Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Интегрированный развивающий курс по предметам русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир.
Программа разработана на 2015-2016 учебный год, для учащихся 2 класса, на 1 учебный год. Длительность занятия 45 минут.
Место предмета в учебном плане
Курс «Эрудит» рассчитан на 34 часа в год; в неделю 1 час.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы.
Проведение предметных олимпиад является одним из индикаторов качества оказания образовательных услуг в школах. Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
В начальную школу приходят дети и с несформированной школьной зрелостью. Программа направлена на коррекцию недостатков в развитии детей и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. На занятиях используется УМК «Развивающие задания».
Цель программы: Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
· Создать систему внеурочной работы.
· Развивать массовые, групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности.
· Обучать специальным знаниям, необходимым для участия в олимпиадах, конкурсах.
· Развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Ведущие формы деятельности:
интерактивные формы; наблюдение; проблемный метод; кластер; дидактическая игра; педагогическая ситуация; ролевая игра; экспресс-исследование; рефлексия; частично-поисковый метод; метод проекта (рисунки, ОК, таблица, эксперимент); мозговой штурм; рецензия на ответ; дифференцированные задания.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группе, состоящей из обучающихся класса во внеурочное время.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Волшебные точки» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Волшебные точки» являются
Основные виды учебной деятельности
Содержание курса
Раздел «Математика» Игры с числами. Невозможные рисунки. Логические задачи. Магические квадраты. Фокусы с числами. Логические игры. Развертки. Конкурс математических развлечений. Числа в пословицах и поговорках. Числа в спорте. Профессии, требующие хорошей математической подготовки. Конкурс на самый экономный раскрой.
Раздел «Русский язык» и «Литературное чтение» Способы шифрования текстов. Знаки в шифровании. Игра «Поиск сокровищ». Конкурс дешифраторов. Обзор способов шифрования.
Раздел «Информатика» Симметрия. Алгоритм. Ветвление. Логические операции «и», «или».
Раздел «Окружающий мир» Подготовка к конкурсу «Человек и природа»
Тематическое планирование 2 класс
№ |
Дата |
Тема |
|
|
|
«Русский язык» и «Литературное чтение» |
|
1 |
|
Способы шифрования текстов. |
|
2 |
|
Знаки в шифровании. |
|
3 |
|
Игра «Поиск сокровищ». |
|
4 |
|
Конкурс дешифраторов. |
|
5 |
|
Обзор способов шифрования. |
|
6-7 |
|
Работа с информацией. |
|
8 |
|
Жанры фольклора. |
|
9-10 |
|
Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок». |
|
11 |
|
Проведение конкурса «Русский медвежонок». |
|
|
|
«Информатика» |
|
12 |
|
Симметрия. |
|
13 |
|
Алгоритм. |
|
14 |
|
Ветвление. |
|
15 |
|
Логические операции «и», «или». |
|
16-17 |
|
Подготовка к конкурсу «Инфознайка» |
|
18 |
|
Проведение конкурса «Инфознайка» |
|
|
|
«Математика» |
|
19 |
|
Игры с числами. Числа в пословицах и поговорках. |
|
20 |
|
Числа в спорте. Невозможные рисунки. |
|
21 |
|
Логические задачи. Магические квадраты. |
|
22 |
|
Фокусы с числами. Логические игры. |
|
23 |
|
Подготовка к конкурсу «Кенгуру» |
|
24-25 |
|
Проведение конкурса «Кенгуру» |
|
26 |
|
Конкурс математических развлечений. |
|
27 |
|
Профессии, требующие хорошей математической подготовки. |
|
28 |
|
Конкурс на самый экономный раскрой. |
|
|
|
«Окружающий мир» |
|
29-31 |
|
Подготовка к конкурсу «Человек и природа» |
|
32 |
|
Проведение конкурса «Человек и природа» |
|
33 |
|
Конкурс «Лучший эрудит класса» |
|
34 |
|
Праздник эрудитов. |
|
Предполагаемые результаты реализации программы:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; проявление самостоятельной творческой активности.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может принимать участие во внешкольных акциях познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны); предметных неделях, праздниках, конкурсах; приобретёт опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.