Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"
Оценка 4.6

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Оценка 4.6
Лекции
docx
библиотека
Детсад
02.04.2017
Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"
Теоретический материал по теме "Применение здоровьесберегающих технологий". Включает краткую аннотацию, содержание, в которое входит: введение, классификация здоровьесберегающих технологий, виды здоровьесберегающих технологий, средства и принципы здоровьесберегающих технологий, компоненты программы здоровьесбережения, заключение. Список литературы. Предлагаются технологии сохранения и стимулирования здоровья ребёнка разных авторов.
Применение здоровьесберегающих технологий.docx
Применение здоровьесберегающих технологий. 1. Краткая аннотация 2. Содержание 2.1 Введение 2.2 Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном  образовании 2.3Виды здоровьесберегающих технологий 2.4Средства здоровьесберегающих технологий 2.5 Принципы здоровьесберегающих технологий 2.6Компоненты программы  здоровьесбережения 2.7Заключение. 3. Список использованных источников и литературы. "Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, Сделайте его крепким и здоровым " Ж.­Ж. Руссо 1. Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью  учащихся образовательных учреждений и воспитанников дошкольных  учреждений. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в  учебно­воспитательном процессе, при которых формируются бережное  отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие  социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.  В данной работе я постаралась раскрыть само понятие  «здоровьесберегающие технологии», их виды, средства, принципы,  компоненты программы здоровьесбережения. Я считаю, что эссе написано  доступным языком и может быть полезно, в первую очередь, педагогам  дошкольных образовательных учреждений.  Также много интересного для  себя могут почерпнуть учителя начальных классов, педагоги по физическому  воспитанию. 2. 2.1 Введение                                                                                                             Тема здоровья актуальна во все времена. Здоровье ­ это достояние всего  общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем  друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда  закладывается « фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно  постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и  нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье.  К  сожалению, здоровье детей с каждым годом катастрофически ухудшается. К  моменту поступления в школу у большинства учащихся  имеются те или иные  проблемы со здоровьем. И поэтому актуально значимым и востребованным  сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности  оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.  Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с  детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,  получили название «здоровьесберегающие технологии».                             «Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая  взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,  направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и  развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только  сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.                                                                                                              В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “  здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей  входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.  Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её  духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом  успешной жизни.                                                                                                       Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий,  гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь  здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и  народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность  темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.  Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что  здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на  50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью  необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех  болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для  здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться  психолого­педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать  так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях.  Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и  здоровьеукрепляющей.                                                                                             Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня  здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни  человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику  самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения, оказание элементарной медицинской,  психологической самопомощи.                                                                                    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе  здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в  деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.  2. Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном  образовании:  Медико­профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и  приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала  детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с  использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья  дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;  организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,  физического развития дошкольников, закаливания; организация  профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и  помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация  здоровьесберегающей среды).  Физкультурно­оздоровительные технологии, направленные на физическое  развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств,  двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,  закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика  плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные  процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки  к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация  этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм  оздоровительной работы.  Технологии обеспечения социально­психологического благополучия ребёнка,  обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная  задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и  позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со  сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально­ эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий  занимается психолог посредством специально организованных встреч с  детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести  технологии психологического и психолого­педагогического сопровождения  развития ребёнка в педагогическом процессе.  Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов  дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья  педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,  развитие потребности к здоровому образу жизни. 3.     Виды здоровьесберегающих технологий В настоящее время в  дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:   технологии сохранения и стимулирования здоровья; коррекционные технологии. В своей работе предлагаю подробнее остановиться на   технологиях   сохранения и стимулирования здоровья ребенка. Название  технологии  Подвижные и спортивные игры Дыхательная гимнастика Определение Автор Это   игры   с   правилами,   где используются   естественные движения,   и   достижение цели   не   требует   высоких физических   и   психических напряжений. Спортивные   игры   –   игры, которыми проводятся   соревнования.     Специальные   упражнения, очистить  позволяющие слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную   мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.     В.С.   Кузнецов,   Г.А. Колодницкий «Развивающие   игры для детей дошкольного возраста», «Физические упражнения   подвижные игры» и И.М. Воротилкина «Физкультурно– оздоровительная работа   в   дошкольном образовательном учреждении; Профилактика плоскостопия Профилактика осанки   Упражнения на формирование   мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки,   путь   к   здоровому образу жизни     Применение и использование общеразвивающих упражнений   укрепляющих  мышцы   и   исправляющих форму   стопы   ребенка,  формирование и закрепление навыка правильной ходьбы     Гимнастика для глаз Упражнения   для   снятия глазного напряжения Ритмопластика Релаксация физических Система     выполняемых упражнений, под   музыку,   способствует развитию   у   детей   мышечной свободы,   выразительности, грациозности, красоты,   движений, ритмичности   музыкальности,   чувство ритма и пластику   расслабляющих Система упражнений,   выполняемых под   музыку,   способствует развитию   у   детей   мышечной свободы   направленная   на восстановление между   Л.Г., Горькова   Обухова  Л.А., «Занятия   физической культурой в ДОУ»; В.С.   Кузнецов,   Г.А. Колодницкий «Физические упражнения   подвижные игры»; и И.М. Воротилкина «Физкультурно– оздоровительная работа   в   дошкольном образовательном учреждении; Горькова   Обухова  Л.А «Занятия   физической культурой в ДОУ»; Л.Г., Л.Г., Горькова   Обухова  Л.А «Занятия   физической культурой в ДОУ»;  А.Н. Фомина «Сюжетно   –   ролевая ритмическая гимнастика»; Горькова   Обухова  Л.А «Занятия   физической культурой в ДОУ»; Л.Г., Л.Г., Горькова   Обухова  Л.А «Занятия   физической культурой в ДОУ»; процессами равновесия возбуждения и   торможения, снижение   двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).   Пальчиковая гимнастика Тренировка   тонких движений пальцев кисти рук. Массаж (самомассаж)   Массаж, выполняемый собственноручно   на   своем теле (рук, ног и пр.) Точечный массаж Точечный   массаж   –   это механическое   воздействие пальцами   рук   на   строго  определенные участки  тела. Е. Черенкова «Развивающие   игры   с пальчиками»; Т.А.   Воробьева.,   О.И. Крупенчук «Игры   с   мячом   для развития мелкой ручной   и   общей моторики»;   Л.Г., Горькова   Обухова  Л.А «Занятия   физической культурой в ДОУ»; М.Ю. Картушина «Растем здоровыми»  Л.Г., Горькова   Обухова  Л.А «Занятия   физической культурой в ДОУ»; К.К.Утробина «Занимательная физкультура   дошкольников»  для  4.     Средства здоровьесберегающих технологий Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий  обучения применяются следующие группы средств: 1. средства двигательной направленности; 2. оздоровительные силы природы; 3. гигиенические факторы. Комплексное   применение   этих   средств   позволяет   решить   задачи   педагогики оздоровления. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные   разрядки   и   минутки   «покоя»   гимнастика   (оздоровительная, пальчиковая,   корригирующая,   дыхательная,   для   профилактики   простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная   двигательная   активность   ребенка   (занятия   оздоровительной физкультурой,   своевременное   развитие   основ   двигательных   навыков);   массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др. Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение   целей   здоровьесберегающих   образовательных   технологий   обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д. гигиеническим   средствам достижения   целей   здоровьесберегающих К   образовательных   технологий   обучения,   содействующим   укреплению   здоровья   и стимулирующим   развитие   адаптивных   свойств   организма,   относятся:   выполнение санитарно­гигиенических   требований,   регламентированных   СанПиНами;   личная   и общественная   гигиена   (чистота   тела,   чистота   мест   занятий,   воздуха   и   т.д.); проветривание   и   влажная   уборка   помещений;   соблюдение   общего   режима двигательной   активности,   режима   питания   и   сна;   привитие   детям   элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение   детей   элементарным   приемам   здорового   образа   жизни   (ЗОЖ), организация   порядка   проведения   прививок   с   целью   предупреждения   инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. 5.Принципы здоровьесберегающих технологий:  “Не навреди!”  Принцип сознательности и активности.  Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.  Принцип всестороннего и гармонического развития личности.  Принцип доступности и индивидуальности.  Принцип систематичности и последовательности.  Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.  Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий,  адекватности. 6. Компоненты программы  здоровьесбережения:  Рациональное питание.  Оптимальная двигательная активность.  Соблюдение режима дня.  Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только  наличие системности. Заключение. Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить  задачу по оздоровлению дошкольников и укреплению их организма.  Каждый  педагог, работающий в дошкольном учреждении должен  достичь цели  здоровьесберегающих технологий: обеспечить выпускнику детского сада высокий  уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений,  навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него  культуру здоровья. В настоящее время здоровый образ жизни не занимает пока  первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Я думаю, если мы  научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем  личным  примером  демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться,  что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно,  интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что  использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном  процессе позволяет воспитанникам более успешно адаптироваться в  образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие  способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального  поведения.                                                                                                                    Каждый педагог дошкольного учреждения вправе выбирать какие здоровьесберегающие технологии ему применять на практике. Но воплощение в  жизнь любой  технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося  работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром уровень  развития ребенка и его физическое развитие. Будущее наших детей  в наших руках,  поэтому их нельзя опускать.  И закончить своё эссе я бы хотела словами Чарльза  Диккенса «Человек не может  по­ настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться  другим». Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без  творческих порывов. 3. Список использованных источников и литературы 1.     Т.В.Ахутина, " Здоровьесберегающие  технологии обучения:    индивидуально­ориентированный подход". Школа здоровья. 2000 г. ­№2. 2.     Л.П. Банникова, "Программа оздоровления детей в ДОУ ". 2007г. 3.     Э.Н. Вайнер, "Формирование здоровьесберегающей среды в системе  общего образования" // Валеология. М.­2004. ­№ 1. 4.     Е.П. Митина,"Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра" \\         «Начальная школа» М.: ­ 2006г.  № 6. 5.     Л.Д. Назаренко, "Оздоровительные основы физических  упражнений".         – М:,2002г. 6.     В.И. Ткачева, "Играем каждый день" //Методические рекомендации. ­ Мн.: НИО, 2001г. 7.     Л. Волошина, "Организация здоровьесберегающего пространства".      //Дошкольное воспитание.­2004г. ­ № 1. 8.    С.А.Терновская, Л.А. Теплякова, "Создание здоровье сберегающей  образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении".//  Методист. – 2005г. ­ № 4. 9. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева, "Новые здоровьесберегающие  технологии в образовании и воспитании детей". // Развитие личности. ­ № 2.

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"

Теоретический материал по теме "Применение здоровье сберегающих технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017