Цели урока: деятельностная – создание условий учителем и приобретение опыта учащимися для получения новых знаний, образовательная - сформировать представление о способах теплопередачи - теплопроводности, конвекции, излучения, раскрыть роль данных видов теплопередачи в природе, быту, технике.
Планируемые результаты: личностные - понимание роли физики для удовлетворения потребностей человека, метапредметные - овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей и оценки своих результатов, предметные - уметь проводить наблюдения и объяснять изменение внутренней энергии в резу..............................
vidy_teploperedachi.docx
УРОК в 7 классе
Тема: ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ
Тема урока: Теплопроводность
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с одним из видов теплообмена –
теплопроводностью;
2. Научить объяснять явление теплопроводности;
3. Познакомить с природными теплоизоляторами;
4. Развить умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать
гипотезы, проводить самостоятельные исследования, делать выводы;
5. Продолжить работу по формированию научных взглядов и убеждений.
Форма урока: урокисследование.
Оборудование:
1. Спиртовка, металлическая линейка, воск, канцелярские кнопки,
2. Калориметры с горячей водой – 14 шт., длинный гвоздь – 14 шт.,
деревянный карандаш – 14 шт., пластмассовая ручка – 14 шт.
Ход урока
I. Организационный момент
Проведение инструктажа по технике безопасности.
II. Актуализация знаний
Повторение пройденного материала
У ч и т е л ь .
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что все тела обладают
внутренней энергией. Почему?
Как можно изменить внутреннюю энергию тела?
Как называется явление теплопередачи в жидкостях и газах, которое
мы с вами наблюдали на прошлом уроке?
Какова особенность этого явления? (Учитель раздает индивидуальные задания на карточках.)
Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?
Как называется это явление? (см. рис.)
В чем особенность этого явления?
III. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом теплопередачи –
теплопроводностью.
Теплопроводность — явление, при котором тепло предается от более
нагретых частей тела к менее нагретым.
Наблюдать передачу тепловой энергии можно на следующем опыте:
Возьмем тонкий стальной стержень и будем его нагревать с одного конца. Для
того чтобы обнаружить как по нему распространяется тепло, прикрепим
вдоль него с помощью воска канцелярские кнопки.
Как вы думаете, что будет происходить с кнопками при нагревании
стержня?
Как это будет происходить? Какие у вас будут гипотезы?
Ученики приводят гипотезы:
1. Все кнопки упадут одновременно.
2. Кнопки будут падать постепенно.
Опыт: спиртовка, металлическая линейка, воск, канцелярские кнопки.
Пока нагревается металлический стержень, учащиеся записывают
определение в тетради:
теплопроводность – явление передачи внутренней энергии от одного тела к
другому или от одной его части к другой.
У ч и т е л ь . Нагревая один конец стержня, мы обнаруживаем, что кнопки
вдоль него будут постепенно отпадать изза таяния воска.
В начале отпадут кнопки, расположенные ближе к пламени, а затем,
постепенно, и расположенные дальше. Вывод: при нагревании одного конца стержня тепло передается постепенно
по всей его длине и тело нагревается целиком.
Как вы думаете, чем можно объяснить это явление?
Что мы знаем о молекулярном строении твердых тел?
Что меняется в поведении молекул при повышении температуры?
Вывод: распространение тепла происходит за счет передачи энергии
движения от одной молекулы к другой.
IV. Самостоятельное исследование
(У каждого учащегося должна быть технологическая карта, которую
он заполняет в процессе совместной и индивидуальной работы.)
Технологическая карта
Проблема
Гипотезы
У ч и т е л ь . Теперь давайте попробуем выяснить, как передают или
проводят тепло различные тела? Как можно сравнить теплопроводность тел
из различных веществ?
(В процессе беседы учащиеся определяют учебную проблему и записывают
ее в соответствующий столбик таблицы.)
Предлагаю вам следующие гипотезы:
1. Металлы лучше всего проводят тепло.
2. Дерево лучше всего проводит тепло.
3. Пластмасса лучше всего проводит тепло.
(Учащиеся записывают одну из выдвинутых гипотез.)
Самостоятельная работа учащихся в парах, заполнение технологической
карты.
Постановка опыта: в калориметр с горячей водой опустить одновременно
деревянный карандаш, пластмассовую ручку и длинный металлический гвоздь. Достать предметы через несколько секунд и оценить степень их
нагретости.
Какой предмет оказался более горячим? Почему?
Какой предмет оказался более холодным? Почему?
Подведение итога работы, обсуждение результатов.
Формулирование вывода: какие из рассмотренных веществ являются
хорошими проводниками тепла вещества, плохо проводящие тепло называют
теплоизоляторам.
V. Закрепление нового материала
Явление теплопроводности достаточно широко используется человеком в
повседневной жизни. Как? В этом нам помогут разобраться наши гости из
сказки – НифНиф, НафНаф и НуфНуф.
Поросенок НафНаф построил деревянный дом, Ниф Ниф –
кирпичный дом такой же толщины, как у НафНафа, а НуфНуф
решил перезимовать в металлическом гараже.
Кому из друзей зимой будет очень холодно в своем жилище, а кому
теплее, чем другим?
После бани поросята решили попить горячий чай. НифНиф пьет чай
из стеклянного стакана, НафНаф – из пластмассового, а НуфНуф –
из железного.
Кто из них выпьет весь чай, не получив при этом ожог?
VI. Обобщение материала
Мы с вами выяснили, что металлы хорошо проводят тепло, а дерево и
пластмасса — плохо.
Ребята, а какие еще вещества в природе плохо проводят тепло?
Оказывается, явление теплопроводности широко используется не только
человеком, в повседневной жизни, но и животными:
Тетерев зимой спит, зарывшись в снег. Почему?
Водоемы зимой покрываются льдом, а температура воды даже в
сильный мороз не опускается ниже + 40С. Почему? На рисунке изображены белый медведь и заяц. Кто из них меняет
окраску? Почему?
Когда из волос уходит пигмент, дающий окраску, в них собирается
воздух. Этот воздух, благодаря плохой теплопроводности, защищает
животное от потери тепла.
VII. Контроль знаний
Первый вариант
Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух,
находящийся между ними, обладает … теплопроводностью.
А) хорошей
Б) плохой
Какие из веществ обладают наибольшей теплопроводностью:
А) бумага, солома;
Б) солома, железо;
В) чугун, железо.
Какие из веществ обладают наименьшей теплопроводностью:
А) воздух, мех;
Б) мех, алюминий;
В) алюминий, свинец.
Второй вариант
Чтобы плодовые деревья не замерзли, их приствольные круги на зиму
покрывают опилками. Опилки обладают … теплопроводностью.
А) хорошей
Б) плохой
Какие из веществ обладают наибольшей теплопроводностью:
А) воздух, лед;
Б) лед, алюминий;
В) алюминий, свинец.
Какие из веществ обладают наименьшей теплопроводностью:
А) дерево, снег;
Б) снег, железо;
В) чугун, железо.
VIII. Подведение итога урока. Выставление оценок
С каким явлением мы сегодня познакомились?
В чем заключается это явление? IХ. Домашнее задание
Подготовить сообщения по теме: «Использование явления теплопроводности
в природе, быту и технике».
10.Рефлексия
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.