Тест (для психологов)

  • pdf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 41.pdf

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) Женский вариант

Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

ИНСТРУКЦИЯ

Перед Вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон Вашей жизни, Вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующем утверждению, в квадратике под обозначением "ДА" поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением "НЕТ. Если Вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует Вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что Вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть "плохих" или "хороших", "правильных" или неправильных" ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна Ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление "улучшить" или "ухудшить" ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Опросник СОП (женский вариант)

1.        Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

2.        Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.

3.        Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.

4.        Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5.        Чтобы добиться своего девушка иногда может и подраться.

6.        Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

7.        Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8.        Я иногда люблю немного посплетничать.

9.        Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

10.     Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

11.     Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.     Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

13.     Я всегда говорю только правду.

14.     Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

15.     Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

16.     Я с удовольствием смотрю боевики.

17.     Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.

18.     Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

19.     Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20.     Мне часто бывает трудно сделать работу к точно определенному сроку.

21.     Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22.     Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

23.     Бывало, что я не слушалась родителей.

24.     В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

25.     Я думаю, что мне бы понравилось заниматься каратэ или похожим видом спорта.

26.     Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.

27.     Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.     Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29.     Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: "Семь раз отмерь, один раз отрежь'7.

30.     Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

31.     Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

32.     Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33.     Бывает, что мне так и хочется мысленно выругаться.

34.     Правы люди, которые в жизни следуют пословице: "Если нельзя, но очень хочется, то можно".

35.     Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.

36.     Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.

37.     Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.

38.     Бывает, что иногда я говорю неправду.

39.     Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40.     Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.     Если бы я родилась в давние времена, то стал бы благородной разбойницей.

42.     Добиваться победы в споре нужно любой ценой.

43.     Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

44.     Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.     Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

46.     Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.

47.     Бывает, что я скучаю на уроках

48.     Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49.     Если человек раздражает меня, то готова высказать ему все, что я о нем думаю.

50.     Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.

51.     Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.

52.     Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

53.     Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54.     Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.

55.     Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.

56.     Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57.     Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58.     Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.

59.     Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60.     Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61.     Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

62.     Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63.     Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

64.     Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65.     Некоторые люди побаиваются меня.

66.     Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67.     Удовольствие - это главное, к чему стоит стремится в жизни.

68.     Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

69.     Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70.     Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первой начать драку.

71.     Я могу вспомнить случай, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руки вещь и ломала ее.

72.     Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73.     Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.

74.     Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.     Счастливы те, кто умирают молодыми.

76.     Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

77.     Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам - это допустимо.

78.     Я часто не могу сдержать свои чувства.

79.     Бывало, что я опаздывала на уроки.

80.     Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81.     Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82.     Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83.     Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

84.     Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85.     Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

86.     Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87.     Бывает, что мне приходится скрывать о взрослых некоторые свои поступки.

88.     Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89.     Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

90.     Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне по--настоящему проявить себя.

91.     Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92.     Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыгнуть вниз.

93.     Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94.     Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.

95.     Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96.     Я бы с удовольствием покатилась на горных лыжах с крутого склона.

97.     Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

98.     Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.

99.     Мне иногда не хочется жить.

100.  Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.

101.  По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

102.  Я люблю смотреть выступления боксеров.

103.  Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.

104.  Я считаю, что уступить в споре - это значит показать себя со слабой стороны.

105.  Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.

106.  Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной а не женщиной.

107.  В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

108.  В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

Обработка результатов

КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ

1. Шкала установки на социально-желательные ответы

2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да),33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет),

83 (нет), 87 (нет)

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил

1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да),86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет)

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет)

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да),76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да)

5. Шкала склонности к агрессии и насилию 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да),

40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да),66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89

(да), 94 (да),101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78

(да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)

7. Шкала склонности к делинквентному поведению

1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да)

8. Шкала принятия женской социальной роли

3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет),93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да), 108 (да)

Примечание. Пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал.

Далее производится подсчет первичных («сырых») баллов и их перевод в стандартные Т-баллы.

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:

ВАРИАНТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕКЦИИ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧЕНИЙ «СЫРОГО» БАЛЛА ПО ШКАЛЕ № 1

Женский вариант методики

1. В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,3

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,4

2. В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,4

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,5

ТАБЛИЦЫ НОРМ

 

Шкалы

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

0

36

 

30

27

 

 

 

 

1

44

27

32

29

28

24

 

 

2

50

30

34

32

30

29

30

 

3

54

33

36

34

32

33

32

28

4

55

36

38

36

34

36

35

30

5

62

39

40

38

36

37

37

33

6

65

42

43

41

38

41

40

36

7

67

45

45

43

40

43

43

39

8

70

48

47

45

42

46

45

42

9

72

51

49

47

44

48

48

44

10

74

54

51

50

47

51

50

47

11

75

57

53

52

49

55

53

50

12

78

60

55

54

51

58

55

53

13

 

63

57

57

53

62

58

56

14

 

66

60

59

55

67

60

58

15

 

69

62

61

57

73

63

61

16

 

72

64

63

59

77

65

64

17

 

75

66

66

61

81

68

67

18

 

78

68

70

64

85

70

70

19

 

81

70

73

66

89

73

72

20

 

84

72

75

68

93

76

75

21

 

87

74

76

70

97

78

 

22

 

 

77

77

72

 

81

 

23

 

 

79

 

74

 

83

 

24

 

 

81

 

76

 

85

 

25

 

 

 

 

78

 

86

 

26

 

 

 

 

80

 

 

 

27

 

 

 

 

82

 

 

 

28

 

 

 

 

84

 

 

 

Описание шкал и их интерпретация

1. Шкала установки

на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.

Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности  к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Тбаллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.