Теоретические основы одаренности.

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад посвящен проблеме одаренности детей: рассмотрены вопросы классификации способностей, модели одаренности, характерные черты одаренных детей, критерии одаренности по различным основаниям, типы одаренных детей, выделяемых в педагогике, а также основные идеи и подходы к формированию и работе с одаренными детьми в разных сферах деятельности.Доклад содержит иллюстрации.
Иконка файла материала Одаренность.docx
Доклад на педагогическом совете педагога­психолога Ивановой Е. М. Теоретические основы одаренности. В душе каждого ребенка есть невидимые струны.   Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.  В.А. Сухомлинский В     современном   российском   обществе   возрастает   потребность   в   людях   неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Проблема   развития   и   воспитания   одарённых   детей   имеет   важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны. 1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», в котором названы меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи.  В   психологии   чаще   всего   встречается   следующая   классификация   уровней   развития   способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. гениальность талант одаренность ность способ Способность   можно   рассматривать   как   индивидуально­психологические особенности,   являющиеся   условиями   успешного   осуществления   определенного   рода деятельности.  Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой­либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии   у других. Следующим   уровнем   развития   способностей   является   одаренность.   Одаренностью называется   своеобразное   сочетание   способностей,   которое   обеспечивает   человеку возможность успешного выполнения какой­либо деятельности. Одаренность   определяет   только   возможность   достижения   успеха   в   той   или   иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. гениальностьталантодаренность способностьСледующий уровень развития способностей человека — талант. В   настоящее   время   под   талантом   понимают   высокий   уровень   развития   специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.), которые  развиваются в деятельности. Деятельность   талантливого   человека   отличается   принципиальной   новизной, оригинальностью подхода. Высший уровень развития способностей ­   гениальность. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.   Гениальных   людей   очень   мало.   Принято   считать,   что   за   всю   историю цивилизации   их   было   не   более   400   человек.   Высокий   уровень   одаренности,   который характеризует   гения,   неизбежно   связан   с   незаурядностью   в   различных   областях деятельности (яркий пример гениальности М. В. Ломоносов) Характерные черты одаренных детей Каких же детей сегодня принято называть одаренными? Согласно «Рабочей концепции детской одаренности», «одаренный ребенок­ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».  любопытство, любознательность, познавательная потребность оригинальность мышления сверх­ чувствительность к проблемам гибкость мышления продуктивность  мышления легкость  ассоциирования Характерные  черты  одаренных  детей  склонность к задачам дивергентного типа типа высокая концентрация внимания отличная память способность  к прогнозированию большой словарный запас способность  к  самооценке специфические интересы и  склонностиМодель  Дж.Рензулли. творческ ость одаре нность Согласно   теории   Дж.Рензулли,   одаренность   есть   сочетание   трех   основных характеристик:   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);  креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);    настойчивости   (мотивация,   ориентированная   на   задачу,   познавательная   и исследовательская активность).  Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.   Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: – вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; – степень сформированности; – форма проявлений; – широта проявлений в различных видах деятельности; – особенности возрастного развития.   Одаренность по виду деятельности. художестве эстетическа нно- познавательн ая практическ ая я вид деяте льност и коммуникатив ная духовно- ценностная одаренностьтворческость вид деятельностипрактическаяпознавательнаяхудожественно-эстетическаякоммуникативнаядуховно-ценностнаяВиды  одаренности: – в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; – в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости   от   предметного   содержания   деятельности   (одаренность   в   области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.); –   в   художественно­эстетической   деятельности   —   хореографическую,   сценическую, литературно­поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность; – в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность; – в духовно­ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и  служении людям.   степень сформированности • актуальная • потенциальная форма проявления • явная • скрытая широта проявлений • общая • специальная По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: – актуальную одаренность; – потенциальную одаренность. Актуальная   одаренность   —   это   психологическая     характеристика   ребенка   с   такими наличными   (уже   достигнутыми)   показателями   психического   развития,   которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет   лишь   определенный   потенциал   для   высоких   достижений   в   том   или   ином   виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их  функциональной недостаточности. По критерию «форма проявления» можно говорить о: – явной одаренности; – скрытой одаренности. Явная   одаренность   обнаруживает   себя   в   деятельности   ребенка   достаточно   ярко   и отчетливо (как бы «сама по себе») даже при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность существует замаскировано и не замечается окружающими. Эффект «гадкого утенка».  •актуальная•потенциальнаястепень сформированности •явная •скрытая форма проявления •общая•специальная широта проявленийНадо отметить, что одаренность имеет два принципиально разных основных типа: Общая   одаренность   проявляется   по   отношению   к   различным   видам   деятельности   и выступает как основа их продуктивности. Она определяет  уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей.   – усваивающая «учебная» (быстрота умственной деятельности) связана со способностью к обучению и описывается как интеллект. – творческая, определяемая как креативность. Исходя из этих типов одаренности   в большинстве случаев одаренные люди отчетливо разделяются на «специализации»: – «пожиратели знаний», – «создатели нового». В педагогике выделяется несколько категорий одаренных детей.  1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Учащиеся с высокими творческими способностями. 4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой   познавательной   активностью,   оригинальностью   мышления   и   особенностью психического склада. Педагоги также традиционно выделяют  три категории одаренных детей: первая – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; вторая – дети, достигшие успехов, в каких­либо областях деятельности; к третьей категории можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе – это академическая одаренность. В   школе   же   класс   условно   представляет   3   основных   интеллектуальных   поля деятельности:  – мощное, активное поле (сильные, одаренные учащиеся); – позитивное поле (средние); – нейтральное, инертное поле (слабые учащиеся). Хорошее   сочетание   этих   трех   полей   положительно   сказывается   на   развитии   всех,   но сочетание   это   достигается   в   результате   умения   учителя   проводить индивидуализированную   работу.   Но   для   одаренных   это   «трехполье»   является сдерживающим. На   сегодняшний   день     проблема   одаренности   представляет   собой   комплексную проблему,   в   которой   пересекаются   интересы   детей   и   взрослых,   образовательного учреждения и общества.обусловленные   разнообразием   видов   одаренности, При   работе   с   одаренными   детьми   возникают   педагогические   и   психологические трудности,   множеством противоречивых   теоретических   подходов   и   методов,   вариативностью   современного образования,   а   также   малым   количеством   специалистов,   подготовленных   к   работе   с одаренными детьми.  По   результатам   исследований   в   области   детской   одаренности   отмечается,   что нестандартно   мыслящие   дети,   обладающие   выдающимися   способностями,   чаще   всего испытывают трудности в межличностных коммуникациях, обладают повышенной нервной возбудимостью,   следствием   чего   являются психосоматические   заболевания.   Зачастую,       работая   с   одаренными   детьми,   педагоги сталкиваются   с   такими   психологическими   проблемами   этих   детей,   как   неприязнь   к школе,   игровые   интересы,   конформность,   несоответствие   между   физическим, интеллектуальным   и   социальным   развитием,   стремление   к   совершенствованию, потребность во внимание взрослых и т. д.   высоким   уровнем   тревожности, Основные  идеи работы с одаренными детьми в школе. 1.  Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления. 2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.   3.  Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации. 4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. 5.      Главным вектором  в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов. Таким образом, работа педагога с одаренными детьми ­ это сложный и никогда не   который   требует   постоянного   роста   мастерства, прекращающийся   процесс, педагогической   гибкости,   умения   отказаться   от   того,   что   еще   сегодня   казалось творческой находкой и сильной стороной.