Теоретические и методические аспекты пополнения словаря младших школьников

  • docx
  • 15.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала теоретические и методические аспекты.docx

Теоретические и методические аспекты работы по  обогащению словарного запаса у младших школьников

 

 

 

Если в мире есть вещи, достойные названия «ЧУДО», то слово, бесспорно,

первая и самая чудесная из них.

К .Д.Ушинский

 

 

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий…»

К.Г.Паустовский

 

 

        Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками ( а следовательно, и перед методикой) стоят две задачи:

·        задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значений слов, экспрессивных окрасок ;

·        задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включение их в предложение и текст в прямом и переносном значении.

По результатам обследований, семилетний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова ( активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, т.к не было потребности ( пассивный словарь), от 2,5 – 3 тысяч  слов до 7-8 тысяч ; соответственно 11 – летний школьник имеет в своем словаре от 7-8 до 10-15 тысяч слов ( в отдельных случаях – больше). Установлено, что не менее половины новых слов ( и новых значений) усваивается через уроки русского языка и литературы ( чтение, беседы, письмо, грамматика, риторика и пр.). Простой арифметический расчет дает среднее число ежедневного пополнения словаря школьника: 5-7 слов и значений. На эти объективные показатели учитель может ориентироваться в организации словарной работы в системе обогащения словаря учащегося.

 

Автор ранжирует источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей :

·        Речевая среда в семье, среди друзей.

·        Речевая среда : книги, газеты, радио, телевидение.

·        Учебная работа в школе ( учебники, речь учителя).

 

Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь , устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

 

Приемы объяснения значений слов ( их семантизация) подразделяются на:

·        самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и пр., по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике;

·        с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

 

Школьники любят словарные игры: кроссворды ( решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов – названий городов, деревень, рек, озер, и т.п. ( деревня Катериновка, Черный Дол, Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов, реки Десна и Шуя, имена Владимир, Всеволод).

 

В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы:

* работа с синонимами;

* с омонимами ( термин вводить необязательно)

* с антонимами, с паронимами;

* со словами иноязычного происхождения;

* с многозначными словами;

* со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;

* с новообразованными словами;

*с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами;

* с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное , иносказательное значение;

* составление тематических групп слов.

 

Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:

 

·        обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;

·        семантизация – одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик: формирование понятий» синонимы», «антонимы», «слова иноязычного происхождения» и т.п.;

·        выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн.др.;

·        введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.

 

Не следует забывать, что речь имеет несколько видов: следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память – долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную  память, в механизме которой формируется высказывание.

 

Теперь можно перейти к системе активизации словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах.

 

 С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения:

*составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;

* составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;

* составление предложений с изучаемыми словами : на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;

* словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

* орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях ; проговаривание, комментирование;

*  перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;

*подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;

*составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

 

Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний.

Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника.

Индивидуальный словарь языковой личности в известной мере определяет и ее интересы, и общее развитие. Языковое богатство дает возможность выбора: известно, что самый большой из русских словарей

17 –томный  «Словарь современного русского литературного языка», содержит около 130 тысяч общеупотребительных слов, в словаре письменных произведений А.С.Пушкина – более 23 тысяч слов, в письменной речи учащихся начальных классов удается зафиксировать не более двух тысяч слов.