Что же такое экологическая грамотность?
В результате изучения и анализа литературных источников я разобрала разные трактовки определений многих авторов, но смысл определений остается неизменным. Экологическая грамотность: - включенность обучающихся в мир природы; - субъективный характер восприятия природных объектов; - стремление к взаимодействию с миром природы
Экскурсия (от лат. excursio – прогулка, поездка) – коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.[3]
С точки зрения дидактической цели выделяют три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.[1]
Кузнецова Е.Р тезис.docx
Сборник экскурсий в природу как средство формирования экологической
грамотности учащихся 1 класса по окружающему миру.
Кузнецова Екатерина,
студентка 4 КП группы,
специальность
44.02.05Коррекционная педагогика в начальном образовании
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Планируемые результаты начального общего образования ставят
перед учителями следующую цель:
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков
экологически и нравственно обо9юснованного поведения в природной и социальной
среде.[4]
Но недостаточное использование педагогами воспитательного потенциала
экскурсий в процессе формирования экологической грамотности, недостаточная
регулярность и систематичность проведения натолкнули меня на выбор данной темы.
(Вот почему проблема нашего исследования достаточно актуальна в современных
условиях.)
При изучении данной темы возникло следующее противоречия:
между высоким воспитательным потенциалом экскурсий в природу и
недостаточной его реализацией в процессе формирования экологической
грамотности младших школьников;
между необходимостью системного формирования экологической грамотности
младших школьников и недостаточной регулярностью и систематичностью
проведения экскурсий в природу со школьниками.[5] Отсюда вытекает
проблема недостаточно системного планирования
особенностей организации экскурсий в природу, направленных на формирование
экологической грамотности младших школьников.
Исходя из этого, выбрана следующая тема проекта: «Сборник экскурсий в
природу как средство формирования экологической грамотности учащихся 1 класса
по окружающему миру»
Что же такое экологическая грамотность?
В результате изучения и анализа литературных источников я разобрала разные
трактовки определений многих авторов, но смысл определений остается неизменным.
Экологическая грамотность: включенность обучающихся в мир природы;
субъективный характер восприятия природных объектов; стремление к
взаимодействию с миром природы
Экскурсия (от лат. excursio – прогулка, поездка) – коллективное посещение
музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка
с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.[3]
С точки зрения дидактической цели выделяют три вида экскурсий:
предварительные, сопровождающие и заключительные.[1]
Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний,
необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает
восприятие новой темы.
Сопровождающие экскурсии проводятся с целью частичной проверки знаний
теоретического материала; проведение наблюдений по данной теме; сообщения
новых знаний, то есть соответствует комбинированным урокам.
Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют
цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.[1]
Для проведения экскурсии важно обратить внимание на подготовку.
Соотнести тему экскурсии с тематическим планом.
Подготовить необходимый материал для проведения экскурсии.
Подготовить учащимся задания для работы на месте проведения экскурсии. Посетить заранее место, где будет проходить экскурсия.
Составить план экскурсии.
Составить конспект урока – экскурсии.
Подготовить необходимые вопросы.
Подготовить раздаточный материал, который необходим для работы
учащихся.[6]
Пробация сборника экскурсий будет проводится на протяжении
преддипломной практики на базе МБОО ПГО «Тупицынская НОШ» с. Тупицыно.
МБОО ПГО "Тупицынская НОШ" была основана в 1993 году. Образовательная
организация обеспечивает воспитание, обучение, развитие и оздоровление детей в
возрасте с 2 лет до 11 лет, а в исключительных случая с более раннего возраста.
Сегодня первая школа это слаженный коллектив, состоящий из педагогов, душой
болеющих за своё дело.
Замысел пробации данного проекта заключается в том, чтобы формировать
экологическую грамотность младших школьников через комплекс экскурсий.
Объект: процесс формирования экологической грамотности у младших
школьников.
Педагогическая цель: формирование экологической грамотности у детей
младшего школьного возраста через реализацию комплекса экскурсий и подбор
диагностических методик.
Цель пробации:
доказать действенность экскурсий, направленных на
формирование экологической грамотности.
Для реализации цели необходимо достижение задач:
1) подбор диагностических методик, направленных на определение уровня
сформированности экологической грамотности учащихся;
2) организация первичной диагностики, направленной на определение уровня
сформированности экологической грамотности учащихся;
3) осуществление пробации комплекса экскурсий в природу, направленных на
формирование экологической грамотности обучающихся; 4) проведение повторной диагностики для определения уровня
сформированности экологической грамотности учащихся, анализ полученных
результатов, выявление недостатков и формирования рекомендаций по ее
совершенствованию.
Гипотеза, выдвигаемая и проверяемая нами в ходе пробации, будет
заключаться в том, что комплекс экскурсий в природу будет способствовать
формированию экологической грамотности, если:
1) экскурсии будут строиться с учётом деятельностного подхода;
2) будут учитываться возрастные особенности при организации экскурсий;
3) будет обеспечено систематическое проведение экскурсий, направленных на
формирование экологической грамотности;
4) у детей будет большой эмоциональный отклик, т.е. младшие школьники
будут сами заинтересованы в формировании экологической грамотности, будут
занимать активную позицию в этом.
Для проверки сформированности экологической грамотности младшего
школьника подобраны такие методики как: анкета «Природа и я», анкета В. И.
Воронова «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного
личностный тест по выявлению уровня
отношения школьников к природе»,
экологической грамотности. ( 1 2 классы), вербальная ассоциативная методика
«ЭЗОП». В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо «Методики диагностики отношения к природе»,
методика Серебряковой Т.А. «Выявление характера отношения к миру природы»[6]
Методики подобраны с возрастными особенностями 1 класса.
Данные методики позволят определить уровень сформированности
экологической грамотности младших школьников через проведение экскурсий в
природу. Список литературы
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М: Педагогика, 1986г.
240с. Стр 8
2. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». – М.: «Родное слово»,
1997. Стр. 341
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образованя2009.№373. С.8
4. Юркина С.В. Экологическое образование и воспитание младших
школьников//С.В.Юркина– 2011. №3. С.60 68с.
5. Методическая рекомендация по организации и проведения учебных
экскурсий в природу. www.teacherjournal.ru
Тезисы на ВКР
Тезисы на ВКР
Тезисы на ВКР
Тезисы на ВКР
Тезисы на ВКР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.