Экологический кризис
Современное суперматериалистическое общество характеризуется снижением экологической устойчивости, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, и в конечном счёте самого человека.
В первой половине XX века изменения окружающей среды приобрели для цивилизации угрожающий характер, а проблема отношений общества и природы стала одной из актуальнейших проблем современности.
Последние десятилетия XX века характеризовались двумя процессами:
- углублением экологических проблем планеты;
- осмысление этих проблем человечеством.
Экология – наука о доме
«Экос» (греч. – дом), «логос» (наука). Планета Земля является домом для всего живого.
Наука «экология» возникла как раздел биологии. Именно биологи стали изучать взаимосвязи между живыми существами, их сообществами и той средой в которой они живут.
Понятие «экология» придумал великий натуралист XIX века – немецкий биолог Эрнст Геккель.
Экология основана на четырёх фундаментальных законах:
* всё связано во всём;
* всё должно куда-то деваться;
* ничто не даётся даром;
* природа знает лучше.
Глобальные экологические проблемы
До начала XX века человечество не сталкивалось с глобальными ( от лат. «globus» – шар), т. е. охватывающими всю планету, экологическими проблемами. Постепенно человек разрушал экосистемы и загрязнял окружающую среду, а природа «держала удар». И только на пороге XX века устойчивость атмосферы была нарушена. Естественные экосистемы потеряли способность регулировать состояние окружающей среды на всей планете. Поэтому XX столетие явилось веком всеобщего экологического кризиса. Глобальные проблемы порождены колоссально широким спектром воздействия человека на окружающую среду.
Общепланетарные глобальные экологические проблемы
*ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ (потепление по причине возросшей концентрации парниковых газов: углекислого, метана, оксидов азота. Молекулы этих газов поглощают тепловое излучение Земли, частично направляют его обратно, создавая парниковый эффект;
* ВЫРУБКА ЛЕСОВ (леса исчезают со скоростью 1000 га в час; зелёный покров планеты уменьшается ежегодно на 1 %; костровище не зарастает травой 6-7 лет; консервная банка разлагается в земле – 90 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло – 1000 лет);
* ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ (разрушение озонового слоя Земли – щита планеты, который защищает живые организмы от космической радиации; озоновый слой разрушается человеком);
* ЗАГРЯЗНЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА (пресная вода на Земле составляет всего 3% ; из крана за сутки может вытечь 140 л. чистой воды);
*ДЕГРАДАЦИЯ ПОЧВЫ (засоление, заболачивание земли и разрушение её структуры; вывоз плодородного слоя земли за рубеж);
*ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (почвы, воды, воздуха) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
* ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА (70 % людей в городе дышат выхлопными газами от транспорта – сажей, тяжёлыми металлами и пр.);
*ВЫРАБОТКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ создаёт экологические проблемы, связанные с потреблением каменного угля и загрязнением атмосферы;
*ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (численность населения Земли увеличилась: 1800 г. – 906 млн. чел; 1900 г. – 1,6 млрд. чел.; продолжительность жизни за этот срок увеличилась на 15-20 лет; перенаселение Земли в скором времени может привести к нехватке природных ресурсов);
* ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (многие болезни связаны с загрязнением атмосферы, плохим водоснабжением и недоброкачественными продуктами питания; по данным ВОЗ здоровье зависит: 50% - от образа жизни, 20% - от качества окружающей среды, 20 % - от наследственных особенностей организма, 10% - от развития зравохранения.
Этапы развития экологии как науки
I этап – (до 60-х гг. XIX в.) зарождение и становление экологии как науки: Аристотель, Плиний, Роберт Бойль, Карл Линней, С.П. Крашенинников, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, Ж.Б. Ламарк и др.
II этап – (после 60-х гг. XIX в.) оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний: К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, В.В. Докучаев, К. Мебиус – ввёл понятие о биоценозе, Э. Геккель и др.
III этап – (50-е гг. XX в. – до настоящего времени) превращение экологии в комплексную науку.
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ изучает устройство и функционирование многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи. Основной частью экологии как науки является общая экология с основными разделами: аутэкология (индивидуальные связи отдельного живого организма со средой), популяционная экология (популяции живых организмов), синэкология (взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой
Теоретические основы экологического образования
Основные тенденции содержания ЭО:
1) представленческая связана с акцентированием внимания на формировании системы экологических представлений;
2) отношенческая акцентирует внимание на формировании ценностного отношения к природе;
3) технологическая основана на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой (технологии США и др. стран).
Современное экологическое образование
В широком смысле ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и результат освоения определённого уровня экологической культуры и сформированный уровень индивидуального развития человека (экологическая образованность).
Учёные-исследователи: А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С. Д. Дерябо, Д.Б. Лихачёв, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, Н.Ф. Реймерс, Г.А. Ягодин, В.А. Ясвин и др.
История становления экологического образования:
* I этап – (до 1970 г.) ПРИРОДООХРАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ;
*II этап – (1970 – 1992 гг.) ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ;
*III этап – (1992 – до настоящего времени) ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
Принципы экологического образования
Экологическое образование должно подчиняться общим принципам дидактики (С.Г. Гильмиярова):
1) принцип всеобщности (обязательность ЭО на всех возрастных этапах человека);
2) принцип непрерывности (преемственность программ и технологий, последовательное развитие ЭК);
3) принцип системности (создание непрерывной системы ЭО);
4) принцип интегративности (интеграция разных областей теоретического знания и практической деятельности людей);
5) принцип гибкости и вариативности (изменение содержания ЭО, разнообразие экологических программ);
6) принцип культуросообразности (учёт национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий; региональный компонент).
Специфические принципы экологического образования
Эти принципы типичны только для данного вида образования :
*ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ (Я.А. Коменский).
Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева:
*ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ (право каждого человека на жизнь в благоприятной среде);
*ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ (построение ЭО на основе учёта достижений современной науки);
*ПРИНЦИП ПОЗИТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (проектирование результатов воздействия человека на природу, не приводящего к разрушению).
Экологическая культура как результат экологического образования
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА (Н.Н. Моисеев): *мировоззренческий аспект;
*аспект экологического профессионализма;
*аспект экологической деятельности.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ПЕДАГОГА (И.П. Сафронов):
*систематизированные научные знания о природе;
*научные знания фундаментальных проблем взаимодействия общества и природы;
*эколого-педагогические знания для организации работы с детьми.
ОТНОШЕНИЕ РЕБЁНКА К ПРИРОДЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, субъективно и выражается в поступках, практических действиях и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.).
Значимой характеристикой отношения является осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями, ко всему должны «подключиться» личностный смысл, понимание, осознание происходящего.
К сожалению, отношение к природе современного человека не может обеспечить её сохранение и устойчивое существование на планете сообщества природы и людей.
Формирование положительного отношения дошкольников к природе
Новым типом отношения к природе в современном обществе должно стать субъектно-этическое отношение, характеризующееся личностной установкой на партнёрское взаимодействие с живыми объектами природы.
Важнейшим компонентом такого отношения является поступок.
Формирование у ребёнка субъектно-этическоего отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическую сферы личности.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В педагогических исследованиях З.П. Плохий, С.Н. Николаевой, В.Д. Сыч, И.А. Комаровой, В.Г. Фокиной и др. выявлен ряд оснований педагогической работы с дошкольниками по формированию отношения к объектам природы:
Первоосновой возникновения у ребёнка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней.
Визуальное и практическое взаимодействие ребёнка с живыми объектами природы.
Отношение формируется к конкретным объектам и явлениям природы, которые входят непосредственно в пространство жизнедеятельности ребёнка.
Личностное (субъективное) отношение ребёнка к природе появляется на основе интереса к объектам, событиям, процессам, происшествиям, с которыми его знакомит педагог, т.е. на основе экологических знаний.
Отношение ребёнка к объектам и явлениям природы формируется только на основе чувств и эмоций – чувственные впечатления порождают личностные переживания, которые преобразуются в отношение.
Появление у ребёнка эмоционального интереса сопряжено с поиском эффективных педагогических средств, форм, методов, способов и приёмов, вызывающих у детей личностные переживания.
Отношение к природе может носить разные оттенки: бережное, познавательное, эстетическое, осознанно-правильное, экономно-бережное.
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Метод обучения – система последовательных способов взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.).
Ю.К. Бабанский в своей классификации выделяет три группы методов:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации;
методы контроля и самоконтроля.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Создание эколого-развивающей среды.
2. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
3. Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
4. Метод моделирования.
5. Метод проектов.
6. Игровой метод (игровые обучающие ситуации)
2. Совместная деятельность
педагога и ребёнка
Ведущей формой совместной деятельности является создание и поддержание необходимых условий для обитателей уголка природы.
Младший возраст: в совместной деятельности дети больше наблюдают, чем практически исполняют; воспитатель является образцом взаимодействия человека с природой.
Старший возраст: в совместной деятельности возрастает степень самостоятельности детей; дети делают всё сами, а воспитатель им помогает; дежурство в уголке природы.
3. Наблюдение за объектами природы
В дошкольном возрасте наблюдение является важным методом познания природы ( Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.)
Целенаправленные наблюдения дают детям возможность:
* сформировать конкретные и обобщённые представления;
* научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В высшем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Форма восприятия и наблюдения зависят от его содержания, вне смыслового контекста их рассмотрение бессмысленно.
Самостоятельные наблюдения определённого содержания повышают интерес ребёнка к природе, создают условия для применения экологических знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников (длительно-систематические наблюдения): Т.Н. Дружинина, Л.С. Игнаткина, Т.В. Христовская и др.)
Циклические наблюдения предполагают знакомство детей с сезонной жизнью растений (различное состояние деревьев и кустарников; циклы наблюдений за жизненными проявлениями животных и др. обитателей уголка природы. Это позволяет формировать у детей сначала общих связей живого организма со средой обитания, затем – дифференцированных, отражающих специфические формы приспособленности к ней.
Методика проведения наблюдений за объектами природы
Цель наблюдения достигается лишь тогда, когда дети видят особенности строения, поведения животных, их связи со средой обитания.
Организационно-методические особенности проведения наблюдений
1. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени.
2. Преобладание визуального источника над словесным(рассматривание объекта; вопросы и короткие пояснения).
3. В наблюдениях должны принимать участие все дети.
4. В наблюдении могут участвовать от 3-15 детей.
5. Педагогу важно опираться на биологические особенности и видовую специфику животных и растений.
Метод моделирования –
это эффективное средство формирования разнообразных знаний и навыков, которое оказывает положительное влияние на интеллектуальную сферу детей; с помощью пространственных и графических моделей совершенствуется ориентировочная деятельность; формируются интеллектуальные, перцептивные и практические действия детей (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец).
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ:
* иконические модели (сходство с натурой);
* модели отдельных животных (изучение приспособленности живого организма к сере обитания);
* моделирование признаков растений Н.И. Ветровой (модель-шкала: цвет, величина, характер поверхности и пр.);
* сенсорная модель (модель-полоска, отображающая варьирующие признаки растений);
*модели, воспроизводящие характер сцепления отдельных компонентов комплекса «животное-среда»;
*графическое моделирование – пространственно-временной тип, представленный серией графических изображений объекта природы на разных этапах его преобразования, (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская и др.).
Типы графических моделей:
Календарь наблюдений за явлениями природы.
Календарь наблюдений за погодой.
Календарь наблюдений за птицами во время зимней подкормки (в течении 2-х недель дети отбирают карточки с изображением наблюдаемых птиц, а затем изображают символически).
*графическая модель роста и развития животного.
Игровой метод
Оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуаци (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач на экологических занятиях, в процессе наблюдений, прогулки и пр.
ИОС первого типа – использование игрушек-аналогов, которые изображают разные объекты природы.
ИОС второго типа – использование кукол, изображающих персонажей разных литературных произведений (Буратино, синьор Помидор, Незнайка, Петрушка, Лесовичок и др.)
ИОС третьего типа – разные варианты игр в путешествие: «Экспедиция в ….», «Поездка на …», «Путешествие к …» и др. как вид игры с прямым обучением детей и передачей новых экологических знаний о природе.
Типы экологических занятий в ДОО
Занятия первично-ознакомительного вида. Обязательное использование дидактических пособий для формирования правильных представлений о природе.
Занятия углублённо-познавательного вида. Закрепление, уточнение и расширение представлений о природе.
Занятия обобщающего вида. Выделение ряда значимых (существенные и характерные) признаков объекта природы.
Занятия комплексного вида (Н.А. Ветлугина и др.) состоят из трёх частей: 1) уточнение и обобщение представлений об объекте природы; работа с календарём природы; 2) выставка произведений художников, переживание красоты; 3) художественно-продуктивная деятельность детей.
Формы экологического образования детей
1. Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка ДОО.
2. Заполнение календарей (природы, погоды и пр.).
3. Непосредственное общение ребёнка с природой – взаимосвязанные мероприятия, которые учат детей духовному контакту с растениями и животными.
Комплексные и развлекательные мероприятия:
Поход влияет на нравственное воспитание ребёнка, учит бережно относиться к природе и её объектам.
Экскурсия позволяет получать ребёнку экологические знания в естественной обстановке. Виды: на естественные объекты (сквер, парк, водоём и пр.); на сельскохозяйственные объекты (огород, ферма, сад и пр.).
Природоохранные акции как экологическая пропаганда среди родителей.
Экологические праздники, досуги и развлечения. Положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
Диагностика экологической образованности детей
Систематическое наблюдение педагога за каждым ребёнком является диагностической деятельностью, в которой можно выделить следующие аспекты:
НАБЛЮДЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ – осмыслить увиденное и дать ему педагогическую оценку.
АНАЛИЗ – установить причины, почему поведение или действия ребёнка отличаются от нормативного поведения в природе.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – экстраполяция данных, полученных в результате сопоставления действий ребёнка, его поведения в природе и пр.
КОРРЕКЦИЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА) – индивидуальная и совместная деятельность педагога и ребёнка по формированию основ экологической культуры.
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
НАБЛЮДЕНИЕ за поведением ребёнка – основной метод педагогической диагностики, которым можно пользоваться постоянно.
ОПРОС – метод получения первичной социологической информации с целью получить ответы на факты, события, мнения и т.п. (продумать вопросы).
Среди видов опроса существуют письменные и устные.
АНКЕТИРОВАНИЕ – групповое или индивидуальное. Анкета – это система вопросов, имеющая строгую структуру: вводная часть, основная часть, паспортичка (вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых).
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – беседа интервьюера и респондента, применяемая для уточнения проблемы.
Диагностика экологической культуры детей
Критерии освоения детьми познавательных умений (по Т.А. Серебряковой): наличие основных познавательных умений (возможности и возрастные особенности); степень самостоятельности.
Критерии сформированности у детей трудовых умений и навыков: владение способами труда; качество и результативность труда в природе; степень самостоятельности в труде.
Критерии сформированности у детей отношения к природе: устойчивый интерес с природе; потребность в общении с природой; способность положительно-эмоционально реагировать на объекты природы; проявление гуманных чувств при взаимодействии с природой (сочувствие, сопереживание, эмпатия).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.