Профессиональные функции педагога
Создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
Обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
Участие в педагогическом просвещении родителей;
Регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
2. Педагогический такт
От лат. tactus – прикосновение, ощущение.
Это чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Не допускает фамильярности, ирония и юмор без насмешливости, требовательность без мелочной придирчивости, доброжелательность без заласкивания, настойчивость без упрямства, деловой тон без раздражительности.
3. Педагогическая зоркость
Способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Показатели пед. зоркости: умение видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние.
4. Педагогический оптимизм
Основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
Проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой, в чувстве юмора, жизнерадостности.
Ш. А. Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку».
5. Культура профессионального общения
Организация правильных взаимоотношений в системах «педагог-ребенок», «педагог-родители», «ребенок-ребенок», «педагог-коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.
Доверие родителей – первый «кирпичик» в завоевании педагогом авторитета.
6. Педагогическая рефлексия
Это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Причины неудач следует прежде всего искать в себе, не торопиться оправдывать их внешними факторами.
Гностические умения
(от греч. гносис – знание) – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения).
Изучение ребенка и семьи
Целенаправленные наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятельность детей, педагогов и родителей.
Специальная экспериментальная работа с целью выявления каких-либо особенностей в развитии детей (представлений детей о Родине, уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и др.).
Конструктивные умения
Необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы.
Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.д.
Педагог организует работу детей и коллектива в зависимости от нового в их развитии.
Коммуникативные умения
Проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией ДОУ.
Эти умения помогают расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.
Специальные умения педагога
Это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и т.д.
Реальные цели воспитания
Воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка;
Изменяются в зависимости от целого ряда условий;
Имеют исторический характер (цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии);
Объективный характер (отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей);
Субъективный характер (конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка).
Концепции воспитания дошкольников
Цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. У одной цели может быть несколько концепций.
Очень показателен в этом отношении период 1917 – 1998 гг. в нашей стране, т.к. наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспитания и происходили социальные, общественно-политические изменения.
После революции 1917 года
Цель воспитания – обществу нужен человек с твердыми идейными убеждениями, готовый отстаивать и развивать коммунистические идеалы.
Для реализации данной цели разрабатывались разные концепции.
Концепции
20-е – начало 30-х гг. – концепция Н.К. Крупской: воспитание идейной направленности, коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей. Концепция конкретизировалась в «Методических письмах».
30-е гг. концепция корректируется, воспитывается идейность, коллективизм, трудолюбие. Появляются программные документы: «Программа работ дошкольных учреждений» (1932), «Программа и внутренний распорядок детского сада» (1934).
Концепции
В конце 30-х гг. вводится требование патриотического и интернационального воспитания. Новые программные документы (1938, 1945).
50-е гг. – внимание к умственному развитию подрастающего поколения. В ДУ введено обязательное обучение детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П. Усова, Е.И. Радина, Т.А. Маркова и др.).
Концепции
1959 г. – Постановление об объединении яслей и детского сада в единое ДУ («Программа воспитания и обучения детей в ДУ нового типа», 1962).
Данная Программа переиздавалась до 1979 г.
Личностно-ориентированная модель воспитания (1989). Идея - развитие индивидуальности, самобытности личности. Отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма, трудолюбия. Главное – развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.
Концепции личностно-ориентированного воспитания
«Радуга» (сост. Т.Н. Доронова, М., 1996 г.);
«Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурвич, СПб., 1996 г.);
«Развитие» (О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцовой, 1994 г.);
«Истоки» (М., 1997 г.) и др.
Закономерности воспитания
Это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания, принципы в технологии, технология в средствах и методах, методы – в приемах.
Закономерность – активность ребенка
Принцип воспитания – поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями.
Технология предполагает сочетание разных видов деятельности.
Методы и приемы направлены на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности.
Закономерность – потребность ребенка в любви
Принцип воспитания – терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.
Технология – совместная деятельность детей и взрослых, обучение способам выражения любви.
Методы и приемы должны быть личностно-ориентированы (педагогическая оценка и личностное общение).
Закономерность – развитие личности в ситуации успеха
Принцип – уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».
Технологии, методы и приемы воспитания – формирование умения не бояться ошибок, а исправлять их. Исключить: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду», «Сам поломал – сам и ремонтируй» и т.п. Лучше: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить».
Физическое воспитание
Оздоровительные задачи.
Средства: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения, закаливание.
Постоянный контакт с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Физическое воспитание
Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве.
Средства реализации: игры, художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Формы: физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).
Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Физическое воспитание
Задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Средства: образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формы: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.
Методы: экспериментирование, упражнения, беседа, рассматривание картин и иллюстраций.
Э. Фромм
Хотя никто не возражает против применения понятия любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время как любить других – добродетель, любить себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм.
Нравственное воспитание
Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результат нравственного воспитания – появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Задачи нравственного воспитания
Формирование механизма НВ: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Постоянный характер задач.
Задачи, отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными востребуемыми качествами. Задачи подвижны, влияют особенности возраста объекта воспитания, исторический этап, конкретные условия жизни.
Средства нравственного воспитания
Художественные средства: литература, изо, музыка, кино, диафильмы. Способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений, эффективны при формировании моральных представлений и воспитании чувств.
Природа вызывает гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, формирует у ребенка уверенность в себе.
Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Общение корректирует представления о морали и воспитании чувств и отношений.
Окружающая ребенка обстановка влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Методы нравственного воспитания
Б.Т. Лихачев выделяет три группы методов:
а) методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективные перспектива, игра; соревнование, единые требования);
б) методы доверительного взаимодействия (метод уважения, пед. требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
в) методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле и поступку).
Методы нравственного воспитания
В.Г. Нечаева выделяет две группы методов:
а) организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
б) формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение худ. произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
Методы нравственного воспитания
В.И. Логинова выделяет три группы:
а) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
б) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
в) методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Условия для эффективного применения метода
Метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его права.
Метод должен быть реальным, логически завершенным. Обещанное нужно выполнять.
Для использования метода должны быть подготовлены условия, средства.
Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям.
Тактичность в применении. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
Воспитание гуманности
Формирование гуманного отношения начинается с раннего возраста. Средства: употреблять ласковые слова, поглаживать, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.).
Младший дошкольный возраст
Ведущий метод: пример взрослых и организация педагогических ситуаций.
Средства воспитания: взрослый как носитель положительного способа поведения, произведения фольклора – песенки, потешки, сказки.
Форма работы: индивидуальные занятия
Средний дошкольный возраст
Осознание ребенком нравственных ценностей, элементарное обобщение личного опыта.
Форма работы: совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения, вербальное решение ситуаций («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Ребенок решает задачу в воображаемом варианте, выбирает способ поведения на основе собственного опыта и других источников, развивается воображение, мышление.
Воспитание успешно
если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».
Старший дошкольный возраст
Способны на обобщение опыта отношений, их анализ, на объяснение причин недостатков.
Метод: этические беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные). Содержание бесед: отношения между детьми, мораль худ. произведений, произведения изобразительного искусства.
Требования к этической беседе
Опора на жизненный опыт детей;
Соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту;
Конкретность обсуждаемых ситуаций;
Наличие ситуации выбора и противоречий;
Связь с последующей деятельностью и практикой поведения;
Соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;
Не спешить помогать ребенку с выводами, учить делать их самостоятельно.
Структура этической беседы
1. Прослушивание короткого рассказа, просмотр фильма, разыгрывание сценки.
2. Обсуждение морали.
3. Практикум: использование слов, которыми можно выразить чувства, овладение способами морального поведения.
Воспитание коллективизма
Функция детского коллектива воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая направлена на формирование личности каждого из них.
Мл. дошк. избирательно относятся к сверстникам, в ср. дошк. возр. появляются осознаваемые дружеские привязанности, ст. дошк. объясняют само понятие «дружба».
Культура поведения и взаимоотношений
1 этап. Накопление множества единичных фактов – упражнений в поощряемом обществом поведении.
2 этап. Объяснение детям, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих.
3 этап. Осознание детьми значимости правил этикета. Обучение конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств.
Воспитание патриотизма и гражданственности
Содержание: ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины, гамма эстетических чувств и др.
Ребенок знает о названии страны, ее географии, природе, символике, знает имена тех, кто прославил нашу Родину – задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Умственное развитие
Это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Умственное развитие
Влияют биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
От воспитания зависит, будут ли развиваться умственные способности ребенка.
Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к ребенку и к его деятельности – факторы, влияющие на развитие задатков.
Умственное воспитание
Планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Задачи умственного воспитания
Сенсорное воспитание (развитие);
Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
Становление речи;
Воспитание любознательности, познавательных интересов;
Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Сенсорное воспитание
Целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др.
Методика сенсорного воспитания
Восприятие целостного облика предмета;
Мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.);
Пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.);
Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
Повторное целостное восприятие предмета.
Как отвечать на вопросы детей
Уважительное, бережное отношение к детским вопросам.
Вникните в мотив вопроса.
Надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности.
Краткость и определенность ответа.
Задавайте встречные вопросы: «А ты как думаешь?» Предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу.
Деятельность детей
Бытовая деятельность связана с выполнением режима (название посуды, мебели, одежды, материалов, из которых они изготовлены, правила пользования этими предметами).
Игровая деятельность.
Продуктивная деятельность (трудовая, конструктивная, изобразительная).
Предметы материальной и духовной культуры
Игры, игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п.
Народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения, народные традиции, обычаи, праздники.
Краеведческие, художественные, исторические кружки.
Эстетическое воспитание
Целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Задачи эстетического воспитания
Направлены на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать худ. вкус, потребность в познании прекрасного).
Направлены на формирование худ. умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Средства эстетического воспитания
1. Эстетика быта: обстановка, отношения между людьми, речь, интонации, внешний вид человека. Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту.
2. Природа: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.
3. Искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр.
4. Художественная деятельность дошкольников: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Трудовое воспитание
Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.
Труд детей носит воспитывающий характер.
Труд близок к игре.
Ситуативный, необязательный характер труда.
Участие и помощь взрослого.
Задачи трудового воспитания
Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений).
Развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
Поручения для детей 2-3 лет
Положи ложку сюда.
Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать.
Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над грядкой, чтобы не испачкаться, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички.
Поручения в старших группах
Поливай осторожно, не лей воду на корень, он может сгнить.
Покорми рыбок, птиц, они не могут терпеть голод.
Пойди в младшую группу, пригласи малышей к нам на праздник.
Помоги Саше – он упал и испачкался.
Дежурства
Труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
Дежурство по столовой, уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия.
Способствует систематичности включения детей в труд.
Общий, совместный, коллективный труд
Общий труд - организация детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других.
Коллективный – форма организации труда, при которой дети решают трудовые и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.