Терапевтическое воздействие самодельной традиционной народной игрушки на детский организм.
Оценка 4.6

Терапевтическое воздействие самодельной традиционной народной игрушки на детский организм.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
27.02.2020
Терапевтическое воздействие самодельной традиционной народной игрушки на детский организм.
Я хотела бы рассказать о терапевтическом воздействии самодельной традиционной народной игрушки на детский организм. / 1 слайд/ Формированию духовно-нравственного начала подрастающего поколения, уникальных творческих спо-собностей детей и их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной пе-дагогики как слово, игра и труд. 2 слайд/ Ведущей деятельностью детей является игра и как ее средство - игрушка. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство роди-телей не понимают, насколько важны правильно подобран-ные игрушки для формирования личности ребенка.
Народная игрушка.docx

Здравствуйте. Меня зовут Ерицева Е.Н. я учитель ГБОУ ООШ с. Заплавное (малокомплектной школы). Я хотела бы рассказать о терапевтическом воздействии самодельной традиционной народной игрушки на детский организм.

        / 1 слайд/ Формированию духовно-нравственного начала  подрастающего поколения, уникальных творческих способностей детей и их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной педагогики как слово, игра и  труд.

2 слайд/ Ведущей деятельностью детей является игра и как ее средство - игрушка. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. 

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Причиной тому является слабый контроль качества игрушек.

Но к счастью уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. /3 слайд/  Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. /4 слайд/

Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Верили, что игрушки охраняют детский сон и

покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами.

 

Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпочек. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку  уже могла делать любая девочка. /  5 слайд/ Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребёнок не только играл в куклы, набирая жизненный опыт, но и стремился повторить, сделать куклы самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству – это одно из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол, их мастерили из шишек, веточек; свёртывали из листьев, цветов; даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.

Однажды я спросила своих учеников: «Есть ли у вас в доме кукла, сделанная своими руками?». Ответ был отрицательный. Тогда я решила научить своих ребят мастерить народную тряпичную куклу. 6 слайд.

На занятиях кружка, которые ведутся в нашей школе, мои воспитанники учатся изготавливать тряпичных кукол. Работу с девочками и мальчиками  мы начинаем с изготовления наиболее простых кукол-закруток (столбушка, пеленашка), а затем посложнее – кукла-баба, «сударушка», «перевертыш».  Чтобы создать свою игрушку, сохранив ее национальные черты, ребята знакомятся с историей народной игрушки и в частности тряпичной куклы. На занятиях  узнают о назначении  народных кукол, которые  делятся  на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки,  дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа.

Куклы, изготовленные своими руками из кусочков натуральной ткани, ветоши, ваты, ниток и пряжи гораздо чище в экологическом отношении. Каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. 7 слайд.

И наряд у неё единственный. Оказывается,  шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение. Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. В процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляют навыки работы с ножницами, иглой, швейной машиной. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Детская наивность, отсутствие натурализма с одной стороны и богатая детская фантазия, нестандартность мышления   дают возможность создавать замечательные  кукольные образы. А я для себя делаю вывод: не утратилась духовная ценность традиционной куклы, её главная способность дарить детям радость. 8 слайд.

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. 9 слайд.

Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


 

Здравствуйте. Меня зовут Ерицева

Здравствуйте. Меня зовут Ерицева

Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпочек

Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпочек

Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки, дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа

Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки, дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020