Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением информационных технологий на уроках русского языка
Оценка 4.6

Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением информационных технологий на уроках русского языка

Оценка 4.6
docx
16.02.2022
Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением информационных технологий на уроках русского языка
Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением ИТ на уроках РЯ.docx

Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением информационных технологий на уроках русского языка

 

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений, обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров.

В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Эффективности учебного процесса способствуют следующие функции контроля:

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, сформированности компетенций.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки обучающихся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция контроля включает в себя получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки позволяет получить опережающую информацию в учебно-воспитательном процессе, что является основанием для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты обучающихся, контроль ориентирует их в затруднениях и указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений, компетенций.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к изучению дисциплины, аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделенные функции контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

Требования к организации процесса контроля, как одного из главных компонентов качества образования, основаны на важнейших принципах контролирования:

- Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

- Систематичность. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Систематичность заключается в проведении диагностического контролировании всех обучаемых с первого и до последнего дня пребывания в ОУ ПО.

- Наглядность Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

- Гласность. Принцип гласности требует оглашения процедуры, условий, критериев, результатов оценивания.

Характерными видами оценки при модульно-компетентностном подходе являются текущее и итоговое оценивание. При этом диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Текущая оценка проводится после выполнения обучающимся каждого учебного действия, работы, предусмотренной в процессе освоения всего модуля, а итоговая оценка проводится по завершению освоения всего модуля.

Итоговая оценка, носит комплексный характер, т.к. позволяет оценить посредством интегрированного практического задания освоенные обучающимся умения и компетенции, предусмотренные модулем.

Для оценки знаний можно использовать следующие формы и методы:

Собеседование – это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых.

Анкета – это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом.

Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание.

Таким образом основанием выбора оценки служит выбор объекта оценивания, содержание вида профессиональной деятельности, набор средств и предметов труда, тип компетенции и ее структура, востребованные ресурсы процедур оценки (временные, кадровые, материально-технические

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: повысить интерес учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся; дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ. Существует большое множество различных видов контроля. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению. Возможно, завтра все это перестанет быть заманчивой новинкой.

По мнению Трофимова Р. Я., грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

 

Таким образом, использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся. Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении является довольно сложным и многогранным, но главной фигурой в процессе обучения остается учитель, а информационные технологии обучения играют роль надежного и незаменимого, в целом ряде случаев, помощника. Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет обеспечить подготовку учеников на последующих ступенях образования, развивает способность учащегося к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде, как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.


 

Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением информационных технологий на уроках русского языка

Теоретические основы использования форм и средств оценивания с применением информационных технологий на уроках русского языка

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей

Систематичность . Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и…

Систематичность . Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и…

Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными

Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много

Таким образом, использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся

Таким образом, использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022