Тестовые технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) при формировании читательской компетентности.
Оценка 4.9

Тестовые технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) при формировании читательской компетентности.

Оценка 4.9
docx
09.10.2024
Тестовые технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) при формировании читательской компетентности.
Тестовые технологии.docx

Тестовые технологии, используемые

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР)

при формировании читательской компетентности.

IMG-20190130-WA0002

Фомина Светлана Николаевна

учитель – дефектолог

МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

высшая квалификационная категория

 

Григорьева Людмила Сергеевна

учитель – дефектолог

МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

высшая квалификационная категория

Умеют ли читать современные дети? Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать значимость текста, извлекать из него нужную информацию умеет не каждый. Обучающиеся же с ОВЗ (ЗПР) нуждаются в целенаправленном формировании читательской компетентности значительно больше, чем нормативные дети.

В начальной школе чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития детей. Формирование навыка чтения идет одновременно с развитием мышления и речи младших школьников, расширением их зна­ний и представлений об окружающем мире, развитием и корректировки пространственных и временных понятий.

Младшие школьники с ОВЗ (ЗПР) испытывают затруднения при освоении навыка чтения и понимания текста. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочи­танного, во время чтения допускают разно­образные ошибки. Им трудно передать содержащуюся в прочитанном тек­сте главную мысль, установить причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц.Удетей появляется нежелание читать, неспособность самостоятельно разобраться в содержании текстов, становящихся более длинными и сложными.

Также обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) недостаточно ориентируются во времени и в пространстве. Специфические особенности их познавательной деятельности в значительной мере замедляют формирование ориентировки во времени, ограничивают использование данных знаний в практической деятельности. Детям легче дается ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий, специальной терминологии.

Временные представления и понятия в силу своей абстрактности наиболее трудная тема для восприятия и усвоения. Поэтому коррекционная работас младшими школьниками с ОВЗ (ЗПР) должна вестись с учетом их психофизических особенностей развития. Для целенаправленного формирования и оценки читательской компетентности обучающихся эффективно использовать следующие задания, как в бланковом, так и компьютерном варианте.

В предлагаемом наборе «Рассказы о временах года» особенностью является принцип соотношения текстов и заданий. Если обычно к одному тексту предъявляется несколько вопросов и заданий, в данном наборе действует принцип – задание одно (определить время года), а текстов – множество. Тексты короткие и простые с точки зрения лексики и грамматики. Усложняются требования к умственной деятельности ребенка, обеспечивающей понимание прочитанного.

В соответствии с этим принципом тексты объединены в 5 групп. Задача ребенка состоит в том, чтобы понять о каком времени года рассказывается в тексте, а задача учителя – дефектолога - определить, какие недостатки в читательской деятельности затрудняют такое понимание. Работая с данным набором, учитель – дефектолог последовательно проверяет у ребенка сформированность умений:

- выделять явные признаки времен года в целом тексте и ориентироваться на них,

- выделять скрытые признаки времен года в целом тексте и ориентироваться на них,

- сопоставлять противоречащие друг другу гипотезы о времени года из разных отрывков текста,

- различать истинные и ложные, определенные и неопределенные сообщения,

- суммировать информацию, извлеченную из разных кусков текста,

- прогнозировать на основе прочитанной части текста последующие события и проверять свои гипотезы,

- воссоздавать целостную картину описанных в тексте событий.

1 группа содержит 8 текстов называющих самые яркие и существенные приметы разных времен года. Цель: определить умеет ли ребенок «видеть» и выделять в целом тексте явные признаки различных сезонов года.

Таня и Вера собирали в парке листья. Вера собирала желтые листья, а Таня – красные. Вдруг подул сильный ветер. Листья улетели. Девочки побежали домой. (осень)

2 группа включает 8 текстов, в которых сообщения о времени года даются как бы вторым планом на фоне развития сюжета. Данные о сезоне в этих текстах вводятся через признаки. Цель: проверить, выделяет ли ребенок в целом тексте признаки времен года «второго порядка», умеет ли ориентироваться на них при определении времени года.

Сегодня Катя грустная. После школы Катя с Витей шли вместе домой. По дороге Витя толкнул Катю в сугроб. Катя обиделась. (зима)

3 группа содержит 8 текстов, в которых сообщения о времени года представлены в скрытой форме, а разные отрывки текста могут приводить к противоречащим друг другу гипотезам. Цель: проверить умеет ли ребенок выделять в тексте срытые признаки времен года, сопоставлять противоречащие гипотезы, различать истинные и ложные, определенные и неопределенные сообщения.

Если ребенок не справляется с текстами 3 группы, можно предположить, что у него нет понимания текста как целого и недостаточно сформированы приемы анализа текста.

Мама и Света работали в саду. Они собирали сухие листья и бросали в костер. Вдруг Света увидела под листьями зеленую травку и маленький цветок. «Это подснежник», - сказала мама. (весна)

4 группа включает 8 сюжетных рассказов, в которых информация о сезоне вводится через ряд дополняющих друг друга многозначных по характеру определений. Цель: проверить умеет ли ребенок сопоставлять разные сообщения между собой, как пытается на основе не очень определенных признаков составить целостное представление о времени года, на фоне которого разворачивается сюжет.

Сейчас каникулы. Саша с бабушкой живут на даче. Мама купила Саше новый портфель. Скоро опять в школу. (лето)

5 группа содержит 5 текстов, предъявляемых по частям. Ребенок отвечает на поставленный вопрос не после чтения всего текста, а после каждого предложения. За счет изменения способа предъявления текста и особого его построения проверяется, какие гипотезы ребенок выдвигает по ходу чтения текста, как он меняет их в зависимости от получения новой информации, понимает ли он, что при чтении целого текста каждое последующее предложение влияет на предыдущее, стремится ли воссоздать целостную картину событий.

Было холодно.

Ярко светило солнце. Дети играли в саду.

Вдруг на небе появилась большая черная туча.

Пошел сильный снег.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию последовательности происходящих событий, причинно – следственных связей между ними, полноценного понимая текста. Умение обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентироваться во времени дает им возможность познавать окружающий мир, овладевать различными видами деятельности, успешно обучаться.

Литература:

Е.А.Гончарова, О.И.Кукушкина «Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном». Москва, 1997 год.


 

Тестовые технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с

Тестовые технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с

Усложняются требования к умственной деятельности ребенка, обеспечивающей понимание прочитанного

Усложняются требования к умственной деятельности ребенка, обеспечивающей понимание прочитанного

Ребенок отвечает на поставленный вопрос не после чтения всего текста, а после каждого предложения

Ребенок отвечает на поставленный вопрос не после чтения всего текста, а после каждого предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024