Тестовые технологии, используемые
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР)
при формировании читательской компетентности.
|
Фомина Светлана Николаевна учитель – дефектолог МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ высшая квалификационная категория
Григорьева Людмила Сергеевна учитель – дефектолог МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ высшая квалификационная категория |
Умеют ли читать современные дети? Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать значимость текста, извлекать из него нужную информацию умеет не каждый. Обучающиеся же с ОВЗ (ЗПР) нуждаются в целенаправленном формировании читательской компетентности значительно больше, чем нормативные дети.
В начальной школе чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития детей. Формирование навыка чтения идет одновременно с развитием мышления и речи младших школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире, развитием и корректировки пространственных и временных понятий.
Младшие школьники с ОВЗ (ЗПР) испытывают затруднения при освоении навыка чтения и понимания текста. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают разнообразные ошибки. Им трудно передать содержащуюся в прочитанном тексте главную мысль, установить причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц.Удетей появляется нежелание читать, неспособность самостоятельно разобраться в содержании текстов, становящихся более длинными и сложными.
Также обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) недостаточно ориентируются во времени и в пространстве. Специфические особенности их познавательной деятельности в значительной мере замедляют формирование ориентировки во времени, ограничивают использование данных знаний в практической деятельности. Детям легче дается ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий, специальной терминологии.
Временные представления и понятия в силу своей абстрактности наиболее трудная тема для восприятия и усвоения. Поэтому коррекционная работас младшими школьниками с ОВЗ (ЗПР) должна вестись с учетом их психофизических особенностей развития. Для целенаправленного формирования и оценки читательской компетентности обучающихся эффективно использовать следующие задания, как в бланковом, так и компьютерном варианте.
В предлагаемом наборе «Рассказы о временах года» особенностью является принцип соотношения текстов и заданий. Если обычно к одному тексту предъявляется несколько вопросов и заданий, в данном наборе действует принцип – задание одно (определить время года), а текстов – множество. Тексты короткие и простые с точки зрения лексики и грамматики. Усложняются требования к умственной деятельности ребенка, обеспечивающей понимание прочитанного.
В соответствии с этим принципом тексты объединены в 5 групп. Задача ребенка состоит в том, чтобы понять о каком времени года рассказывается в тексте, а задача учителя – дефектолога - определить, какие недостатки в читательской деятельности затрудняют такое понимание. Работая с данным набором, учитель – дефектолог последовательно проверяет у ребенка сформированность умений:
- выделять явные признаки времен года в целом тексте и ориентироваться на них,
- выделять скрытые признаки времен года в целом тексте и ориентироваться на них,
- сопоставлять противоречащие друг другу гипотезы о времени года из разных отрывков текста,
- различать истинные и ложные, определенные и неопределенные сообщения,
- суммировать информацию, извлеченную из разных кусков текста,
- прогнозировать на основе прочитанной части текста последующие события и проверять свои гипотезы,
- воссоздавать целостную картину описанных в тексте событий.
1 группа содержит 8 текстов называющих самые яркие и существенные приметы разных времен года. Цель: определить умеет ли ребенок «видеть» и выделять в целом тексте явные признаки различных сезонов года.
Таня и Вера собирали в парке листья. Вера собирала желтые листья, а Таня – красные. Вдруг подул сильный ветер. Листья улетели. Девочки побежали домой. (осень)
2 группа включает 8 текстов, в которых сообщения о времени года даются как бы вторым планом на фоне развития сюжета. Данные о сезоне в этих текстах вводятся через признаки. Цель: проверить, выделяет ли ребенок в целом тексте признаки времен года «второго порядка», умеет ли ориентироваться на них при определении времени года.
Сегодня Катя грустная. После школы Катя с Витей шли вместе домой. По дороге Витя толкнул Катю в сугроб. Катя обиделась. (зима)
3 группа содержит 8 текстов, в которых сообщения о времени года представлены в скрытой форме, а разные отрывки текста могут приводить к противоречащим друг другу гипотезам. Цель: проверить умеет ли ребенок выделять в тексте срытые признаки времен года, сопоставлять противоречащие гипотезы, различать истинные и ложные, определенные и неопределенные сообщения.
Если ребенок не справляется с текстами 3 группы, можно предположить, что у него нет понимания текста как целого и недостаточно сформированы приемы анализа текста.
Мама и Света работали в саду. Они собирали сухие листья и бросали в костер. Вдруг Света увидела под листьями зеленую травку и маленький цветок. «Это подснежник», - сказала мама. (весна)
4 группа включает 8 сюжетных рассказов, в которых информация о сезоне вводится через ряд дополняющих друг друга многозначных по характеру определений. Цель: проверить умеет ли ребенок сопоставлять разные сообщения между собой, как пытается на основе не очень определенных признаков составить целостное представление о времени года, на фоне которого разворачивается сюжет.
Сейчас каникулы. Саша с бабушкой живут на даче. Мама купила Саше новый портфель. Скоро опять в школу. (лето)
5 группа содержит 5 текстов, предъявляемых по частям. Ребенок отвечает на поставленный вопрос не после чтения всего текста, а после каждого предложения. За счет изменения способа предъявления текста и особого его построения проверяется, какие гипотезы ребенок выдвигает по ходу чтения текста, как он меняет их в зависимости от получения новой информации, понимает ли он, что при чтении целого текста каждое последующее предложение влияет на предыдущее, стремится ли воссоздать целостную картину событий.
Было холодно. |
Ярко светило солнце. Дети играли в саду. |
Вдруг на небе появилась большая черная туча. |
Пошел сильный снег. |
|
|
|
|
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию последовательности происходящих событий, причинно – следственных связей между ними, полноценного понимая текста. Умение обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентироваться во времени дает им возможность познавать окружающий мир, овладевать различными видами деятельности, успешно обучаться.
Литература:
Е.А.Гончарова, О.И.Кукушкина «Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном». Москва, 1997 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.