Теоретическое сообщение с презентацией
«Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы
с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста»
Вопросы физкультурно-оздоровительной работы в организации дошкольного образования на сегодня являются актуальными. Во всех дошкольных учреждениях проводится работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.
Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в раннем и младшем дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и всестороннее гармоничное развитие личности.
К сожалению, не все родители в наше время имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места, необходимое оборудование для полноценного физического развития. Чаще всего выполнение этих задач ложится на организацию дошкольного образования.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, а также младшего дошкольного возраста имеет свои особенности.
Работа в группах раннего и младшего дошкольного возраста должна начинаться с создания среды, в которой дети смогли бы реализовать свои потребности в движении, побуждающему их к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, уровня его подготовленности.
В физкультурно-оздоровительной работе с данной возрастной категории в качестве приоритетных можно выделить несколько задач:
¾ Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности, развитие физических качеств;
¾ Гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
¾ Совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств (овладение основными движениями);
¾ Развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
¾ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
¾ Воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, физической культурой.
Эти задачи решаются в тесном сотрудничестве с воспитателем-методистом по физической культуре, а также психологом и медицинским работником. Но их качественное выполнение в полном объеме все равно представляется невозможным без постановки и исполнения ряда условий:
¾ Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
¾ Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
¾ Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
¾ Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;
¾ Выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту;
¾ Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период раннего и младшего дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия – игровые или сюжетные.
В процессе игровой активности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям раннего и младшего дошкольного возрастов выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
Кроме того, в физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего и младшего дошкольного возрастов в организации дошкольного образования предпочтение отдается систематическому использованию разнообразных традиционных и нетрадиционных форм работы.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания детей на этапе раннего детства. Кроме непосредственного проведения, эти виды гимнастики – их элементы – включаются в утреннюю гимнастику и физкультминутки.
С помощью самых простых дыхательных упражнений повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких.
Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развывшиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.
В младшем дошкольном возрасте дыхательные упражнения выполняются ежедневно в медленном и среднем темпе с небольшим (4 – 5 раз) количеством повторений два раза в день утром и вечером.
Для упражнений дыхательной гимнастикой можно использовать следующие пособия:
¾ вертушки;
¾ бутылочки с серпантином;
¾ шарики и трубочки;
¾ летающие снежинки, бабочки, листики, цветы, птички (на трубочке, на картоне);
¾ кораблики на воде;
¾ платочки и другое.
Целесообразным является использование:
¾ игровых упражнений в стихах;
¾ звуковых упражнений;
¾ мыльных пузырей.
Пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возрастов как нигде необходимо соблюдение основного принципа дидактики: от простого – к сложному. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста.
Каждая игра проводится в течение нескольких минут, два – три раза в день. Начиная с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
Также повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы в данном возрасте способствует постепенное добавление к пальчиковой гимнастике упражнений для развития мелкой моторики рук:
¾ Игры с палочками, восьмигранными карандашами;
¾ Рисование по крупе, песку;
¾ Катание грецких орехов, камней в ладошках;
¾ Игры с использованием прищепок;
¾ Игры с использованием губки, пипетки;
¾ Игры с использованием сухого бассейна (пробки, крупа, мелкие предметы);
¾ Мячи с пуговками;
¾ Мячи массажные.
Релаксация.
Современный ритм жизни, стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия. Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться. При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации.
С взрослыми все ясно. А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр?
Упражнения для релаксации детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человеку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.
Использование массажных дорожек.
Хождение по «дорожке здоровья» (со следами), направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия и рефлексотерапия.
Для оздоровительного процесса используются:
¾ подушечки с твердым наполнителем;
¾ дорожки с мягкими следами;
¾ массажные дорожки «еж»;
¾ дорожки из пленки с пузырьками;
¾ дорожки «гусеница»;
¾ палочки для ног;
¾ «дорожки хорошего настроения».
Психологическая гимнастика.
Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка, для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ и войти в него.
Гимнастика для глаз.
Помогает снять напряжение глазных мышц при длительной нагрузке на глаза. Большинство детей в семье проводят время у компьютера или телевизора, при этом, очень сильно снижается зрение. Поэтому очень важно проводить беседы с родителями о смене видов детской деятельности и о мероприятиях, направленных на сохранение здоровой зрительной системы и рекомендовать им проводить с детьми гимнастику для глаз.
В раннем и младшем дошкольном возрастах комплекс гимнастики для глаз рекомендуется применять в стихотворной форме, что позволяет проводить упражнения в более комфортной для малышей обстановке.
Во взаимодействии с родителями по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:
¾ объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;
¾ информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения);
¾ рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша;
¾ помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
¾ ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья;
¾ знакомить и привлекать родителей к участию в оздоровительных и спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду;
¾ разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «Уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка, начиная с раннего возраста;
¾ ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку), стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря.
Таким образом, эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, начиная с раннего и младшего дошкольного возрастов, будет способствовать достижению результатов:
¾ Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья, а отсюда и сформированность осознанной потребности в ведении ЗОЖ;
¾ Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
¾ Овладение навыками оздоровления;
¾ Снижение уровня заболеваемости;
¾ Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду;
¾ Повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
¾ Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.