Тест по темам «Лексика», «Пунктуация как система правил правописания предложений», «Омонимы»
Вариант 1
Задание 1.
Выберите слова, лексическое значение которых указано правильно.
А) Дипломант – должностное лицо, занимающееся сношениями с иностранцами.
Б) Диета – определённый режим питания.
В) Гурман – любитель и ценитель тонких и изысканных блюд.
Г) Амуниция – снаряжение военнослужащего, кроме оружия и одежды.
Д) Окончание – морфема, стоящая в конце слова и служащая для образования новых слов.
Е) По-белорусски – на белорусском языке, как у белорусов.
Ж) Балагурить – говорить громко, но невнятно.
З) Бедовый – очень шустрый, бойкий, озорной.
Задание 2.
Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой.
А) Уже налились яблоки_ а крыжовник был ещё зелёный_ но его уже можно было есть.
Б) Заря охватила треть неба_ и в свете зари резко выделялись бело-матовые громады гор.
В) Побудь со мною подольше_ и расскажи снова эту необычную историю.
Г) В ветер леса шумят великим океанским гулом_ и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
Д) Просили перепроверить документы_ и мне вновь поручили это сложное дело.
Е) Казалось, шторм достиг своего апогея_ и корабль не сможет достичь берега.
Задание 3.
Выберите сложноподчинённые предложения без пунктуационных ошибок. А) Его очень беспокоил вопрос: стоит ли покупать эту книгу.
Б) Подсудимый продолжал отрицать свою вину: несмотря на то что был полностью изобличён.
В) Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут – я воли своей не отдам.
Г) Когда пройдёшь путём колонн в жару, и в дождь, и в снег, тогда поймёшь, как сладок сон, как радостен ночлег; что всё сумеет, стерпит человек.
Д) Общеизвестно, что каждый уехавший из России увёз с собой последний день.
Е) Если же отряд идёт быстрее, приходится отпускать их вперёд – чтобы не задерживать лошадей.
Задание 4.
Определив случай употребления запятой и точки с запятой, установите соответствие.
А) запятая (между частями соединительные отношения) Б) запятая (между частями противительные отношения) В) запятая (между частями разделительные отношения) Г) запятая (между частями присоединительные отношения) Д) запятая (между частями пояснительные отношения) Е) точка с запятой (части значительно распространены и имеют внутри запятые)
Варианты ответов:
1) Было уже часов десять вечера_ и над садом светила полная луна. 2) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звук его голоса также изумил меня. 3) Мы рассуждаем серьёзно_ а не хотите меня удостоить вашим вниманием, так ведь кланяться не буду. 4) Правление уполномочило его провести все работы_ то есть закончить посевную в срок. 5) Горячее солнце с тоской искало ветра_ да ветра-то не было. 6) Судьба ли нас свела опять на Кавказе_ или она нарочно сюда приехала.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 5.
Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой.
А) В полях тает_ а в лесу ещё лежит снег нетронутыми плотными подушками на земле и на ветках деревьев_ и деревья стоят в снежном плену.
Б) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города_ и, уходя в бесконечную даль, горит тихая равнина моря_ и золотятся прибрежные пески. В) Кто не проклинал станционных смотрителей_ и кто с ними не бранивался?
Г) В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты_ и люди движутся вслепую, рискуя в любой канаве свернуть голову.
Д) Только неясный гул раздаётся вокруг_ и часто ухает филин, будто стараясь перекричать эту безумную канонаду.
Е) Как красив зимний лес, похожий на сказочный город, и восхитителен_ и как элегантно лежат на каждой веточке снежинки, соединяясь в большое полотно!
Задание 6.
Определив, какой знак препинания нужно поставить между частями сложноподчинённого предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) тире Г) двоеточие
Варианты ответов:
1) Когда я вошёл в кухню (?) тётка приняла у меня чайник, глубоко заглянула мне в глаза и вдруг улыбнулась. 2) Когда склон кончился, когда открылась равнина (?) вот тогда мы увидели дорогу. 3) Я потому и купил участок на Клязьме (?) что очень полюбил эти места. 4) Тотчас стало слышно (?) что ветер завывал за стеной. 5) Все чувствовали невероятное (?) что пахнет молодой листвой, розами, сиренью. 6) Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел (?) кто постепенно жизни холод с летами вытерпеть умел...
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 7.
Определив, какой знак препинания должен стоять между частями бессоюзного предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Война приучила Нонну мыслить шире, в больших масштабах_ приходилось думать о громадных территориях, о громадных материальных ценностях, о судьбах народов. 2) Люди появлялись на миг_ в окнах вагонов мелькнут их утомлённые, нетерпеливые, равнодушные лица_ с грохотом они уносятся по степи, вдаль, в города с кипящей, бурлящей жизнью. 3) На сухих осиновых стволах во всю трудились дятлы_ рассыпчатый треск слышался по всему лесу, сливаясь с криком сорок, торопившихся со строительством своих мудрёных гнездовий. 4) Фиалки доживали свой век в этой глухой и широкой степи_ на смену им по склону поднимались сказочные тюльпаны_ ветер далеко разносил по степи разнородные запахи цветов.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 8.
Выберите бессоюзные предложения без пунктуационных ошибок. А) Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.
Б) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен.
В) Только днем в саду было тихо – беспокойные птицы улетали на юг.
Г) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.
Д) С неделю тянул южный ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя мшистая зелёнка.
Е) Ехал сюда, рожь только начинала цвести.
Задание 9.
Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.
А) запятая между однородными членами в простом предложении Б) запятая между частями бессоюзного сложного предложения В) двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами Г) двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения Варианты ответов:
1) Всё на счету у матери-Отчизны_ речь людей, шелест трав в ночи, звёзд полёт, птицы голос чистый. 2) Чуть-чуть внимательнее будь_ многое уже не повторится. 3) В поле чистом серебрится волнистый снег_ светит месяц_ тройка мчится по дороге столбовой. 4)
Неглубокая река_ прутья лозы_ задорный мальчишка напоминали мне далёкие дни детства.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 10.
Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. 2) Павлу не пришлось видеться со своими, потому что городок Шепетовка был занят белополяками. 3) На столе кипел самовар, и струя пара вырывалась из-под его крышки горячей пылью. 4) Ему не хотелось спать, потому что зарево в небе, гудение самолётов, могучий ночной поток войск волновали его. 5) В жаркий летний день возвращался я однажды с охоты на телеге, и Ермолай дремал, сидя возле меня, и клевал. 6) Дельфины играли вдали, и чаек качал простор, и длинные серые корабли поворачивали на Босфор.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 1.
Правильный ответ: Б, В, Г, Е, З
Задание 2. Правильный ответ: А, Б
Задание 3.
Правильный ответ: А, В, Г, Д
Задание 4.
Правильный ответ: |
А |
Б |
|
В |
|
Г |
|
|
Д |
|
Е |
|||
1 |
5 |
|
6 |
|
2 |
|
|
4 |
|
3 |
||||
Задание 5. Правильный ответ: А Задание 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
||||
1, 3, 4, 6 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
5 |
|||||
Задание 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
|
В |
|
|
|
Г |
||
4 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
|||
Задание 8. Правильный ответ: А, Б, Г, Д Задание 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
|
В |
|
|
|
Г |
||
4 |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|||
Задание 10.
Правильный ответ: |
А |
Б |
В |
Г |
3, 6 |
5 |
2, 4 |
1 |
Тест по темам «Лексика», «Пунктуация как система правил правописания предложений», «Омонимы»
Вариант 2
Задание 1.
Для указанного определения выберите соответствующее слово, если оно есть в списке.
А) напролёт Б) напролом В) кое-как Г) напропалую Д) опрометью Е) напрочь
Варианты ответов:
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
1) без перерыва, целиком 2) не считаясь с препятствиями, преодолевая силой 3) быстро, стремительно 4) важное, имеющее особое значение 5) с большим трудом, еле-еле; плохо, небрежно, как-нибудь 6) отчаянно, не думая о последствиях 7) очень быстро, поспешно, стремглав 8) совсем, окончательно.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Определив случай употребления запятой и точки с запятой, установите соответствие.
А) запятая (между частями соединительные отношения) Б) запятая (между частями противительные отношения) В) запятая (между частями разделительные отношения) Г) запятая (между частями присоединительные отношения) Д) запятая (между частями пояснительные отношения) Е) точка с запятой (части значительно распространены и имеют внутри запятые)
Варианты ответов:
1) На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты_ и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду. 2) Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума_ а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев. 3) Был уже весенний месяц март_ однако по ночам деревья трещали от холода, заставляя одинокого путника прислушиваться. 4) Грачи давно прилетели и начинали вить гнёзда в грачовой роще, расположившейся за деревней_ скворцы и жаворонки тоже прилетели для строительства домов.
Задание 3.
Определив, какой знак препинания должен стоять между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) тире Г) нет знака препинания
Варианты ответов:
1) Ещё не управились с покосом травы, а уже подходила уборка хлеба_ и на глазах начинала смуглеть озимая рожь_ и почти одновременно с ней вызревал ячмень_ и бурно зарастали сорняками и требовали прополки поля подсолнечника. 2) Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущённых глаз_ и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею. 3) Вековые могучие, поражающие своей статностью и величавостью, старожилы-дубы_ и молоденькие светленькие красавицыберёзки. 4) Впервые Олимпийские игры проводились в Греции в 776 году до нашей эры_ и с тех пор раз в четыре года здесь не только объявлялось «военное перемирие»_ но и на время проведения игр на территории Греции запрещалось вести войны.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 4.
Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой.
А) За мысом блестела песчаная коса_ и темнели груды дальних гор_ и тихо качались корабли.
Б) Ветер с запада сбрасывал росу_ и капельки срывались, радужно посверкивали, падали на пахнущую дождём землю.
В) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка_ и запели два женских голоса.
Г) Где ваши сёстры_ и как они поживают?
Д) Светлый месяц_ и тёмные размытые тени.
Е) Только изредка прошумят и стихнут старые вербы_ или прогудит высоко над домом неизвестно чей самолёт.
Задание 5.
Выберите сложносочинённые предложения, в которых на месте пропуска запятая не ставится. А) При лунном освещении тени в лесу казались глубокими ямами_ а огонь – краснее.
Б) Веет тёплый ветер_ и лёгкий пар клубится у реки_ и шумно солнцу радуются дети_ и думают о жизни старики.
В) Постепенно холоднело над рекой_ и всё исчезало в тумане.
Г) Но наутро опять засияло солнце_ и ущелье наполнилось ни на минуту не затихающим скрипом повозок.
Д) Переполненный болельщиками стадион_ и первая победа юных игроков.
Е) Прошло более трёх тысячелетий_ и человечество отказалось от несовершенных по результатам методов обработки стекла.
Задание 6.
Определив, какой знак препинания нужно поставить между частями сложноподчинённого предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) тире Г) двоеточие
Варианты ответов:
1) Кто весел (?) тот смеётся, кто хочет (?) тот добьётся, кто ищет (?) тот всегда найдёт. 2) По опыту я знал (?) что Дерсу редко ошибается (?) и, если он беспокоится, значит, тому есть серьёзные основания. 3) Они думали о том, о чём до сих пор ни у одного из них не мелькнуло и мысли (?) что они спасены, что они не утонули, что в этом громадном море они не проскочат мимо крохотного катерка, стоящего на якоре. 4) Как ни напрягал щегол свои крылья, как ни стучал клювом по клетке (?) всё напрасно. 5) Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком (?) хотя все герои имеют столько особенностей. 6) Отец с восхищением рассказывал (?) что видел лебедей, так высоко летящих (?) что едва мог разглядеть их.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 7.
Определив, какой знак препинания должен стоять между частями бессоюзного предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Повернёшь голову_ солнце на всех стенах комнаты. 2) Я был уверен_ причина неудачи в плохо закреплённой кровле. 3) Пахло талым снегом_ солнце светило застенчиво и робко. 4) Всё дремало_ воздух, весь тёплый, весь пахучий, даже не колыхался. 5) Солнце уже садилось_ прохлады не было. 6) Он проснулся, когда солнце было уже высоко_ ставни в горенке были закрыты.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 8.
Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.
А) запятая между однородными членами в простом предложении Б) запятая между частями бессоюзного сложного предложения В) двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами Г) двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения Варианты ответов:
1) Лебеди величаво плыли по реке_ либо кружили над водой_ либо отдыхали у своего домика. 2) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 3) Он был мастер на все руки_ слесарь, столяр, плотник и даже механик. 4) Лягушки прыгают_ сок есть в берёзе.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 9.
Определив, какой знак препинания должен стоять между частями бессоюзного предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) На улицах таял молочный туман с озера_ солнце тускло, но бодро блистало в тумане_ влажный ветер тихо покачивал листья винограда. 2) Решили_ на прииске останется Рыжов и будет производить разведку богатой руды для ручной добычи. 3) Время мы проводили большей частью в разговорах_ иногда доктор приносил какую-нибудь книгу и читал её вслух. 4) Донёсся обвал разрывов_ в неумолчной артиллерийской буре не стало слышно отдельных выстрелов. 5) Между корнями кружится, суетится толпа красных зверьков_ щебетанья птиц не слыхать, не различить сквозь шорох.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 10.
Определив, какой знак препинания должен стоять между частями бессоюзного предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Дунет ветер, взметнётся листва, с нежным шелестом дрогнет рябина_ даже глазу глядеть нестерпимо. 2) Надежда Павловна медленно вернулась к себе, взглянула на часы_ время подходило к двенадцати. 3) Только выйду в поле_ ветер подхватит лист и понесёт его над оврагами, закружит в немыслимом танце. 4) Утром на полянке, куда ещё не упали лучи солнца, лежал снег_ потом выглянуло солнце, растопив последнее упоминание о зиме. 5) На дощатом прилавке разложены картинки и книги_ мещанин-продавец подсовывает календари и книги с заманчивым названием.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 1.
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
Г |
|
|
Д |
|
Е |
||
1 |
|
2 |
|
5 |
6 |
|
|
7 |
|
8 |
|||
Задание 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
Г |
|
|
Д |
|
Е |
||
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
2 |
|
1 |
|||
Задание 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
|
Б |
|
В |
|
|
|
|
Г |
4 |
|
|
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
Задание 4. Правильный ответ: А, Б Задание 5. Правильный ответ: В, Г, Д Задание 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
Б |
|
В |
|
|
|
Г |
||
2, 6 |
|
|
|
5 |
1, 4 |
|
|
|
3 |
||||
Задание 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
Б |
В |
|
|
|
Г |
|||
3 |
|
|
|
4, 6 |
2 |
|
|
|
1, 5 |
||||
Задание 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
|
Б |
В |
|
|
|
|
Г |
|
1 |
|
|
|
|
4 |
3 |
|
|
|
|
2 |
Задание 9.
Правильный ответ: |
А |
Б |
|
В |
|
Г |
1 |
3, 5 |
|
2 |
|
4 |
|
Задание 10. |
|
|
|
|
|
|
Правильный ответ: |
А |
Б |
|
В |
|
Г |
5 |
4 |
|
2 |
|
1, 3 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.