Государственное Бюджетное Общеобразовательное
учреждение лицей № 144 Калининского района Санкт-
Петербурга
Классный час «Тепло родного
очага»
                                                                             Работу
выполнила:
                                                                           Александрова Д.
Н.,
                                                                           классный
руководитель 4 «Г» класса
                                                                       в рамках участия в
конкурсе
                                                                        «Свобода.
Творчество. Фантазия.»2015
«ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»
Пояснительная записка.
    Мероприятие проводится с целью формирования культуры 
общения детей и родителей, укрепления толерантности и 
солидарности в семьях обучающихся. Для достижения 
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
▪ создавать благоприятные условия для общения родителей 
с детьми;
▪ способствовать укреплению интереса к совместному 
проведению досуга;
▪ содействовать развитию семейного творчества и 
сотрудничества семьи и школы.
▪показать значение семьи, домашнего тепла;
▪ формировать у обучающихся представления о семье, как о 
людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
▪воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, 
желание заботиться о близких людях;
▪формировать положительное отношение, уважение к 
традициям и культуре своего народа;
▪совершенствовать семейное творчество и сотрудничество 
семьи и школы;
▪продолжить работу по сплочению классного коллектива, 
коллектива обучающихся и родителей, с
▪развивать речь, умение рассуждать;Участники: классный руководитель, воспитанники 4 «Г» 
класса, родители детей.
Подготовительная работа:
1. За 2 недели организуется оформление книги-презентации 
«Наши имена». Дети проводят исследовательскую работу по 
теме «Моя фамилия». 
2. За 2 недели родителям и детям предлагается домашнее 
задание: составить рассказ о семейных традициях. Для этого
классный руководитель просит организовать поиск 
старинных вещей, документов, хранящихся в семьях. Дети 
совместно с родителями готовят рассказ о семейной 
реликвии, о тайнах которые она таит в себе.
3. Выполнение домашнего задания: составление 
родословных семей воспитанников. 
4. Выполнение домашнего задания: составление и описание 
фамильных гербов. Воспитанники вместе с родителями 
придумывают семейный герб.
5. Конкурс рисунков.
6. Некоторыми детьми выполняются исследовательские 
работы: «Русская печь», «Традиционная русская кухня», « 
Русский костюм»
Оборудование: презентация «Тепло семейного очага», 
кухонная утварь, народные костюмы. блюда русской кухни, 
раздаточный материал (ребусы, таблицы, …),  музыкальное 
сопровождение (песня «Родительский дом», песня «Аист на 
крыше», песня (-) « Как родная меня мать провожала»)
Плакаты: 
● «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,
● «Когда семья вместе, так и душа на месте»,
● « Родительский дом - начало начал»
Классный час проводится в форме праздника-конкурса.Добрый день дорогие ребята, уважаемые родители и гости. 
Прежде чем начать наш классный час, хочу всех 
поприветствовать, передать частичку своего позитивного 
настроения. Очень хочется, чтобы каждый из Вас хоть что-то 
унёс с собой. Пусть наша работа будет плодотворной, и  
спустя час скажем дружно: « Как здорово, что все мы здесь 
сегодня собрались!»
Танец: «Аист на крыше»
Ведущий 1: 
    Что за птицы здесь метались?
    И символом чего они являлись? (ответы детей)
Аист считался символом благочестия и сыновней 
почтительности, новой жизни, счастья.
  Ведущий 2:    
     Давайте же построим дом!
     Пусть будет всем уютно в нем
     Ведь наша тема так мила:
     «Тепло родного очага»
Учитель: Объясните значение каждого слова темы.Тепло - называется нагретое состояние воздуха, помещения, 
предмета.
Родной - дорогой, милый сердцу. Ласковое обращение.
Очаг- 
 Устройство для разведения и поддерживания огня 
поддерживать огонь в очаге.
 Место, откуда что – нибудь  распространяется ( очаг  
пожара, очаг войны, очаг инфекции)
 Домашний ( семейный очаг) – родной дом, семья.
Ведущий 2. Именно вокруг очага люди стали 
устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить 
дом. В современном мире очаг заменили отопительными 
батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать
– семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, 
родные люди, родная семья. Что может быть дороже? 
Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие 
нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло 
родного очага.
Ведущий 1. 
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким  законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Работа по группам:
Лиза: Чтобы было тепло, чтобы нас не тревожили  ветер, 
дождь, непогода, нужны теплые стены, крыша и прочный - 
прочный фундамент.
Ведущий: Так, давайте, построим  фундамент, стены. А 
сможете вы выстроить их прочными, если разгадаете 
ребусы.
Команда «Строители»  (разгадывают ребусы)
А чтоб другие не скучали
Задания мы тоже им раздали.Ведущие: 
В этом нам тепло дому
Не приготовить ли еду?
А на чём готовить будем? 
Команда «Печники»
Даша:  Ясно на чём, на печи. У нас и предложение 
составилось. «Печь нам как мать родная», — говорили в 
старину. 
 Если в доме нет печи
 Не испечь и калачи
Коль сложил печник нам печь
Пироги спешу испечь
Вспомните историю. В далекие времена в семьях наших 
бабушек и прабабушек - очагом являлась печь. 
Что дает она человеку? (Ответы детей)
 В каких сказках встречается? (Ответы детей)
Какие традиции связаны с ней? (новая семья брала к своему 
очагу угли из старого родительского дома). Печка-…..
  В русской традиционной кухне выпекается 
преимущественно так называемый кислый хлеб, то есть с 
добавлением закваски. Русские – большие мастера печь 
пироги. 
«Не красна изба углами, красна пирогами», - гласит 
пословица. 
К традиционным блюдам русской кухни относят:  блиночки, 
куличи и пасху, караваи, кисели, варенья и соленья, каша, 
щи, квас, чай .
 «Щи да каша – пища наша».
Команда «Гостеприимные хозяева»Ведущий: Команда сервировала стол.
Сластей много на столе
Ждём гостей: оделись все
Одежда на Руси
Национальная одежда – это книга, из которой можно много 
узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в 
жизни  русского крестьянина либо  завершали какой-то 
период, либо предшествовали следующему важному  этапу. 
К праздникам, конечно же готовились. Для начала, 
одевались. Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны, 
кафтаны, шушуны и юбки. По количеству сундуков и  нарядов
судили о богатстве хозяев дома.
Ткани, из которых шились костюмы были в основном 
домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только 
шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.  
Каждая губерния России имела свои орнаменты, цвета, 
отделку, формы и фасоны. Основу любого русского костюма 
составляла рубаха. Она была широкой, украшалась и 
обязательно подвязывалась кушаком. 
  В южно-русском женском костюме самой главной деталью 
была понева. Она одевалась поверх рубахи, далее шел 
передник и завершал костюм, головной убор.     Главной 
частью северорусского женского костюма  был сарафан из 
холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, 
шелка или парчи. Украшали сарафаны вышивкой,  
различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Основными частями мужской одежды являются рубаха и 
порты(штаны).
 Порты были темных расцветок, их заправляли в  сапоги,  
обертывали онучами,  а поверх надевали лапти. Онучи - 
кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх 
которого одевали лапти и перевязывали веревками.Кушак, или пояс - обязательный и очень важный атрибут 
женской и мужской одежды. Они выполняли много разных 
функций-служили показателем благосостояния своего 
владельца.
  Хватит наряжаться, пора гостей встречать
Ешьте русскую еду
Я вам блинов ещё спеку
Блинчик сладенький манит
На печи чаёк кипит.
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушки, дед, папа с мамой  и я,
Мы называется вместе семья.
Ведущие:
         - Какую цифру обронили аисты в танце? (Цифру семь).
         -Как вы думаете, почему? (В слове «семья» есть число 
7).
         -Число 7 – необычное, это магическое число:
7 - правящих платен
7 - цветов радуги
7 - чудес света
7 - нот гаммы
7 – основных членов семьи
Назовите всех членов семьи.(2 бабушки, 2 дедушки, мама, 
папа, ребёнок)
Как порой тяжело расставаться с членами семьи. И здесь мы,
порою, учимся ждать.Песня  «Как родная меня мать..»
Иногда учимся помнить или верить в чудо.
Ведущий 2. 
Всё начинается с семьи.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
Да, и окно  с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Команда «Распределители обязанностей в семье».
Чьими стараниями достигается уют и тепло в семьях? Как 
распределяются обязанности?
А  теперь дадим советы,
Как помочь маме, папе, деду.
Ребята зачитывают распределение  обязанностей.
Чтоб семьи наши не страдали
Мы здесь пословицы собрали
Семья, куча, страшна, туча.
Семья в куче – не страшна туча.
Дети, тягость, радость.
Дети не в тягость, а в радость.
Дом, вести, рукав, трясти.
Дом вести – не рукавом трясти.
Семья, клад, лад, не нужен.Не нужен клад, когда в семье лад.
Семья, место, душа, вместе.
Когда семья вместе, так и душа на месте
Представитель команды  «Распределители обязанностей в 
семье»
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы –
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать,  идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у 
большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то 
любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. 
Одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и 
жуках, есть спортивные семьи и … Они нам расскажут о 
своем увлечении. Слово предоставляется семье...
Команда «Разрешение конфликтов»
Наша команда создавала «Правила техники безопасности» в 
конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье.
Раньше к дому и семье относились с большим уважением. 
Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело. 
Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас 
есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними 
мы связаны незримыми нитями. Мы составляли родословное 
дерево, и если перевернуть рисунок с ним, то вверху 
окажется корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У негокрепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и 
чтит.
Чтит - уважает, мирится с недостатками. Как же семье жить 
без конфликтов?
Мы предлагаем следующее: ( мнения родителей)
Представитель команды «Разрешение конфликтов»
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семенном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Песня «Родительский дом».
Рефлексия:  У каждого из вас в руках  солнышко.
                       - Символом  чего оно является?
                      - Давайте подведём итог нашей встрече, а для 
этого допишем на солнышке фразу:     «Семейный очаг 
согреет, если …».
Читаются фразы. 
Самые яркие дарим гостям и родителям, одно крепим на 
слайд.