Государственное Бюджетное Общеобразовательное
учреждение лицей № 144 Калининского района Санкт-
Петербурга
Классный час «Тепло родного
очага»
Работу
выполнила:
Александрова Д.
Н.,
классный
руководитель 4 «Г» класса
в рамках участия в
конкурсе
«Свобода.
Творчество. Фантазия.»2015
«ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»
Пояснительная записка.
Мероприятие проводится с целью формирования культуры
общения детей и родителей, укрепления толерантности и
солидарности в семьях обучающихся. Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
▪ создавать благоприятные условия для общения родителей
с детьми;
▪ способствовать укреплению интереса к совместному
проведению досуга;
▪ содействовать развитию семейного творчества и
сотрудничества семьи и школы.
▪показать значение семьи, домашнего тепла;
▪ формировать у обучающихся представления о семье, как о
людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
▪воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью,
желание заботиться о близких людях;
▪формировать положительное отношение, уважение к
традициям и культуре своего народа;
▪совершенствовать семейное творчество и сотрудничество
семьи и школы;
▪продолжить работу по сплочению классного коллектива,
коллектива обучающихся и родителей, с
▪развивать речь, умение рассуждать;Участники: классный руководитель, воспитанники 4 «Г»
класса, родители детей.
Подготовительная работа:
1. За 2 недели организуется оформление книги-презентации
«Наши имена». Дети проводят исследовательскую работу по
теме «Моя фамилия».
2. За 2 недели родителям и детям предлагается домашнее
задание: составить рассказ о семейных традициях. Для этого
классный руководитель просит организовать поиск
старинных вещей, документов, хранящихся в семьях. Дети
совместно с родителями готовят рассказ о семейной
реликвии, о тайнах которые она таит в себе.
3. Выполнение домашнего задания: составление
родословных семей воспитанников.
4. Выполнение домашнего задания: составление и описание
фамильных гербов. Воспитанники вместе с родителями
придумывают семейный герб.
5. Конкурс рисунков.
6. Некоторыми детьми выполняются исследовательские
работы: «Русская печь», «Традиционная русская кухня», «
Русский костюм»
Оборудование: презентация «Тепло семейного очага»,
кухонная утварь, народные костюмы. блюда русской кухни,
раздаточный материал (ребусы, таблицы, …), музыкальное
сопровождение (песня «Родительский дом», песня «Аист на
крыше», песня (-) « Как родная меня мать провожала»)
Плакаты:
● «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,
● «Когда семья вместе, так и душа на месте»,
● « Родительский дом - начало начал»
Классный час проводится в форме праздника-конкурса.Добрый день дорогие ребята, уважаемые родители и гости.
Прежде чем начать наш классный час, хочу всех
поприветствовать, передать частичку своего позитивного
настроения. Очень хочется, чтобы каждый из Вас хоть что-то
унёс с собой. Пусть наша работа будет плодотворной, и
спустя час скажем дружно: « Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались!»
Танец: «Аист на крыше»
Ведущий 1:
Что за птицы здесь метались?
И символом чего они являлись? (ответы детей)
Аист считался символом благочестия и сыновней
почтительности, новой жизни, счастья.
Ведущий 2:
Давайте же построим дом!
Пусть будет всем уютно в нем
Ведь наша тема так мила:
«Тепло родного очага»
Учитель: Объясните значение каждого слова темы.Тепло - называется нагретое состояние воздуха, помещения,
предмета.
Родной - дорогой, милый сердцу. Ласковое обращение.
Очаг-
Устройство для разведения и поддерживания огня
поддерживать огонь в очаге.
Место, откуда что – нибудь распространяется ( очаг
пожара, очаг войны, очаг инфекции)
Домашний ( семейный очаг) – родной дом, семья.
Ведущий 2. Именно вокруг очага люди стали
устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить
дом. В современном мире очаг заменили отопительными
батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать
– семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом,
родные люди, родная семья. Что может быть дороже?
Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие
нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло
родного очага.
Ведущий 1.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Работа по группам:
Лиза: Чтобы было тепло, чтобы нас не тревожили ветер,
дождь, непогода, нужны теплые стены, крыша и прочный -
прочный фундамент.
Ведущий: Так, давайте, построим фундамент, стены. А
сможете вы выстроить их прочными, если разгадаете
ребусы.
Команда «Строители» (разгадывают ребусы)
А чтоб другие не скучали
Задания мы тоже им раздали.Ведущие:
В этом нам тепло дому
Не приготовить ли еду?
А на чём готовить будем?
Команда «Печники»
Даша: Ясно на чём, на печи. У нас и предложение
составилось. «Печь нам как мать родная», — говорили в
старину.
Если в доме нет печи
Не испечь и калачи
Коль сложил печник нам печь
Пироги спешу испечь
Вспомните историю. В далекие времена в семьях наших
бабушек и прабабушек - очагом являлась печь.
Что дает она человеку? (Ответы детей)
В каких сказках встречается? (Ответы детей)
Какие традиции связаны с ней? (новая семья брала к своему
очагу угли из старого родительского дома). Печка-…..
В русской традиционной кухне выпекается
преимущественно так называемый кислый хлеб, то есть с
добавлением закваски. Русские – большие мастера печь
пироги.
«Не красна изба углами, красна пирогами», - гласит
пословица.
К традиционным блюдам русской кухни относят: блиночки,
куличи и пасху, караваи, кисели, варенья и соленья, каша,
щи, квас, чай .
«Щи да каша – пища наша».
Команда «Гостеприимные хозяева»Ведущий: Команда сервировала стол.
Сластей много на столе
Ждём гостей: оделись все
Одежда на Руси
Национальная одежда – это книга, из которой можно много
узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в
жизни русского крестьянина либо завершали какой-то
период, либо предшествовали следующему важному этапу.
К праздникам, конечно же готовились. Для начала,
одевались. Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны,
кафтаны, шушуны и юбки. По количеству сундуков и нарядов
судили о богатстве хозяев дома.
Ткани, из которых шились костюмы были в основном
домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только
шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.
Каждая губерния России имела свои орнаменты, цвета,
отделку, формы и фасоны. Основу любого русского костюма
составляла рубаха. Она была широкой, украшалась и
обязательно подвязывалась кушаком.
В южно-русском женском костюме самой главной деталью
была понева. Она одевалась поверх рубахи, далее шел
передник и завершал костюм, головной убор. Главной
частью северорусского женского костюма был сарафан из
холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей,
шелка или парчи. Украшали сарафаны вышивкой,
различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Основными частями мужской одежды являются рубаха и
порты(штаны).
Порты были темных расцветок, их заправляли в сапоги,
обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Онучи -
кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх
которого одевали лапти и перевязывали веревками.Кушак, или пояс - обязательный и очень важный атрибут
женской и мужской одежды. Они выполняли много разных
функций-служили показателем благосостояния своего
владельца.
Хватит наряжаться, пора гостей встречать
Ешьте русскую еду
Я вам блинов ещё спеку
Блинчик сладенький манит
На печи чаёк кипит.
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушки, дед, папа с мамой и я,
Мы называется вместе семья.
Ведущие:
- Какую цифру обронили аисты в танце? (Цифру семь).
-Как вы думаете, почему? (В слове «семья» есть число
7).
-Число 7 – необычное, это магическое число:
7 - правящих платен
7 - цветов радуги
7 - чудес света
7 - нот гаммы
7 – основных членов семьи
Назовите всех членов семьи.(2 бабушки, 2 дедушки, мама,
папа, ребёнок)
Как порой тяжело расставаться с членами семьи. И здесь мы,
порою, учимся ждать.Песня «Как родная меня мать..»
Иногда учимся помнить или верить в чудо.
Ведущий 2.
Всё начинается с семьи.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
Да, и окно с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Команда «Распределители обязанностей в семье».
Чьими стараниями достигается уют и тепло в семьях? Как
распределяются обязанности?
А теперь дадим советы,
Как помочь маме, папе, деду.
Ребята зачитывают распределение обязанностей.
Чтоб семьи наши не страдали
Мы здесь пословицы собрали
Семья, куча, страшна, туча.
Семья в куче – не страшна туча.
Дети, тягость, радость.
Дети не в тягость, а в радость.
Дом, вести, рукав, трясти.
Дом вести – не рукавом трясти.
Семья, клад, лад, не нужен.Не нужен клад, когда в семье лад.
Семья, место, душа, вместе.
Когда семья вместе, так и душа на месте
Представитель команды «Распределители обязанностей в
семье»
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы –
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у
большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то
любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей.
Одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и
жуках, есть спортивные семьи и … Они нам расскажут о
своем увлечении. Слово предоставляется семье...
Команда «Разрешение конфликтов»
Наша команда создавала «Правила техники безопасности» в
конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье.
Раньше к дому и семье относились с большим уважением.
Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело.
Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас
есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними
мы связаны незримыми нитями. Мы составляли родословное
дерево, и если перевернуть рисунок с ним, то вверху
окажется корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У негокрепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и
чтит.
Чтит - уважает, мирится с недостатками. Как же семье жить
без конфликтов?
Мы предлагаем следующее: ( мнения родителей)
Представитель команды «Разрешение конфликтов»
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семенном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Песня «Родительский дом».
Рефлексия: У каждого из вас в руках солнышко.
- Символом чего оно является?
- Давайте подведём итог нашей встрече, а для
этого допишем на солнышке фразу: «Семейный очаг
согреет, если …».
Читаются фразы.
Самые яркие дарим гостям и родителям, одно крепим на
слайд.