Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ п\п |
Тема разделов урока |
Кол – во часов |
Вид разделов и уроков |
Виды контроля |
Планируемые результаты
|
Дата |
|||||
Предметные |
Мето предметные |
Личностные |
План. |
факт |
|||||||
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
|||||||||
1 |
Что изучает география 6 класса
Родной край – часть России, частица мира.
|
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды |
Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности |
Личностные: самоопределение, смыслообразование |
|
|
||
|
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. 10 часов |
||||||||||
2 |
Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле «Наблюдение сезонных изменений в природе» Тамбовской области |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»» |
Называть газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной её атмосферы; приводить примеры происходящих в тропосфере процессов; описывать роль отдельных газов атмосферы; объяснять значение атмосферы для природы Земли Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главные, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации (в Интернете, других источниках), работа с текстовым и внетекстовыми компонентами: |
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. составление по тексту схемы. |
|
|
||
3 |
3.Нагревание атмосферы, температура.
|
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей. |
Называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. |
Личностные: самоопределение, смыслообразовния. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
4 |
Распределение тепла на Земле |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей. |
Называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. |
Личностные: самоопределение, смыслообразовния. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
5 |
Влага в атмосфере.
Количество атмосферных осадков |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей. |
Называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. |
Личностные: самоопределение, смыслообразовния. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
6 |
Атмосферные осадки. |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Называть единицу изменения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом (снег) или жидком (дождь) виде. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с внетекстовым компонентом (атлас); качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
7 |
Атмосферное давление |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. |
Называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере; объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; сравнивать факты по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных пособиях. |
|
|
||
8 |
Ветер |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. |
Называть ветра разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать значение ветров для природы Земли; объяснять образование ветров и их разную скорость. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения явлений; сравнивать явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; б) учебно-информационные: работа с календарем погоды: составление схемы; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
9 |
Погода |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Характеристика погоды. Описание погоды совей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдения за погодой и виде графиков, диаграмм, схем. |
Называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды; описывать погоду разных сезонов года; объяснять причины разнообразия и изменения погоды. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения явлений; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление по тексту таблицы, схемы; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
10 |
Климат
Климат Тамбовской области |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов осещенности и климатических поясов, формулирование выводов. |
Называть показатели, применяемые для характеристики климата территории; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климат по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России; объяснять отличия погоды и климата. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с тектом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
11 |
Человек и атмосфера |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов осещенности и климатических поясов, формулирование выводов. |
Называть показатели, применяемые для характеристики климата территории; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климат по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России; объяснять отличия погоды и климата. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с тектом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
|
Гидросфера — водная оболочка Земли. 12 часов. |
||||||||||
12 |
Вода на земле. Круговорот воды в природе |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательство единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. |
Называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их силы; определять соотношение между главными частями гидросферы; описывать влияние гидросферы на природные и антропогенные процессы; объяснять значение круговорота воды для природы Земли. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление логической цепочки, составление по тексту схемы. |
|
|
|
||
13 |
Мировой океан основная часть гидросферы |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определение и описание по карте географического положения, глубины, размера океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. |
Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубины и размеры океанов, морей, заливов, проливов; описывать роль Мирового океана в хозяйственной деятельности людей; объяснять условность границ между океанами. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения объектов; высказывать суждения, подтверждая их фактами; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
14 |
Свойства оккеанических во. |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Выявлять с помощью карт географических закономерностей в изменении температуры и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графика изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты. |
Называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения фактов; сравнивать факты по заданным критериям; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
15 |
Движения воды в океане. Волны |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами. |
Называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутриземными процессами. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; работа с текстом: составление по тексту таблицы; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
16 |
Течения |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения. |
Назвать и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климат и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности; 2) познавательные: а) учебно-логические: высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. |
|
|
|
||
17 |
Реки
Реки Тамбовской области |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определение по карте истока и устья, притоков реки, её водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов. |
Называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях. |
|
|
|
||
18 |
Жизнь рек Жизнь рек Тамбовского края |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. |
Называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек4 определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по карте; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, явления по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособияхкачественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
19 |
Озера и болота |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин. |
Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их воды; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схемы. |
|
|
|
||
20 |
Подземные воды |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Анализ модели (иллюстрации) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете, др. источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. |
Называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карта; описывать процесс образования подземных вод; объяснять условия образования карста. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях. |
|
|
|
||
21 |
Ледники. Многолетняя мерзлота |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Выявление причин образования и закономерностей распространения ленников и многолетней мерзлоты. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. |
Называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях. |
|
|
|
||
22 |
Человек и гидросфера |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними. |
Называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнений гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом: поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление по тексту таблицы, схемы. |
|
|
|
||
23 |
Итоговый урок |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера». |
Называть, показывать и определять географическое положение на географической карте океанов, морей, заливов, проливов, островов, крупных рек, озер, ледников, районов многолетней мерзлоты, водохранилищ. Объяснять влияние на объекты гидросферы рельефа и климата. Описывать образование стихийных природных процессов происходящих в гидросфере. Приводить примеры и объяснять негативного и положительного влияния человека на гидросферу. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
|
Биосфера Земли. 7 часов. |
|
|
||||||||
24 |
Что такое биосфера и как она устроена |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек. |
Называть составные части (звенья) биологического круговорота, современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; описывать расширение границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление логической цепочки, составление по тексту схемы. |
|
|
|
||
25 |
Роль биосферы в природе. |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете, др. источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека. |
Называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берега. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения явлений, объектов; сравнивать объекты, явления, по заданным критериям; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск ответов на вопросы, составление по тексту таблицы. |
|
|
|
||
26 |
Особенности жизни в океане |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. |
Называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лес; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
27 |
Распространение жизни в океане |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. |
Называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон; определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик саванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление по тексту таблицы. |
|
|
|
||
28 |
Жизнь на поверхности суши. Леса
Леса Тамбовского края |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств. |
Называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий её образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
29 |
Жизнь в безлесных пространствах
Флора и фауна Тамбовского края |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и её охране. |
Называть виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на биосферу; приводить примеры воздействия человека на биосферу в своем родном крае; описывать роль биосферы в жизни человека; объяснять необходимость охраны биосферы и её составных частей. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. |
|
|
|
||
30 |
Почва. Человек и биосфера.
Почвы Тамбовской области. Итоговый урок |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера». Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и её охраны (в том числе на территории своего края). |
Называть составные части и границы биосферы и биологического круговорота, а так же растительные зоны; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте и их приспособления к жизни в Мировом океане и различных растительных зонах; описывать расширение границ биосферы, растительные зоны; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов и изменения в их распространении в Мировом океане и растительных зонах, а так же необходимость охраны биосферы. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. |
|
|
|
||
|
Географическая оболочка Земли. 3 часа. |
|
|
|
|
||||||
31 |
Из чего состоит географическая оболочка |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт. |
Называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; объяснять уникальность географической оболочки. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схемы. |
|
|
||
32 |
Особенности географической оболочки |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических крат для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск информации (в Интернете, др. ичточниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. |
Называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить примеры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах; описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
33-34 |
Территориальные комплексы |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических крат для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск информации (в Интернете, др. ичточниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. |
Называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить примеры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах; описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
35 |
Итоговый урок |
1 |
Урок открытий новых знаний |
Фронтальный опрос |
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географическая оболочка». |
Называть составные части географической оболочки и природно-территориальных комплексов; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли и компонентов в территориальном комплексе; описывать этапы развития географической оболочки и разнообразные природные комплексы; объяснять уникальность географической оболочки и существование широтной и высотной зональности. |
Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. |
|
|
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.