Тесты для учителей функционалтные исследование
Оценка 4.7

Тесты для учителей функционалтные исследование

Оценка 4.7
Документация +1
ppt
физическая культура
05.01.2023
Тесты для учителей функционалтные исследование
тесты для учителей функционалтные исследование
Функциональные тесты для учителей.ppt

Функциональное обследование МОАУ «Лицей№3»

Функциональное обследование МОАУ «Лицей№3»

Функциональное обследование

МОАУ «Лицей№3»

Студеникина Светлана Сергеевна

Учитель физисеской культуры

Основные аспекты медицинского обеспечения оздоровительных форм физической культуры: - противопоказания к занятиям физической культурой в группах здоровья и самостоятельно; - необходимый комплекс медицинских обследований при…

Основные аспекты медицинского обеспечения оздоровительных форм физической культуры: - противопоказания к занятиям физической культурой в группах здоровья и самостоятельно; - необходимый комплекс медицинских обследований при…

Основные аспекты медицинского обеспечения оздоровительных форм физической культуры:

- противопоказания к занятиям физической культурой в группах здоровья и самостоятельно;
- необходимый комплекс медицинских обследований при допуске к занятиям оздоровительной физической культурой;
- принципы определения уровня физического состояния лиц перед допуском к занятиям и в их процессе;
- двигательные режимы в системе оздоровительной физической культуры;
- количество и содержание физических упражнений для развития и поддержания физического состояния;
- принципы организации текущего медицинского контроля и самоконтроля.

Критерии оценки состояния здоровья, применяемые

Критерии оценки состояния здоровья, применяемые

Критерии оценки состояния здоровья, применяемые ВФД
(на основании приказа Минздрава РФ № 292 и Госкомитета РФ по ФК и туризму № 257
от 19.07.96 «О совершенствовании врачебно-физкультурной службы в РФ»)
I. Показатели физического развития
А. Обязательные
1.Антропометрия (длина и масса тела, обхват грудной клетки, динамометрия, спирометрия)
2.Форма грудной клетки
3.Форма ног
4.Стопа
5. Осанка
Б. Дополнительные
1.Толщина жировой складки в 4-х точках, определение процента жировой массы
2. Форма живота
3. Оценка гармоничности развития по индексам или местным стандартам
II. Показатели физической подготовленности (по физическим тестам)
А. Обязательные
1. Подтягивание или сгибание рук в упоре лежа (раз)
2. Бег 30 метров (мин)
3. Метание теннисного мяча на дальность (м)
4.Прыжки в длину, вверх, с места (см)
5. Бег в течение 1,5 мин
Б. Дополнительные
1. Статическая выносливость – упражнение «рыбка» или «угол» (с)
2. Статическое равновесие на одной ноге – упражнение «ласточка» с закрытыми глазами (с)
3. Гибкость – наклоны вперед стоя на скамейке (см)
4. Координация движений – бросок мяча в стенку на расстоянии 1 метра, попеременно правой,
левой рукой в течение 30 с.
5. Силовая выносливость – количество седов из положения «лежа на спине»

III. Степень биологической зрелости в (баллах) 1

III. Степень биологической зрелости в (баллах) 1

III. Степень биологической зрелости в (баллах)
1. У дошкольников и младших школьников по количеству постоянных зубов
2. У средних и старших школьников по вторичным половым признакам (по
В.Г.Властовскому)
IV. Уровень функционального состояния
1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи)
2. Ортостатическая проба
3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30 сек)
4. Двойное произведение
5. Общая работоспособность с помощью степ-теста или велоэргометрии
(по Л.Н.Абросимовой)
V. Показатели здоровья занимающихся в спортивной школе
1. Общая заболеваемость (уровень, структура)
2. Острая заболеваемость (уровень, структура)
3. Заболеваемость в случаях, в днях на одного занимающегося
4. Доля учащихся, часто болеющих (%)
5. Доля учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими
заболеваниями (%)
6. Доля учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам:
основная, подготовительная, специальная (%)
7. Доля учащихся, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях (%)
8. Распределение занимающихся по группам здоровья.

Опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательный аппарат

Осмотр спереди: • положение головы (боковой наклон и ротация); • уровень плеч; • форма грудной клетки, степень равномерности развития обеих сторон грудной клетки; • симметричность…

Осмотр спереди: • положение головы (боковой наклон и ротация); • уровень плеч; • форма грудной клетки, степень равномерности развития обеих сторон грудной клетки; • симметричность…

Осмотр спереди:
• положение головы (боковой наклон и ротация);
• уровень плеч;
• форма грудной клетки, степень равномерности развития
обеих сторон грудной клетки;
• симметричность стояния гребней и передних верхних остей
подвздошных костей;
• взаиморасположение и форма нижних конечностей;
• симметричность расположения надколенников;
• степень развития и симметричность мускулатуры;
• расположение пупка.

Осмотр в профиль:
• положение головы (наклон вперед, назад);
• форма грудной клетки;
• наличие деформации одной из сторон грудной клетки;
• выраженность физиологических изгибов в сагиттальной
плоскости.

Осмотр сзади: • общий наклон туловища в одну из сторон; • положение головы (наклон ее в одну из сторон); • симметричность расположения плеч; • пространственное…

Осмотр сзади: • общий наклон туловища в одну из сторон; • положение головы (наклон ее в одну из сторон); • симметричность расположения плеч; • пространственное…

Осмотр сзади:
• общий наклон туловища в одну из сторон;
• положение головы (наклон ее в одну из сторон);
• симметричность расположения плеч;
• пространственное положение лопаток относительно позвоночника
(визуально определяемое расстояние от внутреннего края лопаток до
позвоночника, уровень стояния углов лопаток);
• симметричность формы и глубины подмышечных складок справа и
слева;
• отклонение позвоночника от средней линии вправо или влево
(расположение линии остистых отростков позвонков);
• наличие реберного выбухания и мышечного валика;
• симметричность стояния гребней и задних верхних остей
подвздошных костей;
• симметричность ягодичных складок;
• симметричность подколенных складок;
• симметричность внутренней и наружной лодыжек;
• форма пяток.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки: 1

Тестовая карта для выявления нарушений осанки: 1

Тестовая карта для выявления нарушений осанки:


1

Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмами, болезнью

да

нет

2

Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3

Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая…

4

Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5

Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки)

6

Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки)

7

Нарушение осей нижних конечностей

8

Неравенство треугольников талии

9

Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10

Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и т.д.

Оценка осанки производится по следующим градациям:
1. Нормальная осанка для данного возраста – отрицательные ответы на все вопросы.
2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно.
3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько).

Подвижность позвоночника в стороны

Подвижность позвоночника в стороны

Подвижность позвоночника в стороны.
Исходное положение: стоя, стопы вместе.
Сначала измеряется расстояние от конца среднего пальца правой и левой рук до пола. При асимметрии осанки эти расстояния будут различными. Тоже самое проводится при сгибании туловища вправо и влево. Движения должны совершатся строго в одной плоскости.
Степень подвижности позвоночника в стороны рассчитывается по формулам:
влево ППСл = Рл 1 – Рл 2
вправо ППСп = Рп 1 – Рп2 ,
где: ППСл – подвижность позвоночника в стороны при сгибании туловища влево;
ППСп – тоже вправо;
Рл (п)1 – расстояние от конца среднего пальца до пола левой и правой руки;
Рл (п)2 – тоже, но при измерении расстояния в положении наклона.
Оценка:
Высокий уровень – ППСл и ППСп больше 20 см.
Нормальный уровень – ППСл и ППСп 15-20 см.
Низкий уровень – ППСл и ППСп меньше 15 см.

Подвижность позвоночника вперед

Подвижность позвоночника вперед

Подвижность позвоночника вперед

Исходное положение: стоя в наклоне, руки вниз, колени не сгибать. Исследуется степень доставания в таком положении рук до пола.
Оценка:
- Высокий уровень – ребенок легко достает ладонями до пола;
- Нормальный уровень – ребенок концами пальцев достает пол;
- Низкий уровень – ребенок не может достать пол.

Подвижность позвоночника назад

Подвижность позвоночника назад

Подвижность позвоночника назад
Тест проводится из исходного положения стоя: измеряется расстояние от седьмого шейного позвонка до границы крестца и копчика. Затем испытуемому предлагается наклониться назад при выпрямленных в коленях и голеностопных суставах ногах. Замеряется это же расстояние.
Степень подвижности позвоночника назад высчитывается по формуле:
ППН = Р1 – Р2,
где: ППН – подвижность позвоночника назад;
Р1 – расстояние между 7-м шейным позвонком и границей крестца/копчика в основной стойке;
Р2 – тоже при выполнении наклона назад.
Оценка:
Высокий уровень – ППН > 6 см.
Нормальный уровень – ППН = 6 см.
Низкий уровень – ППН < 6 см.

Сила и выносливость мышц брюшного пресса

Сила и выносливость мышц брюшного пресса

Сила и выносливость мышц брюшного пресса.

Исходное положение: сидя (спина прямая) на мате, руки на поясе. Исследователь удерживает ноги испытуемому в области голеней. Испытуемый выполняет опускание и поднимание туловища в темпе 16 – 20 полных движений в минуту.
Упражнение прекращается при появлении явных признаков утомления: покраснение лица, дрожание, отталкивание от пола руками.
Оценка:
Высокий уровень – испытуемый выполняет более 20 движений.
Нормальный уровень – испытуемый выполняет 15-20 движений.
Низкий уровень – испытуемый выполняет меньше 15 движений.

Сила и выносливость мышц спины

Сила и выносливость мышц спины

Сила и выносливость мышц спины

Исходное положение: лежа на животе. По сигналу испытуемый приподнимает голову и верхнюю часть груди, руки в стороны.
Время удержания позы фиксируется секундомером.
Оценка:
Высокий уровень – испытуемый удерживает позу дольше 3 минут.
Нормальный показатели – испытуемый удерживает позу от 2 до 3 минут.
Низкие показатели – испытуемый удерживает позу менее 2 минут.

Мышечный аппарат

Мышечный аппарат

Мышечный аппарат

Определение статических усилий

Определение статических усилий

Определение статических усилий

Оборудование: динамометр.

Ход тестирования:
Производится 3-х кратное измерение силы кистей правой и левой руки (F). Рассчитывается силовой индекс (СИ)
СИ1 = F (пр и лев руки) / Мт
СИ2 = (F пр макс + F лев макс) / Мт х 2 у.е.

Оценка:
Средняя величина СИ1 у мужчин равна 65-80%, у женщин – 45-50%. Снижение СИ2 более 30% свидетельствует о выраженном утомлении

Определение мышечной выносливости

Определение мышечной выносливости

Определение мышечной выносливости

Оборудование: динамометр.
Ход тестирования:
Удерживать уровень динамометрии равной 50% от максимального значения с регистрацией времени удержания до развития субъективно непереносимой усталости.
Регистрируют F50 - уровень динамометрии равной 50% от максимального значения (кг), t50 – время удержания (сек).
Оценка:
А (изометрическая работа) = F50 х t50
При работе с общей физической нагрузкой снижение показателей А и t50 до 20% свидетельствуют об утомлении 1-2 степени, 30% - утомлении 3 степени, больше 30% - 4 степени.
При локальной работе снижение показателей А и t50 до 25% свидетельствуют об утомлении 1-2 степени, 35% - утомлении 3 степени, больше 35% - 4 степени.
При преобладании умственной нагрузки снижение показателей А и t50 до 30% свидетельствуют об утомлении 1-2 степени, 40% - утомлении 3 степени, больше 40% - 4 степени.

Центральная нервная система

Центральная нервная система

Центральная нервная система

Тестирование функционального состояния двигательной зоны

Тестирование функционального состояния двигательной зоны

Тестирование функционального состояния двигательной зоны ЦНС (теппинг-тест).
Вариант 1
Ход тестирования:
Испытуемые в течение 50 секунд стараются удержать максимальный для себя темп. Для этого лист бумаги делится на 5 квадратов, испытуемый должен поставить точки карандашом или ручкой в течение 10 секунд без паузы в каждой части листа в определенном ритме:
в первой – в оптимальном ритме;
во второй – в максимальном ритме;
в третьей – в оптимальном ритме;
в четвертой – чуть ниже оптимального ритма;
в пятой – в оптимальном ритме.
Оценка:
В протокол записывают количество движений за каждые 10 секунд работы. На основании этих данных строят кривые работоспособности. На основании кривой работоспособности могут быть даны и количественные оценки силы нервной системы.
Теппинг-тест в данном варианте определяет выносливость нервной системы, а не выносливость организма в целом. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Полученные данные позволяют определить только оптимальные и максимальные варианты деятельности двигательной зоны, но и способность к тонким дифференцировкам.

Вариант 2 Ход тестирования:

Вариант 2 Ход тестирования:

Вариант 2

Ход тестирования:
Испытуемые в течение 30 секунд стараются удержать максимальный для себя темп. Для этого лист бумаги делится на 6 квадратов, испытуемый должен поставить точки карандашом или ручкой в течение 50 секунд без паузы в каждой части листа.
Оценка:
В протокол записывают коли­чество движений за каждые 5 секунд работы. Определяется степень ранжирования по силе отклонений по отношению к первому отрезку времени (в %). На основании этих данных строят кривые работоспособности.

Типы кривых: Выпуклый тип – максимальный темп движений отмечается в первые 10-15 секунд, затем снижается, став ниже исходного уровня - сильная нервная система

Типы кривых: Выпуклый тип – максимальный темп движений отмечается в первые 10-15 секунд, затем снижается, став ниже исходного уровня - сильная нервная система

Типы кривых:


Выпуклый тип – максимальный темп движений отмечается в первые 10-15 секунд, затем снижается, став ниже исходного уровня - сильная нервная система.


2. Ровный тип – максимальный темп движений удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы – средняя сила нервной системы.

Нисходящий тип – максимальный темп движений снижается со 2-го 5-ти секундного отрезка времена и далее еще больше снижается – слабая нервная система

Нисходящий тип – максимальный темп движений снижается со 2-го 5-ти секундного отрезка времена и далее еще больше снижается – слабая нервная система


3. Нисходящий тип – максимальный темп движений снижается со 2-го 5-ти секундного отрезка времена и далее еще больше снижается – слабая нервная система.


4. Промежуточный тип – удержание одного темпа 10-15 секунд и затем снижается – средне-сильная нервная система.


5. Вогнутый тип – в начале темп снижается, а затем нарастает до исходного уровня – средне-слабая нервная система

Вариант 3 Ход тестирования: Испытуемые в течение 10 секунд стараются удержать максимальный для себя темп

Вариант 3 Ход тестирования: Испытуемые в течение 10 секунд стараются удержать максимальный для себя темп

Вариант 3

Ход тестирования: Испытуемые в течение 10 секунд стараются удержать максимальный для себя темп.
Оценка
Оценивается количество нанесенных точек, исходя из средних значений для возраста:

Возраст (год)

Количество точек

7 - 8

53 ± 14

9 - 10

55 ± 14

11 - 12

62 ± 9

13 - 14

62 ± 11

15 - 16

71 ± 10

17 - 19

72 ± 10

20 - 25

64 ± 13

Физическая работоспособность Гарвардский степ-тест

Физическая работоспособность Гарвардский степ-тест

Физическая работоспособность

Гарвардский степ-тест PWC170
тест Новакки.

Оценка физической работоспособности по индексу гарвардского степ-теста (ИГСТ)

Оценка физической работоспособности по индексу гарвардского степ-теста (ИГСТ)

Оценка физической работоспособности по индексу
гарвардского степ-теста (ИГСТ).
Оборудование: секундомеры, метроном, ступенька или тумба.
Ход работы: Испытуемый поднимается на ступеньку и опускается с нее в темпе 30 подъемов в минуту (один цикл – 4 движения). Испытуемый становится лицом к ступеньке и после подготовительной команды начинает выполнять тест в ритме метронома. На счет «раз» ставит ногу на ступеньку: на «два» - встает на нее двумя ногами, выпрямляет ноги и принимает строго вертикальное положение; на «три» - опускает на пол ту же ногу, с которой начал восхождение; на «четыре» - становится двумя ногами на пол. Начинать и заканчивать тест надо всегда с одной и той же ноги. Время восхождения и высота ступеньки определяется в зависимости от пола и возраста (таблица 2). Сразу после выполнения теста испытуемый садится на стул.
До нагрузки и после нее определяется частота пульса, причем после выполнения теста ЧСС определяется трижды за 30 секунд в начале 2-й минуты отдыха (Р1), в начале 3-й и 4-й минуты отдыха (Р2 и Р3).
Расчет индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) осуществляется по формуле:
t c x 100
ИГСТ = ---------------
(Р1+Р2+Р3) x 2
где Р1, Р2, Р3 – ЧСС за 30 секунд подсчета в начале 2-й, 3-й и 4-й минуты отдыха; t c – время выполнения работы в секундах.
Сопоставляются значения результатов с оценочной шкалой (таблица 1).

Таблица 1 Оценка уровня физической подготовленности по результатам

Таблица 1 Оценка уровня физической подготовленности по результатам

Таблица 1
Оценка уровня физической подготовленности по результатам Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

ИГСТ

Оценка

≤ 55

Плохая

55 – 64

Ниже средней

65 –79

Средняя

80 – 89

Хорошая

 90

Отличная

Таблица 2
Высота ступеньки и длительность нагрузки при проведении гарвардского степ-теста в зависимости от пола и возраста


Возраст

Пол

Высота ступеньки (см)

Длительность нагрузки (мин)

До 8 лет

-

35,5

2

8 – 12 лет

3

12 – 18 лет

М
Д

45
40

4
4

Взрослые

М
Ж

50
43

5
5

Проба PWC170 Теоретическим базисом пробы

Проба PWC170 Теоретическим базисом пробы

Проба PWC170

Теоретическим базисом пробы PWC170 являются две физиологические закономерности:
1) учащение сердцебиения при мышечной работе прямо пропорционально ее интенсивности (мощности или скорости);
2) степень учащения сердцебиения при непредельной физической нагрузке обратно пропорциональна функциональным возможностям сердечнососудистой системы, являющимся косвенным критерием общей физической работоспособности.

Основу пробы PWC170 составляет определение той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин, т.е. уровня оптимального функционирования кардиореспираторной системы.

Определение PWC170 методом степэргометрии

Определение PWC170 методом степэргометрии

Определение PWC170 методом степэргометрии
Ход тестирования PWC170:
Первая нагрузка: 3 минуты шагать на ступеньку высотой 30 см с частотой восхождения 20 в минуту.
Стоя подсчитать пульс за 10 секунд сразу после нагрузки (Р1).
Вторая нагрузка: 3 минуты шагать с частотой 30 восхождений в минуту.
Подсчитать пульс за 10 секунд (Р2).
Рассчитать PWC170 по формуле: PWC170 = К х Мт,
где Мт масса тела,
К – коэффициент. К = 7,2 х (1 + 0,5 х (28 – Р1)/ (Р2 – Р1)) – кг х м/ мин
Таблица
Значения PWC170 в зависимости от пола и возраста (кг х м/ мин)

Возраст (год)

Мальчики

Девочки

5

200

175

6

250

210

7

300

240

8

370

310

9

420

340

10

495

360

11

550

420

12

650

450

13

14

730

440

15

740

444

16

850

450

17

890

470

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система

Проба Руффье Ход тестирования:

Проба Руффье Ход тестирования:

Проба Руффье

Ход тестирования: После 5 мин пребывания в положении сидя у испытуемого за отрезок времени 10 с подсчитывают ЧСС и полученный результат умножают на 6 для приведения к минутному исчислению частоты пульса (Ро). Затем он выполняет 30 приседаний за 30 с, после чего в положении сидя у него в течение первых 10 с восстановления вновь регистрируют ЧСС (P1). Третье измерение производят аналогичным образом в конце первой минуты восстановления (Р2).
Оценка:
Рассчитывается индекс Руффье (ИР) по формуле:
ИР = 0,1 (Р0 + Р1 + Р2 – 200).
Оценку результатов пробы осуществляют по таблице:


Значение ИР

Функциональная оценка работоспособности

0 - 5

отлично

6 - 10

хорошо

11 - 15

посредственно

16 - 22

удовлетворительно (слабо)

 22

неудовлетворительно

Индекс Робинсона (двойное произведение)

Индекс Робинсона (двойное произведение)

Индекс Робинсона (двойное произведение)


Оценивает состояние сердечнососудистой системы и степень экономизации ее работы в покое.

Ход тестирования:
Сосчитать ЧСС в покое в минуту.
Измерить АД.
Рассчитать двойное произведение (ИР) по формуле.

ИР = (ЧСС х систолическое АД) / 100%

Оценка производится по таблицам.

Таблица 1 Показатели тренированности сердца в зависимости от возраста

Таблица 1 Показатели тренированности сердца в зависимости от возраста

Таблица 1
Показатели тренированности сердца в зависимости от возраста


Возраст, лет

Двойное произведение

 среднего

среднее

 среднего

5

85

100

116

6

81

95

105

7

80

92

100

8

76

89

98

9

73

86

95

10

70

88

100

11

86

98

12

77

99

13

73

90

14

74

91

15

75

87

93

16

76

88

94

17

73

86

90

Таблица 2
Показатели тренированности сердца в зависимости от пола


Пол

Оценка ИР

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

м

111

95 110

89 95

70 - 88

69

ж

99 - 110

94 - 85

70 - 84

Расчет должного артериального давления (АД)

Расчет должного артериального давления (АД)

Расчет должного артериального давления (АД)

САД – систолическое АД
ДАД – диастолическое АД

До 15 лет САД = 2 х возраст + 80

16 – 20 лет САД = 1,7 х возраст + 83
ДАД = 1,6 х возраст + 42

20 – 80 лет САД = 0,4 х возраст + 109
ДАД = 0,3 х возраст + 63

Пульсовое давление (ПД): ПД =САД – ДАД

Среднее АД (АДср): АДср = ДАД + ½ ПД

Оценка стрессоустойчивости сердечнососудистой системы

Оценка стрессоустойчивости сердечнососудистой системы

Оценка стрессоустойчивости сердечнососудистой системы

Ход тестирования:
1. Сидя подсчитать ЧСС за 10 сек (Р1).
2. Максимально быстро вслух отнимать по целому нечетному числу из целого четного числа (например, 3 из 777) в течение 30 сек.
3. Сразу после этого подсчитать ЧСС (Р2).

Рассчитать показатель реакции: ПР = Р2 : Р1

Оценка:
Низкая стрессоустойчивость сердечнососудистой системы отмечается при ПР  1,3

Определение адаптационного потенциала (по методике

Определение адаптационного потенциала (по методике

Определение адаптационного потенциала (по методике Р.М.Баевского, 1988)
Оценка приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя.
Ход тестирования:
В начале обследования у испытуемых производят измерение роста, массы тела, артериального давления (АД), подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Исследования АД и ЧСС проводят в положении сидя.
Рассчитывают адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения по формуле:

АП (в баллах) = 0,011 х ЧСС + 0,014 х САД + 0,008 х ДАД + 0,014 х В + 0,009 х МТ – 0,009 х Р – 0,27

Где В – возраст (годы), САД и ДАД – соответственно систолическое и диастолическое артериальной давление (мм рт ст), ЧСС – частота сердечных сокращений (в минуту), МТ – масса тела (кг), Р – рост (см).

Оценка результатов АП производится согласно данным таблицы.

Таблица Оценка адаптационного потенциала (АП)

Таблица Оценка адаптационного потенциала (АП)

Таблица
Оценка адаптационного потенциала (АП)


Адаптационный потенциал, баллы

Уровень функционального состояния

Характеристика уровня функционального состояния

менее 2,1

удовлетворительная адаптация

Высокие и достаточные функциональные возможности адаптации

2,11 - 3,2

напряжение механизмов адаптации

Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов

3,21 - 4,3

неудовлетворительная адаптация

Снижение функциональных возможностей организма

более 4,32

срыв адаптации

Резкое снижение функциональных возможностей организма

Ортостатическая проба Ход тестирования:

Ортостатическая проба Ход тестирования:

Ортостатическая проба

Ход тестирования: Испытуемый лежит на кушетке в спокойном состоянии 3 – 5 минут, после чего у него измеряют ЧСС (Р1). Затем он встает и повторно измеряется ЧСС (Р2).
Вычисляют разницу между Р1 и Р2.
Оценка:
Таблица
Показатели ортостатической пробы

Повышение ЧСС при переходе в вертикальное положение, уд. в мин

Уровень адаптации

 10

Отличная

11 - 16

Хорошая

17 - 22

Удовлетворительная

 22
-2 - -5

Неудовлетворительная

Дыхательная система

Дыхательная система

Дыхательная система

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Ход тестирования:
В положении сидя сделать глубокий вдох и выдох, затем вдох, и задержать дыхание. В конце вдоха включить секундомер и зафиксировать время задержки дыхания на вдохе (Т1).

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
Ход тестирования:
Проба выполняется аналогично пробе Штанге, только задержка дыхания (Т2) на выдохе (соответственно включение секундомера) начинается в конце второго выдоха.
Оценка:
Оценивание функционального состояния дыхательной системы производится по табличным нормам.

Таблица Ориентировочные показатели пробы

Таблица Ориентировочные показатели пробы

Таблица
Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи


Возраст, лет

Мальчики

Девочки

Т1

Т2

Т1

Т2

5

24

12

22

12

6

30

14

26

14

7

36

17

30

15

8

40

18

36

17

9

44

19

40

18

10

50

22

50

21

11

51

24

44

20

12

60

22

48

22

13

61

24

50

19

14

64

25

54

24

15

68

27

60

26

16

71

29

64

28

Проба Штанге используется при определении способности к скоростной устойчивости

Проба Штанге используется при определении способности к скоростной устойчивости

Проба Штанге используется при определении способности к скоростной устойчивости.

Таблица
Определение скоростной устойчивости по данным пробы Штанге


Возраст, лет

Время выполнения пробы Штанге (сек) для определения скоростной устойчивости

Отличная

Хорошая

Удовлетворительная

9 – 10

более 55

50 – 55

40 – 50

11 – 12

более 70

65 – 70

55 – 65

13 - 14

более 99

90 - 95

80 - 90

Комбинированная проба Серкина (для подростков и взрослых)

Комбинированная проба Серкина (для подростков и взрослых)

Комбинированная проба Серкина
(для подростков и взрослых)
Ход тестирования:
Определить время задержки дыхания в положении сидя (Т1)
Сделать 20 приседаний в течение 30 сек.
Повторить задержку дыхания и записать время (Т2)
Повторить задержку дыхания (Т3)
Оценка:
По таблице определить состояние тренированности дыхательной системы.
Таблица
Ориентировочные показатели пробы Серкина


Задержка дыхания, сек

Состояние системы дыхания

Т1

Т2

Т3

60 и более

30 и более

60 и более

Здоровые тренированные

40 - 55

15 – 20

35 – 55

Здоровые нетренированные

20 - 35

12 и менее

24 и менее

Лица со скрытой недостаточностью кровообращения

Вегетативная нервная система кожно-вегетативные рефлексы; • специальные индексы (вегетативный индекс

Вегетативная нервная система кожно-вегетативные рефлексы; • специальные индексы (вегетативный индекс

Вегетативная нервная система

кожно-вегетативные рефлексы;

• специальные индексы (вегетативный индекс Кердо);

• результаты специальных функциональных проб, из которых наиболее информативной принято считать ортостатическую пробу;

• показатели клинической характеристики функционального состояния вегетативной нервной системы;

Кожно-вегетативные рефлексы: местный дермографизм; симптом белого пятна; - пиломоторные рефлексы

Кожно-вегетативные рефлексы: местный дермографизм; симптом белого пятна; - пиломоторные рефлексы

Кожно-вегетативные рефлексы:

местный дермографизм;

симптом белого пятна;

- пиломоторные рефлексы.

Симптом белого пятна - является показателем, свидетельствующим о повышенной возбудимости симпатического отдела

Симптом белого пятна - является показателем, свидетельствующим о повышенной возбудимости симпатического отдела

Симптом белого пятна

- является показателем, свидетельствующим о повышенной возбудимости симпатического отдела
Белое пятно возникает при давлении пальцем на кожу в области между I и II пальцами кистей рук и сохраняется относительно долго.
В норме после давления в течение 3 с пятно исчезает за 2-3 с.

Вегетативный индекс Кердо . Значения индекса свидетельствуют о соотношении компонентов симпатической и парасимпатической систем в организме

Вегетативный индекс Кердо . Значения индекса свидетельствуют о соотношении компонентов симпатической и парасимпатической систем в организме

Вегетативный индекс Кердо.
Значения индекса свидетельствуют о соотношении компонентов симпатической и парасимпатической систем в организме. Его расчет осуществляется по формуле: ВИ = (1 – ДД / ЧСС) х 100, где ДД – величина диастолического давления; ЧСС – частота сердечных сокращений, ВИ – вегетативный индекс. Оценка вегетативного индекса (ВИ) производится соответственно таблице.
Таблица
Показатели вегетативного индекса Кердо

Численное значение вегетативного индекса

Количество баллов

Заключение

24%

1

Выраженное преобладание тонуса симпатической системы

23 – 16%

2

Значительное преобладание тонуса симпатической системы

15 – 0%

3

Баланс симпатической и парасимпатической нервной системы

Отрицательные значения ВИ

5

Выраженное преобладание парасимпатической нервной системы

Координация движений

Координация движений

Координация движений

Проба Ромберга - основана на определении способности человека сохранять равновесие при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора

Проба Ромберга - основана на определении способности человека сохранять равновесие при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора

Проба Ромберга
- основана на определении способности человека сохранять равновесие при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора. Используют усложненный и сложный варианты данной пробы:
- с опорой на две ноги, поставленные на одной прямой;
- с опорой на одну ногу; другая нога согнута так, что тыл ее стопы касается подколенной ямки опорной конечности.
Во всех случаях руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты (без напряжения), глаза закрыты.
При оценке принимают во внимание:
- степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается);
- дрожание (тремор) век и пальцев;
- длительность сохранения равновесия
Оценка:
- «хорошо» - твердая устойчивость позы более 15 с при отсутствии тремора пальцев и век;
- «удовлетворительно» - покачивание, небольшой тремор рук и палацев при удержании позы в течение 15 с ;
- «неудовлетворительно» - поза, удерживаемая менее 15 с.

Комплексные методики тестирования функционального состояния организма учащихся и тренирующихся

Комплексные методики тестирования функционального состояния организма учащихся и тренирующихся

Комплексные методики тестирования функционального состояния организма учащихся и тренирующихся

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко


Показатель

Функциональные уровни

I
низкий

II
ниже среднего

III
средний

IV
выше среднего

V
высокий

1

МТ : Р (г/см) М
Ж
баллы

501
451
-2

451 – 500
401 – 450
- 1

401 – 450
375 – 400
0

376 – 400
351 – 375
-

375
350
-

2

ЖЕЛ : МТ (мл/кг) М
Ж
баллы

50
40
0

51 – 55
41 – 45
1

56 – 60
46 – 50
2

61 – 65
51 – 57
4

66
57
5

3

(ЧСС х СД) : 100 М
Ж
баллы

111
111
-2

95 – 110
95 – 110
0

85 – 94
85 – 94
2

70 – 84
70 – 84
3

69
69
4

4

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с) М
Ж
баллы


3,00
3,00
-2


2,00 – 3,00
2,00 – 3,00
1


1,30 – 1,59
1,30 – 1,59
3


1,00 – 1,29
1,00 – 1,29
5


0,59
0,59
5

5

Сила мышц кисти : МТ (%) М
Ж
баллы

60
40
0

61 – 65
41 – 50
1

66 – 70
51 – 55
2

71 – 80
56 – 60
3

81
61
4

Общая оценка (сумма баллов)

4

5 - 9

10 - 13

14 - 15

17 - 21

Безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2023