ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
Оценка 4.6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

Оценка 4.6
docx
28.06.2022
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ   ПАТРИОТИЧЕСКОГО   ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В РАМКАХ ФГОС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС.docx

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ   ПАТРИОТИЧЕСКОГО     ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В РАМКАХ ФГОС

 

Требования ФГОС НОО к личностным результатам образования.    Любовь к родине (патриотизм) как один из личностных результатов       образования младших школьников

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.

В современном информационном обществе необходимо не только целенаправленно, но  и систематично заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста, так как на формирование их нравственной ориентации окружающая среда оказывает сильное воздействие, и, как правило, не всегда положительное. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная деятельность, таким образом,  нравственное воспитание - одна из задач начального образования. Именно поэтому в Федеральном Стандарте прописаны требования к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы  НОО (в дальнейшем Требования), включающие в себя требования, как к результатам обучения, так и к результатам воспитания.

  Требования содержат описание знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу НОО. Они определяются личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 Требования предъявляются к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы НОО.

 К личностным результатам обучающихся относят готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции и личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [38].

Личностные результаты должны отражать:

- формирование   уровня патриотичного воспитания, гордость за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие  этических  чувств, доброжелательности и  эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты достигаются в процессе воспитания. Существует

несколько направлений воспитания в начальной школе. Одним из таких направлений считается патриотическое воспитание.

Патриотизм относится к нравственным чувствам, которыми занимается нравственно-этическое воспитание. Нравственно-этическое воспитание определяют как целостный процесс воспитания нравственного облика, нравственных чувств, нравственной позиции и поведения. К нравственному облику относят терпение, милосердие, кротость, дружелюбие. К нравственным чувствам - чувство долга, совесть, веру, ответственность, патриотизм. Нравственная позиция и поведение - это способность различать добро и зло, проявлять любовь, самоотверженность, готовность к преодолению тяжелых жизненных испытаний.

В содержание нравственно-этического воспитания входят:

- передача знаний о нравственно-этических нормах;

- формирование умений и привычек нравственного поведения; 

- формирование нравственных чувств.

Исходя из этого, задачи нравственно-этического воспитания делят на три группы.

Первая группа - формирование сознания личности. Ребенок узнает о нравственных представлениях, понятиях, осмысляет их. В результате этого вырабатываются личные нравственно-этические убеждения. Это влияет на отношения ребенка с другими людьми в процессе деятельности и общения. Убеждения регулируют действия и поступки, от них зависит нравственная устойчивость личности. У детей сначала закладываются представления о понятиях,  затем они постепенно овладевают их содержанием.

Вторая группа - формирование нравственного поведения через накопление опыта. В данном случае опыт подразумевает совокупность осознанных способов и умений реализации действий, поэтому нравственно-этические представления и понятия должны формироваться совместно с готовностью к действию, поступку. Необходимо накапливать положительный опыт нравственного поведения и устранять причины, порождающие отрицательный опыт.

Третья группа - формирование нравственных чувств и отношений.

В процессе нравственно-этического воспитания у учащихся формируется

нравственно-этическая ориентация, которая имеет огромное значение в духовном развитии их личностей.

Толковый словарь С.М. Ожегова определяет нравственность, как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [40, с. 52].

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой трактует нравственность как внутренние – духовные и душевные – качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые определяются в отношении к людям и к природе; нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах [37].

Ценности человеческой жизни и жизни общества сводились к нравственным нормам, утверждающим все значимое для развития человека и общества основополагающим смыслом. Нравственно-этическая ориентация не является врожденной, она формируется у ребенка в процессе его развития.

В ходе общения с людьми. Чем раньше начинается приобщение человека к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя его моральный облик. Нормы, правила и требования морали для нравственного человека выступают как его собственные взгляды и убеждения. Поведение, соответствующее нравственно-этическим нормам, глубоко осмыслено и не имеет ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями.

Передача нравственных норм, формирование этических взглядов,  убеждений и соответствующей им деятельности и является целью нравственного  воспитания.

Формирование нравственно-этической ориентации личности происходит в системе социальных отношений. Для того чтобы человек следовал нравственным нормам поведения осознанно, необходимо формировать у него единство нравственного сознания и нравственного поведения. Поэтому значение нравственных чувств велико: когда они становятся устойчивыми, то начинают выступать в качестве мотивов нравственно-этического поведения. Также чувства являются формой и способом оценки происходящего.

Нравственно-этическое воспитание эффективно только в том случае, когда представляет собой целостный процесс деятельности, отношений и общения с детьми, соответствующий нормам морали и учитывающий возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Нравственными чувствами называют «эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам» [32, с. 61].

Любовь к Родине – комплекс чувств, включающий в себя: гордость и уважение, долг, национальное самосознание, гуманизм, толерантность, сформированность основ гражданской идентичности.

Чувство долга подразумевает свободное принятие человеком общественных и личных обязанностей, следование социально необходимым требованиям.

Гуманизм – понимание человека как высшей ценности, признание прав, свободы, чести и достоинства других людей.

Национальное самосознание - осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.

Любовь к Родине подразумевает гордость за свою страну и народ, за культурные и социальные достижения; уважение исторического прошлого и культурных особенностей страны, людей, которые в ней живут, родной природы. Это чувство основывается на представлениях о многонациональном обществе России, о её природных особенностях, на знании и уважении основных исторических событий и культурных традиций страны, знании государственной символики, на отношении к природе [38].

Чувство любви к Родине, является одной из составляющих  патриотизма.

Чувство любви к Родине у младшего школьника начинается с отношений к своей семье, к самым близким и родным людям - к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что младший школьник видит и слышит, что

вызывает отклик в его душе.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

- во время прогулок на свежем воздухе объяснять ребенку, что находится на родной улице, обсуждать значение каждого предмета, заострять внимание на красотах родного села;

- дать ребенку общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, сельской библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;

- вместе с ребенком можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего двора, улицы;

- постоянно расширять кругозор своего ребенка;

- необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;

- часто читать ему интересные книги о родном крае, его выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;

- ребенка  нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах [37].

 

 

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

Родину, российский народ и историю

Родину, российский народ и историю

Это влияет на отношения ребенка с другими людьми в процессе деятельности и общения

Это влияет на отношения ребенка с другими людьми в процессе деятельности и общения

Поэтому значение нравственных чувств велико: когда они становятся устойчивыми, то начинают выступать в качестве мотивов нравственно-этического поведения

Поэтому значение нравственных чувств велико: когда они становятся устойчивыми, то начинают выступать в качестве мотивов нравственно-этического поведения

Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда; - вместе с ребенком можно принимать активное участие в труде по озеленению…

Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда; - вместе с ребенком можно принимать активное участие в труде по озеленению…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022