Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота
Оценка 4.9

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
физическая культура
4 кл
27.03.2018
Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
sovremennye_metody_i_sredstva_razvitiya_bystroty.docx
Современные методы и средства у легкоатлетов группы начальной развития быстроты подготовки        Содержание Введение Глава 1. Теоретико­методические основы развития физического качества быстрота       1.1 Понятие быстрота и формы ее проявления       1.2 Основные средства и методы развития быстроты у легкоатлетов       1.3 Возрастные особенности развития физического качества быстрота       1.4 Физиологические основы развития быстроты у легкоатлетов       1.5 Упражнения для развития быстроты Выводы Введение Актуальность. В наше время вид спорта легкая атлетика используется как оздоровительная, повседневная и спортивная деятельность или хобби. Молодое поколение все чаще выбирает этот вид спорта как один из наиболее приближенных к жизни эффективный и интересный. Среди них не только юноши, но и девушки. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика развивает   характер   человека,   силу   воли,   упрямство,   умение   уважать   противника,   а   эти качества очень важны не только на спортивной арене, но и в жизни. Легкая   атлетика,   как   и   другие   виды   спорта,   совершенствуется,   уровень   подготовки спортсменов с каждым годом все выше, результат и подготовка спортсменов растет. Вместе  с этим  растет   профессионализм   тренеров  (ведь   хороший  тренер   должен   быть в курсе всех изменений, происходящих в его виде спорта), появляются все новые методики ведения тренировок. Подготовка   легкоатлета   на   сегодняшний   момент   это   многогранный   и   сложный педагогический   процесс,   состоящий   из   трех   взаимосвязанных   компонентов:   обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений,   двигательных   навыков   и   качеств,   необходимых   для   овладения   техникой легкоатлетических   упражнений   и   достижения,   предусмотренных   планом   и   программой результатов. В любом виде спорта быстрота является определяющим фактором. В легкой атлетике без развития   этого   качества   невозможно   добиться   высоких   результатов   на   спринтерских дистанциях.   Кроме   этого   скорость   двигательной   реакции,   как   качество,   связанное   с быстротой имеет немаловажное значение для достижения высоких результатов во многих соревнованиях и конкурсах военно­прикладной направленности. Таким образом, в современных условиях резко обострилась актуальность и необходимость решения проблемы связанной с развитием физического качества быстрота у легкоатлетов группы начальной подготовки. Цель исследования: повышение уровня быстроты у юных легкоатлетов группы начальной подготовки. Объект исследования: тренировочный процесс легкоатлетов группы начальной подготовки. Предмет   исследования:   методика   развития   быстроты   у   легкоатлетов   группы   начальной подготовки. Гипотеза исследования: предполагается, что рационально подобранные методы и средства развития быстроты у легкоатлетов группы начальной подготовки эффективно отразятся на результативности соревновательной деятельности спортсменов данного направления. Задачи исследования: 1.Проанализировать содержание научно­методической литературы по развитию быстроты у легкоатлетов группы начальной подготовки. 2.Разработать   методику   тренировочного   процесса   для   легкоатлетов   группы   начальной подготовки на основе применения современных средств и методов развития быстроты. 3.Экспериментально   проверить   и   обосновать   эффективность   разработанной   методики тренировочного процесса. Глава 1. Теоретико­методические основы развития физического качества быстрота 1.1 Понятие быстрота и формы ее проявления Быстрота как двигательное качество ­ это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов.   Одни   высказывают   мысль,   что   физиологической   основой   быстроты   является лабильность нервно­мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты   играет   подвижность   нервных   процессов.   Многочисленными   исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. Основные   формы   проявления   быстроты   человека   ­   время   двигательной   реакции,   время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной   частотой,   время   выполнения   целостного   двигательного   акта.   Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных  качеств») ­ быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение   имеет   скорость   целостных   двигательных   актов   (бег,   плавание   и   др.),   а   не элементарные   формы   проявления   быстроты,   хотя   скорость   целостного   движения   лишь косвенно характеризует быстроту человека. Быстрота   ­   это   качество,   которое   весьма   многообразно   и   специфично   проявляется   в различных   физических   действиях   человека.   Возьмем   такой   пример.   Человек   ведет автомобиль,   и   перед   ним   неожиданно   возникает   препятствие,   требующее   немедленной остановки.   В   этой   ситуации   быстрота   водителя   проявляется   в   двух   формах.   Первая   ­ быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек   увидел   препятствие,   до   начала   движения   ногой   к   педали   тормоза.   Вторая   ­ быстрота   движения,   то   есть   скорость,   с   которой   правая   стопа   переместится   с   педали акселератора   на   педаль   тормоза   и   нажмет   ее.   Между   этими   формами   нет   тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. Установлено,   что   время   реакции   не   связано   с   быстротой   одиночного   движения   и   с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот.  Это объясняется  тем,  что психофизиологические механизмы   проявление   указанных   скоростных   характеристик   существенно   различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакции), но хуже сохранять скорость на   дистанции.   Вообще   скорость   бега   лишь   относительно   связана   с   перечисленными характеристиками   движений.   Она   во   многом   определяется   длиной   шага,   зависящей   от длины   ног,   от   силы   отталкивания,   то   есть   факторов,   не   относящихся   к   скоростным характеристикам движений. Поэтому нельзя, например, по времени реакции судить о том, как школьник будет бегать спринтерские дистанции. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос. Поэтому следует   говорить   не   о   развитии   качества   быстроты   вообще,   а   о   развитии   конкретных скоростных особенностей движений человека. Частота движений характеризует циклические движения. Максимальная частота движения рук выше ног; частота дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных. Измерение частоты движений производится, как правило, за короткие интервалы времени. Например, у спринтеров частоту движений в беге на 100 м характеризуют средней частотой шагов за 1с; измерение максимальной частоты движений конечностей (чаще всего кисти) проводят за отрезок времени в 5­10 с. Нередко в последнем случае максимальная частота движений пересчитывается на 1 мин, однако, получаемые величины превышают реальные возможности человека, так как выдержать максимальный темп в течение минуты человек не может. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию   скоростного   барьера.   Подвижные   игры   в   младшем   школьном   возрасте   и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных   перемещений   и   локальных   движений.   Это   упражнения   с   короткой   и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п. В   среднем   школьном   возрасте   все   большее   место   должны   занимать   скоростно­силовые упражнения:   прыжки,   многоскоки,   впрыгивания   и   выпрыгивания   в   темпе,   переменные ускорения   в  беге,   метаниях.   Следует  также   включать   повторное   преодоление   коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно­ силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использоваться   и   спортивные   игры,   эстафеты.   Дистанция   бега   для   развития   скорости увеличивается до 80­100 м. Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени). Быстрота двигательной реакции, то есть быстрота ответа человека движением на какой­ либо сигнал (световой, звуковой, тактильный), представляет собой сенсомоторную реакцию. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция это ответ заранее определенным движением   на   ожидаемый   сигнал   (например,   принятие   старта   при   выстреле   стартера). Сложные   реакции   разделяются   на   реакции   выбора   и   реакции   на   движущийся   объект. Реакции выбора ­ это ответ определенным движением  на один из нескольких  сигналов, который   заранее   обусловлен   (например,   реагировать   на   красный   и   не   реагировать   на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх и спортивных единоборствах (например, выход игроков на пас мяча партнера). Время сложных реакций значительно   длиннее   времени   простой   реакции   за   счет   центральной   задержки, дифференцировки сигналов. Простые реакции обладают свойством переноса; если человек быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции,   наоборот,   отличаются   специфичностью.   Если   человек   относительно   быстро реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не означает, что он будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов. Измеряют быстроту двигательной реакции в секундах и миллисекундах. Быстрота   движения   в   первую   очередь   определяется   соответствующей   нервной деятельностью,   вызывающей   напряжение   и   расслабление   мышц,   направляющей   и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена. Встречаются   утверждения,   что   быстрота   ­   качество   врожденное,   что   нельзя,   например, стать   бегуном   на   короткие   дистанции,   если   нет   соответствующих   природных   данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере. Быстрота необходима в той или иной степени во всех видах легкой атлетики. Это качество тесно   связано   с   техникой   выполнения   упражнений,   силой   мышц,   способностью   к расслаблению,   гибкостью,   а   также   хорошей   координацией   движений.   Именно   за   счет совершенствования   этих   качеств   развивается   быстрота.   Однако   спортсмены   при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются различных результатов. Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врожденное. Это следует учитывать при выборе специализации юного спортсмена. Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на коротких   отрезках   с   максимальными   усилиями,   упражнения   на   ускорение   двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых или звуковых лидеров, а также некоторые спортивные игры. В метаниях, кроме того, применяются облегченные снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрывных усилий. Когда   наступает   стабилизация   в   уровне   развитии   быстроты,   спортсмены   не   только используют специальные упражнения в облегченных условиях, но и вновь обращаются к средствам, повышающим уровень общей физической подготовки. Ее проводят на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно­силового характера выполняют в большем количестве   и   с   большей   интенсивностью.   После   такой   подготовки   спортсмен   вновь переходит   к   специальной   подготовке,   имея   улучшенную   базу.   Это   позволяет   ему преодолеть так называемый скоростной барьер и улучшить результаты в избранном виде легкой атлетики. 1.2 Основные средства и методы развития быстроты у легкоатлетов При развитии быстроты выделяют пять основных методов: 1.   Повторный   метод   ­   метод,   который   сводится   к   выполнению   упражнений   с околопредельной   или   максимальной   скоростью.   Следует   выполнять   задания   в   ответ   на сигнал   (преимущественно   зрительный)   и   на   быстроту   отдельных   движений. Продолжительность   выполнения   задания   такая,   в   течение   которой   поддерживается максимальная быстрота (обычно 5­10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. ­ 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена). 2. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п. 3.   Метод   круговой   тренировки.   Подбирают   упражнения,   при   выполнении   которых участвуют основные группы мышц и суставы. 4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах. 5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования. Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком­либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать   в   большом   объеме   однотипное   повторение   этого   упражнения.   Поэтому   столь важно,   чтобы   спортсмены   применяли   скоростные   упражнения   возможно   чаще   в   форме состязания. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные   игры,   предельно   быстро   выполняемые   акробатические   упражнения   и разнообразные специальные подготовительные упражнения. Средствами   развития   быстроты   являются   упражнения,   выполняемые   с  предельной   либо околопредельной   скоростью   (т.е.   скоростные   упражнения).   Их   можно   разделить   на   три основные группы: 1)   Упражнения,   направленно   воздействующие   на   отдельные   компоненты   скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча). 2) Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты быстроты. .3) Упражнения сопряженного воздействия: а)   на   скоростные   и   все   другие   способности   (скоростные   и   силовые,   скоростные   и координационные, скоростные и выносливость); б)   на   скоростные   способности   и   совершенствование   двигательных   действий   (в   беге, плавании, спортивных играх и др.). В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения,   что   и   для   развития   взрывной   силы,   но   без   отягощения   или   с   таким отягощением, которое не снижает скорости движения. Кроме этого используются такие упражнения,   которые   выполняют   с  неполным   размахом,   с  максимальной   скоростью   и  с резкой остановкой движений, а также старты и спурты. Для   развития   частоты   движений   применяются:   циклические   упражнения   в   условиях, способствующих   повышению   темпа   движений;   быстрые   движения   руками   и   ногами, выполняемые   в   высоком   темпе   за   счет   сокращения   размаха,   а   затем   постепенного   его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Частоту движений, а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью. В начале спортивной тренировки не следует увлекаться использованием узко направленных упражнений. Этим методом можно улучшить результат в беге на 1­1,5 с. С самого начала следует добываться роста   скорости   за   счет   общефизической   подготовки   и   лишь   потом   переходить   к ограничению   средств   развития   скорости.   Если   не   придерживаться   этого   правила,   то   у занимающегося быстро образуется своего рода скоростной барьер (стабилизация скорости), который преодолевается с большим трудом. Для   развития   частоты   и   быстроты   движений   применяют   повторный,   повторно­ прогрессирующий и переменный  методы упражнения. При этих методах дистанция бега подбирается   такой   длины,   чтобы   в   конце   ее   скорость   не   снижалась   и   при   повторных попытках. В   связи   с   тем,   что   работа   с   максимальной   интенсивностью   протекает   в   анаэробных условиях, интервалы отдыха между попытками следует устанавливать достаточными для погашения кислородного долга. Их можно заполнить легким бегом, спокойной ходьбой и т.п. Значительные интервалы отдыха (например, после пробега 100 м для восстановления требуется   около   8   мин)   приводят   к   снижению   плотности   занятий,   поэтому   развивать быстроту движений у школьников на уроках целесообразно другими методами, игровым и соревновательным, при которых эмоциональное возбуждение выше и поэтому создаются лучшие условия для проявления скоростных возможностей. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения,   которые   используются   для   развития   скорости   отдельных   движений,   в   том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером. Обычно   не   прибегает   к   специальным   упражнениям   для   развития   быстроты   реакций. Простая   реакция   хорошо   развивается   в   ходе   выполнения   различных   скоростных упражнений.   Однако   в   обратном   направлении   переносе   наблюдается,   то   есть,   развивая быстроту реакций, нельзя увеличивать быстроту движений. Особенно ценны для развития быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых ведущее место принадлежит баскетболу. Основной   метод   развития   быстроты   реакции   ­   повторное   возможно   более   быстрое реагирование на появляющийся сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений, также   дает   хорошие   результаты,   Применяют   и   сенсомоторный   метод,   при   котором увеличение способности различать временные интервалы приводит к повышению скорости реагирования на сигналы, На   уроках   физического   воспитания   в   школе   время   реакции   развивают   с   помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу учителя). Хорошим средством развития быстроты реагирования является спортивные игры. Игра отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях. Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду. Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна   и   ситуации,   которые   могут   потребовать   от   нас   быстроты,   практически непредсказуемы,   тренировать   быстроту   отдельных   движений   с   помощью   простых упражнений нецелесообразно ­ слишком много их для этого понадобится. Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные   прыжки   на   носках,   а   также   выпрыгивание   вверх   из   положения   приседа   и полуприседа.   Данные   упражнения   можно   выполнять   как   в   утренней   зарядке,   так   и   в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия. Не   следует   выполнять   упражнения,   способствующие   развитию   быстроты,   в   состоянии утомления,   так   как   при   этом   резко   нарушается   координация   движений   и   теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном   тренировочном   занятии   небольшое.   Для   мышц   рук   выполняются   всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков ­ желательно одной и другой рукой. В домашних   условиях   можно   использовать   такой   прием:   несколько   первых   отжиманий   в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения ­ с повышенной опорой руками. Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются. Например, для развития  быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции   вначале   следует   выполнять   движения   только   руками,   расположенными   на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте. Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале.   Для   улучшения   быстроты   реагирования   целесообразно   предварительно   слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала. В   движениях,   координационно­сходных,   дело   обстоит   по­другому.   Так,   например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения   для   развития   качества   быстроты,   максимально   приближенные   к   элементам избранного вида спорта. Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой   или   скоростью   перемещения,   которая   близка   к   установившемуся   пределу   в данное   время,   и   еще   быстрее   в   облегченных   условиях,   а   также   возможно   быстрее   в затрудненных условиях. Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных   и   спортивных   игр,   метание   облегченных   снарядов,   отдельные   детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно. 1.3 Возрастные особенности развития физического качества быстрота Изучению   возрастных   особенностей   развития   двигательных   способностей   в   детском   и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований. Двигательная   функция   относится   к   числу   сложных   физиологических   явлений, обеспечивающих   противодействие   организма   человека   условиям   внешней   среды   и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом   возрасте   и   к   13­14   годам   в   основном   завершается   морфологическое   и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Формирование   двигательной   функции   у   детей   определяется   созреванием   опорно­ двигательного   аппарата   и   степенью   зрелости   высших   центров   регуляции   движения.   В период   между   7­11   годами   координация   произвольных   движений   у   детей   значительно улучшается.   Движения   становятся   разнообразнее   и   точнее,   приобретают   плавность   и гармоничность.   Дети   этого   возраста   овладевают   умением   дозировать   свои   усилия, подчинять   движения   определенному   ритму,   вовремя   затормаживать   их.   Повышение регулирующей   роли   коры   головного   мозга   создает   благоприятные   предпосылки   для целенаправленного воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств. Физическими   (двигательными)   качествами   принято   называть   отдельные   качественные стороны   двигательных   возможностей   человека.   По   мнению   многих   специалистов, структурные   основы   развития   физических   качеств,   связаны   с   прогрессивными морфологическими   и   биохимическими   изменениями   в   опорно­двигательном   аппарате,   в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций. Физические   качества   испытывают   в   своем   развитии   различное   влияние   генетических факторов.   Сильному   контролю   со   стороны   генотипа   подвержены:   быстрота   движений, мышечная сила и, особенно, выносливость. Ряд   исследований   свидетельствует,   что   детский   возраст   является   важным   этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки. Систематические   занятия   оказывают   мощное   воздействие   на   развитие   двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне. Показатели  развития  двигательной  функции занимающихся   спортом  11­14  летних детей могут   изменяться   в   зависимости   от   использования   различных   средств   физического воспитания. По   данным   В.П.   Филина   наиболее   интенсивно   физические   качества   развиваются   в возрастной период 10­13 лет. В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста, к которым относятся: гетерохронное развитие различных физических качеств; величина годовых приростов у мальчиков и девочек неодинакова в различные возрастные периоды; у   большинства   детей   младшего   и   среднего   школьного   возраста   показатели   физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости. В   этой   связи   тренировка   одними   и   теми   же   методами   при   одинаковой   по   объему   и интенсивности   физической   нагрузке   не   позволяет   сопоставить   данные   детей   различного возраста, пола, физического развития, т.к. дает различный педагогический эффект более высокий   в   период   естественного   повышения   (в   так   называемые   сенситивные   периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом. В   младшем   школьном   возрасте   имеются   благоприятные   предпосылки   для   развития быстроты   движений.   Соответствие   кратковременных   скоростных   нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной   системы,   регулирующей   деятельность   двигательного   аппарата,   большой подвижностью   основных   нервных   процессов   и   высокой   интенсивностью   обмена, свойственных детскому организму. Возрастные   особенности   существенно   ограничивают   возможности   развития   быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11­12 лет у девочек и 12­13 лет у мальчиков. В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных   перемещений   и   локальных   движений.   Это   упражнения   с   короткой   и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. В   среднем   школьном   возрасте   все   большее   место   должны   занимать   скоростно­силовые упражнения:   прыжки,   многоскоки,   спрыгивания   и   выпрыгивания   в   темпе,   переменные ускорения   в   беге,   метания.   Следует   также   включать   повторное   преодоление   коротких дистанций   (от   30   до   60   м)   с   максимальной   скоростью.   В   старшем   школьном   возрасте применяется   комплекс   собственно   скоростных,   скоростно­силовых   упражнений   и упражнений   для   развития   скоростной   выносливости.   Продолжают   использоваться   и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80­ 100 м. Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых движениях сопряжено со значительными   мышечными   усилиями.   Поэтому   в   спортивной   практике   быстрота появляется в специфических формах скоростно­силовых качеств. Дети 10­11 лет хорошо переносят кратковременные скоростно­силовые нагрузки. К 10 годам у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого прироста в возрасте 8­11 лет составляет 8­9 %, а наибольшие его величины отмечаются в 13­14 лет. У младших школьников, в отличие от 13­14 летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега. Для   развития   скоростно­силовых   качеств,   предпочтение   отдается   динамическим упражнениям взрывного характера. Как отмечает Н.А. Фомин с соавторами, в возрасте 12­ 14   лет   за   счет   развития   скоростно­силовых   качеств   растет   скорость   выполнения упражнения. В   возрасте   9­10   лет   наблюдаются   высокие   темпы   развития   ловкости,   что   обусловлено высокой   пластичностью   центральной   нервной   системы,   совершенствованием пространственно­временных   характеристик   движения   и   пространственной   точности движений. Пространственно­временные   показатели   ловкости   интенсивно   нарастают   в   младшем школьном возрасте, и к 13­14 годам ловкость подростков практически приближается  к уровню взрослого. Развитие   ловкости   происходит   в   процессе   обучения   человека.   Для   этого   необходимо постоянное   овладение   новыми   упражнениями.   Для   развития   ловкости   могут   быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны. У   младших   школьников   имеются   все   предпосылки   для   развития   гибкости. Морфологические   особенности   опорно­двигательного   аппарата,   высокая   эластичность связок   и   мышц,   большая   подвижность   позвоночного   столба   способствуют   повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11­13 лет, у мальчиков 13­15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Благоприятные   морфологические   и   функциональные   предпосылки   для   развития   силы создаются к 8­10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличением толщины   мышечных   волокон,   нарастанием   в   них   запасов   углеводов,   белков,   богатых энергией   соединений,   интенсивности   биохимических   реакций,   происходящих   в   мышце, улучшением нервной регуляции. Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте 8­11 лет сила нарастает интенсивно, в 11­13  лет  происходит   замедление   темпов   прироста   силы,   в  связи  с  периодом   полового созревания. С 14­15 лет опять наблюдается значительный прирост силы, и к 18­20 летнему возрасту сила достигает максимальных значений. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7­10 лет быстрым развитием утомления. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов   увеличивается   под   воздействием   двух   факторов:   естественно­возрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации. В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует   форсировать   развитие   собственно   силовых   способностей.   Упражнения   должны иметь   скоростно­силовую   направленность,   с   ограничением   статических   компонентов. Однако   полностью   исключать   последние   не   следует,   так   как,   например,   упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки. С возрастом использование этих упражнений расширяется. При этом необходим обязательный контроль за дыханием, ибо длительная задержка дыхания (натуживание) оказывает вредное влияние (особенно на девочек) и иногда приводит к потере сознания. Типичными средствами развития силы являются: в 7­9 лет ­ общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10­11 лет ­ общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14­15 лет ­ упражнения с набивными мячами, гантелями   небольшого   веса,   силовые   игры   типа   «перетягивание   каната»,   подтягивания, стойки и т. п. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60­70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа. Позже   других   физических   качеств   развивается   выносливость,   характеризующаяся   тем временем,   в   течение   которого   сохраняется   достаточный   уровень   работоспособности организма. С возрастом выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно.   В   возрасте   от   8­11   лет   небольшой   выносливостью   характеризуются разгибатели туловища, а высокой ­ сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11­14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13­14 лет у подростков обоего   пола   наблюдается   некоторое   снижение   статической   выносливости   сгибателей   и разгибателей предплечья и разгибателей туловища. Школьники до 15­16­летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое   время   вследствие   малой   устойчивости   нервной   системы   к   сильным раздражителям. В последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения способности к волевым усилиям. У   младших   школьников   целесообразно   развивать   выносливость,   прежде   всего   к   работе умеренной   и   переменной   интенсивности,   не   предъявляющей   больших   требований   к анаэробно­гликолитическим возможностям организма. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно   точно   дозировать   нагрузку.   На   уроках   физического   воспитания   применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12­ 13­летних   ­   темповый   бег   на   200­400   м   в   чередовании   с   ходьбой;   медленный   бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3­3,5 км для мальчиков и на 2­3 км для девочек; для 14­15­летних ­ темповый бег на 400­ 500 м для мальчиков и на 200­300 м для девочек; лыжные гонки на скорость до 203 км; для 16­17­летних ­ кроссовый бег; гонки на лыжах на 3­4 км; переменный и повторный бег. С возрастом удлиняется также возможная продолжительность работы при напряженных упражнениях с отягощением (подъем груза равен половине максимального). У детей 11­12 лет величина работы составляет 66,5 кг/м, что в 3,5 раза меньше данных взрослых. Наиболее   эффективной   при   развитии   двигательных   качеств   является   комплексная тренировка, т. е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств общефизической подготовки (ОФП). В   частности,   установлено,   что   под   влиянием   тренировки   с   использованием легкоатлетических   упражнений   наибольшие   сдвиги   в   развитии   быстроты   достигаются школьниками в возрасте 10­12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий   спортом   значительное   место   должны   занимать   упражнения   скоростно­силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего   времени   занятий)   оказывает   положительное   воздействие   на   физическую подготовленность и рост спортивных результатов [23]. В   занятиях   с   детьми   9­11   лет   предлагается   осуществлять   разностороннюю   физическую подготовку   детей,   используя   средства   легкой   атлетики,   акробатики,   подвижных   и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми. 1.4 Физиологические основы развития быстроты Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере зависят от соотношения быстрых   и   медленных   мышечных   волокон   у   выдающихся   представителей   скоростно­ силовых видов спорта процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов,   а   тем   более   чем   у   спортсменов   высокой   квалификации,   тренирующих выносливость. В   настоящее   время   принято   различать   два   типа   мышечных   волокон   по   структуре   и функциональным возможностям ­ "быстрые" (белые), способные развивать большую силу и скорость   мышечного   сокращения,   но   не   приспособленные   к   длительной   работе   на выносливость, и "медленные" (красные), работающие в медленном, но длительном режиме. В быстрых мышечных волокнах преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, а в медленных ­ аэробные (поэтому в них значительно выше кровеносных капилляров, выше содержание   миоглобина,   большая   активность   окислительных   ферментов).   Состав мышечных   волокон   обусловлен   генетически,   но   тренировки   на   выносливость   в определенной степени увеличивают количество красных мышечных волокон. Но при выборе спортивной специализации наследственный фактор является доминирующим. Например, у бегунов   на   короткие   дистанции,   прыгунов,   метателей   соотношение   быстрых   волокон существенно выше, чем у марафонцев. Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды. Многочисленными исследователями выявлено, что скорость движений не обеспечивается одним фактором, а является комплексным физическим качеством человека. Различают три основные (элементарные) формы проявления скоростных способностей: а) латентное время двигательной реакции; б)скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); в) частота движений (темп). Элементарные   формы   проявления   скорости   относительно   независимы   друг   от   друга, причем   это   свойство   прослеживается   на   всем   протяжении   возрастного   развития школьников.   Однако   ряд   исследователей   говорят   о   наличии   взаимосвязи   между некоторыми формами проявления скорости. Ю.А. Милутка (1998) обнаружил взаимосвязь между максимальным темпом в односуставных и многосуставных движениях. Ю.Н. Примаков (1989) выявил достоверную связь между результатами в беге на 30 м с частотой бега на месте и частотой движений рук, a Л.H. Жданов обнаружил взаимосвязь между показателями частоты в элементарных формах движений у школьников. Скорость   целостного   акта   только   косвенно   характеризует   скоростные   способности человека, а при детальном анализе наиболее показательны элементарные формы скоростных способностей. Латентное время двигательной реакции служит показателем зрелости и функционального состояния центральной нервной системы и периферического нервно­мышечного аппарата. С   физиологической   точки   зрения   латентное   время   двигательной   реакции   представляет собой   сенсомоторную   реакцию   и   складывается   из   отрезков   времени,   необходимых   для протекания следующих процессов: 1) время для возбуждения рецептора; 2)   время   передачи   возбуждения   по   афферентным   путям   в   соответствующие   отделы центральной нервной системы; 3)   время   для   передачи   возбуждения   от   одних   нейронов   к   другим   для   формирования эффекторного сигнала; 4) время прохождения этого сигнала по эфферентным путям к мышцам; 5) время на развитие возбуждения и сокращения мышц. Под воздействием тренировки на третьем этапе происходит наибольшее улучшение, в то же время   изменения   на   остальных   этапах   очень   малы.   С.И.   Мануйлов   выявил,   что   время двигательной реакции правой и левой руки достоверно не различались. Время   выполнения   отдельного   движения   зависит   от   величины   преодолеваемого сопротивления,   поэтому   для   его   определения   в   качестве   характеристики   скоростных способностей необходимо выполнение максимально быстрых одиночных движений с малым сопротивлением. Установлено, что между показателями быстроты отдельного движения правой и левой руки не обнаружено достоверных различий во всех исследуемых возрастах. Частота   движений  связана   с подвижностью   нервных  процессов  в  коре   головного  мозга, вызывающих напряжение и расслабление мышц и координирующих их работу. Полученные недостоверные величины коэффициентов корреляции между показателями максимального темпа   движений,   выполняемых   разными   сегментами   тела,   объясняется   тем,   что максимальная   частота   движений   лимитируется   не   только   подвижностью   нервных процессов, но и эластичностью мышц, способностью их к расслаблению, подвижностью в суставах, уровнем владения техникой. Таким   образом,   по   мнению   многих   исследователей   элементарные   формы   проявления скоростных   способностей   относительно   независимы   друг   от   друга   и   это   свойство прослеживается на всем протяжении возрастного развития школьников. Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных   занятий   учащихся   по   заданиям   учителя   и   тренера   повысится,   если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии скоростных   способностей.   По   данным   З.И.   Кузнецовой   (1975)   наблюдаются   следующие возрастно­половые особенности развития скоростных способностей. С 10­12 лет происходит бурное развитие движений в беге. Сила мышц и скоростно­силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода.   Сила   мышц   спины   и   ног   девочек   интенсивно   возрастает   с   9­10   лет   и   почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц ног: с 9 до 11­12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам. Среди   актуальных   проблем   физического   воспитания   школьников   значительное   место занимает   такая   специфическая   проблема,   как   развитие   у   детей   основных   двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений. Проблему совершенствования методики развития физических качеств у юных спортсменов исследовали  многие  авторы.  Целым   рядом   авторов  проведены   исследования,  в   которых разработаны   вопросы   развития   физических   качеств   у   школьников,   не   занимающихся спортом.  Ряд авторов  доказывают,  что от  уровня  развития   физических  качеств  зависит формирование двигательных навыков и становление двигательной функции ребенка. 1.5 Упражнения для развития быстроты: • • • • • рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу; прыжки через скакалку (частота вращения максимальная); рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками; рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления; имитационные   упражнения   с   акцентировано   быстрым   выполнением   какого­то отдельного движения. Для развития физического качества быстрота у легкоатлетов группы начальной подготовки была   разработана   следующая   методика   тренировочного   процесса   с   применением   игр   и элементами легкоатлетических упражнений, которая внедрялась в несколько этапов: бега и ходьбы ("Бег с мячом", "День и ночь", "Бег по прямой дорожке с зигзагами", "Бег на встречу с остановкой", "Вызов номеров"); прыжка в высоту ("Получить мяч", "Отталкивание и приземление в зонах", "Кто выше", "Бег флажков"); Игры проводились в конце основной части тренировки, следующим образом: игры с применением элементов бега и ходьбы, проводились в понедельник по 3­5 минуты на каждую игру; игры с применением элементов прыжка в высоту, проводились в среду по 3­5 минуты на каждую игру; игры с применением элементов метаний, проводились в пятницу по 3­5 минуты на каждую игру. Примерное построение тренировочных мезоциклов на этапе начальной подготовки: Понедельник . Медленный бег 800 м. . Специальные беговые упражнения. . Бег с ускорениями 4×80 м. . Повторный бег 4×300 м по 45 сек, отдых до 8 мин. . Упражнения для укрепления мышц живота и задней поверхности бедра. . Бег 2­З×60­80 м, интенсивность 60­70%, широко и свободно. . Игра в футбол или баскетбол 10­15 минут. . Заминка. Среда . Бег в медленном темпе 1500 м. . Упражнения на гибкость. . Бег с ускорением 3×80 м. . Бег с низкого старта 8­10×30­40 м. . Упражнения с набивными мячами (бросок мяча двумя руками вперед, бросок мяча назад, повороты с мячом). . Повторный бег 5­6×200 м, по 33­З35 с, отдых до 8 мин. . Игра "Бег с мячом". . Заминка. Пятница . Бег в медленном темпе 10 мин. . Упражнения на гибкость. .   Круговая   тренировка   из   двух   серий:   вынос   бедра   в   упоре,   30   раз   каждой   ногой; многократный   прыжок   вперед   толкаясь   двумя   ногами   6­8   раз;   бег   в   упоре   15   сек; приседание с партнером на плечах 2­3×15 раз. . Игра в футбол или баскетбол 20 мин. . Заминка. Выводы Анализ   научно­методической   литературы   показал,   что   развитие   быстроты   на   этапе начальной   подготовки   играет   значимую   роль   в   достижении   высокого   спортивного результата.   Именно   на   данном   этапе   проявляется   сенситивный   период   для   развития физического качества быстрота. По мнению многих авторов в это время значительную часть тренировочного   процесса   необходимо   уделять   внимание   бегу   на   коротких   отрезках, прыжковым упражнениям, подвижным и спортивным играм. Содержание тренировочного процесса у легкоатлетов группы начальной подготовки было составлено   в   соответствии   с   мнением   большинства   специалистов   в   этом   виде   спорта. Предлагаемые   в   различных   типовых   недельных   циклах   тренировочные   нагрузки,   число повторений, интенсивность их выполнения рассчитаны для спортсменов группы начальной подготовки. Данная методика помогает развить физическое качество быстрота и оказывает положительное влияние на функциональные возможности организма и опорно­двигательный аппарат легкоатлетов.

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота

Теоретико-методические основы развития физического качества быстрота
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018