Доклад посвящен проблеме одаренности детей: рассмотрены вопросы классификации способностей, модели одаренности, характерные черты одаренных детей, критерии одаренности по различным основаниям, типы одаренных детей, выделяемых в педагогике, а также основные идеи и подходы к формированию и работе с одаренными детьми в разных сферах деятельности.Доклад содержит иллюстрации.
Одаренность.docx
Доклад на педагогическом совете педагогапсихолога Ивановой Е. М.
Теоретические основы одаренности.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно
мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и
формулировать новые, перспективные цели.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее
государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит
трудовой потенциал страны. 1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», в котором
названы меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития
способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
гениальность
талант
одаренность
ность
способ
Способность можно рассматривать как индивидуальнопсихологические
особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности.
Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и
выполнении какойлибо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у
одних и их отсутствии у других.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью
называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку
возможность успешного выполнения какойлибо деятельности.
Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной
деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут
развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
гениальностьталантодаренность способность Следующий уровень развития способностей человека — талант.
В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных
способностей (музыкальных, литературных и т.д.), которые развиваются в деятельности.
Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной,
оригинальностью подхода.
Высший уровень развития способностей гениальность. О гениальности говорят, когда
творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии
культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю историю
цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который
характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях
деятельности (яркий пример гениальности М. В. Ломоносов)
Характерные черты одаренных детей
Каких же детей сегодня принято называть одаренными? Согласно «Рабочей концепции
детской одаренности», «одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».
любопытство,
любознательность,
познавательная
потребность
оригинальность
мышления
сверх
чувствительность
к проблемам
гибкость
мышления
продуктивность
мышления
легкость
ассоциирования
Характерные
черты
одаренных
детей
склонность
к задачам
дивергентного типа
типа
высокая
концентрация
внимания
отличная
память
способность
к прогнозированию
большой
словарный
запас
способность
к
самооценке
специфические
интересы и
склонности Модель Дж.Рензулли.
творческ
ость
одаре
нность
Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных
характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его
оригинальность и продуктивность);
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и
исследовательская активность).
Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития
дает качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается
одаренный ребенок.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
– вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
– степень сформированности;
– форма проявлений;
– широта проявлений в различных видах деятельности;
– особенности возрастного развития.
Одаренность по виду деятельности.
художестве
эстетическа
нно-
познавательн
ая
практическ
ая
я
вид
деяте
льност
и
коммуникатив
ная
духовно-
ценностная
одаренностьтворческость вид деятельностипрактическаяпознавательнаяхудожественно-эстетическаякоммуникативнаядуховно-ценностная Виды одаренности:
– в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах,
спортивную и организационную;
– в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в
зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области
естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
– в художественноэстетической деятельности — хореографическую, сценическую,
литературнопоэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
– в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;
– в духовноценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании
новых духовных ценностей и служении людям.
степень
сформированности
• актуальная
• потенциальная
форма
проявления
• явная
• скрытая
широта
проявлений
• общая
• специальная
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
– актуальную одаренность;
– потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими
наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые
проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной
области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который
имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде
деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в
силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
– явной одаренности;
– скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо (как бы «сама по себе») даже при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность существует замаскировано и не замечается окружающими. Эффект
«гадкого утенка».
•актуальная•потенциальнаястепень сформированности •явная •скрытая форма проявления •общая•специальная широта проявлений Надо отметить, что одаренность имеет два принципиально разных основных типа:
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и
выступает как основа их продуктивности. Она определяет уровень понимания
происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность,
степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно
определяется в отношении отдельных областей.
– усваивающая «учебная» (быстрота умственной деятельности) связана со способностью к
обучению и описывается как интеллект.
– творческая, определяемая как креативность.
Исходя из этих типов одаренности в большинстве случаев одаренные люди отчетливо
разделяются на «специализации»:
– «пожиратели знаний»,
– «создатели нового».
В педагогике выделяется несколько категорий одаренных детей.
1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области
наук и конкретными академическими способностями.
3. Учащиеся с высокими творческими способностями.
4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенностью
психического склада.
Педагоги также традиционно выделяют три категории одаренных детей: первая –
дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; вторая – дети, достигшие
успехов, в какихлибо областях деятельности; к третьей категории можно отнести детей,
хорошо обучающихся в школе – это академическая одаренность.
В школе же класс условно представляет 3 основных интеллектуальных поля
деятельности:
– мощное, активное поле (сильные, одаренные учащиеся);
– позитивное поле (средние);
– нейтральное, инертное поле (слабые учащиеся).
Хорошее сочетание этих трех полей положительно сказывается на развитии всех, но
сочетание это достигается в результате умения учителя проводить
индивидуализированную работу. Но для одаренных это «трехполье» является
сдерживающим.
На сегодняшний день проблема одаренности представляет собой комплексную
проблему, в которой пересекаются интересы детей и взрослых, образовательного
учреждения и общества. обусловленные разнообразием видов одаренности,
При работе с одаренными детьми возникают педагогические и психологические
трудности,
множеством
противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного
образования, а также малым количеством специалистов, подготовленных к работе с
одаренными детьми.
По результатам исследований в области детской одаренности отмечается, что
нестандартно мыслящие дети, обладающие выдающимися способностями, чаще всего
испытывают трудности в межличностных коммуникациях, обладают повышенной нервной
возбудимостью,
следствием чего являются
психосоматические заболевания. Зачастую, работая с одаренными детьми, педагоги
сталкиваются с такими психологическими проблемами этих детей, как неприязнь к
школе, игровые интересы, конформность, несоответствие между физическим,
интеллектуальным и социальным развитием, стремление к совершенствованию,
потребность во внимание взрослых и т. д.
высоким уровнем тревожности,
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе.
1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по
своему спектру и характеру проявления.
2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления
возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых
условий.
3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее
развития и реализации.
4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги,
развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
5. Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных
процессов.
Таким образом, работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не
который требует постоянного роста мастерства,
прекращающийся процесс,
педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось
творческой находкой и сильной стороной.
Теоретические основы одаренности.
Теоретические основы одаренности.
Теоретические основы одаренности.
Теоретические основы одаренности.
Теоретические основы одаренности.
Теоретические основы одаренности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.