
особенности использования различных видов бумаги;
практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
структура и состав тканей;
способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон
растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна,
получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические
вещества);
производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального
происхождения;
Природные материалы:
различать виды природных материалов: крупы: (просо, гречка и т.д.),
яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов,
каштаны, листики, ракушки;
5 сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.
Пластичные материалы
сравнение свойств: (цвет, состав, пластичность)
и видов материала: (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в
жизнедеятельности человека;
знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;
экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную,
калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи
шаблона на ткани.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон.
приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный,
комбинированный);
выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством
учителя);
осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папьемаше.
Ткани и нитки
приемы работы с нитками (наматывание);
различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через
край», «тамбурный шов»;
освоить новые технологические приемы: моделирование на основе выполнения
аппликации из ткани народных костюмов; конструирование игрушек на основе помпона по
собственному замыслу; «изо нить»; украшение изделия новыми отделочными материалами:
тесьмой, блестками; плетения в три нитки.
Природные материалы
осваивают технологию выполнения мозаики:
из крупы, из яичной скорлупы,
создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и
цветной бумаги.
Пластичные материалы
используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
осваивают технологию выполнения объемных изделий лепки из соленого теста,
конструирования из пластичных материалов;
осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Растения, уход за растениями
6 уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать
результаты;
использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и
приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
использовать инструменты, необходимые при вычерчивании,
выполнении заготовок с помощью (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
выбирать приемы безопасной работы с инструментами:
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком,
ножницами, челноком,
пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой,
металлизированной бумагой; осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и
прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальц линейке.
Выпускник получит возможность научиться:
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных
изделий;
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе,
профессиях быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому
образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Выпускник научится:
понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст,
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию
в табличную форму;
заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
Выпускник получит возможность научиться:
7 понимать значение использования компьютера для получения информации;
осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться
к технике;
набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
Выпускник научится:
восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по
заданному слайдовому и/или текстовому плану;
проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие
закономерности в их изготовлении;
выделять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
Выпускник получит возможность научиться:
определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия,
проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на
практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Виды и типы уроков
комбинированный урок;
изучение нового материала;
обобщающий урок;
нетрадиционные формы уроков: урокигра, практическое занятие, урокпроект,
работа с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями,
таблицами и схемами, с различными моделями;
выполнение практических работ и миниисследований;
моделирование;
урокиконкурсы;
уроки с элементами исследования.
Формы организации учебного процесса
фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Технологии обучения
Проверка и оценка предметных результатов обучения
Основные виды работ: творческие работы, проект.
Виды контроля: текущий – контроль в процессе изучения темы (на этапе завершения
работы над изделием),тестирование.
Формы контроля: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы.
ИКТ
Проблемное обучение
Проектная деятельность
Здоровьесберегающие
Учебнотематический план по технологии
№ раздела
Наименование разделов
Количество часов
8 1
2
3
4
5
Итого
Вводный урок
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Всего
1
23
3
3
4
34
Проект
3
1
4
Практическая работа
4
2
6
КИМ: Рабочие тетради (Тесты)
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 2
класс.
9 Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материальнотехнического
обеспечения
Книгопечатная продукция
Программа «Технология 14»
Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова.
Примечания
описано
В программе определены цели и задачи курса,
рассмотрены особенности содержания и результаты
его освоения; представлены содержание начального
обучения технологии, тематическое планирование с
характеристикой основных видов деятельности
учащихся,
материальнотехническое
обеспечение образовательного процесса.
В учебнике представлены практические задания,
технологическая документация (технологическая
карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание,
культурно – исторические справки, разнообразный
иллюстративный материал. Многие задания включают
ориентировочную основу действий, что позволяет
ученикам
самостоятельно ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства их
достижения.
Учебники
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология:
Учебник: 2 класс.
Рабочие тетради
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология:
Рабочая тетрадь: 2 класс.
Методические пособия для учителя:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки
технологии: 2 класс.
10
Рабочая тетрадь состоят из заданий по темам и
отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В
пособие включены практические и тестовые задания,
отдельные правила. Рабочая тетрадь имеет цветные
иллюстрации.
Методическое пособие построено как поурочные
разработки с детальным описанием хода урока и
методик его реализации. Печатные пособия
Демонстрационный и раздаточный материал.
Информационнокоммуникативные средства
ЦОРы
Экраннозвуковые пособия
Видеофильмы
DVD «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами».
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Ксерокс.
Аудио/видеомагнитофон.
CD/DVDпроигрыватели.
Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование
Персональный
11
компьютер
с принтером. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
Объемные модели геометрических фигур.
Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной,
крепированной, крафтбумаги и др. видов бумаги.
Заготовки природного материала.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых
изделий).
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Рамки или паспарту для экспонирования детских работ
(фронтальных композиций) на выставках.
Подставки или витрины для экспонирования объемно
пространственных композиций на выставках.
В соответствии с санитарногигиеническими нормами
12
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Тематическое планирование по технологии для 2 класса УМК любой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.