Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №3с УИОП имени Германа Панфилова»
Тетрадь тренажёр логопедическая «Где ум, там и толк»
|
Разработчик
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Курышина Н.М.
2019-2020 г.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования.
Предлагаю вашему вниманию тетрадь тренажёр, направленный на развитие речи: уточнение, расширение умений и навыков, учащихся начальной школы, владение имеющимся словарём и связной речью.
Первоклассники, поступающие в школу, при диагностическом исследовании речи показывают недостаточно развитый словарный запас не соответствующий своему возрасту. Плохо развитую связную речь; бедность обобщающих понятий, прилагательных: относительных, качественных; синонимов, антонимов; замены родовых понятий видовыми понятиями. Делают ошибки при образовании сложных слов. Допускают нарушения слоговой структуры. Дети испытывают трудности при выполнении речевых проб и показывают низкий уровень речевой подготовленности к обучению.
Такие показатели делают актуальной мою разработку тетради тренажёра «Где ум, там толк».
Целью моей работы является преодоление имеющихся у сегодняшних учеников начальной школы нарушений речи.
Для устранения имеющихся трудностей, определены задачи:
-обогащение лексического запаса;
-совершенствование грамматических средств языка;
-развитие связной речи;
-формирование коммуникативных основ учащихся через правильную, грамотную речь;
-благополучная социализация в детском коллективе и в школьной среде в целом.
Тетрадь-тренажёр содержит в себе тренировочные, игровые задания, выполнять которые интересно и увлекательно.
Предлагаемые упражнения способствуют развитию речи, обеспечивают формирование и расширение лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций. Данные упражнения могут быть использованы как на индивидуальных занятиях, так и в работе группы детей. Этот материал может быть предложен в домашних заданиях, после того, как ученик получил опыт выполнения подобного упражнения в школе.
Некоторые из данных упражнения были заимствованы у авторских разработчиков, часть заданий разработана мной самостоятельно и применяется в практической работе. Подобные задания и упражнения оказывают положительное воздействие на достижение поставленной цели. Ученики получает удовлетворение от выполняемых упражнений.
1
1.Образование множественного числа имен существительных:
дом – …(дома) волк - нос -
лес – … медведь - кит -
бок – … лев - кот
глаз – … клюв - куст -
берег – … коготь - комар -
поезд – … лошадь - кабан -
парус – … лиса - крот -
пояс – … еж - малыш -
повар – … носорог - осёл -
вечер – … верблюд - огурец –
2.Согласование существительных с числительными:
Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов
Один пёс – … Одно ведро - Один нож -
Один лось – … Одна звезда - Один лев -
Один страус – … Одно пальто - Один гараж
Один конь – … Одно письмо Один шкаф -
3.Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:
дом – домик стул - калач -
рука – … собака - нос
угол– … лиса - живот
кот – карандаш лоб
двор – … козел - лом
ключ – … гриб - мяч
бант – … хвост калач
бинт – … слон рот
луч – … еж забор
стол – … стул брат
4.Образование относительных прилагательных:
Рукавица из меха – меховая рукавица
Рукавица из шерсти – … суп из овощей - шляпа из соломы -
Рукавица из кожи – … суп из грибов - платье из вискозы
Халат из шёлка – … суп с горохом - блузка из кружева
Халат из бархата – … кисель с малиной - сапоги из замши
2
Костюм из велюра - кисель с клюквой берет из пуха
5.Образование качественных прилагательных:
День зимой - морозный
Снег- заяц - случай -
Снежинка – медведь - история -
Гусь – волк - гнездо -
Птица- страус - человек -
Яблоко - лев - бабушка -
Дождь- утка - ученик -
Температура - лебедь - директор –
6.Окончания глаголов:
Я стою, ты… он… мы… вы… они…
Я иду, ты… он… мы… вы… они…
Я покупаю, ты… он… мы… вы… они…
Я несу, ты… он… мы… вы… они…
7.Образование множественного числа имен существительных:
платок – … медведь -
венок – … конь -
щенок – … олень -
грибок – … тюлень -
молоток – … рысь -
колосок – … мышь -
жучок – … лошадь-
потолок – … лось -
дубок – … капель -
звонок – … свирель –
8.Согласование существительных с числительными:
Один лев – два льва – три льва – четыре льва – пять львов
Один орёл – … один голубь-
Один муравей – … один соловей -
Один воробей – … один журавль-
Один дятел – … один свиристель -
3
9.Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:
кошка – кошечка
чашка – … кружка - паук -
сушка – … ложка - колпак -
пушка – … вилка - червяк -
шишка – … пилка - крюк -
10.Прочитай слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, что бы получить:
Из слова лён–цифру - ноль
Из слова ель - дерево -…..
Из слова шей –просьбу-….
Из слова лоб – предмет, по которому мы ходим…….
11.Какие слова получатся ,если прочитать от конца к началу, называя не буквы, а звуки?
Лог- тик -
Кот- йач -
Люк- чул-
Пара- мод
Сон-. кам-
хом -…. буд.-
ави - кос.-
шуд - коб
раш - гаш.-
тищ - вел.-
аху - пус -
12.Разгадай анаграммы:
Сосна - насос
Стор - банка - соринка - тулфи -
Мезля – камыш - тигр- дагопо -
Тевер – кулак - лве - манкар -
Рогоп - шнурок - солн- выкбу –
13 Что из чего получается?
Из бутона -……
4
Из икринки-…..
Из жёлудя-…..
Из почки -….
Из яйца -…..
Из дерева -…
Из кирпича -….
14.Найди текст. Раздели его на предложения.
*Вечероммывозвращалисьдомойначаласьсильнаягрозазагремелгромсверкаламолнияветеряростнокачалдревья.
*Муравейнашёлбольшоезернооннемогтащитьегомуравейпзвалдругихмуравьёввместеонистащилазерновмуравейник.
*Пришлавеснапотеклаводадетивзялидощечкупустилилодочкуповоделодочкаплылаадетибежализанеюкричалииничеговпередисебяневиделиивлужуупали.
*Поузкойтропинкегусинымшажкомгусиноевойскошагаетгуськом.
*удивительноеживотноеёжтелоегопокрытожёсткимиторчащимииголкамиприопасностиежсвёртываетсявкомочекиполучаетсяигольчатыймячикпитаетсяёжжучкамичерячкамилягушкамизимойонспитвноркеподкорнембольшогодерева.
15.Разгадай анаграммы и найди лишние слова:
Зяац - Влок Бекла Вдоа |
кёлн дбу берзаё маишна |
окнуь осм щуак лотомок |
Кшаф Диавн Корвать Квоёр |
лыиж кноьки снаки трваа |
кто соабка кроова щкуа |
Брюик Котфа Шроты Зима |
блюцде чшака смаовар мышак |
схаар хелб моолко цевток |
5
16.Произведи арифметические действия и прочитай слово:
чемпион-пион+о+дача-ча+н= сок-ок+ам+о+лет=
шипы-пы+пол-л+венок-енок+ник = о+ру+ра-а+ец=
мор+кА+0+ву-ау+ь= сви-ви+ме+та+на=
кот-от+ар+тош+ку-у+а= кес-с+фи+р=
кап+ли+то-ок-а+а= ле+ток-к=
пем+рик-ким+еме+на= об+лас-с+ко=
мы+лов-в= шп+ко-п+лам-м=
кро-ро+ом+пот= мат-ат+о+ре=
сом-ом+нег= ба+рок-ок+а+бан=
мил-л+маг-г= мок-к+ром-м+з=
ком-м+н+фе+та=
17. А) Составь предложения из слов квадрата. Составь текст.
светит
|
у |
ласково
|
цветут |
распус- каются |
цветы
|
роликах
|
зелёные |
хлопочут |
дети |
муравьи
|
теплое |
ароматные |
летнее |
сытые |
катаются
|
птицы |
весёлые |
первые |
на |
листочки
|
яркие |
солнце |
щебечут |
листика |
6
Б) Собери предложения. Прочитай рассказ. Придумай название тексту.
ребята
|
Рома |
увидела |
боровик |
они |
домой |
маленький
|
Серёжа |
пошли |
под |
грибов |
за
|
нашел
|
довольные
|
набрали
|
в |
под |
вернулись |
Валя
|
весёлые |
красивый |
в
|
полные
|
огромный |
траве
|
лес |
разных |
сосной |
под- берёзовик |
и |
корзины
|
маслёнок |
разглядел |
берёзой |
ребята |
грибами |
7
18. Арабское письмо. Прочитай задом-наперёд.
.Ызорг Елсоп
*.еварт йорком оп атябер тугеб олесев .ыцитп тюоп .ьсолинсяорп обен. икичензук тащерт .оцил в теев коретев йылпет ..яджод хялпак в илетселбаз ичул еынченлос
.акьсаВ ток
*.аверед с лунгырпс и ток яслагупси .бол в укьсав лунюлк и яедолз ледиву дзорд йыратс .удзенг к зелоп ортсыб но .одзенг еверев ан литемаз акьсаВ ток.
удас в ьнесо.
*.ыдолп еывон тюаверзос екчотев йоджак ан дог йищудуб ан .котев ьтамолоп ен ьясаратс, иколбя еытсишуд еылепс тюаминс онжоротсо .колбя робс тёди ывилс илерзос удас в
19. А) Подбери слова антонимы:
плач |
с |
м |
е |
х |
выход |
|
|
|
|
ночь |
|
|
|
|
правда |
|
|
|
|
радость |
|
|
|
|
лето |
|
|
|
|
свет |
|
|
|
|
(Справка: вход, день, ложь, горе, зима, тьма)
Б)
старый |
н |
о |
в |
ы |
й |
широкий |
|
|
|
|
|
черный |
|
|
|
|
|
варёный |
|
|
|
|
|
голодный |
|
|
|
|
|
(Справка: белый, сырой, узкий, сытый)
В)
близкий |
д |
а |
л |
ё |
к |
и |
й |
весенний |
|
|
|
|
|
|
|
ночной |
|
|
|
|
|
|
|
простой |
|
|
|
|
|
|
|
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
8
(Справка: осенний, дневной, сложный, высокий)
20. А) Впиши в таблицу слова синонимы:
неправда |
л |
о |
ж |
ь |
темнота |
|
|
|
|
зной |
|
|
|
|
ураган |
|
|
|
|
несчастье |
|
|
|
|
ребята |
|
|
|
|
товарищ |
|
|
|
|
недруг |
|
|
|
|
(Справка: враг, жара, буря, друг, дети, мрак, беда)
Б)
шум |
г |
р |
о |
х |
о |
т |
засуха |
|
|
|
|
|
|
метель |
|
|
|
|
|
|
печаль |
|
|
|
|
|
|
доктор |
|
|
|
|
|
|
ограда |
|
|
|
|
|
|
войско |
|
|
|
|
|
|
взгляд |
|
|
|
|
|
|
Справка: Сушь, вьюга, грусть, врач, забор, армия, взор.
21.Впиши слова, противоположные по смыслу:
добрый |
|
|
|
|
|
||
громкий |
|
|
|
|
|
|
|
черный |
|
|
|
|
|
|
|
светлый |
|
|
|
|
|
|
|
вредный |
|
|
|
|
|
|
|
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
22.Придумай новые слова, соединив два в одно:
Листья, падать - листопад
Цветы, первые- землю мерить- -
Скала, лазать- кашу варить-
Волосы светлые масло делать-
Хлеб, резать муку молоть-
Скоро ходит самому делать-
9
цветов семь– мед, варить-
оружие носить- вода, качать-
лес рубить- белый бок-
земля, копать- серый глаз-
рыба, ловить- море плавать-
море, ходить водить пчёл-
ноги, длинные- глаза, голубые-
волосы короткие- волосы, длинные-
23.Найди ошибку. Зачеркни лишнее слово:
Рисунок, зарисовка, рисование, рисовый
Поднос, носатый, носилки, носит
Тигр, выиграл, тигриный, тигрица
Изморозь, морской, моряк, приморье
Водитель, водить, водичка, поводырь
10
Литература:
1.ru.depositphotos.com›stock-photos/школа-фон.html
2.Галунчикова Н.Г, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку».
«Имя существительное».
3.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Изд-во М.:ВЛАДОС,2004г.
4.Китикова А.В. «Рабочая тетрадь по дизорфографии у младших школьников». Изд-во М.: РЕДКАЯ ПТИЦА,2017г.
5.Мазанова Е.В. «Учусь работать со словом». Изд-во ГНОМ,2016г.
6.Парамонова Л.Г. «Правописание шаг за шагом». Изд-во КАРО ДЕЛЬТА +,2004г.
7.Поваляева А.В. Русский язык .Начальная школа.2 класс. Издательство Волгоград, УЧИТЕЛЬ,2007г.
8.Соколова Т.Н. Школа развития речи. 1 класс. Издательство РОСТ,2011г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.