Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо невозможно.
2
Теоретические основы изучения проявлений фонетико
фонематического недоразвития речи на фоне ЗПР у младших
школьников.
1.1 Современные подходы к изучению проявления ЗПР у
учащихся начальных классов.
Одной из актуальных проблем современной школы остается
проблема повышения эффективности учебновоспитательного
процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение
предполагает совершенствование методов и форм организации
обучения, поиск новых более эффективных путей формирования
знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и
условия, в которых протекает их учебная деятельность. Особенно
актуальной эта проблема становится в связи с появлением
альтернативных учебных заведений и введением государственных
стандартов на все виды образования (Б. П. Пузанов 1999 г.).
Происходящие социальноэкономические изменения в жизни
нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего
образования обострили и проблему школьной неуспеваемости.
Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое
совершенствованию содержания образования и методик обучения,
оснащению школьных кабинетов современными техническими
средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и
учить хорошо невозможно.
Количество учащихся, которые по различным причинам не в
состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить
программу, постоянно увеличивается, и по данным различных3
исследований, колеблется в пределах 2030% общего числа детской
популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства
образования РФ (1995 г.) 78% школьников нуждаются в специальных
формах и методах обучения.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения,
создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так
как, не овладев основными умственными операциями и навыками,
учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних
классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих
этапах выпадают из процесса обучения
Необходимо правильно и своевременно диагностировать
причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по
возможности устранять или корригировать их последствия.
Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся
есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой
психического развития,
неярко выраженными сенсорными,
интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых
являются остаточные поражения центральной нервной системы,
минимальные мозговые дисфункции. Дети с задержкой психического
развития составляют примерно 50% неуспевающих школьников (Б. П.
Пузанов, 1999). Для их обучения созданы специальные учебные
заведения школы и классы выравнивания (в последние годы
специальный коррекционный класс для детей с ЗПР).
В современных условиях с учетом вышесказанного особую
социальную и педагогическую значимость приобретает проблема
целесообразности и эффективности дифференцированных форм
организации обучения. Одной из острейших является проблема4
определения критериев отбора таких учащихся в классы и группы, где
были бы созданы необходимые условия для их успешного обучения, а в
дальнейшем и социальной адаптации.
Изучение детей с ЗПР (задержкой психического развития)
началось сравнительно недавно в конце 50х годов XX века. Ряд
исследователей (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И.
Лубовский и др.) выявили среди неуспевающих младших школьников
учащихся, неуспеваемость и особенности, поведения которых часто
давали основания считать их умственно отсталыми. Эти ученики были
выделены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т. А.
Власова и М. С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные
группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и
психическим инфантилизмом.
В первую группу вошли дети с нарушенным темпом
физического и умственного развития. Исследователи высказали
мнение о том, что задержка их развития вызвана медленным темпом
созревания лобной доли коры головного мозга и ее связей с другими
областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в фи
зическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной
деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную
деятельность,
быстро
утомляются,
отличаются низкой
работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более
нервозными и всё более «трудными» для учителей.
Вторую группу составили учащиеся с функциональными
расстройствами психической деятельности (цереброастенические
состояния, которые чаще всего являются следствием мозговых травм).
Для этих школьников характерна слабость основных нервных5
процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у
них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких
результатов в учебе.
Основной причиной отставания являются слабовыраженные
(минимальные)
органические повреждения головного мозга,
врожденные или возникшие во внутриутробном, природовом или в
раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически
обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её
основного отдела головного мозга; интоксикации, инфекции,
обменнотрофические расстройства, травмы и т. п., которые ведут к
негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или
вызывают легкие церебральные органические повреждения.
Задержка психического развития является одной из наиболее
распространенных форм психической патологии детского возраста.
К. С. Лебединская предложила клиническую систематику детей с
ЗПР. Ею было выделено четыре основных варианта задержки
психического развития конституционального, соматогенного,
психогенного и цереброорганического происхождения. Данная
классификация наиболее распространена, часто используемая с ЗПР
конституционального характера.
1. ЗПР конституционального характера.
Эмоциональноволевая сфера ребенка находится как бы на
более ранней ступени развития и во многом напоминает нормальную
структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
Характерно преобладание эмоциональной мотивации. Не мотивирован
повышенный фон настроения. Непосредственность и яркость эмоций,
которые оказываются поверхностными и нестойкими. Для детей6
данной группы характерна повышенная внушаемость. У них очень
живая мимика, быстрые и порывистые движения.
В младшем школьном возрасте дети не самостоятельны и не
критичны к своему поведению, могут плакать по пустякам. Дети любят
фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами, неприятные
для них жизненные ситуации. Им свойственна неутомляемость в игре,
быстрая истощаемость при выполнении практических заданий.
Особенно быстро утомляются при выполнении заданий, требующих
сосредоточения внимания на длительное время. Для этих детей уход в
игру является желанием уйти от непосильного вида деятельности.
Сюжетноролевая игра не формируется самостоятельно. Затруднения
в обучении связано с незрелостью личности и особенностью
мотивационной сферы преобладание игровой деятельности. При
данном виде ЗПР может наблюдаться отставание в физическом
развитии на 1,5 2 года. Эта группа будет наиболее благоприятной в
плане прогноза.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР обусловлено длительной соматической недостаточностью
различного генеза это могут быть хронические заболевания,
инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные
пороки развития соматической среды (дыхательная, сердечно
сосудистая система, желудочнокишечный тракт).
В замедлении темпа психического развития у детей значительная
роль принадлежит стойкой астении. Задержка эмоционального
развития обычно выражена соматогенным инфантилизмом, чувствуют
себя маленькими «старичками». Могут быть наслоения в виде
повышенной неуверенности, боязливости, капризности. Возникновение7
инфантилизма связано с ощущением ребенком собственной
физической неполноценности или вызвано режимом запретов и
ограничений, в котором пребывает соматически ослабленный ребенок.
В детском коллективе такие дети выделяются робостью, чрезмерной
привязанностью к привычной обстановке, с большим трудом
адаптируются в коллективе. Во время учебных занятий пассивны,
испытывают страх устного ответа. Дети с ЗПР данной группы
подвержены возникновению школьных неврозов. Такой ребенок
любыми средствами пытается оттянуть поход в школу, так как он
боится выйти из привычной обстановки (например, из дома). Трудности
адаптации к школе ведут к снижению усвоения учебного материала,
накоплению пробелов в знаниях, дальнейшему ухудшению всех
психических процессов. Таких детей нужно сначала лечить, затем
учить. Прогноз зависит от степени заболевания, и насколько
своевременно и успешно будут проведена коррекционная работа.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Возникновение данной группы ЗПР связано с неблагоприятными
условиями обитания, которые накладываются на минимальные
мозговые дисфункции.
а) В условиях гипоопеки: может сформироваться патологическое
развитие личности ребенка с задержкой психического развития по
типу психической неустойчивости. Это проявляется в неумении
тормозить свои желания и эмоции, импульсивность, склонность к
аффективным вспышкам и конфликтам. С раннего возраста за
медленно формируются навыки коммуникативнопознавательной
деятельности. Особенно проявляется проблема дефицита общения,
неумение строить свои отношения с детьми и взрослыми (проявляется8
с началом школьного обучения, в связи с необходимостью школьной
адаптации). Эти дети не умеют самостоятельно организовывать свою
деятельность, испытывают трудности в планировании и вычленении её
этапов, не могут адекватно оценить результаты своей работы.
б) В условиях гиперопеки: формируются эгоцентрические
установки. Недостаточно развиваются самостоятельность, воля,
желание и умение преодолевать трудности. В школе такие дети учатся
неровно, что связано с их неумением трудиться и нежеланием
самостоятельно выполнять и проверять учебные задания. Адаптация
таких детей в ученическом коллективе затруднена изза присущих
детям негативных черт характера. Нежелание посещать школу
возникает изза пробелов в знаниях.
Может развиваться
невротическое состояние.
4. ЗПР церебральноорганического происхождения.
Этот вариант занимает основное место в группе ЗПР,
встречаются чаще других, и обладает большой стойкостью и
выраженностью нарушений, как в эмоциональноволевой, так и в
познавательной деятельности. В анамнезе присутствует негрубая
органическая недостаточность центральной нервной системы:
патология беременности и родов, асфиксии,
постнатальные
нейроинфекции, токсикодистрофирующие заболевания первых лет
жизни. С раннего детства у детей наблюдается замедленная смена
возрастных фаз развития, т.е. запаздывание в формировании статиче
ских функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой
деятельности. У детей этой группы наблюдаются нарушения черепно
мозговой иннервации, явления вегетососудистой дистонии. При
обследованиях ЭЭГ довольно часто выявляет очаговые корковые9
нарушения, особенно в теменных отделах коры. Незрелость коры
головного мозга наиболее выражена в лобных долях, особенно левого
полушария.
Эмоциональноволевая незрелость представлена
органическим инфантилизмом. Игровую деятельность характеризует
бедность воображения, монотонность и однообразие, преобладание
компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре
обычно выглядит как способ ухода от затруднения в занятиях, чем по
требность. Желание играть возникает в ситуации необходимости
целенаправленной деятельности,
приготовления уроков.
В
формировании задержки психического развития церебрально
органического генеза большая роль принадлежит и нарушениям
познавательной
деятельности,
которые
обусловлены
недостаточностью память.10