Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Все классы
02.03.2018
Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки
В предложенном материале анализируются теоретические основы реализации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки; дана характеристика творческой деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Во второй части представлены творческие задания на уроках музыки в начальной школе, систематизированные по возрастным группам и по видам музыкальной деятельности.
Творческая деятельность на уроках музыки.doc
ТЕОРЕТИКО­ОРИЕНТИРОВАННОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки ПЛАН: Введение ……………………………………………………………………….…3 Глава   1.     Теоретические   основы   реализации   творческой   деятельности младших школьников на уроках музыки  1.1.  Характеристика творческой деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе ……………...……………………………………12 1.2. Возрастные особенности младших школьников .……...…………………25 Глава 2.  Творческие задания на уроках музыки в начальной школе….33 Заключение ……………………………………………………………………..60 Список литературы ……………………………………………………………62 Приложение …………………………………………………………………….66 2 Введение В   настоящее   время   в   рамках   введения   новых   образовательных стандартов целью музыкального развития детей младшего школьного возраста становится формирование художественно­эстетической культуры учащихся в контексте   различных   видов   творческого   познания   и   преобразования действительности,   оптимизация   созидательных   качеств   личности   каждого ребенка.   Сложившаяся   на   сегодняшний   день   тенденция   активизировать процесс   музыкального   воспитания   младших   школьников   через   творчество обусловлена объективными факторами: особой ролью творчества в познании окружающего   мира,   необходимостью   всестороннего   развития   личности, природной   активностью   ребенка,   требующей   творческой   деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. Творчество   в   педагогике   традиционно   связывается   с   новизной   и характеризуется как антипод шаблонной, стереотипной деятельности. Дети от природы любознательны и полны желания творить. Проявления творчества характерны   для   ребенка   с   самого   раннего   возраста,   так   как   творчество, безусловно,   можно   считать   нормой   детского   развития. У   большинства младших   школьников   явно   выражена   тяга   к   творчеству,   основанному   на желании   сделать   что­то   по­своему,   по­другому.   Поэтому   формирование   и развитие   музыкальных   способностей   у   учащихся   начальной   школы   через творчество   является   важной   составной   частью   педагогического   процесса. Помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, 3 самостоятельность,   творческий   потенциал   –   одна   из   основных   задач современной школы.  Еще древнегреческие и древнеримские философы стремились в своих системах   обучения   применять   методы,   развивающие   в   учениках   активное желание творить. Дети, обладающие постоянным и осознанным интересом к творческой   деятельности,   умением   самостоятельно   реализовать   свои творческие   возможности,   более   успешно   адаптируются   к   изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создают свой индивидуальный стиль деятельности,   более   способны   к   самосовершенствованию,   самовоспитанию. Творческий  процесс   тренирует   и  развивает   память,  мышление,  активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.  По утверждению таких исследователей, как  M. Бахтин,  K. Дюркхайм, А.Н.   Леонтьев,   Ю.   Лотман,   переход   общечеловеческих   ценностей   в личностное   мировоззрение   возможен   при   условии   увеличения   доли самостоятельной   творческой   деятельности   ребенка   в   образовательном процессе [24]. Идея о необходимости придания творческого характера всем видам   детской   деятельности   лежит   в   основе   обучения,   развивающего способности детей, влияющего на умственное развитие, развитие творческих способностей,   у   истоков   которых   стояли   психологи   Л.С.   Выготский,   В.В. Давыдов, Д.Б. Элькoнин, А.Н. Леoнтьев и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы такие ученые, как П.Я. Гальперин, Р.С. Немов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и другие. Pеализация творческих способностей младшего школьника делает более богатой и содержательной его жизнь. Формирование и развитие творческой индивидуальности   в   школьном   возрасте   является   важным   условием дальнейшего полноценного и всестороннего развития личности. Вместе с тем, как показывают данные ЮHEСKO, только два процента отличников являются по­настоящему  творческими   детьми.  И  это   не  случайно,  так  как   зачастую 4 успевающие   ученики   лишь   пытаются   угадать   требования   педагогов,   не проявляя при этом особых творческих усилий в решении поставленных задач. Несомненно,  наиболее   благодатной   почвой   для   творческого   развития детской  личности  является  искусство,  так как  оно воспитывает  в ребенке творческое   начало,   которое   ничем   невозможно   заменить.   По   своей способности активизировать в человеке фантазию, будоражить воображение, творчество  занимает  одно из первых   мест среди элементов, составляющих систему   воспитания.   Поэтому   в   каждом   ребенке   необходимо   обязательно поддерживать  любое стремление к творческому  самовыражению, поощрять попытки   творить,   какими   бы   наивными   и   несовершенными   были   бы результаты.   Ведь   за   всем   этим   кроются   искренние   устремления   младшего школьника проявить себя как личность, раскрываются подлинные проявления детских чувств и несформировавшихся еще мыслей. Философские   и   психолого­педагогические   аспекты   проблемы творческого   развития   личности   представлены   в   исследованиях   В.А.   Кан­Калика, Л.С.   Выготского,   В.В.   Давыдова,   М.С.   Коган,   Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других.  Большой   вклад   в  исследование   проблемы   внесли   Б.Г.  Ананьев,   М.С. Бернштейн,   Д.Б.   Богоявленская,   А.В.   Брушлинский,   П.Я.   Гальперин,   Г.С. Сухобская, О.К. Тихомиров, М.Г. Ярошевский и другие, в трудах которых раскрывается   сущность   творческой   деятельности   и   определяются   условия развития   творческой   активности   в   различных   видах   деятельности:   учебно­ познавательной   (Ш.А.   Амонашвили,   Н.Ф.   Талызина,   Т.И.   Шамова,   Г.И. Щукина   и  др.)  [46],  художественной  (Б.В.  Асафьев,   Н.А.  Ветлугина,  Б.М. Неменский, Б.М. Теплов и др.) [5] и т.д. В работах данных авторов особое значение   придается   активной   деятельности,   стимулированию   интереса личности   к   творчеству,   определяются   качества   творческой   личности   и раскрываются механизмы творчества [43].  5 Анализируя   уровень   теоретической   разработанности   проблемы творческой   деятельности   младших   школьников   в   педагогической   теории, нельзя   не   отметить   большие   достижения   в   области   познания   ее методологических основ. Но следует согласиться с мнением Н.Б. Берхина, А.Н.   Лука,   О.В.   Лобовой   о   том,   что   современные   исследования   в   данной области имеют тенденцию повышенного интереса к творческой деятельности младших школьников в процессе изучения естественно­научных дисциплин и значительно меньше – в области музыкального образования [25].  Вместе с тем, психолого­педагогической теорией и практикой доказано, что в младшем школьном возрасте музыкальное искусство оказывает сильное влияние на формирование личности (Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.). Известно, что музыка глубоко воздействует на творческую составляющую личности, особенно в детском возрасте. По выражению Б.М. Теплова   это   –   «эмоциональное   познание»   [43].   Д.Б.   Кабалевский подчеркивает,   что   музыка   является   не   простым   развлечением   и   не добавлением в качестве «гарнира» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важной частью самой жизни, жизни в целом и жизни каждого   отдельного   человека,   в   том   числе   –   и   каждого   школьника   [19]. Выдающийся   педагог   В.А.   Сухомлинский   расценивает   музыкальное воспитание не как воспитание музыканта, но, прежде всего, как воспитание человека,   особо   подчеркивая   тот   факт,   что   без   музыкального   воспитания становится невозможным и полноценное творческое развитие ребенка [41]. Вопросы   активизации   музыкального   воспитания   через   творческое развитие   личности   в   условиях   массового   музыкального   образования раскрываются     в   научных   трудах   Б.В.   Асафьева,   Н.Л.   Гродзенской,   Н.А. Ветлугиной,   Д.Б.   Кабалевского,   Н.А.   Терентьевой,   Э.Б.   Абдуллина,   Ю.Б. Алиева, Л.В. Школяр и др.  Для Б.В. Асафьева вопросы музыкального просвещения и образования являлись   ведущими   вопросами   всей   его   практики.   Он   призывал   через 6 просвещение   сделать   лучшее   в   музыкальном   искусстве   прошлого   и настоящего подлинным достоянием народа, и вместе с тем выявлять новые возможности для творческого  участия каждого человека в создании новой музыкальной   культуры  [5]. Целую  серию  статей  середины  20­х  годов  Б.В. Асафьев   посвятил   вопросам   музыкального   воспитания   в   школе,   при   этом особое   место   выделяя   необходимости   стимулирования   у   детей   развития музыкально­творческих реакций на услышанное, вплоть до начальных навыков сочинения музыки. В качестве приемов, помогающих пробудить творческие интерес   и   активность   у   детей,   предлагает   музыкальные   импровизации   на стихи,   интенсификацию   напева   подголосками,   пение   мелодии   в   различных вариантах (изобретение) и т.д. [42]. Б.Л.   Яворский,   разрабатывая   свою   музыкально­педагогическую концепцию,   так   же   большое   внимание   уделяет   творческой   деятельности учащихся,   определяя   творчество   как   путь   изучения   музыки.   Ученый, рассматривая   этапы   формирования   музыкального   восприятия   и   теорию музыкального мышления, в качестве основы эстетического развития младшего школьника выделяет элементарное детское музыкальное творчество. Для тех, кто начинает постигать законы детского музыкального развития, творчество в его элементарной форме очень важно, так как только через личное творчество на практике можно усвоить законы музыкального языка, его составляющие: звук, ритм, фразу, предложение, интервалы, аккорды [7]. Конкретизируя   задачи   творческой   деятельности   учащихся   начальной школы на уроках музыки, Э.Б. Абдуллин в своем пособии «Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе» указывает   на   необходимость   специального   стимулирования   у   детей ассоциативного мышления, творческой фантазии и воображения, стремлений к импровизационной деятельности и продуктивному самовыражению [1]. Методическое   пособие   «Музыкальное   искусство»   Л.В.   Школяр направлено на раскрытие проблемы содержания музыкального образования в 7 начальных классах общеобразовательных школ, в том числе рассматриваются особенности   музыкального   развития   детей   посредством   творческой деятельности. Автор приходит к выводам о том, что для успешного участия в процессе   творческой   деятельности   у   ребенка   должны   быть   развиты   такие специфические   способности,   как   богатое   воображение,   не   шаблонность мышления,   критический   взгляд   на   вещи,   умение   обобщать   факты, осмысливать  их на основе собственного опыта и выделять новые решения, идеи, активность жизненной позиции [44]. В   современных   условиях   реформирования   образования   особую значимость представляют методические разработки Т.А. Боровик, которая в своем   пособии   «Звуки,   ритмы   и   слова»   представила   творческие   задания, предполагающие   живое,   веселое   и   увлекательное   моделирование   и фантазирование,   давая   детям   возможность   проявить   свое   творчество, смекалку и уже полученные знания. В своих работах Т.А. Боровик опирается на   современные   концепции   и   теоретические   труды   –   Б.В.   Асафьева,   Б.Л. Яворского, Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, К. Орфа [9]. В программе по музыке Н.А. Терентьевой определена актуальность идеи комплексного   подхода   к   музыкально­эстетическому   воспитанию   детей, акцентируется   внимание   на   комплексном   развитии   всех   способностей   и особой   важности   развития   способности   к   творчеству.   Рассматриваются способы   повышения   эффективности   урока   музыки   в   начальной   школе, возможности   сделать   его   ярким,   эмоционально   окрашенным,   насыщенным творческой   деятельностью   учеников   через   игры.   С   помощью   специально разработанных   игр   автор   предлагает   решать   такие   серьезные   вопросы,   как развитие   музыкальных   способностей:   музыкального   ритма,   слуха,   памяти, творчества и исполнительства [47].   В   своем   учебном   пособии   «Методика   музыкального   воспитания   в школе»   Л.Г.   Дмитриева,   Н.М.   Черноиваненко   предлагают   ряд   творческих заданий,   призванных   развивать   чувство   лада,   музыкальную   форму, 8 ритмическое   чувство.   Авторами   предложен   ряд   двигательных   упражнений, направленных на развитие музыкальных способностей младших школьников, которые так же носят творческий характер (формирование звуковысотного слуха, представлений о темпе, агогике, динамике, о способах звуковедения, активизации ритмического чувства) [18]. Можно   выделить   как   представляющие   интерес   творческие   задания   в методике творческого самовыражения Н.Ф. Вишняковой, которая основана на игровом   моделировании,   так   как   игра   отражает   своеобразное   отношение ребенка к действительности, ощущение воображаемой ситуации, близкой к реальной,   и   перенос   свойств   одних   предметов   на   другие   с   ролевым перевоплощением. В методике развития личности посредством музыкального творчества важно выражение музыкального образа не только в музыкальной интерпретации,   но   и   в   стихотворении,   цвете,   рисунке   при   моделировании основного   музыкального   образа   и   средств   музыкальной   выразительности. Автором   разработан   ряд   игр,   творческих   заданий,   направленных   на метроритмическое,   интонационно­ладовое,   тембровое,   жанрово­стилевое чувство, чувство формы, инструментальное музицирование [10]. Т.П.   Королевой   в   исследовании   «Методическая   подготовка   учителя музыки:   педагогическое   моделирование»   предложен   целый   ряд   методов   и приемов работы с музыкальными произведениями, большинство из которых носит творческий характер. Наибольший интерес представляют такие, как: цветовое моделирование, создание видеоклипов, создай свой сюжет, создаем свое   решение   образа,   создаем   звуковую   картину,   игры­импровизации, презентация музыкального произведения [21]. Таким   образом,   на   основании   анализа   источников   можно   сделать следующие выводы:  ­   Вопросам   творческого   развития   детей   посвящены   исследования     в области   философии,   психологии,   педагогики   и   методики   музыкального воспитания. В философских трудах творчество понимается как реализация 9 сущностных,   творческих   сил   личности,   стимулом   и   источником   которых выступает культура. ­   Психологический   аспект   проблемы   развития   творчества   связан   с понятием целостной личности, творческой деятельности  как созидающей в отличие   от   репродуктивной,   направленной   на   воспроизводство   уже имевшихся в прежнем опыте продуктов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн). ­ Идеи воспитания творческой личности школьника, педагога отражены в трудах А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинского, Г.И. Щукина. В контексте работ Е.А. Ануфриева, Б.В. Асафьева, Л.П. Буевой, Б.М. Кедрова и других творческая активность выступает как высшая форма проявления активности личности.  ­   Творческая   деятельность   как   основа   эффективного   музыкального воспитания   и  гармоничного   развития   личности   в  целом   рассматривается   в работах Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, Д.Б. Кабалевского, Л.В. Школяр и других. Проведенные исследования в данной области позволяют предполагать, что   развитие   музыкально­творческих   способностей   учащихся   на   уроках музыки в общеобразовательной школе было и остается актуальной задачей музыкального воспитания младших школьников, потому что ребенок, который сумел почувствовать радость творчества, будет более ясно понимать и ценить то, что сделано и делается в настоящее время в этой сфере. Музыкальное воспитание   детей   на   уроках   музыки   происходит   через   вовлечение   их   в процесс собственного художественного творчества, социально­значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. В связи с   этим   обостряется   проблема   поиска   новых   педагогических   условий, способствующих организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки. При этом с полным правом можно говорить о том, что чем активнее  и   разнообразнее   творческие   задания,  тем  эффективнее   протекает 10 процесс музыкального развития и, как следствие, успешнее достигается цель музыкального воспитания.   Однако,   не   смотря   на   очевидную   значимость   проблемы   творческой деятельности   учащихся   на   уроках   музыки,   на   существование   методик   и методических разработок, раскрывающих данную проблему, она недостаточно полно   находит   свое   практическое   применение   в   рамках   традиционного преподавания   уроков   музыки   в   начальной   школе.   Таким   образом, актуальность  сегодняшний день противоречиями между значимостью данного направления   обусловленной   необходимостью   включения педагогической   работы, заявленной   темы   обусловлена   существующими   на творчества   в   музыкально­педагогический   процесс   как   одного   из   ведущих условий   гармоничного   развития   личности,   и   недостаточным   вниманием   к этому   вопросу   со   стороны   практикующих   учителей,   эпизодичностью   и отсутствию   системности   в   использовании   творческих   заданий   в   различных видах музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста.  Исходя из этого, сформулирована цель работы:  определить  основные направления   реализации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки.  В соответствии с поставленной целью определены следующие  задачи работы: ­ изучить психолого­педагогическую и музыкально­методическую литературу по заявленной  теме; ­   рассмотреть     содержание   творческой   деятельности   учащихся   на   уроках музыки; ­   выявить   возрастные   особенности   младших   школьников   в   контексте рассматриваемой проблемы; ­   представить   практические   задания   для   осуществления   творческой деятельности учащихся начальных классов в различных видах музыкальной деятельности; ­ сформулировать выводы по работе. 11 Глава 1.  Теоретические основы реализации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки 1.1.  Характеристика творческой деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе  Вопрос   о   проявлении   творческого   подхода   в   любой   области деятельности,   в   том   числе,   и   в   воспитании   подрастающего   поколения,   на сегодняшний   день   стоит   очень   остро.   Определение   категории   творчества имеет широкое содержание и с полным правом может быть отнесено к одной из   центральных   проблем   педагогической   науки.   По   мнению   И.М. Красильникова,   творческая   деятельность,   как   неотъемлемый   компонент содержания   образования,   способствует   формированию   многих   значимых качеств   личности,   от   которых   в   значительной   степени   зависит   будущее подрастающего   поколения, самореализации [22].   уровень   его   культуры   и   социальной Особенно возросло значение творческих качеств личности в настоящее время – время перемен, когда дальнейшее развитие общества немыслимо без 12 приобщения   к   подлинной   созидательно­творческой   деятельности   самых широких   масс   людей,   способных   принимать   нестандартные   решения   и демонстрировать   креативность   мышления.   Ведь   только   такие   личности, утверждает   М.С.   Осеннева,   внесут   свою   лепту   в   развитие   национальной культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень [32]. Поэтому   нельзя   не   согласиться   с   Л.Г.   Дмитриевой,   что   главной   целью образования должно стать развитие у ребенка умения управлять процессами творчества:   фантазированием   и   выдумкой,   креативным   преобразованием, решением проблемных ситуаций и творческих заданий [16]. В   психолого­педагогической   науке   сегодня   существует   значительное количество определений понятия «творчество». Большой энциклопедический словарь предлагает следующее обобщающее определение: «Творчество – это деятельность,   порождающая   нечто   качественно   новое   и   отличающееся   оригинальностью   и   общественно­исторической неповторимостью, уникальностью.   Творчество   специфично   для   человека,   так   как   всегда предполагает   творца   –   субъекта   (производителя,   носителя)   творческой деятельности» [8, с. 684]. Я.А. Пономаревым творчество определяется как процесс деятельности, создающий   качественно   новые   материальные   и   духовные   ценности;   или творчество может рассматриваться как итог создания объективно нового. В качестве   основного   критерия,   отличающего   творчество   от   изготовления (производства),   выделена   уникальность   его   результата,   то   есть   результат творчества  невозможно  предопределить  на основе  начальных условий  [35]. Б.М.   Теплов   предлагает   понимать   под   творчеством   личностное   качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается  во многие виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [43].   Творческой деятельностью по П.Я. Гальперину является деятельность, которая   порождает   нечто   качественно   новое,   никогда   ранее   не 13 существовавшее   –   это   может   быть   новая   цель,   новый   результат,   новые средства или новые способы их достижения [14]. Согласно Л.С. Выготскому, творческой деятельностью можно назвать деятельность человека, создающую нечто новое, при этом все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью каким­нибудь реальным предметом внешнего мира или результатом интеллектуальной деятельности, мыслью или чувством,   обнаруживающимся   только   в   самом   индивиде.   Основной   закон детского творчества заключается, по мнению Л.С. Выготского, в том, что его ценность следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом творческом процессе, в детской деятельности [12].  Творческую   деятельность   в   современной   психолого­педагогической науке   принято   рассматривать   как   высший   уровень   познания   человека, предполагающий мобилизацию его основных психических процессов, знаний, жизненного опыта, физических сил, как мощный фактор индивидуального и общественного развития, результатом которого является нечто качественно новое,   отличающееся   неповторимостью,   оригинальностью,   социальной   и исторической универсальностью [15]. Творчество,   творческая   деятельность   –   это   практическая   или теоретическая   работа,   благодаря   которой   создается   нечто   новое, неповторимое, оригинальное. В.И. Андреев особо подчеркивает тот факт, что творчество   не   следует   оценивать   и   измерять   только   лишь   конкретными результатами   деятельности   людей,   творчеством   является   и   сама деятельность,   развивающая   личность,   в   результате   которой   формируется более способный, с богатым внутренним миром человек [3]. С.Л.   Рубинштейн   определил   составляющие   творческого   процесса, доработанные   в   современной   психолого­педагогической   науке   [38].   В настоящее время в творческой деятельности выделяют: ­   цельность   восприятия   как   способность   воспринимать   художественный образ целиком; 14 ­  оригинальность   мышления как  способность субъективно  воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств; ­ гибкость, вариативность мышления; ­ легкость выдачи идеи, мысли; ­ работа подсознания   в качестве необходимой составляющей для любой творческой деятельности; ­ способность к оценочным действиям; ­ воображение, фантазия как способность не только воспринимать, но и перерабатывать, создавать свои образы [45]. В качестве важного отличия творческой деятельности можно считать поиск   решения   поставленных   задач   в   условиях   неоднозначности   исходной информации и критериев оценки конечного результата. В силу этого многие исследователи   творческой   деятельности,  в  частности   Е.И.  Юдина,  относят процесс   поиска   новых   решений   к   области   бессознательного,   считая   его глубоко   индивидуальным.   Тем   не   менее,   разработано   большое   число специальных методов для творческого развития личности, начиная с детского возраста.   Можно   смело   утверждать,   что   большинство   из   них   могут эффективно использоваться в условиях общеобразовательной школы [50]. При   организации   творческой   деятельности   важным   является пробуждение   интереса   у   учащихся   за   счет   показа   преимуществ   овладения творческим подходом к решению стоящих перед ними задач. Например: ­ творчество обеспечивает возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в социуме, новом коллективе; ­   творчество   может   стать   смыслом   жизни   человека   и   способом   его самовыражения; ­   творческий   подход   позволяет   успешно   разрешать   противоречия, возникающие в процессе решения образовательных и развивающих задач, a также противоречия в семье, коллективе, обществе; ­   в   процессе   творческой   деятельности   формируются   лучшие   качества личности:   трудолюбие,   самоотдача,   упорство   в   достижении   цели, терпимость к критике, навыки объективной оценки и самооценки и т. п.; 15 ­   как   правило,   в   процессе   некоторых   видов   творчества   гармонично сочетаются интеллектуальный и физический труд [26]. Наиболее   благоприятной   сферой   творческой   деятельности   младших школьников   является   художественное,   и   в   частности   музыкальное, образование,   поскольку   художественное   творчество   не   ограничивается решением той или иной предложенной учителем задачи, но предполагает ее самостоятельную постановку и контроль качества получаемого результата. К тому же, художественно­творческая задача намного сложнее обычной учебной задачи, так как она основывается не на заданных понятиях, а на бесконечных в своих   проявлениях   природных   материалах   и   предполагает   возможность   не одного, а неопределенного множества решений [27]. Как отмечает О.А. Апраксина, в музыкальном воспитании творчество должно рассматриваться не только в качестве отдельного вида деятельности школьника,   связанного,   прежде   всего   с   импровизацией,   с   элементами сочинения музыки. Это творчество в узком смысле. Любая форма приобщения к искусству должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого слова, то есть развивать активность, предоставлять самостоятельность, стимулировать   фантазию.   На   уроках   музыки   в   начальной   школе,   когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, сразу важно подчеркивать значимость   творческой   составляющей   его   музыкального   и   художественно­ эстетического развития в целом [4]. И.М. Салпыкова, Л.Р. Миркашева утверждают, что музыка как учебный предмет   располагает   возможностями   для   творчества,   созидания,   так   как «музыка есть предмет сотворчества на уровне личности учителя и ученика, композитора, исполнителя, слушателя. Однако процесс общения с музыкой необходимо сделать глубоко прочувствованным» [42, с. 3]. Поэтому школьное музыкальное образование призвано реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления   искусства,   наслаждаться   ими.   Ученик   должен   быть   одновременно 16 слушателем   и   исполнителем,   и   потому   так   важно   пробудить   постоянную потребность в общении с музыкой, творческую активность.  Но,   как   показывает   учебная   практика,   зачастую   эти   возможности музыкально­творческого   развития   детей   реализуются   далеко   не   в   полной мере.   В   общем   музыкальном   образовании,   по   мнению   Ю.Б.   Алиева,     это связано   с   невозможностью   уделить   должное   внимание   творческой деятельности каждого школьника в условиях групповых занятий при опоре на традиционные средства обучения [6]. Детское   творчество   на   уроках   музыки,   считает   С.С.   Сандаковой, представляет   собой   познавательно­поисковую   музыкальную   практику, которая связана с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает в качестве непременного условия отказ от стереотипных представлений [39]. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что­то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Б.В. Асафьев утверждает, что поскольку под понятием творчества  в начальной   школе   подразумевается   не   создание   духовных   ценностей,   не конечный  результат,  а  сам   процесс,  а  также   действенность,  способность   к перевоплощению   чужого   художественного   опыта   в   свой   собственный,   то вся   деятельность   младшего   школьника   на   уроке   музыки   почти   полностью должна реализовываться через творчество [5]. Согласно исследованиям Л.В. Школяр, критерием творчества ребенка младшего   школьного   возраста   выступает   готовность   к   творчеству,   при которой  учащийся  хочет  и  готов  постичь  смысл   своей  деятельности  через сравнение,   соотнесение;   выбрать   и   найти   то,   что   лучшим   образом   может выразить   его   собственное   художественное   отношение   в   целом.   Результат выражается   иногда   всего   в   одной   поэтической   фразе,   движении,   мимике. Автор считает, что смысл готовности к творчеству в том, что внутри ребенка может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая 17

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки

Теоретико-ориентированное исследование на тему: Творческая деятельность младших школьников  на уроках музыки
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ