Основные аспекты медицинского обеспечения оздоровительных форм физической культуры:
- противопоказания к занятиям физической культурой в группах здоровья и самостоятельно;
- необходимый комплекс медицинских обследований при допуске к занятиям оздоровительной физической культурой;
- принципы определения уровня физического состояния лиц перед допуском к занятиям и в их процессе;
- двигательные режимы в системе оздоровительной физической культуры;
- количество и содержание физических упражнений для развития и поддержания физического состояния;
- принципы организации текущего медицинского контроля и самоконтроля.
Критерии оценки состояния здоровья, применяемые ВФД
(на основании приказа Минздрава РФ № 292 и Госкомитета РФ по ФК и туризму № 257
от 19.07.96 «О совершенствовании врачебно-физкультурной службы в РФ»)
I. Показатели физического развития
А. Обязательные
1.Антропометрия (длина и масса тела, обхват грудной клетки, динамометрия, спирометрия)
2.Форма грудной клетки
3.Форма ног
4.Стопа
5. Осанка
Б. Дополнительные
1.Толщина жировой складки в 4-х точках, определение процента жировой массы
2. Форма живота
3. Оценка гармоничности развития по индексам или местным стандартам
II. Показатели физической подготовленности (по физическим тестам)
А. Обязательные
1. Подтягивание или сгибание рук в упоре лежа (раз)
2. Бег 30 метров (мин)
3. Метание теннисного мяча на дальность (м)
4.Прыжки в длину, вверх, с места (см)
5. Бег в течение 1,5 мин
Б. Дополнительные
1. Статическая выносливость – упражнение «рыбка» или «угол» (с)
2. Статическое равновесие на одной ноге – упражнение «ласточка» с закрытыми глазами (с)
3. Гибкость – наклоны вперед стоя на скамейке (см)
4. Координация движений – бросок мяча в стенку на расстоянии 1 метра, попеременно правой,
левой рукой в течение 30 с.
5. Силовая выносливость – количество седов из положения «лежа на спине»
III. Степень биологической зрелости в (баллах)
1. У дошкольников и младших школьников по количеству постоянных зубов
2. У средних и старших школьников по вторичным половым признакам (по
В.Г.Властовскому)
IV. Уровень функционального состояния
1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи)
2. Ортостатическая проба
3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30 сек)
4. Двойное произведение
5. Общая работоспособность с помощью степ-теста или велоэргометрии
(по Л.Н.Абросимовой)
V. Показатели здоровья занимающихся в спортивной школе
1. Общая заболеваемость (уровень, структура)
2. Острая заболеваемость (уровень, структура)
3. Заболеваемость в случаях, в днях на одного занимающегося
4. Доля учащихся, часто болеющих (%)
5. Доля учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими
заболеваниями (%)
6. Доля учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам:
основная, подготовительная, специальная (%)
7. Доля учащихся, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях (%)
8. Распределение занимающихся по группам здоровья.
Осмотр спереди:
Осмотр сзади:
Тестовая карта для выявления нарушений осанки:
| Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмами, болезнью | да | нет |
2 | Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично | ||
3 | Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая… | ||
4 | Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза | ||
5 | Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) | ||
6 | Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки) | ||
7 | Нарушение осей нижних конечностей | ||
8 | Неравенство треугольников талии | ||
9 | Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния | ||
10 | Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и т.д. |
Оценка осанки производится по следующим градациям:
1. Нормальная осанка для данного возраста – отрицательные ответы на все вопросы.
2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно.
3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько).
Подвижность позвоночника в стороны.
Подвижность позвоночника вперед
Подвижность позвоночника назад
Сила и выносливость мышц брюшного пресса.
Сила и выносливость мышц спины
Определение статических усилий
Определение мышечной выносливости
Тестирование функционального состояния двигательной зоны ЦНС (теппинг-тест).
Вариант 1
Вариант 2
Ход тестирования:
Испытуемые в течение 30 секунд стараются удержать максимальный для себя темп. Для этого лист бумаги делится на 6 квадратов, испытуемый должен поставить точки карандашом или ручкой в течение 50 секунд без паузы в каждой части листа.
Оценка:
В протокол записывают количество движений за каждые 5 секунд работы. Определяется степень ранжирования по силе отклонений по отношению к первому отрезку времени (в %). На основании этих данных строят кривые работоспособности.
Типы кривых:
Выпуклый тип – максимальный темп движений отмечается в первые 10-15 секунд, затем снижается, став ниже исходного уровня - сильная нервная система.
2. Ровный тип – максимальный темп движений удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы – средняя сила нервной системы.
3. Нисходящий тип – максимальный темп движений снижается со 2-го 5-ти секундного отрезка времена и далее еще больше снижается – слабая нервная система.
4. Промежуточный тип – удержание одного темпа 10-15 секунд и затем снижается – средне-сильная нервная система.
5. Вогнутый тип – в начале темп снижается, а затем нарастает до исходного уровня – средне-слабая нервная система
Вариант 3
Ход тестирования: Испытуемые в течение 10 секунд стараются удержать максимальный для себя темп.
Оценка
Оценивается количество нанесенных точек, исходя из средних значений для возраста:
Возраст (год) | Количество точек |
7 - 8 | 53 ± 14 |
9 - 10 | 55 ± 14 |
11 - 12 | 62 ± 9 |
13 - 14 | 62 ± 11 |
15 - 16 | 71 ± 10 |
17 - 19 | 72 ± 10 |
20 - 25 | 64 ± 13 |
Оценка физической работоспособности по индексу
гарвардского степ-теста (ИГСТ).
Таблица 1
Оценка уровня физической подготовленности по результатам Гарвардского степ-теста (ИГСТ).
ИГСТ | Оценка |
≤ 55 | Плохая |
55 – 64 | Ниже средней |
65 –79 | Средняя |
80 – 89 | Хорошая |
90 | Отличная |
Таблица 2
Высота ступеньки и длительность нагрузки при проведении гарвардского степ-теста в зависимости от пола и возраста
| Пол | Высота ступеньки (см) | Длительность нагрузки (мин) |
До 8 лет | - | 35,5 | 2 |
8 – 12 лет | 3 | ||
12 – 18 лет | М | 45 | 4 |
Взрослые | М | 50 | 5 |
Проба PWC170
Определение PWC170 методом степэргометрии
Возраст (год) | Мальчики | Девочки |
5 | 200 | 175 |
6 | 250 | 210 |
7 | 300 | 240 |
8 | 370 | 310 |
9 | 420 | 340 |
10 | 495 | 360 |
11 | 550 | 420 |
12 | 650 | 450 |
13 | ||
14 | 730 | 440 |
15 | 740 | 444 |
16 | 850 | 450 |
17 | 890 | 470 |
Проба Руффье
Ход тестирования: После 5 мин пребывания в положении сидя у испытуемого за отрезок времени 10 с подсчитывают ЧСС и полученный результат умножают на 6 для приведения к минутному исчислению частоты пульса (Ро). Затем он выполняет 30 приседаний за 30 с, после чего в положении сидя у него в течение первых 10 с восстановления вновь регистрируют ЧСС (P1). Третье измерение производят аналогичным образом в конце первой минуты восстановления (Р2).
Оценка:
Рассчитывается индекс Руффье (ИР) по формуле:
ИР = 0,1 (Р0 + Р1 + Р2 – 200).
Оценку результатов пробы осуществляют по таблице:
| Функциональная оценка работоспособности |
0 - 5 | отлично |
6 - 10 | хорошо |
11 - 15 | посредственно |
16 - 22 | удовлетворительно (слабо) |
22 | неудовлетворительно |
Индекс Робинсона (двойное произведение)
Оценивает состояние сердечнососудистой системы и степень экономизации ее работы в покое.
Ход тестирования:
Сосчитать ЧСС в покое в минуту.
Измерить АД.
Рассчитать двойное произведение (ИР) по формуле.
ИР = (ЧСС х систолическое АД) / 100%
Оценка производится по таблицам.
Таблица 1
Показатели тренированности сердца в зависимости от возраста
| Двойное произведение | ||
среднего | среднее | среднего | |
5 | 85 | 100 | 116 |
6 | 81 | 95 | 105 |
7 | 80 | 92 | 100 |
8 | 76 | 89 | 98 |
9 | 73 | 86 | 95 |
10 | 70 | 88 | 100 |
11 | 86 | 98 | |
12 | 77 | 99 | |
13 | 73 | 90 | |
14 | 74 | 91 | |
15 | 75 | 87 | 93 |
16 | 76 | 88 | 94 |
17 | 73 | 86 | 90 |
Таблица 2
Показатели тренированности сердца в зависимости от пола
| Оценка ИР | ||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
м | 111 | 95 110 | 89 95 | 70 - 88 | 69 |
ж | 99 - 110 | 94 - 85 | 70 - 84 |
Расчет должного артериального давления (АД)
САД – систолическое АД
ДАД – диастолическое АД
До 15 лет САД = 2 х возраст + 80
16 – 20 лет САД = 1,7 х возраст + 83
ДАД = 1,6 х возраст + 42
20 – 80 лет САД = 0,4 х возраст + 109
ДАД = 0,3 х возраст + 63
Пульсовое давление (ПД): ПД =САД – ДАД
Среднее АД (АДср): АДср = ДАД + ½ ПД
Оценка стрессоустойчивости сердечнососудистой системы
Ход тестирования:
1. Сидя подсчитать ЧСС за 10 сек (Р1).
2. Максимально быстро вслух отнимать по целому нечетному числу из целого четного числа (например, 3 из 777) в течение 30 сек.
3. Сразу после этого подсчитать ЧСС (Р2).
Рассчитать показатель реакции: ПР = Р2 : Р1
Оценка:
Низкая стрессоустойчивость сердечнососудистой системы отмечается при ПР 1,3
Определение адаптационного потенциала (по методике Р.М.Баевского, 1988)
Оценка приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя.
Ход тестирования:
В начале обследования у испытуемых производят измерение роста, массы тела, артериального давления (АД), подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Исследования АД и ЧСС проводят в положении сидя.
Рассчитывают адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения по формуле:
АП (в баллах) = 0,011 х ЧСС + 0,014 х САД + 0,008 х ДАД + 0,014 х В + 0,009 х МТ – 0,009 х Р – 0,27
Где В – возраст (годы), САД и ДАД – соответственно систолическое и диастолическое артериальной давление (мм рт ст), ЧСС – частота сердечных сокращений (в минуту), МТ – масса тела (кг), Р – рост (см).
Оценка результатов АП производится согласно данным таблицы.
Таблица
Оценка адаптационного потенциала (АП)
| Уровень функционального состояния | Характеристика уровня функционального состояния |
менее 2,1 | удовлетворительная адаптация | Высокие и достаточные функциональные возможности адаптации |
2,11 - 3,2 | напряжение механизмов адаптации | Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов |
3,21 - 4,3 | неудовлетворительная адаптация | Снижение функциональных возможностей организма |
более 4,32 | срыв адаптации | Резкое снижение функциональных возможностей организма |
Ортостатическая проба
Ход тестирования: Испытуемый лежит на кушетке в спокойном состоянии 3 – 5 минут, после чего у него измеряют ЧСС (Р1). Затем он встает и повторно измеряется ЧСС (Р2).
Вычисляют разницу между Р1 и Р2.
Оценка:
Таблица
Показатели ортостатической пробы
Повышение ЧСС при переходе в вертикальное положение, уд. в мин | Уровень адаптации |
10 | Отличная |
11 - 16 | Хорошая |
17 - 22 | Удовлетворительная |
22 | Неудовлетворительная |
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Ход тестирования:
В положении сидя сделать глубокий вдох и выдох, затем вдох, и задержать дыхание. В конце вдоха включить секундомер и зафиксировать время задержки дыхания на вдохе (Т1).
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
Ход тестирования:
Проба выполняется аналогично пробе Штанге, только задержка дыхания (Т2) на выдохе (соответственно включение секундомера) начинается в конце второго выдоха.
Оценка:
Оценивание функционального состояния дыхательной системы производится по табличным нормам.
Таблица
Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи
| Мальчики | Девочки | ||
Т1 | Т2 | Т1 | Т2 | |
5 | 24 | 12 | 22 | 12 |
6 | 30 | 14 | 26 | 14 |
7 | 36 | 17 | 30 | 15 |
8 | 40 | 18 | 36 | 17 |
9 | 44 | 19 | 40 | 18 |
10 | 50 | 22 | 50 | 21 |
11 | 51 | 24 | 44 | 20 |
12 | 60 | 22 | 48 | 22 |
13 | 61 | 24 | 50 | 19 |
14 | 64 | 25 | 54 | 24 |
15 | 68 | 27 | 60 | 26 |
16 | 71 | 29 | 64 | 28 |
Проба Штанге используется при определении способности к скоростной устойчивости.
Таблица
Определение скоростной устойчивости по данным пробы Штанге
| Время выполнения пробы Штанге (сек) для определения скоростной устойчивости | ||
Отличная | Хорошая | Удовлетворительная | |
9 – 10 | более 55 | 50 – 55 | 40 – 50 |
11 – 12 | более 70 | 65 – 70 | 55 – 65 |
13 - 14 | более 99 | 90 - 95 | 80 - 90 |
Комбинированная проба Серкина
| Состояние системы дыхания | ||
Т1 | Т2 | Т3 | |
60 и более | 30 и более | 60 и более | Здоровые тренированные |
40 - 55 | 15 – 20 | 35 – 55 | Здоровые нетренированные |
20 - 35 | 12 и менее | 24 и менее | Лица со скрытой недостаточностью кровообращения |
Вегетативная нервная система
кожно-вегетативные рефлексы;
• специальные индексы (вегетативный индекс Кердо);
• результаты специальных функциональных проб, из которых наиболее информативной принято считать ортостатическую пробу;
• показатели клинической характеристики функционального состояния вегетативной нервной системы;
Симптом белого пятна
Вегетативный индекс Кердо.
Значения индекса свидетельствуют о соотношении компонентов симпатической и парасимпатической систем в организме. Его расчет осуществляется по формуле: ВИ = (1 – ДД / ЧСС) х 100, где ДД – величина диастолического давления; ЧСС – частота сердечных сокращений, ВИ – вегетативный индекс. Оценка вегетативного индекса (ВИ) производится соответственно таблице.
Таблица
Показатели вегетативного индекса Кердо
Численное значение вегетативного индекса | Количество баллов | Заключение |
24% | 1 | Выраженное преобладание тонуса симпатической системы |
23 – 16% | 2 | Значительное преобладание тонуса симпатической системы |
15 – 0% | 3 | Баланс симпатической и парасимпатической нервной системы |
Отрицательные значения ВИ | 5 | Выраженное преобладание парасимпатической нервной системы |
Проба Ромберга
- основана на определении способности человека сохранять равновесие при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора. Используют усложненный и сложный варианты данной пробы:
- с опорой на две ноги, поставленные на одной прямой;
- с опорой на одну ногу; другая нога согнута так, что тыл ее стопы касается подколенной ямки опорной конечности.
Во всех случаях руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты (без напряжения), глаза закрыты.
При оценке принимают во внимание:
- степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается);
- дрожание (тремор) век и пальцев;
- длительность сохранения равновесия
Оценка:
- «хорошо» - твердая устойчивость позы более 15 с при отсутствии тремора пальцев и век;
- «удовлетворительно» - покачивание, небольшой тремор рук и палацев при удержании позы в течение 15 с ;
- «неудовлетворительно» - поза, удерживаемая менее 15 с.
Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко
| Показатель | Функциональные уровни | ||||
I | II | III | IV | V | ||
1 | МТ : Р (г/см) М | 501 | 451 – 500 | 401 – 450 | 376 – 400 | 375 |
2 | ЖЕЛ : МТ (мл/кг) М | 50 | 51 – 55 | 56 – 60 | 61 – 65 | 66 |
3 | (ЧСС х СД) : 100 М | 111 | 95 – 110 | 85 – 94 | 70 – 84 | 69 |
4 | Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с) М |
|
|
|
|
|
5 | Сила мышц кисти : МТ (%) М | 60 | 61 – 65 | 66 – 70 | 71 – 80 | 81 |
Общая оценка (сумма баллов) | 4 | 5 - 9 | 10 - 13 | 14 - 15 | 17 - 21 |
Безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.