Раздел долгосрочного плана: Основы термодинамики |
Школа: |
||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: |
||||||||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||
Тема урока |
Адиабатный процесс. Уравнение Пуассона. |
||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
- применять первый закон термодинамики к изопроцессам и адиабатному процессу; - объяснять различия в графиках адиабатного и изотермического процессов. |
||||||||||||
Цели урока |
- понимают и объясняют, что адиабатный процесс проходит без теплообмена с окружающей средой; - объясняют физический смысл адиабатного процесса; - описывают адиабатный процесс для идеального газа (уравнение Пуассона); - применяют первый закон термодинамики для адиабатического процесса; - анализируют график адиабатного процесса; - сравнивают графики изотермического и адиабатного процесса, и объясняют их различия. |
||||||||||||
Критерии оценивания |
Учащиеся могут: - применить первый закон термодинамики к адиабатному процессу; - объяснить различия в графиках адиабатного и изотермического процессов; - использовать уравнение Пуассона при решении задач; -определить физический смысл показателя адиабаты. |
||||||||||||
Языковые цели
|
Учащиеся могут: объяснить закономерности адиабатного процесса; описать устно и письменно математическую запись 1 закона термодинамики для адиабатного процесса. Лексика и терминология, специфичная для предмета: количество теплоты, работа газа, работа внешних сил, работа над внешними телами, внутренняя энергия, адиабата, теплообмен. Полезные выражения для диалогов и письма: Адиабатный процесс … …. Для термодинамической системы… Первый закон термодинамики для адиабатного процесса имеет вид … и … . По графику можно сделать вывод, что данный процесс является …. так как …. при этом работа газа ……, его изменение внутренней энергии …. соответственно количество теплоты….. Уравнение Пуассона применяется для … Показатель адиабаты имеет вид … Если сравнить адиабату и изотерму на графике, то … . |
||||||||||||
Привитие ценностей |
Сотрудничество: - Учитель создает благоприятную, доброжелательную атмосферу для взаимодействия - Взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем осуществляется на протяжении всех этапов урока. Обучение на протяжении всей жизни: - Учитель предоставляет возможность учащимся решать проблемы. - Соблюдает преемственность в изучении тем, разделов, учебной программы. |
||||||||||||
Межпредметные связи |
Математика: работа с формулами (выражение искомой величины из формулы), с графиками. |
||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Использование онлайн ресурсов |
||||||||||||
Предварительные знания
|
Закон сохранения энергии (8 класс). Свойства идеального газа. Уравнение состояния идеального газа, внутренняя энергия (10 класс) |
||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||||||||
Начало урока 0-2 мин 3-12 мин
12– 16 мин
|
Приветствие. Актуализация знаний. (К) Предложите учащимся выполнить тест по теме «. Первый закон термодинамики», используя данную ссылку A. (У) Проверка правильности выполнения заданий учащимися – после выполнения учащиеся могут сразу видеть свой результат и при совместном обсуждении проанализировать свои ошибки. B. Вызов: выход на тему учащимися (Д) данную демонстрацию адиабатного расширения газа - при накачивании воздуха, пробка из сосуда вылетает и в сосуде образуется туман, проводит учитель. Либо данный опыт можно заменить просто просмотром видеофильма. После просмотра видео учитель создает проблемную ситуацию, постановкой ряда вопросов: те? В чем состоят результаты опыта? Как вы можете объяснить эти результаты? Предложите свои гипотезы для их объяснения. П Проблемная ситуация возникает в связи с тем, что в данном опыте туман возникает по непонятным причинам. Учащиеся знают, что туман образуется в результате охлаждении водяного пара при его соприкосновении с холодной поверхностью. Однако в данном опыте нет этого более холодного тела. 2.3. Формулировка темы урока. Совместное определение целей урока. Обсуждение критериев оценивания.
|
https://onlinetestpad.com/ru/test/23582-227-pervyj-zakon-termodinamiki
https://www.youtube.com/watch?v=DFeg-EpuZvA (начиная с 40с)
Слайды презентации 1 -3 |
|||||||||||
Середина урока 17-27 мин
28-32 мин
33-38 мин
|
(К) Изучение темы урока. а) определение понятия “ адиабатный процесс “. б) условия протекания адиабатного процесса. в) решение проблемы (объяснение явления) на основе активной деятельности учащихся и метода эвристической беседы. г) адиабатный процесс для идеального газа (уравнение Пуассона) д) определение понятия «показатель адиабаты» По мере изучения темы учащиеся в тетради составляют опорный конспект по данной теме.
Построение графика адиабатного процесса – учащиеся используют данный ресурс и при различных заданных значениях давления и объема строят график адиабаты. (О) учащиеся делают вывод об адиабате: Как изменяется давление при уменьшении объема? Почему при адиабатном расширении температура газа убывает? Есть ли отличие графика изотермы от графика адиабаты? Для сравнения изотерм и адиабаты учащиеся используют данный ресурс «Изотермический процесс», они вычерчивают изотерму и сравнивают 2 полученных графика. Вывод уравнения Пуассона – совместно с учителем. Учитель задает вопросы учащимся и записывает формулы на доске. 1. Запишите первый закон термодинамики в общем виде. 2. Как запишется данный закон применимо к адиабатному процессу? 3. Как записывается изменение внутренней энергии газа для 1 моля вещества? 4. Как записывается формула работы, совершаемой термодинамической системой? 5. Подставьте полученные формулы в первый закон термодинамики для адиабатного процесса. 6. Выразите работу через уравнение состояния идеального газа для 1 моля вещества. 7. Сделайте соответствующие преобразования формулы. 8. Введите понятия молярной теплоемкости при постоянном давлении и объеме. В качестве закрепления данной темы, учащиеся могут найти значение теплоемкости для одноатомного и двухатомного газа. Разрешение возникших затруднений в процессе работы (при необходимости).
|
приложение 1
https://www.vascak.cz/data/android/physicsatschool/templateimg.php?s=mf_adiabaticky_dej&l=ru https://www.vascak.cz/data/android/physicsatschool/templateimg.php?s=mf_izotermicky_dej&l=ru |
|||||||||||
Конец урока 39 – 40 мин |
Рефлексия. Учащимся предлагается оценить свою деятельность в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Домашнее задание: - повторить теоретический материал; - *составить две задачи на применение формул первого закона термодинамики. |
|
|||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и
соблюдение техники безопасности |
|||||||||||
Все учащиеся будут участвовать в обсуждении результатов эксперимента, изучать теоретический материал, решать простые расчетные задачи. Большинство учащихся смогут самостоятельно провести эксперимент. Некоторые учащиеся смогут дать качественное применение 1 закона термодинамики к изопроцессам Каждый учащийся работает в своем темпе, при необходимости учащийся получает поддержку от учителя. |
Взаимооценивание на этапе обмена информацией при изучении нового материала. Самооценивание на этапе выполнения теста.. Самооценивание применения 1 закона термодинамики при решении задач.
|
Соблюдение техники безопасности на уроках физики.
|
|||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||
|
|||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
|||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.