Промежуточная аттестация
по родному языку (русскому)
за 2021-2022 учебный год
4 «____» класс
Ф.И. учащегося________________________________
1 вариант
1. Объясни, что такое:
А) диалог?
_____________________________________________________________
Б) монолог?
_____________________________________________________________
2 Запишите в два столбика словосочетания: в первый - с прямым значением, во второй - с переносным значением.
Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.
|
|
|
|
|
|
3. Объясни значения фразеологизмов:
Набрать в рот воды _____________________________
Делать из мухи слона _______________________________
Как в воду канул ___________________________________
4. Заполни таблицу, подбирая к каждому слову синоним и антоним.
Слово |
Синоним |
Антоним |
Друг |
|
|
Отважный |
|
|
Позволить |
|
|
5. Вставь пропущенные буквы.
Лучи в…сеннего со…нца осв…щают л…сные п…ляны. На син…м неб.. лё…кие облака. На ве…ках д…ревьев сверкают прозрачные сосульки. Лесные поляны ещё п…крыты кре…ким настом.
6. Определи тип текста.
Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а он только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, закаляться. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
_________________________________________________________________
7. Составьте предложения и запишите их.
видит, на, старик, опушке, дерево, грозой, разбитое
торчат, из, щепки, дерева, длинные
под, сидит, ним, медведь, а
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Воробей.
__Моя собака приближалась к нему.
__Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.
__Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.
__Собака бежала впереди меня.
__Он упал из гнезда, растопырив крылышки.
__Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
__Я поспешил отозвать пса- и удалился.
9. Распределите выражения по группам:
отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.
Метафора (перенос значения слова по сходству) ________________________________________________________________
Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) – _____________________________________________________
Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) – ________________________________________________________________
Промежуточная аттестация
по родному языку (русскому)
за 2021-2022 учебный год
4 «____» класс
Ф.И. учащегося________________________________
2 вариант
1. Объясни, что такое:
А) диалог?
_____________________________________________________________
Б) монолог?
_____________________________________________________________
2. Запишите в два столбика словосочетания: в первый с прямым значением, во второй - с переносным значением.
Стеклянный сосуд, стеклянный взгляд; холодные руки, холодное сердце.
|
|
|
|
|
|
3. Объясни значения фразеологизмов:
Зарубить на носу _____________________________
Водить за нос _______________________________
В час по чайной ложке ___________________________________
4. Заполни таблицу, подбирая к каждому слову синоним и антоним.
Слово |
Синоним |
Антоним |
Холод |
|
|
Грустный |
|
|
Бранить |
|
|
5. Вставь пропущенные буквы.
Ранним утр…м иду я в соседн…ю рощу. Ст…ят ряды белых берё…. Сквозь л…сточки на тр…ве играют з…лотые лучи утренн…го со…нца. В чащ… кустов и д…ревьев расп…вают птицы.
6. Определи тип текста.
По виду рысь похожа на кошку, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые и сильные. Мех у зверя густой с пятнышками.
__________________________________________________________________
7. Составьте предложения и запишите их.
река Клязьма, лентой, вьётся, голубой
струи, ласково, перекатах, журчат, на
мелеть, последние, стала, за, река, годы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Находчивость.
__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.
__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.
__Правильно говорят, что собака друг человека.
__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.
__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.
__Овцы были спасены.
9. Распределите выражения по группам:
Дремучий лес призадумался; река, как зеркало; золотое сердце.
Метафора (перенос значения слова по сходству)
_________________________________________________________________
Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) _________________________________________________________
Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –
__________________________________________________________________
Ключ.
№ п/п |
1 вариант |
2 вариант |
1
|
Диалог— разговор, беседа двух людей Монолог – речь одного |
Диалог — разговор, беседа двух людей Монолог – речь одного |
2 |
а) с прямым- чистые руки, быстрая река; б) с переносным значением - чистые помыслы, быстрый ум. |
а) с прямым – стеклянный сосуд, холодные руки; б) с переносным значением – стеклянный взгляд, холодное сердце. |
3 |
Молчать, преувеличивать, пропал |
Запомнить, обманывать, медленно |
4 |
Друг – приятель – враг Отважный – храбрый – трусливый Позволить – разрешить – запретить |
Холод – стужа – жара (зной) Грустный – печальный – радостный (весёлый) Бранить – ругать - хвалить |
5 |
Лучи весеннего солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев сверкают прозрачные сосульки. Лесные поляны ещё покрыты крепким настом. |
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. |
6 |
Повествование |
Описание |
7 |
Видит старик на опушке грозой разбитое дерево. Из дерева торчат длинные щепки. А под ним сидит медведь.
|
Река Клязьма вьётся голубой лентой. На перекатах ласково журчат струи. За последние годы река стала мелеть.
|
8 |
6,3,4,2,5,1,7. |
3, 1, 6, 4, 2, 5. |
9 |
Метафора – мёртвая тишина; Олицетворение – отговорила роща золотая; Сравнение– яркий, как солнце. |
Метафора – золотое сердце; Олицетворение – дремучий лес призадумался; Сравнение – река, как зеркало. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.