Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Оценка 5
Рабочие тетради
docx
биология
6 кл
01.06.2019
Для оформления отчета по выполнению лабораторной работы по биологии сущест-вуют определенные рекомендации. Как правило, их выполняют в обычных тетрадях в кле-точку, производя запись о проделанной работе по алгоритму: дата, номер работы, тема, цели, оборудование, ход работы, результаты, выводы, результаты проверки. Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной ос-нове, которые изданы как сопровождение соответствующей линии учебников. Однако, в тетрадях на печатной основе, полный алгоритм не прописан, а рукописное оформление по шаблону занимает у определенной категории учеников много времени. В связи с этим, у меня возникла потребность скомпоновать тетрадь для лабораторных и практических работ для печатного варианта согласно КТП рабочей программы начиная с даты проведения работы, заканчивая выводами и оценкой результата.
В нашей школе преподавание биологии осуществляется по УМК Пасечник В. В., включенного в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основно-го общего образования (приказ Минобрнауки России № 870 от 18.07.2016 с дополнениями и изменениями: приказ Минпросвещения России № 345 от 28.12.2018). В соответствии с этим, рабочие программы по биологии для 5 – 9 классов составлены на основе программы автор-ского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие програм-мы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2017.).
Таким образом, при разработке тетрадей для лабораторных и практических работ на печатной основе для 6 класса за основу взята информация линии УМК Пасечника, календар-но-тематическое планирование из рабочей программы МОУ Сынковской СОШ, требования к оформлению лабораторных и практических работ.
тетрадь 6 для ЗНАНИО.docx
Баусина Виталия Львовна, учитель биологии,
Муниципальное
образовательное
учреждение
Сынковская
средняя
общеобразовательная школа, с. Сынково г.о. Подольск.
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно
КТП рабочей программы
Для оформления отчета по выполнению лабораторной работы по биологии существуют
определенные рекомендации. Как правило, их выполняют в обычных тетрадях в клеточку,
производя запись о проделанной работе по алгоритму: дата, номер работы, тема, цели,
оборудование, ход работы, результаты, выводы, результаты проверки. Наряду с обычными
тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые
изданы как сопровождение соответствующей линии учебников. Однако, в тетрадях на
печатной основе, полный алгоритм не прописан, а рукописное оформление по шаблону
занимает у определенной категории учеников много времени. В связи с этим, у меня возникла
потребность скомпоновать тетрадь для лабораторных и практических работ для печатного
варианта согласно КТП рабочей программы начиная с даты проведения работы, заканчивая
выводами и оценкой результата.
В нашей школе преподавание биологии осуществляется по УМК Пасечник В. В.,
включенного в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного
общего образования (приказ Минобрнауки России № 870 от 18.07.2016 с дополнениями и
изменениями: приказ Минпросвещения России № 345 от 28.12.2018). В соответствии с этим,
рабочие программы по биологии для 5 – 9 классов составлены на основе программы
авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие
программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2017.).
Таким образом, при разработке тетрадей для лабораторных и практических работ на
печатной основе для 6 класса за основу взята информация линии УМК Пасечника,
календарнотематическое планирование из рабочей программы МОУ Сынковской СОШ,
требования к оформлению лабораторных и практических работ.
6 класс ___ Дата
Лабораторная работа №1
Изучение строения семян двудольных растений
Цель: знакомство со строением семян двудольных растений.
Оборудование: сухие и проросшие семена фасоли с различной окраской; микроскоп,
лупа; препаровальная игла, пинцет.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр. 9). Подпишите части
семени фасоли.
1 –
2 –
3 –
4
5
Рис. 1 Строение семени фасоли Вывод:
Оценка__________ Подпись_____________________________
Лабораторная работа № 2
6 класс Дата
Изучение строения семян однодольных растений
Цель: познакомиться со строением семян однодольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие зерновки пшеницы;
микроскоп,
лупа,
микропрепарат «Зерновка пшеницы».
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.10). Подпишите части
зерновки.
1 –
2 –
3 –
4
5 –
6
7
Рис. 2 Строение зерновки пшеницы
Вывод:
Заполните таблицу:
1. Сравнение семян двудольного и однодольного растения
Растения
Фасоль
Пшеница
Признаки для
сравнения
Части семени
Части зародыша
Где находятся питательные
вещества
Вывод:__________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 3
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
Цель: знакомство с внешним строением корня, учиться распознавать разные типы
корневых систем и сравнивать их.
Оборудование: проросшие семена тыквы, пшеницы, фасоли; лупа; гербарные
материалы растений с разными типами корневых систем.
2 Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.14).
Подпишите части корней:
2. Стержневая и мочковатая корневые системы
Стержневая
Мочковатая
я
а
в
е
н
р
о
К
а
м
е
т
с
и
с
Класс
1 Главный корень , 2 – Боковые корни, 3 – Придаточные корни
Двудольные
Однодольные
Заполните таблицу:
3. Стержневая и мочковатая корневая система
Корневая система
стержневая
мочковатая
Класс
однодольные
двудольные
Названия
растений
Одуванчик
Фасоль
Горох
Морковь
Пшеница
Подсолнух
Томат
Вывод: __________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 4
Корневой чехлик и корневые волоски
Цель работы: изучить внешнее строение корня
Оборудование: готовый микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.18).
Подпишите зоны корня:
4. Зоны корня
3 1 Корневой чехлик
2 – Корневые волоски
3 – Зона деления
4 – Зона роста
5 – Зона деления
6 – Зона всасывания
Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска на рисунке. Соедините
стрелками одинаковые части клеток:
Рис. 3. Сравнение строения клеток кожицы и корневого волоска
Вывод: _________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 5
Строение почек. Расположение почек на стебле
Цель работы: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.
Оборудование: черенки побегов сирени, вишни, смородины, абрикоса, рисунки
учебника
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.28).
Зарисуйте расположение почек на стебе:
Рис. 4. Расположение почек на стебле
Вывод:_________________________________________________________________
Сравните сходства и отличия вегетативной почки от генеративной, сделайте вывод:
1 –
2 –
3 –
4
Вегетативная
(Листовая) почка
Генеративная (Цветочная)
почка
4 Рис. 5. Вегетативная и генеративная почки
Вывод: __________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Лабораторная работа № 6
Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности
жилкования листьев, различать простые и сложные листья.
Оборудование: гербарий растений, лупа.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.35).
Определите тип жилкования:
Рис.6 Тип жилкования листьев
Выполните работу, заполните таблицу:
5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Название растения
Строение листа
(простое или сложное)
Жилкование
Листорасположение
Каштан
Подорожник
Ландыш
Напишите, можно ли по жилкованию листа определить однодольное или двудольное
растение:
Вывод: __________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 7
Строение кожицы листа
Цели: познакомить со строением кожицы листа как покровной тканью; выявить связь
строения кожицы листа с выполняемыми ею функциями.
Оборудование: свежие листья герани, микроскопы, препаровальные иглы, скальпели,
пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки (на каждый стол), водный раствор йода.
(Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани».)
5 Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.38).
6. Строение кожицы лука и устьица под микроскопом
Цитоплазма –
Вакуоли –
Клеточная
стенка –
Ядро
Устьичная щель –
Замыкающие клетки –
Хлоропласты –
Клетки кожицы
Кожица лука под микроскопом
Устьице
Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Вывод: ___________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата Лабораторная работа № 8
Клеточное строение листа
Цель: изучить клеточное строение листа
Оборудование: лист растения, микроскоп, предметное и покровное стекла,
препаровальная игла, вода.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.3940).
1 Кожица
2 Клетки мякоти
3 Сосуды
4 Устьице
5 – Ситовидные трубки
6 Волокна
Рис. 7. Клеточное строение листа
Сделайте вывод какие функции выполняют клетки листа:
Вывод: _________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата Лабораторная работа № 9
Внутреннее строение ветки дерева
Цель: познакомиться с микроскопическим строением стебля
Оборудование: живые ветки, игла, лупа, готовый микропрепарат «поперечный срез
веточки липы», микроскопы
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.5051).
7. Внутреннее строение ствола и ветки дерева
Спил ствола дерева
Поперечный срез ветки дерева
1
2
3
4 –
5 –
6 –
7 –
6 1
2
3
4
5
8 –
9 –
10
Сделайте вывод о функциях стебля:
Вывод: ___________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 10
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
Цель: изучение строения видоизмененных подземных побегов, научиться приводить
аргументы и делать выводы, производя доказательство.
Оборудование: гербарный лист с корневищным растением; клубень картофеля;
луковица лука; лупа.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.5456). Сравните
поперечный срез стебля с поперечным срезом клубня. Соедините стрелками соответствующие
части побега и клубня.
Рис. 8. Строение клубня
Подпишите основные части луковицы:
1 –
2
3 –
4
1 –
2 –
3 –
4 –
5
Рис. 9 Строение луковицы
Сделайте вывод о функциях видоизмененных побегов:
Вывод:_______________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Изучение строения цветка
Лабораторная работа № 11
7 Цель: знакомство со строением цветка, его функциями.
Оборудование: модель цветка тюльпана, таблицы, живые цветки, лупа, пинцет,
препаровальные иглы; гербарные листы растений.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.6263). Подпишите
название частей цветка:
1 – Лепесток
2 – Пыльник
3 – Тычиночная нить
4 – Тычинка
5 Чашелистик
6 – Рыльце
7 – Столбик
8 – Завязь
9 – Цветоножка
10 Цветоложе
Рис. 10. Строение цветка
Сравните строение цветков вишни и тюльпана, подпишите основные части, сделайте
вывод почему цветок является видоизмененным побегом:
Вывод:_________________________________________________________________
1 –
2 –
3 –
4
Рис.11. Сравнение строения цветка вишни и тюльпана
Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении цветков:
Вывод. _________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 12
Ознакомление с различными видами соцветий
Цель: Развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее
распространенными соцветиями.
Оборудование: гербарии, листы с заданиями.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.66).
Подпишите названия соцветий:
1 –
2 –
3
4 –
5 –
6
7 –
8 –
9
Рис. 12. Типы соцветий
Сделайте вывод о биологическом значении соцветий:
8 Вывод.__________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Ознакомление с сухими и сочными плодами
Цели: Сформировать представление о плоде, как о важном генеративном органе
покрытосеменного растения. Познакомиться с многообразием ,со строением плодов и семян,
их функциями и различными приспособлениями к распространению.
Лабораторная работа № 13
Оборудование: таблицы «Цветковое растение и его орган», «Типы плодов»; гербарии
растений; коллекции сухих и сочных плодов, коллекции семян, муляжи плодов.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.72). Заполните таблицу:
8. Сухие и сочные плоды
Название плода
Тип плода
Сочный или сухой
Односемянный или
многосемянный
Какие растения
имеют такой плод
Пользуясь стр. 73 учебника проведите сравнение двух плодов, сделайте выводы о
строении плодов:
Вывод: __________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Передвижение веществ по побегу растения
Цель: формирование представлений о проводящей функции стебля.
Оборудование: живые побеги липы (тополя) или цветы с белыми лепестками, стакан с
Лабораторная работа № 14
водой, подкрашенной чернилами.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.103). Зарисуйте срезы и
сделайте вывод.
Начало опыта
Рис. 13. Передвижение веществ по побегу растения
Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по
Конец опыта
стеблю.
Вывод: ___________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
9 Лабораторная работа № 15
6 класс Дата
Определение всхожести семян растений и их посев
Цель: определить всхожесть семян растений и их посев.
Оборудование: учебник.
Ход работы: Выполните работу (учебник стр.110)
Подсчитайте, сколько потребуется воды для набухания и прорастания 100 кг семян:
Просо
Кукуруза
Пшеница
Рожь
Рассмотрите рисунок:
Лен
Горох
Рис. 14. Проращивание семян
Сделайте вывод: в каком сосуде семена прорастут.
Вывод: _________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 16
Вегетативное размножение комнатных растений
Цель: изучить вегетативное размножение, его виды.
Оборудование: учебник, побег комнатного растения бегонии.
Ход работы: Учебник стр.138145.
1. Разрежьте побег на черенки с 23 листьями на каждом. (придаточные корни
появляются раньше всего около листьев, нижний срез надо делать под листом)
2. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.
Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу:
9. Черенкование бегонии
Дата
черенкования
Растение
Бегония
Дата
появления первого
корня
развития
Дата
корней длиной 1,5
– 2 см
Дата посадки в
почву
Сделайте выводы о вегетативном размножении растений:
Вывод: _________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
Библиография
10 1. Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к
учебнику В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс».
М., Дрофа, 2017.
2. Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник. М.,
Дрофа, 2017.
11
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Тетрадь по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно КТП рабочей программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.