Тематика родительских собраний в 5 классе
Оценка 4.7

Тематика родительских собраний в 5 классе

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
doc
воспитательная работа +1
5 кл
12.01.2019
Тематика родительских собраний в 5 классе
В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на: ' психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся; ' установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы; ' психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей; ' понимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников.
родительские собрания.doc
Классный руководитель – Шаймухаметова Л.Р. Тематика родительских собраний в 5­м классе В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на: ' психолого­педагогическое просвещение родителей учащихся; '   установление   контакта   родительского   коллектива   с   педагогическим коллективом школы; '   психолого­педагогическое   просвещение   родителей,   направленное   на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей; ' понимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников. Собрание 1 В   настоящее   время   очень   редко   можно   встретить   такую   ситуацию,   когда учащиеся всем классом и прежним коллективом попадают в пятый класс. Это связано   с   тем,   что   некоторые   дети   поступают   после   четвертого   класса   в гимназии или другие учебные заведения. Поэтому классному руководителю пятого   класса   очень   часто   приходится   начинать   работу   с   нуля.   Для   тога, чтобы   родители   бывших   четвероклассников   желали   участвовать   в   жизни детского   коллектива,   проявляли   по­прежнему,   как   и   в   начальной   школе, инициативу и творчество, необходимо включить их в общение со школой уже в августе месяце. Первое родительское собрание­встречу уместно проводить в конце августа. Это   позволит,   во­первых,   заранее   познакомиться   с   родителями   учеников, которые   переступают   порог   школы   и   класса   впервые,   настроить   семьи   на необходимость   общения   со   школой,   педагогами;   во­вторых,   создаст определенный   оптимистический   настрой   на   учебную   деятельность,   снимет боязнь семьи перед школой и учителями. Первое родительское собрание в 5­м классе должно решать 2 задачи: 1.   Познакомить   родителей   будущих   пятиклассников   с   классом,   классным руководителем,   педагогами,   школой,   администрацией,   службами   школы,   а также самих родителей друг с другом, если они незнакомы, 2. Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию   значимости   перехода   ребенка   в   новые   условия   учебной деятельности. Форма работы — торжественное собрание. Вопросы для обсуждения: 1. Встреча с директором школы и школьной администрацией. 2. Самопредставление классного руководителя будущих учеников. 3. Визитная карточка семьи пятиклассников. 4. Знакомство со службами школы. 5. Мини­лекция. Законы воспитания в семье. Какими им быть? 6. Анкетирование родителей по теме собрания # 1. 7. Родительский тренинг «Ребенок в глазах родителей». Подготовительная работа к собранию 1. Приглашение на собрание представителей школьной администрации. 2. Подготовка классным руководителем рассказа о себе. З. Подготовка родителями визитных карточек семьи. 4. Письмо­обращение от имени учеников к своим родителям. Полезная информация Пятиклассники должны: • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; •   уметь   правильно   распределять   и   планировать   свое   время,   проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; •   стараться   учиться,   стремиться   овладевать   знаниями,   уметь   заниматься самостоятельно; •   уметь   дружить,   иметь   постоянного   друга,   общаться   с   мальчиками   и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; •   иметь   постоянные   обязанности   дома,   выполнять   их   без   напоминания, помогать родителям; • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; •   уметь   предвидеть   последствия   своих   действий,   делать   безопасный, правильный выбор. Пятиклассник   постепенно   начинает   сам   контролировать   свою   учебную работу,   появляется   самоконтроль.   Ребенку   необходим   так   называемый пооперационный   контроль   за   процессом   учебной   деятельности.   То   есть, необходимо   наблюдать   за   правильным   выполнением   всех   операций,   а   не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать   процесс   учебы,   только   тогда   у   него   сформируется   такая важная психическая функция, как внимание. Гиперактивные дети К   гиперактивным   детям   относятся   импульсивные,   невнимательные,   часто отвлекающиеся, суетливые ученики, которые не могут спокойно сидеть на месте. У таких детей может быть высокий интеллект, но нередко возникают проблемы в обучении и в общении с окружающими. Гиперактивные дети сами страдают   от   своего   характера,   поэтому   им   нужна   постоянная психологическая   поддержка   и,   конечно,   в   первую   очередь   со   стороны родителей. Необходимо помнить, что такой ребенок будет делать только то, что   вызывает   у   него   интерес,   и   только   до   тех   пор,   пока   ему   не   надоест. Поэтому нужно во время переключать ребенка с одного вида деятельности на другой. Правила работы с гиперактивным ребенком: ' работайте с ребенком в начале дня; ' оставайтесь хладнокровными; ' не перегружайте; ' делайте перерывы в работе (игры­разрядки, физкультминутки); ' не придирайтесь, снизьте требования к аккуратности; ' чаще садитесь рядом с ребенком; ' договаривайтесь заранее о нужных делах; ' четко и понятно инструктируйте ребенка; ' чаще поощряйте, хвалите ребенка и очень осторожно наказывайте; ' давайте ребенку право выбора. Ход собрания Собрание   проходит   в   классе,   в   котором   будут   учиться   дети.   Кабинет празднично   оформлен   (его   можно   украсить   рисунками   будущих пятиклассников,   которые   сохранились   у   учителя   начальных   классов).   На школьной   доске   —   фотографии   выпускников,   которые   учились   у   данного классного руководителя, добрые пожелания будущим пятиклассникам и их родителям.   Уместно   использовать   хорошую   музыку,   связанную   с   темой торжественного   собрания.   На   школьной   доске   можно   поместить   плакат, который   станет   эпиграфом   первой   встречи   родителей   и   классного руководителя. «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение   умов   и   рук,   сосредоточение   сил   может   стать   почти всемогущим.» Д. Уэбстер «Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.» Ф. Абрамов Вступительное   слово   классного   руководителя   будущих   пятиклассников Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет — во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями.   Много   будет   трудностей   у   ваших   детей,   но   не   меньше   будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную   консультацию,   вы   всегда   получите   в   школе исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей. Вступительное   слово   заместителя   директора   по   учебной   работе   В   этом вступительном слове необходимо сказать о традициях и обычаях школы; о первоначальных   требованиях   к   учащимся­пятиклассникам;   познакомить родителей с Уставом школы и вручить его каждой семье вместе с визитной карточкой   школы;   указать   дни   консультаций   заместителя   директора   по учебной работе и других представителей администрации учебного заведения. Самопредставление классного руководителя: 1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога. 2. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом. Очень интересно проходит на родительском собрании­встрече представление семей.   Это   своего   рода   визитная   карточка   каждой   семьи.   Желательно записать такие визитные карточки на магнитофон. Классному руководителю будет важно проанализировать мини­рассказы о семье. Эта работа позволит сразу   определить   особенности   семей,   степень   их   открытости,   систему семейных ценностей и взаимоотношений. Визитная карточка­представление семьи проходит по следующему плану: 1. Фамилия, имя, отчество родителей. 2. Возраст родителей, день рождения семьи. 3. Интересы, увлечения семьи. 4. Традиции и обычаи семьи. 5. Девиз семьи. Свой девиз каждая семья пишет на листе ватмана, который прикрепляется на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися. После представления и установления теплой атмосферы учитель приглашает родителей на экскурсию по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить родителям записать телефон доверия психологической службы. В   обязательном   порядке   необходимо   познакомить   родителей   с   местом расположения  школьной  столовой, рассказать   о  том, каким  образом  в  ней будет   организовано   питание   детей   в   новом   учебном   году.   Для   родителей пятиклассников это очень важная информация, так как они пони­ мают,   что   плохое   питание   самым   серьезным   образом   может   сказаться   на здоровье детей, если классный руководитель и школа не будут уделять этому вопросу серьезное внимание. Не менее важная информация для родителей — спортивные секции и кружки, которые будут работать в школе в новом учебном году. Прекрасно, если в школе есть продуманно оформленный информационный, стенд для родителей, который необходимо показать им в ходе экскурсии. В   конце   встречи   каждая   семья   получает   наказ   в   виде   свитка,   в   котором указаны   законы   воспитания   ребенка   в   семье.   Родителям   предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю. В конце собрания проводится анкетирование родителей по его теме. На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце первого собрания познакомит родителей с планированием будущих встреч в учебном году. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно, участвовать во встречах родителей с классным руководителем и друг с другом. В   конце   родительского   собрания   можно   сделать   общую   фотографию   на память   о   первой   встрече.   На   прощание   родители   получают   большие разноцветные конверты, в которых находится письмо­обращение детей разных времен   и   народов   к   своим   родителям.   Взрослым   предлагается   дома внимательно прочитать полученный меморандум и руководствоваться им в воспитании собственных детей. Письмо­обращение   к   самым   близким   и   дорогим   людям   —   моим родителям 1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас. 2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место. 3.Не   применяйте   силу   в   отношениях   со   мной.   Иначе   это   научит   меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной. 4.Не   будьте   непоследовательными.   Это   сбивает   меня   с   толку   и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях. 5. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам. 6.Не   поддавайтесь   на   мои   провокации,   когда   я   говорю   и   делаю   вещи, которые   огорчают   вас.   В   противном   случае   я   снова   буду   пытаться добиться такой «победы». 7. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне. 8 .Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной». 9. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда. 10.   Не   обращайте   внимания   на   мои   глупые   выходки.   Ваше   повышенное внимание поможет их закрепить. 11. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних. 12. Не  пытайтесь  меня поучать  в конфликтной  ситуации. Я все  равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу. 13. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо». 14. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен. 15.   Не   придирайтесь   ко   мне   и   не   ворчите.   Иначе   мне   придется притвориться глухим, чтобы как­то защититься. 16. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время. 17.   Не   испытывайте   слишком   сильно   мою   честность.   Меня   легко испугать, при этом я начинаю врать. 18. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. 19.   Не   оберегайте   меня   от   последствий   моей   деятельности.   Мне необходимо учиться на собственном опыте. 20.   Не   обращайте   внимания   на   мои   маленькие   недомогания.   Я   могу научиться   получать   удовольствие   от   своего   плохого   здоровья,   если благодаря ему я буду в центре вашего внимания. 21.   Не   отмахивайтесь   от   меня,   если   я   задаю   вам   честные   и   прямые вопросы.   В   противном   случае   вы   обнаружите,   что   я   перестал   вас спрашивать   и   ищу   интересующую   меня   информацию   там,   где   мне   ее предлагают. 22. Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание. 23. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства. 24. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне   придется   быть   достойным   слишком   многого,   а   так   не   хочется утверждаться в обратном. 25.   Не   беспокойтесь   о   том,   что   мы   проводим   слишком   мало   времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим. 26. Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость. 27. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете. 28. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом. 29. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей. 30. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК! В   конце   собрания   родители   пишут   вопросы,   на   которые   они   не   получили ответа.   Это   могут   быть   вопросы   к   администрации   школы,   классному руководителю. Не на каждый вопрос можно ответить сиюминутно. Для   того,  чтобы   родители   получили   компетентный   ответ   на   поставленные вопросы, на столе у педагога стоит коробка, в которую родители складывают свои записки. Классный руководитель сможет их проанализировать и ответить на вопросы на следующем собрании или созвониться с родителями, если ответ не терпит отлагательств. Литература для подготовки к собранию 1. Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М. 1994г 2.   Козлова   О.Н.   Введение   в   теорию   воспитания.   Пособие   для преподавателей. М. 1994г 3. Права ребенка. (Конвенция ООН о правах ребенка) Собрание 2 Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе. «Штурмуйте   каждую   проблему   с   энтузиазмом..как   если   бы   от   этого зависела Ваша жизнь.»Jl. Кьюои Задачи собрания: 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе. 2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе. Форма проведения собрания: круглый стол. Основные вопросы для обсуждения: 1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе. 2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе. 3.   Система   взаимоотношений   с   ребенком   в   семье   в   период   адаптации   к школьному обучению. 4. Родительский практикум по проблеме. Подготовительная работа к собранию Диагностика учителей Классный   руководитель   обращается   с   вопросами   анкеты   к   учителям, работающим в классе. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается анкета, ответы на вопросы которой помогут подготовить   родительское   собрание   пятиклассников   на   тему: «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению». 1. Кто из учащихся­пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету? 2. Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям? 3. Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами? 4. Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета? 5. Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие уроки.) Данное   оперативное   анкетирование   проводится   спустя   месяц­два   !   после начала   обучения   в   пятом   классе.   Оно   позволит   вовремя   преодолеть негативные тенденции, связанные с потерей мотивации учебной деятельности учащихся­пятиклассников. Анкетирование родителей пятиклассников Уважаемые (имя и отчество родителей)! Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие­то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы   данной   анкеты   помогли   вашему   ребенку   быстрее   и   успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе. 1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко? 2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение? 3. С чем это, по вашему мнению, связано? 4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя? 5.   Что   бы   вы   хотели   посоветовать   учителю­предметнику   в   организации общения с вашим ребенком на уроке? Оформление классного кабинета к родительскому собранию 1. На школьной доске — тема собрания. 2. К собранию готовится выставка рисунков детей­пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе». 3. пятиклассники». 4. Если есть такая возможность и родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать, что из этого получилось. Полезная информация Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе   ребенка   ждет   новая   система   обучения:   классный   руководитель   и учителя­предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.   Родительский   комитет   готовит   фотовыставку   «Ура!   Мы   — они   Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный   процесс,   а   другие   переживают   изменения   в   школьной   жизни,   и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или,   наоборот,   развязными,   слишком   суетятся.   Как   результат   —   у   ребят снижается   работоспособность, забывчивыми, становятся   неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Причины плохой адаптации в 5­м классе: 1. Разные требования со стороны учителей­предметников, необходимость все их учитывать и выполнять. 2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника   пользоваться   справочниками   и   словарями,   а   также   научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. 3. Чувство одиночества из­за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю   не   удается   уделить   всем   необходимое   внимание.   Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Ход собрания Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения. Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! Уменя вруках корзина, на дне которой находятся самые   разнообразные   чувства,   позитивные   и   негативные,   которые   может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил   школьный   порог,   в   вашей   душе,   в   вашем   сердце   прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более   всего   в   тот   период   времени,   когда   ребенок   находится   в   школе,   и назовите это чувство». Родители   называют   чувства,   которые   их   переполняют,   от   которых   они страдают.   Такое   задание   позволяет   выявить   проблемы   и   трудности   семей, связанные   со   школьным   обучением   ребенка,   и   помогает   обсудить   эти проблемы в ходе собрания. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе» Врач школы или приглашенные на собрание специалисты   лечебных   учреждений,   психологи   знакомят   родителей   с   теми проблемами,   которые   могут   быть   связаны   с   изменением   статуса   ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты: ~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки; ~   быстрое   физиологическое   взросление   многих   детей,   гормональные изменения в организме; ~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью. Рекомендации для родителей •   Необходимость   смены   учебной   деятельности   ребенка   дома,   создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима. •   Предупреждение   близорукости,   искривления   позвоночника,   тренировка мелких мышц кистей рук. • Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов, фруктов и овощей.   Организация   правильного   питания   ребенка.   Забота   родителей   о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. •   Воспитание   самостоятельности   и   ответственности   ребенка   как   главных условий сохранения здоровья. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» 1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе. 2.   Повышение   уровня   тревожности   самого   ребенка.   Зависимость   степени адаптации   ребенка   к   новым   условиям   от   тех   требований,   которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение. 3.   Зависимость   степени   адаптации   ребенка   от   его   внутреннего   состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. 4.   Степень   учебной   и   социальной   мотивации   пятиклассника,   его   желание вступать в учебные и вне учебные контакты. 5.   Состояние   его   физического   здоровья,   связанное   с   возрастными изменениями   в   организме   и   психологическим   климатом   в   классном коллективе. 6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Рекомендации для родителей Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. ' Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. ' Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. ' Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,   особенно   в   присутствии   других   людей   (бабушек,   дедушек, сверстников). ' Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. '  Учет   темперамента   ребенка   в   период   адаптации   к   школьному   обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро   теряют   к   нему   интерес,   если   чувствуют   со   стороны   взрослых   и сверстников насилие, сарказм и жестокость. ' Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. '   Поощрение   ребенка,   и   не   только   за   учебные   успехи.   Моральное стимулирование достижений ребенка. ' Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной яз своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к   самостоятельной   жизни   среди   своих   одноклассников   в   школе   во   время адаптационного   периода.   Родителям   необходимо   объяснить   эти   правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни. ' Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. ' Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться. ' Не дерись без причины. ' Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. ' Играй честно, не подводи своих товарищей. ' Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. ' Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. ' Из­за отметок не плачь, будь гордым. ' С учителем из­за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. ' Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. ' Старайся быть аккуратным. ' Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. ' Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему. Классный   руководитель   готовит   для   родителей   анализ   результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей. Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему   предмету,   а   классный   руководитель   раздает   их   на   родительском собрании. Литература для подготовки к собранию 1. Воскобойников В. М. Какопределитьиразвитьспособности ребенка. СПб., 1996. 2. Коляда М. Г. Шпаргалкадля родителей. Донецк, 1998. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться сребенком. Как? М., 1997. 4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. Собрание 3 Тема собрания: Телевидение и пятиклассник. «Телевидение — пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями.» В. Г. Кротов Задачи собрания: 1.   Обратить   внимание   родителей   на   достоинства   и   недостатки   общения ребенка с телевизором. 2. Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние ученика. Форма проведения собрания: обмен мнением. Вопросы для обсуждения: 1. Статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка. 2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы учащихся. Вопросы для дискуссии: 1. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода? 2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка? 3. Как, на ваш  взгляд, необходимо организовать  общение пятиклассника с телевизором? Назовите возможные варианты. Подготовительная работа к собранию 1. Анкетирование детей и родителей по теме собрания. 2. Составление телепрограммы класса и изучение ее с помощью психолога. 3. Подготовка анкет для родителей. Анкетирование учеников Опрос детей проводится приблизительно по следующим вопросам: 1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор? 2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей? 3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие­то отдельные передачи? 4. Назови передачи, которые ты смотрел уже более 10 раз подряд. 5.   Если   бы   ты   оказался   на   необитаемом   острове,   какие   бы   предметы   ты заказал   доброму   волшебнику,   чтобы   твоя   жизнь   была   интересной   и   не скучной? б. Если бы твоим родителям предложили посмотреть интересный фильм, или совершить с тобой прогулку, или просто посидеть поговорить, что бы они предпочли? Составление телепрограммы класса Ребята   составляют   телепрограмму   на   неделю,   включая   в   нее   те   передачи, которые   они   смотрят.   Психолог   проводит   хронометраж   этих   передач   и анализирует время, которое пятиклассники тратят на телевизор. Полезная информация Влияние   телевидения   на   развитие   детей   Как   правило,   ребята   смотрят развлекательные   фильмы:   детективы,   боевики,   фантастику,   ужасы, приключения, фильмы про шпионов и воров и т. п. Такие неконтролируемые взрослыми   просмотры   нередко   портят   наших   детей   и   приводят   к нежелательным последствиям: 1.   Дети   приучаются   к   поверхностному   восприятию   жизни,   становятся пассивными и интеллектуально ленивыми. 2. Под влиянием поведения и действия героев фильмов слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка. 3.  При   просмотре   развлекательных   фильмов   и   передач   дети   не   прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается. уровень понимания ребенка, уменьшаются   острота   его   восприятия   и   способность   к   логическому мышлению. 4. Со временем в детском характере появляются ложь и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном. 5. Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению   неблаговидных   поступков   и   в   конечном   счете   способствуют снижению моральных устоев. 6. Низкопробные фильмы влияют и на физическое состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются частые простуды. 7.   Фильмы   низкого   уровня   несут   откровенное   зло,   так   как   показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение человека. Дети пытаются подражать таким мнимым кумирам... Но ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень   много   полезного,   поучительного   и   нужного   может   дать   ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти  их  среди  огромного  количества  ненужного материала.  Итак, остановимся на некоторых советах о том, как привлечь телевидение на пользу детей: 1. Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого­либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для восприятия малыша. 2.   Не   проводите   сами   все   свободное   время   за   телевизором,   не   смотрите подряд   все   передачи   и   фильмы.   Глядя   на   родителей,   и   ребенок   не   будет смотреть все подряд. 3.   Просмотр   вместе   с   ребенком   некоторых   фильмов   дает   возможность объяснить   ему,   «что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо»,   дать   оценку характерам главных героев картины. 4. Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья. 5. Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно­популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное. Ход собрания Вступительное слово классного руководителя Уважаемые мамы и папы! Ваш ребенок стал пятиклассником. Какое главное изменение произошло в его жизни,   связанное   с   тем,   что   он   перешел   на   новую   ступень   обучения?   Вы можете привести на этот счет массу важных и значительных, на ваш взгляд, аргументов, и все они будут оправданны. Но самое главное изменение состоит в том, что ваш ребенок теперь гораздо больше предоставлен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как   данность,   но   при   этом   не   научили   ребенка   «быть   большим»,   не подготовили его к этому. В  чем же  проявляется  отсутствие у  ребенка  умения быть  один на один  с самим   собой?   В   первую   очередь   в   том,   что   ребенок   зачастую   абсолютно бесконтрольно   проводит   свое   время;   не   вовремя   возвращается   из   школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя. Но самое главное — он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто­то, и этот «кто­то» — конечно же, телевизор. По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор   становится   его   полновластным   хозяином,   вплоть   до   прихода родителей с работы. Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезобидна. Анализ общей статистики по проблеме собрания ~   две   трети   наших   детей   в   возрасте   от   6   до   12   лет   смотрят   телевизор ежедневно; ~ время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более 2 часов; ~   50%   детей   смотрят   телепередачи   подряд,   безо   всякого   выбора   и исключений; ~ 25% детей в возрасте от 6 до 10лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд; ~   38%   ребят   в   возрасте   от   6   до   12   лет   при   определении   рейтинга времяпрепровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей. А   как   вписываются   в   данную   статистику   наши   пятиклассники?   Анализ результатов статистики школьной психологической службы у   каждого   родителя   на   парте   лежит   расписание   теленедели   собственного ребенка. Родители вооружаются карандашами и отмечают те телепередачи, которые они смотрят вместе со своим ребенком. Прослушав   статистику   и   услышав   результаты   ответов   детей,   возникают вопросы:   что   же   делать   в   сложившейся   ситуации,   как   нужно   поступать взрослым, чтобы телемания не ухудшила здоровье детей? возможно,   стоит   просто   запретить   просмотр   телепередач   или   ограничить ребенка определенными программами? (Идет обсуждение проблемы и обмен мнениями.) А   что   дает   ребенку   телевизор?   Есть   ли   в   просмотре   телепередач,   нечто положительное? (На доске — мнения учащихся класса.) 1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний. 2. Возможность  найти ответы на вопросы, которые не можешь получить у взрослых из­за их занятости. 3. Возможность понять с помощью телевизора, «что такое хорошо и что такое «плохо». 4. Развитие познания, повышение культурного уровня. 5. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний. 6. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Мнение родителей по ответам детей. В родительский дневник Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается   от   влияния   на   взрослых.   К   примеру,   младшие   школьники   и учащиеся 5 — 6­х классов, по результатам исследований, не всегда могут четко определить, где — правда, а где — ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями   и   чувствами.   Лишь   с   11   —   12   лет   ребята   начинают   не   столь доверительно относиться к тому, что видят по телевизору. Негатив, который часто представлен на экране, вызывает у ребенка желание попробовать то, что он   увидел.   При   этом   не   всегда   то,   что   увидел   ребенок,   ему   понравилось. Просто это его возрастная особенность, как у маленьких детей, которые все тянут в рот. Как   сделать   так,   чтобы   дети   как   можно   реже   слышали   слова   родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, пока нас дома не было, опять у телевизора сидел?» и т. д. Правила борьбы с телеманией 1.   Совместное   определение   и   обсуждение   телепередач   для   просмотра взрослых и детей на оследующую неделю. 2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра. 3.   Выслушивание   «за»   и   «против»   детей   по   поводу   взрослых   передач,   и мнения взрослых по поводу детских передач. 4.   Телевизор   должен   быть   помощником   в   созидании,   а   не   в   разрушении личности. 5. Среди прочих других форм общения с ребенком в семье, телевизор должен занимать последнее место, уступая свои права прогулкам с детьми, беседам, походам,   совместной   трудовой   деятельности,   чтению   художественной литературы. 6.   Необходимо   помнить   о   том,   что   ребенок,   который   ежедневно   смотрит сцены   насилия,   убийства,   свыкается   с   ними   и   даже   испытывает   при   этом удовольствие. Обязательно надо исключить их из просмотра для сохранения душевного покоя ребенка. Полезные телепередачи для пятиклассников: • Умники и умницы; Своя игра, Ералаш; В мире животных; Дог­шоу; Домашнее задание родителям 1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? 2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу? 3. Какие передачи предпочитает? 4; В какой передаче хотел бы сам принять участие? Классный руководитель предлагает родителям различные формы внеклассной деятельности   в   школе   и   в   районе,   которые   помогут   сформировать   у пятиклассника иные интересы и увлечения и помогут ему преодолеть телеманию. Лнтература для подготовки к собранию 1. St. Aufenanger. Augenblick mal Кцlп, Impressum. 2. ВолиноваТ. В. Учитель и семья. М., 1979. 3. Воспитательная работа в школе. Методическое пособие. Псков, 1994. тельное — к развитию личности. Минск, 2000. Собрание 4 Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. «Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как   бы   вдолбить   в   него   все   правила,   добытые   чужим   пониманием,   но способность   правильно   пользоваться   ими   разовьет   только   домашний самостоятельный труд.» И. Кант Задачи собрания: 1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. 2.   Обсудить   проблемы   подготовки   домашних   заданий   учащимися   класса, определить возможные пути решения данной проблемы. Форма проведения собрания: встреча с учителями­предметниками. Вопросы для обсуждения: l. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника. 2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника. '3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам. Подготовительная работа к собранию 1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания. 2. Подготовка с учащимися плаката ­коллажа «Я учу уроки». 3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам. 4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий. 5. Газетные статьи по проблеме собрания. Анкетирование учащихся Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты: 1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? 3.   Тебе   всегда   понятно   задание,   которое   ты   выполняешь   дома,   или   ты уточняешь его у кого­нибудь? 4. Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых? 5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? 6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? 7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания? 8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? 9. Если ты  не  выполнил  домашнее задание  потому, что  не понял  его,  как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? 10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? Анкетирование родителей Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как   правило,   родители,   у   которых   есть   проблемы,   связанные   с   темой родительского   собрания,   активно   участвуют   в   его   подготовке.   Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно. 1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? 2.   Сколько   времени   в   день   тратит   ваш   ребенок   на   подготовку   домашних заданий? 3. Какие предметы требуют больших затрат времени? 4.   Всегда   ли   ваш   ребенок   понимает,   что   он   должен   сделать,   выполняя домашнее задание? 5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 7,   Всегда   ли   вашему   ребенку   объективно   выставляется   оценка   за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? 10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание? Анкетирование учителей­предметников На вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых задаются ученикам домашние задания. 1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания? 3.   Предлагаете   ли   вы   своим   ученикам   альтернативные   задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? 5.   Можете   ли   вы   назвать   учеников   класса,   которые   выполняют   домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7.   Как   вы   поступаете,   если   ученик   по   какой­то   причине   не   выполнил домашнее задание? 8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10.   Какие   рекомендации   родителям   вы   хотели   бы   предложить   по   теме родительского собрания? К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию). Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на подготовку домашнего   задания  по   каждому  предмету.  Затем  ребята   выводят  среднюю цифру по каждому предмету и оформляют в виде плаката. Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу   уроки».   Ребята   должны   показать   свое   настроение   и   эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также представить в коллаже модели поведения родителей в этот момент. Учителя­предметники   готовят   памятки   по   своему   предмету.   Эти   памятки нужно раздать родителям, чтобы ребенок мог ими пользоваться дома. Полезная информация Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята   хотят   хорошо   учиться   и   радовать   своих   близких   и   окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во­ первых, это слабая   учебная   подготовка   в   первых   классах;   во­вторых,   неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в­третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля. Все   эти   проблемы   решаемы,   необходимо   только   внимание   и   терпение взрослых. 1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. 2.   Чаще   играйте   с   ребенком   в   развивающие   игры,   чтобы   тренировать   его память,   внимание   и   мышление.   Разгадывайте   кроссворды,   головоломки, шарады. 3.   Приучайте   ребенка   к   режиму   дня,   тем   самым   развивая   его   волю   и собранность. 4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка «Как готовить домашние задания». 1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы. 2. Если что­то непонятно, не стесняться задать вопрос. 3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету. 4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений. 5.   Научиться   находить   интересующую   нужную   информацию   c   помощью компьютера. 6.   Трудный   материал   урока   надо   повторить   в   тот   же   день,   чтобы   сразу закрепить его и запомнить. 7 Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. 8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. 9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. 10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. 11.   На   письменном   столе   должно   лежать   только   то,   что   необходимо   для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. 12.   В   процессе   приготовления   домашнего   задания   необходимо   делать перерывы. 13.   Изучая   заданный   материал,   сначала   надо   его   понять,   а   уже   потом запомнить. 14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться. 15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту. 16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее. 17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. 18.   Готовиться   к   сочинениям   и   докладам   надо   заранее,   равномерно распределяя   нагрузку,   а   не   оставлять   такую   ответственную   работу   на последний день. 19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. 20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя. Метод ключевых слов Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. Ключевыми   словами   называются   самые   важные   слова   в   абзаце.   Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью   текста.   Затем   два   ключевых   слова   надо   соединить   при   помощи вопросов, в результате  получается  цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку. Метод «5П» Этот   метод   был   разработан   американскими   психологами.   По   их   мнению, метод   «5П»   позволяет   сосредоточиться   на   самом   основном   в   изучаемом тексте   и   помогает   лучше   его   запомнить.   Данный   метод   рекомендуется использовать при подготовке устных заданий. ~ 1П — просмотри текст (бегло); ~ 2П — придумай к нему вопросы; ~ ЗП — пометь карандашом самые важные места; ~ 4П — перескажи текст ~используя ключевые слова; ~ 5П — просмотри текст повторно. Ход собрания Статистика собрания. Данные психологических исследований Если   ученики,   способности   которых   ниже   среднего   уровня,   тратят   на домашнее задание всего 1 — 3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3 — 5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. Вступительное слово классного руководителя Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству — домашнему заданию. Еще   не   начав   наш   разговор,   вы   прочитали   результаты   исследований психологов, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей   учащихся­пятиклассников,   возможно,   уже   полистали   и   сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников. Почему   именно   в   пятом   классе   так   остро   встает   вопрос   выполнения домашнего задания? Во­первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете   есть   свои   специфические   требования   к   подготовке   домашних заданий.  Если ученик их не  знает,  если  он  их  не усвоил, он столкнется  с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во­вторых,   изменяется   ситуация   общения   ученика   и   учителя.   Если   в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает  в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость   резко   падает   и   результаты   учебной   деятельности   становятся гораздо хуже. В­третьих,   само   содержание   домашнего   задания   меняется   по   сравнению   с начальной   школой.   В   начальной   школе   оно   в   большей   степени   было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие   способности   рассуждать,   анализировать,   делать   самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие   ума,   способность   самостоятельно   мыслить   формируются   и совершенствуются   в  ходе   индивидуального   освоения   умственной   культуры эпохи. Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия   оппонента   и   учителя   взвешивать   все   «за»   и   «против»,   решать конфликт между истиной и фактом. Самое   элементарное   в   домашнем   задании   —   это   буквальное   повторение пройденного учебного материала. Главное назначение домашнего задания: ~ воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; ~   овладение   навыками   учебного   труда,   выраженное   в   различных   способах учебной работы; ~ формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; ~   формирование   исследовательских   умений   ученика   (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания Классный   руководитель   знакомит   всех   присутствующих   с   результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов. Консультация учителей­предметников. Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям. На заметку учителю Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда: •   Ученик   будет   владеть   алгоритмом   действий   при   выполнении   домашнего задания; •   Домашнее   задание   будет   учитывать   возрастные   особенности   и   интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; •   Вместе   с   домашним   заданием   будут   четко   определяться   сроки   его исполнения; • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок. На заметку родителям Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток; • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу; •   Поощряйте   своего   ребенка   за   хорошо   выполненное   домашнее   задание, хвалите   его,   радуйтесь   его   результатам,   связанным   с   положительной отметкой; • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается; • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы; • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную   литературу   можно   использовать   для   качественного выполнения домашних заданий; •   Используйте   возможность   дополнительных   и   стимулирующих   занятий   в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома; •   Консультируйтесь   с   учителями­предметниками,   если   видите,   что   ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Итог собрания Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме. В   ходе   рефлексии   может   быть   определено   участие   отдельных   детей   в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам Литература для подготовки к собранию 1.   Методические   рекомендации   по   организации   деятельности   классного руководителя   в   общеобразовательных   учреждениях.   Министерство образования РФ. Классный руководитель. М., 2001. #8. 2. Глассер У. Школа без неудачников. М;, 1991. 3. Доналдсо.н М. Мыслительнаядеятельностьдетей. М,, 1985, 4. Кл ар и н М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989 Анкета для родителей Ф.И.О. мама: папа: Телефоны домашний: сотовый: Домашний адрес: Место работы мамы: папы: Состав семьи: Образование мамы: папы: Увлечения ребенка: Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность,  отсутствие самостоятельности и др.): Дополнительные сведения (статус одинокой матери, многодетная семья,  малообеспеченная семь , инвалиды и др.):

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе

Тематика родительских собраний в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019