Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах
Оценка 4.9

Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах

Оценка 4.9
Лекции
docx
21.02.2022
Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах
Теорет.основы СУР в тамож.органах.docx

Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах

Система управления рисками: цель, задачи, принципы, инструменты реализации

В ходе перемещения товаров через таможенную границу возникает вероятность несоблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) законодательства государств - членов Евразийского экономического союза, который принято называть риском.

Под таможенным риском понимается обусловленная неопределенностью угроза совершения участниками внешнеэкономической деятельности неправомерных действий, которые приводят к нарушению таможенного законодательства и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС, неполному сбору таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей или к уклонению от их уплаты, нанесению ущерба экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде. Для снижения этой угрозы организуется управление рисками.

Под системой управления рисками понимается совокупность взаимосвязанных органов и средств управления, обеспечивающих анализ, выявление, оценку и минимизацию рисков в ходе таможенного контроля.

К органам управления рисками относятся структурные подразделения и должностные лица таможенных органов, уполномоченные на управление таможенными рисками.

В таможенных органах в состав органов управления рисками входят руководители СУР, координирующие субъекты СУР, правоохранительные субъекты СУР, субъекты СУР на этапе после выпуска и специализированные субъекты СУР.

Применения СУР заключается в достижении следующих основных целей:

1. Обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды.

2. Сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов.

3. Выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства государств-членов Евразийского экономического союза.

4. Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015).

Задачи применения СУР:

1. Планирование и организация деятельности таможенных органов по управлению рисками с учетом приоритетных целей таможенного и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы.

2. Создание и постоянное совершенствование системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков.

3. Обеспечение комплексного, системного и результативного процесса оценки рисков в таможенных органах на основе целевых аналитических методик и использования специальных аппаратно-программных комплексов.

4. Контроль единообразного применения мер по минимизации рисков в целях достижения прогнозируемых результатов таможенного и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы.

5. Осуществление мониторинга и оценки результативности процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и выбора наиболее эффективных методов оценки и инструментов управления рисками.

Система управления рисками основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

·     принцип законности заключается в соответствии СУР нормам, содержащимся в международных актах и актах законодательства Российской Федерации, а также следовании должностных лиц при принятии решений в рамках СУР требованиям этих актов и ведомственных правовых актов;

·     принцип целевой направленности обуславливает необходимость подчинения задач СУР и способов их решения достижению целей таможенного контроля на всех уровнях управления системы таможенных органов;

·     принцип единства предусматривает единые подходы к процедурам сбора и обработки информации в целях оценки рисков и определения форм и способов воздействия на риски на всех уровнях управления системы таможенных органов;

·     принцип эффективности предусматривает выбор тех решений, которые обеспечивают высокую результативность СУР с учетом имеющихся ресурсов таможенных органов и установленных сроков проведения таможенных операций;

·     принцип делегирования полномочий состоит в передаче отдельных полномочий, прав и ответственности по реализации СУР с уровня ФТС России нижестоящим таможенным органам (руководителям и иным уполномоченным должностным лицам таможенных органов);

·     принцип обратной связи заключается в постоянной оценке соответствия достигнутых результатов запланированным, принятии мер для устранения причин отклонения и постоянной актуализации инструментов СУР на основании анализа результатов их применения;

·     принцип автоматизации заключается в широком применении автоматизированных средств получения, передачи, сбора и анализа информации, а также по возможности исключении человеческого фактора из процессов выявления рисков, принятия решения о мерах по минимизации рисков и порядке их применения;

·     принцип информационной защищенности состоит в проведении регулярного мониторинга состояния мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности и совершенствование технической защиты информации ограниченного распространения, используемой при реализации СУР Приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385 О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».

СУР является инструментом поддержки принятия решений в рамках таможенного контроля.

Инструменты реализации СУР:

1. Реестр профилей рисков - перечень утвержденных и действующих на текущий момент в таможенном органе профилей рисков.

2. Профили рисков - документы, созданные уполномоченными таможенными органами и зарегистрированные в установленном порядке, содержащие сведения об областях риска, а также перечни и порядки применения мер по минимизации рисков.

3. Целевые методики анализа рисков - описание алгоритма формирования области риска с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.

4. Оценка риска - стандартизированный аналитический документ, возникающий в результате действий уполномоченных должностных лиц по идентификации, анализу и определению уровня риска.

5. Риск-категорирование участников ВЭД - распределение участников ВЭД по группам в зависимости от оценки вероятности нарушения законодательства конкретным лицом (низкий, средний, высокий уровни риска), полученной путем анализа сведений об участнике ВЭД и результатах совершения таможенных операций с товарами, им перемещаемыми Приказ ФТС России от 2 июня 2015 г. № 1071 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778».

Таким образом, система управления рисками должна способствовать ускоренному выпуску товаров. С внедрением этой системы тотальный таможенный контроль был заменен на выборочный, что снижает издержки государства. Эффективное управление рисками является важным для современного таможенного дела и обеспечивает средства для достижения надлежащего баланса между облегчением торговли и регулятивным контролем. Принципы управления рисками могут применяться всеми администрациями независимо от того, используют они автоматизированные системы или нет, если они принимают стратегии, содержащие ключевые элементы основанного на рисках подхода к обеспечению соблюдения требований.

Применение системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

СУР применяется таможенными органами для выбора объектов таможенного контроля, выявления и минимизации рисков для всех категорий товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, на этапах до и после выпуска товаров при совершении любых таможенных операций и проведении таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы Приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385 О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»..

Процесс управления рисками включает два взаимосвязанных этапа (рис. 1). На первом этапе формируются инструменты системы управления рисками, а на втором - осуществляется применение этих инструментов и их уточнение по результатам применения Полякова Я. И. Система управления рисками при предварительном информировании [Текст] / Я. И. Полякова // Молодой ученый. -- 2015. -- №4. -- С. 308-309..

Первый этап включает:

·     сбор и обработку информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД;

·     обнаружение и описание риска;

·     определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;

·     формирование и утверждение профилей риска.

Процесс управления рисками

Рис. 1. Процесс управления рисками

Второй этап включает:

·     анализ текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках ВЭД и выявление рисков;

·     оценку рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля на основании индикаторов риска;

·     применение мер по минимизации риска;

·     контроль результатов применения мер по минимизации риска;

·     обобщение результатов применения профилей рисков;

·     актуализация (отмена) и уточнение профилей рисков.

Сбор и обработка информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД заключается в формировании исходных данных для построения инструментов СУР.

Исходными данными являются:

·     положения актов законодательства и правовых актов ФТС России;

·     сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;

·     информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

·     информация, полученная от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;

·     сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;

·     предварительная информация, переданная в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;

·     информация, полученная в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

·     иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов Полякова Я. И. Система управления рисками при предварительном информировании [Текст] / Я. И. Полякова // Молодой ученый. -- 2015. -- №4. -- С. 308-309.

Обнаружение и описание риска заключается в выделении на основе указанных исходных данных рисковых событий и их описании.

Определение мер по минимизации рисков и порядка их применения заключается в выборе из общего перечня форм таможенного контроля форм, обеспечивающих минимизацию выявленного риска и эффективное использование имеющихся ресурсов таможенных органов.

Основными мерами, применяемыми в интересах минимизации рисков, являются:

·     проверка документов и сведений;

·     таможенный досмотр товаров;

·     запрос дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах;

·     выпуск товаров осуществляется по согласованию с начальником таможенного поста;

·     направление запроса декларанту о представлении оригиналов документов и (или) копий документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме)

·     таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.

Формирование и утверждение профиля риска заключается в установлении совокупности индикаторов, сигнализирующих о возможности наступления рискового события, определении перечня мер по минимизации риска и порядка их применения, а также документальном оформлении и утверждении в установленном порядке сформированного профиля риска.

Второй этап процесса управления рисками начинается с анализа текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках ВЭД и установлении на ее основе возможности наступления рисковых событий.

Текущая информация о перемещаемых товарах и транспортных средствах международной перевозки включает:

·     сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;

·     предварительную информацию, переданную в таможенные органы участниками ВЭД в установленном порядке;

·     информацию, полученную от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;

·     информацию, полученную в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;

·     информация, содержащаяся в документах и сведениях, имеющихся в распоряжении таможенных органов.

Оценка рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля заключается в определении уровней рисков товаров, транспортных средств международных перевозок и участников ВЭД и осуществлении на этой основе отбора объектов для проведения дополнительных мероприятий таможенного контроля, направленных на минимизацию рисков.

Применение мер по минимизации риска заключается в реализации установленных для выявленного риска форм таможенного контроля.

Контроль результатов применения мер по минимизации риска заключается в проведении регулярного мониторинга результатов применения профилей риска и соответствующих им форм таможенного контроля.

Обобщение результатов применения профилей рисков заключается в оценке соответствия достигнутых результатов планируемым и принятии мер по повышению эффективности СУР.

Актуализация и отмена профилей рисков заключается в принятии решения об их актуальности, или отмене. Решение принимается на основе обобщения результатов применения действующих профилей риска.

Можно сделать вывод, что система управления рисками является одной из главный составляющих таможенного контроля. А развитие партнерских отношений между таможней и бизнесом намного облегчают торговлю в виду снятия лишних административных барьеров. Использование максимально упрощенных процедур для добросовестных участников ВЭД способствует быстрому и своевременному поступлению таможенных платежей в государственный бюджет.


 

Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах

Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах

Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу

Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу

СУР с уровня ФТС России нижестоящим таможенным органам (руководителям и иным уполномоченным должностным лицам таможенных органов); · принцип обратной связи заключается в постоянной оценке соответствия…

СУР с уровня ФТС России нижестоящим таможенным органам (руководителям и иным уполномоченным должностным лицам таможенных органов); · принцип обратной связи заключается в постоянной оценке соответствия…

Риск-категорирование участников

Риск-категорирование участников

Первый этап включает: · сбор и обработку информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников

Первый этап включает: · сбор и обработку информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников

Исходными данными являются: · положения актов законодательства и правовых актов

Исходными данными являются: · положения актов законодательства и правовых актов

Формирование и утверждение профиля риска заключается в установлении совокупности индикаторов, сигнализирующих о возможности наступления рискового события, определении перечня мер по минимизации риска и порядка их…

Формирование и утверждение профиля риска заключается в установлении совокупности индикаторов, сигнализирующих о возможности наступления рискового события, определении перечня мер по минимизации риска и порядка их…

Обобщение результатов применения профилей рисков заключается в оценке соответствия достигнутых результатов планируемым и принятии мер по повышению эффективности

Обобщение результатов применения профилей рисков заключается в оценке соответствия достигнутых результатов планируемым и принятии мер по повышению эффективности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022