1. Произведите целостный анализ любого художественного текста, изучаемого в начальной школе.
Сказка В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
1. Прочитайте 1-ю и 2-ю части сказки. Ответьте на вопросы: где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг? Прочитайте моменты, которые раскрывают характер лягушки.
Ответы детей:
Лягушка жила на болоте, но захотела посмотреть юг, так как там много комаров и мошек.
Характер лягушки
И когда́ та́ рассказа́ла е́й о ю́ге, то лягу́шка пришла́ в восто́рг, но в конце́ всё-таки спроси́ла, потому́ что была́ осторо́жна:
— А мно́го ли та́м мо́шек и комаро́в?
— О́! це́лые ту́чи! — отвеча́ла у́тка.
— Ква́! — сказа́ла лягу́шка и ту́т же оберну́лась посмотре́ть, не́т ли зде́сь подру́г, кото́рые могли́ бы услы́шать её и осуди́ть за ква́канье о́сенью. Она́ уж ника́к не могла́ удержа́ться, что́бы не ква́кнуть хоть ра́зик.
— Возьми́те меня́ с собо́й!
— Э́то мне́ удиви́тельно! — воскли́кнула у́тка. — Ка́к мы тебя́ возьмём? У тебя́ не́т кры́льев.
— Когда́ вы лети́те? — спросила лягушка.
— Ско́ро, ско́ро! — закрича́ли все́ у́тки. — Кря́, кря́! кря́! кря́! Тут хо́лодно! На ю́г! На ю́г!
— Позво́льте мне́ поду́мать то́лько пя́ть мину́т, — сказа́ла лягу́шка, — я сейча́с верну́сь, я наве́рно приду́маю что́-нибудь хоро́шее.
2. Прочитайте 3-ю часть. Расскажите, какой метод передвижения придумала для себя лягушка. Ответьте точными отрывками текста: что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой? Какие неудобства полета возникли во время путешествия?
И она́ шлёпнулась с сучка́, на кото́рый бы́ло сно́ва вле́зла, в во́ду, нырну́ла в ти́ну и соверше́нно зары́лась в не́й, что́бы посторо́нние предме́ты не меша́ли е́й размышля́ть. Пя́ть мину́т прошло́, у́тки совсе́м бы́ло собрали́сь лете́ть, как вдру́г из воды́, о́коло сучка́, на кото́ром она́ сиде́ла, показа́лась её мо́рда, и выраже́ние э́той мо́рды бы́ло са́мое сия́ющее, на како́е то́лько спосо́бна лягу́шка.
— Я приду́мала! Я нашла́! — сказа́ла она́. — Пусть две́ из вас возьму́т в свои́ клю́вы пру́тик, а я́ прицеплю́сь за него́ посереди́не. Вы́ бу́дете лете́ть, а я́ е́хать. Ну́жно то́лько, что́бы вы́ не кря́кали, а я́ не ква́кала, и всё бу́дет превосхо́дно. Хотя́ молча́ть и тащи́ть хо́ть бы и лёгкую лягу́шку три́ ты́сячи вёрст не бо́г зна́ет како́е удово́льствие, но её у́м привёл у́ток в тако́й восто́рг, что они́ единоду́шно согласи́лись не́сти её.
3. Прочитайте 4-ю часть. Скажите, по какой причине смелой путешественнице не удалось добраться до теплых краев. Какие черты характера помешали ей? О чем она рассказывала своим новым друзьям?
Лягушка захотела, чтобы все узнали о ее находчивости и сообразительности, поэтому она разжала рот и закричала «Э́то я́! Я́!» Она́ рассказа́ла и́м чу́дную исто́рию о то́м, как она́ ду́мала всю́ жи́знь и наконе́ц изобрела́ но́вый, необыкнове́нный спо́соб путеше́ствия на у́тках; как у неё бы́ли свои́ со́бственные у́тки, кото́рые носи́ли её, куда́ е́й бы́ло уго́дно; как она́ побыва́ла на прекра́сном ю́ге, где та́к хорошо́, где таки́е прекра́сные тёплые боло́та и та́к мно́го мо́шек и вся́ких други́х съедо́бных насеко́мых.
4. Как бы вы ответили на вопросы: что вам нравится в поведении и характере лягушки? Какие высказывания лягушки не вызывают вашего одобрения? А как автор относится к героине? Можно ли сказать, что люди тоже имеют отдельные достоинства и недостатки, которые характерны для главного действующего лица сказки — лягушки? Для чего Гаршин рассказал нам эту историю про лягушку?
Лягушка любознательная, сообразительная, но в то же время хвастливая и болтливая. Автор смеется над лягушкой. Люди тоже могут быть хвастливыми и болтливыми. Гаршин рассказал эту сказку, чтобы люди поменьше хвастались, потому что это может плохо кончится.
2. Знать определения следующих понятий:
Образ – это визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Типология образов. В искусстве и литературе много различных образов. Среди них мы можем выделить следующие разновидности по содержанию, которое в них выражено:
1. Это образы людей (Гамлет Шекспира, Дон Кихот Сервантеса). Среди образов выделяются характеры, т.е., лица, предстающие перед нами во всем многообразии своих свойств, но вместе с тем обладающие одной или несколькими ведущими чертами.
2. Образы животных и растений тоже могут выражать характеры и свойства человека. (Басни Крылова, сказки Салтыкова-Щедрина).
3. Это могут быть образы вещей или предметные образы (скатерть-самобранка, ковер-самолет).
Образ может различаться и с точки зрения художественного метода: романтический, реалистический, сентиментальный. Образ может различаться и по принадлежности к литературному роду: эпический, лирический, драматический.
Персонаж – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п.
Действующее лицо – персонаж литературного произведения. Основная идея романа развита в главном действующем лице.
Эпизодическое лицо – персонаж-который появляется на сцене один или несколько раз
Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
Типизация, «литературный тип» и его виды. Литературный тип – это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Тип – это такой характер, в котором содержится социальное обобщение.
То есть литературный тип отражает те черты, которые свойственны для некоторых героев, схожих друг с другом мировоззрением, жизненной позицией манерой социального поведения, представлением о счастье и т.д.
Каждое время рождает свои типы героев – характерных представителей этой эпохи. А писатели выбирают этих героев и изображают в произведении для того, чтобы отразить колорит эпохи, дух времени, охарактеризовать поколение, продемонстрировать социальные противоречия. То есть герой, который представляет определённый литературный тип, становится объектом исследования писателя, а его использование способствует раскрытию авторского замысла.
Литературные типы сменяют один другой. Например, на смену «лишнему человеку» (Чацкий, Онегин, Печорин) пришёл «новый человек», воплотившийся в герое «Отцов и детей» И.С.Тургенева – в Базарове.
Соотношение «типа» и «образа»; виды художественной типизации жизненных явлений и характер их оценки писателем.
Художественный образ - воплощенное, материализованное авторское представление, обладающее рядом свойств: условностью, двойственной природой, способностью к типизации, уникальностью, самодостаточностью, целостностью и т.д.
Типизация – это такое изображение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболизированное) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Как продукты творческой типизации художественные образы отличаются от фактографических, документальных образов публицистики, мемуаров и т.д. Типизация может привести к нарушению жизнеподобия в изображении: гиперболе, гротеску, контрасту, которые способствуют выявлению, обнаружению сущности явления жизни в произведении. Это заметно в повести «Нос» Гоголя, романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, в «Путешествии Гулливера» Свифта.
Способы и приемы типизации;
Важное свойство художественного образа – эмоциональность. Создавая в своем произведении типическое, автор выражает свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением деталей образа, внешними средствами изображения – художественной речью, мимикой, жестами, очертаниями, красками. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей. Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева огромная семантическая нагрузка ложится на отдельную деталь:
Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их, - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, художественный образ может порождать различные толкования, включая такие, о которых не помышлял автор. Еще Шеллинг в работе «Система трансцендентального идеализма» заметил, что истинное произведение искусства «содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований…» (К примеру, стихотворение И.Анненского «Смычок и струны»).
Образ существует объективно, как «вещь в себе». Однако, становясь элементом сознания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.
Литературный род – это категория систематики литературоведения, объединяющая и различающая произведения по излагаемым в них предметам познаваемого или изображаемого объекта, а также по речевой организации первых.
Вид – группа типологизации (не путать с «типизация») в литературоведении, которая выполняется в пределах категории литературного рода.
Жанр – исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств.
Основные жанры эпоса, лирики, драмы
Эпос |
Лирика |
Драма |
Басня |
Гимн |
Водевиль |
Былина |
Инвектива |
Драма |
Легенда |
Мадригал |
Комедия |
Новелла |
Ода |
Мелодрама |
Очерк |
Песня (песнь) |
Скетч |
Повесть |
Послание |
Трагедия |
Рассказ |
Романс |
|
Роман |
Сонет |
|
Сказка |
Стансы |
|
Эпопея |
Стихотворение |
|
|
Стихотворение в прозе |
|
|
Элегия |
|
|
Эпиграмма |
|
|
Эпитафия |
|
Тематика художественного произведения:
Главная тема – это то, что положено в основу.
Частная тема – что личная, одного героя или узкого круга лиц, а основная - это весь замысел произведения
Тематический мотив – это компонент произведения, обладающий повышенной значимостью.
Тема и проблема, характер их взаимодействия
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни – это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме).
Идейное содержание произведения:
Идейный замысел – это основная мысль художественного произведения.
Частная идея – это содержательно-смысловая целостность художественного произведения как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором.
Главная идея – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения.
Композиция» художественного произведения. Понятие о «сюжете» и «фабуле». Особенности композиционной организации текста в эпосе, лирике и драме. «Внесюжетные элементы», их идейно-художественная функция. «Композиционные приемы», их виды.
Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.
Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений (тема повествования).
Сюжет – система событий, действие произведения, упорядочивает мир в его временной протяжённости.
Сюжеты: Концентрические (причинно-следственная связь), (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), хроники (цепь эпизодов, часто включающая в себя концентрические микросюжеты).
Фабула + мотивы поведения персонажей = сюжет. Сюжет + описания и отступления автора = текст.
Виды композиционной организации произведения:
1. Сюжетный вид - то есть фабульный (эпос, лирика, драма)
2. Несюжетный вид - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных творческим методом модернизма и постмодернизма)
Сюжетный вид композиционной организации произведения бывает двух типов:
1. Событийный (в эпосе и драме)
2. Описательный (в лирике)
Традиционная классификация:
Прямая (линейная, последовательная) – события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Художественная речь и ее основные признаки: система прямых значений слова; художественные тропы; синтаксис поэтической речи, фигуры поэтического синтаксиса; звуковая организация речи, звуковые повторы, их виды;
Художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п. Художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, объективного, логико-понятийного отражения действительности в научной речи.
Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, своё понимание или осмысление того или иного явления. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.
Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.
В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицироваанного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый...» Варианты авторского порядка слов - разнообразны, подчинены общему замыслу. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.
«Стих» и «проза», основные признаки стихотворной речи. Системы стихосложения: античная, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая. «Рифма», виды рифм. «Строфа», способы рифмовки в ней
Стих (др.-греч. στχος – ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
· художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
· строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.
1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех слогов.
2. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Она характерна для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. К ним относятся русский, украинский, немецкий и некоторые другие языки. Как известно, ударения бывают трех видов: грамматическое выделение голосом гласного звука в слове (вода), логическое выделение голосом определенного слова в предложении и ритмическое - выделение голосом определенных речевых единиц, придающих речи музыкально-ритмический характер.
3. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. Она характерна дня тех языков, в которых гласные звуки произносятся полнозвучно и между ударными и безударными нет большой разницы, а слова имеют постоянное ударение. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский, французский.
4. Силлабо-тоническая система. В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.
Рифма (др.-греч. υθμς «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов, концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифма помогает читателю ощутить интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.
Строфа – сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмой. Изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из 2-х и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.
Проза – устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки – стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.
Литературный процесс – жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах.
Метод – это совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, изображая художественные образы и явления жизни.
Направление – совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода.
Течение – творческое единство писателей, близких друг к другу по своей идеологии, пониманию жизни и отношению к существенным её явлениям, что определяет повторяющиеся в их произведениях идейно-художественные особенности: отбор жизненных явлений и их освещение, построение сюжета, черты характера, которые они считают типическими, художественные средства, к которым они постоянно обращаются, особенности языка.
Школа – это профессиональная близость группы писателей. ... Пулинець под школой понимают «тенденции, идейно-художественные особенности, манеру письма, свойственны литераторам, находящихся под значительным влиянием великого писателя, своего современника или предшественника.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ — начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.
Сентиментализм (от английского sentimental — чувствительный, от французского sentiment
— чувство) — литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда — интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).
Романтизм — художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.
Реализм (от латинского realis — вещественный, действительный) — метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
3. Ответьте на вопросы и выполните задания:
1. Что такое книга? Подготовьте список образных определений, которые давали КНИГЕ разные авторы. Обдумайте все эти определения и попробуйте самостоятельно извлечь из них рациональное зерно: ответьте, в чем же сходятся все эти мыслители, определяя сущность книги как явления, и почему понятие «книга» так трудно определить?
Испокон века книга растит человека. Народная мудрость.
Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. Виктор Астафьев, российский писатель (1924-2001).
Книги — корабли
мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон, английский философ (1561-1626).
Хорошее чтение — благородное дело, требующее от человека больших усилий, чем любое из принятых ныне занятий. Генри Дэвид Торо, американский писатель, мыслитель (1817-1862).
Книга — великая
вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Александр Блок, русский поэт (1880-1921).
Книги — лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят. Альфонс Додэ, французский писатель (1840-1897).
Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Алишер Навои, узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель (1441-1501).
2. Каковы основные функции книги? Чтобы не ошибиться и не сузить основную функцию (назначение) книги, рекомендуется выполнить задание №2.
Представив роль чтения классической художественной литературы в духовном пространстве современного человека, мы можем выделить и основные функции данного рода деятельности, направленные на непосредственное формирование личности.
Познавательная. Эта функция, безусловно, самая очевидная: она проявляется в способности художественной литературы «обогащать» человека определенными знаниями: о мире, о природе, о людях и т.д. Кроме того, в процессе прочтения определенной книги осуществляется и самопознание личности. Самопознание, наряду с самовоспитанием и самообразованием – основные моменты в формировании мировоззрения. При формировании личности рассматриваемый процесс проявляется в осознании «духовного Я»: своих психических и нравственных качеств. Основное, что получает читатель в процессе общения с книгой – это, на наш взгляд, языковое знание.
3. Какие знаковые системы языка книги детям надо освоить (т.е.научиться различать в книге и самостоятельно использовать) при обучении чтению в начальной школе?
- Что такое «зрительный ряд»?
- Назовите компоненты второй значимой системы языка хорошей детской книги.
- Каковы компоненты третьей системы книжного языка?
- Что такое «круг чтения» современного младшего школьника?
- Что такое: «Золотой фонд» детских книг?
Первой операцией чтения является зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов). Известно, что глаз является одновременно и сенсорным, и моторным органом. В зависимости от конкретной цели при решении зрительных задач отношения между сенсорным и моторным компонентами могут меняться. Каждый из них выступает в роли то ведущего," то обслуживающего. По словам Я. А. Меерсона, «сенсорный и моторный компоненты процесса зрительного восприятия настолько нераздельно связаны между собой в единую функциональную систему, что любая попытка их изолированного исследования может быть оправдана только как чисто аналитический прием изучения отдельных сторон работы зрительной системы человека».
При обучении чтению ребенок, прежде всего, знакомится со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение узнавать (идентифицировать) каждую из них является обязательным условием овладения навыком чтения. Буквы русского алфавита представлены плоскостными геометрическими объектами, обладающими разной степенью сложности для восприятия, заучивания и узнавания. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все печатные буквы русского алфавита состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная прямая, овал, полуовал. В такой ситуации смыслоразличительное значение может иметь каждый элемент буквы, а также его расположение в пространстве.
Содержание круга детского чтения зависит от:
1. От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка), определенному виду литературы(поэзия), к определенному автору и книге. Запомнившиеся им произведения дети могут слушать без устали.
2. Особую роль в формировании круга детского чтения играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку младший школьник ни особо богат знаниями, ни обширной информацией, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литературе. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.
3. От состояния и уровня развития самой литературы. Предпочтение реалистической литературе в 50- 80-е гг. ХХ в. отдавалось детьми потому, что иная литература в те годы не издавалась.
4. Попытка вернуть в детское чтение игровые произведения обэриутов не увенчалась успехом: их стихи переизданы не были.
5. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя. 6. От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения [1].
Большое влияние на формирование круга детского чтения оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения, мы обязательно должны думать о формировании позитивных эмоций ребенка, его позитивной деятельности в результате осмысления содержания произведения. Создание круга детского чтения предполагает руководство детским чтением.
По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необходимости квалифицированной помощи ребенку. Детский круг чтения не может и не должен быть одинаковым. Наряду с чтением, содержание которого зависит от образовательной программы. Выполняемой в учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение – это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.
«Золотой фонд» детских книг – это часть возможного для младших школьников круга чтения, отражающая такой опыт, о существовании которого должен получить представление каждый ребенок, чтобы при необходимости им немедленно воспользоваться. Другими словами, «золотой фонд» детских книг – это содержательное ядро детской литературы, в высокой нравственно-эстетической ценности которого общество уверено и поэтому старается всеми доступными средствами и способами обратить на него внимание юных граждан – будущего страны..
Методический практикум
Обдумайте все имеющиеся в вашем распоряжении образные и специальные определения книги и ответьте, в каких же главных значениях выступает книга для учителя, который получает неграмотного ребенка (да не одного, а целый класс) и должен сформировать из каждого своего ученика читателя.
Чтобы не ошибиться и не сузить основную функцию (назначение) книги, рекомендуется сделать следующее:
- внимательно перечитайте образные определения, которые даны книге знаменитыми мыслителями;
- выпишите из этих определений (лучше в столбик) все синонимы слова «книга»;
- подберите к каждому синониму глагол, обозначающий наиболее характерное действие, свойственное объекту, названному этим синонимом;
- перечитайте и обдумайте полученную запись;
- попробуйте обобщить и выразить результат ваших размышлений в каком-то одном предложении, словосочетании или слове.
Уметь читать книгу – это значит:
- видеть и воображать читаемый текст,
- слышать и осознавать прочитанный материал,
- понимать прочитанный текст.
Заполните пропуски и вы получите действия, составляющие сущность чтения-общения.
Рассмотрите с позиций языка книги «Библиотечку младшего школьника» и наиболее распространенные современные детские издания, в том числе детские журналы.
- Какие плюсы и минусы вы обнаружили?
- Что можете и должны потребовать от издателей в помощь ребенку-читателю?
Обсудите результаты проделанной работы на занятии.
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Данные о детском чтении.
Любят читать-43% младших школьников и 17% старших.
Не любят читать-8% младших школьников и 17% старших.
Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением. Национальная программа в этой связи предусматривает: - изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение читательской компетентности и информационной компетентности личности;
- разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети престали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, прочём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.
ЗАДАНИЕ№2
Составьте упражнение по ориентировке в книгах для начального этапа обучения.
При этом можете использовать любые детские книги.
О.В. Кубасова. Упражнение по ориентировке в книгах на уроках внеклассного чтения.- НШ.-1987 - №10.
1. Упражнение по ориентировке в книге. Может быть организовано следующим образом: Кто из вас рассмотрел выставленную у доски книгу? Как она называется? Покажите, где это написано. Кто обратил внимание, одно в этой книге произведение или несколько? Я прочитаю вам первое из них. Какое? Как это можно быстро установить? Куда надо посмотреть? Как вы думаете, о ком я буду вам читать? Почему вы так думаете?
2. Упражнения с группой книг:
1) Определение темы и (или) жанра группы книг. По выставленным у доски книгам дети должны определить, о ком (о чем) и (или) что — сказки, рассказы, стихи — будет прочитано на уроке внеклассного чтения. Обучающиеся последовательно называют каждую книгу (фамилию автора и заглавие) и обосновывают свое мнение.
2) Выбор книги из ряда предложенных. Для составления и проведения этого упражнения учитель выбирает два (реже — три) из следующих признаков: тему книги; (жанр; фамилию автора (фамилия не называется, а указывается, встречались ли произведения этого писателя на уроках чтения — классного и внеклассного, или нет); наполняемость книги. Сочетание тех или иных признаков зависит от характера подобранных для упражнения книг. Обучающиеся, следуя предложенным учителем ориентирам, должны из ряда книг выбрать одну (именно она и будет прочитана на уроке).
3) Дополнение книжной выставки одной или несколькими книгами. Выставка книг озаглавливается, после чего учитель показывает еще одну или несколько книг и предлагает детям ответить на вопрос, можно ли ту или иную книгу поставить на выставку и почему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.