«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».
Оценка 4.9

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
обществознание
Взрослым
26.03.2019
«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».
Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.Индивидуализация процесса обучения, основанная на учете психодинамических свойств (темперамента), способствует повышению активности и уровня развития интеллектуальных способностей школьников, оказывает положительное влияние на успеваемость школьников. Изучение этой проблемы и литературы, затрагивающей эти вопросы, поможет в работе с учащимися.
Основные факторы - темперамент.doc
Сурганова Ирина Петровна  Учитель истории и обществознания  МБОУ «ООШ с.Михайловки»  Харабалинского района  Астраханской области  «Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».                «Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. Вот не везёт, стоило в кои­ то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать ­ до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт, ­ приговаривал он сквозь слёзы. Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!, ­ горячился второй, дубася кулаками в ворота. Друзья,   сохраняйте   спокойствие,   что   вы   мечетесь,   сядем   подождём, летняя ночь коротка, ­ успокаивал попутчиков третий. Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте   к   воротам   поближе.   Глядите,   под   ними   большая   щель.   Ну­ка попробуем, вдруг пролезем в неё, ­ взял в свои руки инициативу четвёртый». Данный пример из книги И.Круга «Торопись не спеша» образно иллюстрирует, как   люди   в   одних   и   тех   же   ситуациях   по­разному   выражают   свои   чувства. Психика каждого человека уникальна, все люди отличаются друг от друга по личностным   особенностям:   способностям,   интересам,   убеждениям.   К   числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека,   его   эмоциональность,   которые   ярко   проявляются   в   стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только   в   поведении   и   сфере   чувств   человека,   но   и   в   его   побуждениях   и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания,   поступки   других   людей,   ведет   себя   в   привычных   и   сложных ситуациях. Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами   работы,   реакцией   на   раздражители,   характером   интеллектуальной деятельности   и   т.   д.,   то   значит,   сам   процесс   обучения   и   усвоение   учебного материала   данными   детьми   так   же   будет   отличаться.   Поэтому   можно предположить,   что   носители   некоторых   типов   темперамента   изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная   особенности   темперамента   и   их   проявление   в   учебной   деятельности, педагог   сможет   компенсировать   отрицательные   черты   того   или   иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.          По мнению учёных обучение без учёта психофизиологических особенностей когнитивной   сферы   детей   способствует   возникновению   стресса,   тормозит развитие ребёнка.         Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на  выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по­разному добиваться одинаково успешных результатов.                Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого знания   им   личности   учащегося   и   своеобразия   психологии   ученического коллектива.   Без   этого   знания   невозможно   управление   процессами   развития личности и коллектива. Родоначальником учения о темпераменте принято считать  1. Типы темперамента древнегреческого врача Гиппократа (V ­ IV вв. до н.э.), который считал, что в  теле человека имеются четыре жидкости. Он считал, что темперамент человека  определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает;  если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент  сангвистический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный,  легко переносит жизненные трудности неудачи.  если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком ­ желчный,  раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с  быстрой сменной настроения.  если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный ­  спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом  переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается  к новым условиям.  если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик ­  несколько болезненно застенчивый  и впечатлительный  человек,  склонный  к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий  Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типология называется   гуморальной   теорией   (от   латинского hymor (гумор)   ­   жидкость.) Следует заметить, что в новейших теориях признается теснейшая связь между нервными процессами и жидкими средами организма, его гормонами (греческое слово,   означающее   ­   то,   что   возбуждает.)   Например,   избыток   гормонов щитовидной   железы   обуславливает   повышенную   раздражительность   и возбудимость человека, проявление холерического темперамента. В современной психологии используется, и описание типов темперамента, которое принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724 ­ 1804 г.). Он разделял темперамент человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: 1.   Темпераменту   чувства,   к   ним   относятся:   сангвинический   (человек веселого нрава) и его противоположность меланхолический (человек мрачного нрава. Сангвинический характеризуется тем, что при нем чувства возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно,   но   внутренне   бывают   недостаточно   глубокими   и   продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления чувств бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными. 2.   Темпераменты   деятельности,   к   ним   он   относил:   холерический темперамент (человек вспыльчивый). О таком человеке говорят, что он слишком горяч,   несдержан.   Вместе   с   тем   такой   индивид   быстро   остывает   и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент (человек хладнокровный) Он выражает скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. В начале ХХ века возникла конституционная теория темперамента, она разрабатывалась Кремером и Шелдоном, главная идея которой заключается в установлении связи темперамента с врожденной конституцией человека. Академик   И.П.   Павлов   изучил   физиологические   основы   темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от нервной системы. Природной   основой   темперамента   являются   типы   высшей   нервной деятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойств нервной системы.  К таким свойствам относятся : сила — слабость,  подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность нервных процессов (Павлов И. П.). Сила   (слабость) нервных   процессов   —   это   способность   (неспособность) нервных   клеток   сохранять   нормальную   работоспособность   при   значительном напряжении   возбудительных   и   тормозных   процессов;   степень   выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю. Подвижность   (инертность) нервных   процессов   выражается   в   способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот. Уравновешенность   (неуравновешенность) означает   одинаковую   (разную) выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс (его отсутствие) по силе и подвижности. Сочетания   крайних   степеней   этих   свойств   образуют   четыре   типа комбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности:  живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует  сангвиническому темпераменту);  безудержный тип — сильный, неуравновешенный в сторону возбуждения  (соответствует холерическому темпераменту),  спокойный тип — сильный, уравновешенный, медленный (соответствует  флегматическому темпераменту),  слабый тип   —   низкая   работоспособность,   быстрая   истощаемость соответствует меланхолическому темпераменту). В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают  черты какого­либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные  черты, свойственные  другому темпераменту. Однако   для   правильного   индивидуального   подхода   в   процессе   обучения   и воспитания,  т.  е.   для   практических   нужд,  вполне   можно   исходить   из   общей оценки   темперамента,   ориентируясь   на   его   основную   характеристику,   не вдаваясь   в   основные   тонкости   и   детали,   выяснение   которых   порой   требует специальных   экспериментальных   методик,   которыми   учитель   не   располагает. Условно   можно   считать,   что   каждый   ученик   тяготеет   к   одному   из   четырех указанных выше типов темперамента. [23,147]. Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие   темпераменты,   каждый   темперамент   имеет   свои   положительные   и отрицательные   стороны.  На   основе   каждого   темперамента   при   неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления. 2. Влияние типа темперамента ученика на его учебную деятельность. Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения,  в  движениях  ­   они   проявляются   и   в   умственной   деятельности,   в области   побуждений   и   интересов,   а   также   в   общении.   Неосведомленность   о влиянии   темперамента   на   стиль   и   темп   взаимодействия   нередко   становится источником   постоянного   раздражения   и   снижения   результатов   деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если   у   педагога   сангвинический   темперамент,  т.  е.  он   быстрый,  подвижный, экспрессивный, а школьник ­ флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя эти же качества другой педагог воспримет в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность. Б. М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди   различаются   не   конечными   результатами   действий,   а   способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении   определенной   работы   вырабатывается   индивидуальный   стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы,   а   другие   хотят   немного   отдохнуть.   При   написании   сочинения   одни составляют   план,  а  другие   легко   обходятся   без   него;   при   решении   задач   по геометрии кому­то надо сделать подробный чертеж, а кто­то перебирает в уме теоремы.   Этот   индивидуальный   стиль   деятельности   является   для   человека наиболее   эффективным   путем   достижения   результата   и   способом   решения определенной   задачи.   Исследования   показали,   что   существенное   влияние   на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип ВНД, а прежде всего сила и подвижность нервных процессов. Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется   медлительностью   и  трудно   переключается   с   одного   дела   на другое,   в   то   время   как   сангвиник   делает   это   легко.   Холерики   способны   к длительной   активной   работе,   но   им   трудно   тормозить   себя,   сдерживать. Меланхолики   отличаются   быстрой   утомляемостью,   хотя,   в   первую   очередь, обладают   рядом   других   положительных   качеств.   Уже   эти   характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы. В   качестве   примера   можно   привести   опыт:   группе   учеников   (у   них предварительно   определялась   сила   нервной   системы)   предлагалось   решить простые   арифметические   примеры   в   течение   урока.   Оказалось,   что   в   ходе выполнения этого задания выступали такие различия: ученики слабого типа, в отличие   от   учеников   сильного   типа,   на   начальном   этапе   решили   большее количество примеров (высказалась присущая им отзывчивость на окружающую реактивность), но зато они же быстро уставали; а ученикам с такими чертами темперамента,   обусловленным   сильной   нервной   системой,   требовалась «раскачка»,   чтобы   включиться   в   работу,   но   они   могли   выполнять   задания дольше, не снижая продуктивности. Установлено,   что   в   некоторых   случаях   при   выполнении   монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества:   их   повышенная   чувствительность   предохраняет   от   сниженной восприимчивости, от развития сонливости, которая может возникнуть в таких условиях.   Но   в   тех   видах   труда,   где   приходится   иметь   дело   особенно   с сильными,   неожиданными   или   устрашающими   раздражителями,   лица   слабого типа,   именно   из­за   особенностей   своего   темперамента,   могут   оказаться   не   в состоянии справиться с деятельностью. Такие   свойства   темперамента,   как   уровень   активности   и   легкость переключения   с   одного   занятия   на   другое   могут   оказывать   весьма противоречивое   влияние   на   успешность   учения.   Все   зависит   от   того,   как используются   те   или   иные   динамические   черты.   Так,   малая   психическая активность   не   редко   компенсируется   повышенной   тщательностью   работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется сам способ учебных занятий, их режим.  Несомненно, что  при  любом типе  темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых   видах   учебной   деятельности   от   свойств   темперамента   может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.   Предположим, В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными   качествами,   но   недостаточная   уравновешенность,   эмоциональная   и двигательная,   может   выразиться,  при   отсутствии   надлежащего   воспитания,  в несдержанности,   резкости,   склонности   к   постоянным   взрывам.   Наблюдения показывают,   что   преподаватели   склонны   задавать   темп,   отвечающий   их темпераменту.   учитель   с   типичным   сангвиническим темпераментом требует от учеников быстрого выполнения заданий. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответственной контрольной работе, уже заранее знают, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы. Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые все же влияют на учебную деятельность.   Пренебрежение   индивидуальными   особенностями   учащихся   в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.  2. Педагогические   подходы   как   средство   формирования   эффективного индивидуального стиля деятельности         В процессе учебно­воспитательной работы нужно стремиться у учащихся­ холериков, посредством тренировок, формировать поведение, компенсирующее недостаточность   тормозного   процесса.   От   этих   учащихся   следует   постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими учащимися, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять.  Поскольку   холерик   может   довольно   быстро   перейти   к   состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это усилит его возбуждение.   Воспитанию   темперамента   способствует   воспитание   эмоций   и чувств   школьников.   Холерики   вспыльчивы,   несдержанны,   обидчивы,   могут сказать   воспитателю   дерзость,   проявить   непослушание.   Надо   помочь   таким детям в обретении сдержанности, самообладания и без нужды не задевать их самолюбия. Школьник с холерическим темпераментом способен продуктивно трудиться   более   длительное   время,   но   зато   для   восстановления   его трудоспособности необходим более длительный отдых. Холерику нужны редкие длительные   перерывы   в   работе.   Для   оптимизации   обучения   полезно контролировать   деятельность   холерика   как   можно   чаще,   в   работе   с   ним недопустима   резкость,   несдержанность,   так   как   они   могут   вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть   требовательно   и   справедливо   осужден.   По   отношению   к   нему отрицательную   оценку   допустимо   применять   в   очень   энергичной   форме   и настолько   часто,   насколько   это   требуется   для   улучшения   результатов   его работы или учебы.          Ученик меланхолического темперамента при напряженной работе быстро утомляется, потому что нервные клетки его мозга расходуют и без того малый запас   реактивного   вещества   и   переходят   в   тормозное   состояние.   Для меланхоликов   ­   обладателей   слабой   нервной   системы   ­   полезны   частые перерывы в работе для восстановления реактивного вещества нервных клеток и поддержания их работоспособности (исследования Н.С.Лейтеса). Меланхолики впечатлительны   и   легкоранимы,   застенчивы,   склонны   к   замкнутости, неуверенности   и   страху.   Резкий   тон   травмирует   ребенка,   усиливает   процесс торможения,   который   и   без   того   преобладает   у   меланхолика.   В   ответ   на повышенный   тон в обращении  с ним  меланхолик умолкает, теряется, иногда плачет.   Надо   помочь   таким   детям   преодолевать   робость,   неуверенность   и другие   астенические   чувства   и   эмоции;   чаще   ободрять,   поддерживать   их авторитет   в   коллективе   и   вместе   с   тем   приучать   к   работе.   При доброжелательном отношении учителя и класса, под влиянием систематической тренировки   в   преодолении   недостатков   темперамента   дети­меланхолики приобретают   жизненно   ценные   нравственные   и   волевые   черты   характера.   В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный   тон,   ирония.   О   проступке,   совершенном   меланхоликом,   лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить   за   проявленные   успехи,   решительность   и   волю.   Отрицательную оценку   следует   использовать   как   можно   осторожнее,   всячески   смягчая   ее негативное действие. Меланхолик ­ самый чувствительный и ранимый тип. С ним   надо   быть   предельно   мягким   и   доброжелательным.   На   учащихся меланхолического   типа   темперамента   надо   воздействовать   мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований   к   этим   учащимся   еще   больше   затормаживает   их,   снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную   обстановку;   большую   роль   при   этом   играют   одобрение,   похвала, подбадривание. Внимание учителя должны привлекать учащиеся­флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания ­ они спокойны, никому не   мешают.   У   флегматиков   следует   развивать   недостающие   им   качества   ­ большую подвижность, активность, важно не допускать у него потери интереса к деятельности,   поскольку   это   порождает   безразличие   и   вялость.   Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать быстро с одной задачи на другую.   Флегматики   обладают   пониженной   эмоциональной   возбудимостью, медлительностью, на уроках спокойны, дисциплину нарушают редко. Вывести их из эмоционального равновесия могут только очень сильные воздействия. Если флегматика   тренировать   в   быстром   темпе   выполнения   работы,   он   радуется своим   успехам,   теснее   сближается   с   классным   коллективом.   При   ответе   на экзамене   флегматик   реагирует   на   вопрос   замедленно,   и   может   возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение.   интересные   задачи, У   сангвиников   нужно   воспитывать   настойчивость,   целеустремленность, усидчивость.   Перед   сангвиником   следует   непрерывно   ставить   новые,   по возможности,   которые   требовали   бы   от   него сосредоточенности   и   напряжения;   необходимо   постоянно   включать   его   в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Сангвиники в эмоциональном отношении менее уязвимы, чем меланхолики. Выражение "с него как   с   гуся   вода"   более   всего   применимо   к   сангвинику.   Строгое   замечание, повышенный тон учителя часто оказывают на него дисциплинирующее влияние. Строгость,   требовательность   и   постоянный   контроль   учителя   за   работой   и поведением детей­сангвиников дают нужный эффект в их воспитании. В   полном   и   чистом   виде   описанные   типы   темперамента   встречаются редко.   И   это   хорошо,   так   как   человеку   для   жизни   важно   сочетание   черт различных   темпераментов.   В   разных   жизненных   ситуациях   ему   необходим энтузиазм   и   бодрость   сангвиника,   настойчивость   холерика,   суховатая сдержанность   и   осторожность   меланхолика,   хладнокровие   и   спокойствие флегматика. Школа, с ее жизнью и обучением, ­ самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента.   Ведь   она   сама   представляет   общество   людей,   собранных   для общей для всех цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке ­ жить с людьми, подчинять свои интересы общим.  Заключение                   Учитывая  индивидуальные   особенности  темперамента  учащихся, не следует   приспосабливать   меры   педагогического   воздействия   к   его   слабым сторонам, но стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учетом темперамента. Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отвечать четко и быстро, попытаться сменит свои привычки, побороть робость и застенчивость, записаться в спортивную секцию. Совет   меланхолику:   при  выполнении  домашней  работы  отдыхать  после выполнения каждого задания, на уроках больше уверенности в своем ответе. Рекомендация   холерику:   при   выполнение   домашних   заданий   следует менять   вид   деятельности;   на   уроке   необходимо   контролировать   себя,   не выкрикивать с места. Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, приступать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманного Меры   воспитательного   воздействия   следует   выбирать   таким   образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.      У   каждого   темперамента   можно   найти   как   положительные,   так   и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться всем типам темперамента Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. При   наличии   любого   темперамента,   можно   выработать,   воспитать   все общественно   необходимые,   положительные   черты   личности   и   поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам3. Таким   образом,   индивидуализация   процесса   обучения,   основанная   на учете   психодинамических   свойств   (темперамента),   способствует   повышению активности   и   уровня   развития   интеллектуальных   способностей   школьников, оказывает положительное влияние на успеваемость школьников. Изучение   этой   проблемы   и   литературы,   затрагивающей   эти   вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися. ЛИТЕРАТУРА 1. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.­ М.: ВЛАДОС, 2000. ­  300 с. 2. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 306 с. 3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 324 с. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 324 с. 5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 267 с. 6. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2003. – 171 с. 7. Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. ­ Ростов Н/Д.:  «Феникс», 2001. – 448 с. 8. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических  учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3­е издание, стереотип­ М:  издательский центр « Академия», 2004. – 464 с. 9. Зимняя И. А. Педагогическая психология.­ М.: «Логос», 1999. – 276 с. 10. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: Владос,  2002. – 186 с. 11. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с. 12. Корниенко Н.А. Типология личности. ­ Новосибирск: издательство НГПУ,  1988. – 346 с. 13. Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка// Здоровье детей. ­ 2008.­ № 10.  – С.38. 14. Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. ­ 2­е издание,  переработанное и дополненное. – М.: Провещение,1986. – 336 с. 15. Кург И.  «Торопись не спеша»,  "Валгус",  1983г., 224 стр. 16. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,  психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г 17. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.:  Просвещение, 1983. – 234 с. 18.  Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь,1973. – 123 с. 19.  Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 456 с. 20.  Немов Р.С. Психология: в 3­х книгах. Книга 2.Психология образования –  М., 2001. – 285 с. 21. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. ­ М.: Наука, 1984. ­ 156 с. 22. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. ­  М.: Просвещение, 2000. ­ 78 с 23.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. ­ М.: Академия,2001. ­ 212  с.

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019