Тимуровское движение – индивидуальная траектория развития класса.
(из опыта работы классного руководителя 8А МБОУ СОШ № 63
Алексеевой Анны Александровны)
“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем,
незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г.
Троепольский.
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться
к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М– “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите,
Думайте и творите Добро! В каждом из нас есть солнце. Это солнце –доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека,
как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека –
Человеком. Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с
самого детства.
Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы - юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми.
Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и
страдания старости и одиночества. Тимуровцы должны помогать тем, кто в
этом нуждается.
Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”. Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.
Но сегодня тимуровцы несколько отличаются по деятельности. Они не только помогают пожилым людям, ветеранам и детям, но и участвуют во многих акциях, конкурсах, программах и других мероприятиях. Представляю опыт работы с моим классом.
На базе моего 5 класса (нынешнего 7) был сформирован тимуровский
отряд. В отряд входят все учащиеся и у каждого есть свои поручения
На первом собрании тимуровцы выбрали командира, название отряда,
гимн, эмблему и атрибутику.
Цель отряда – воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои
способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе. Для достижения
цели поставлены следующие задачи:
- способствовать нравственному и духовному становлению детей и
подростков;
- формировать социальный опыт детей;
- осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
-организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
- осуществлять волонтёрскую деятельность.
У тимуровского отряда есть свои законы:
Закон точности (закон «ноль-ноль»): все дела начинать вовремя, не опаздывать.
Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит ему есть что сказать.
Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, бригадиром, командиром или ребёнком.
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.
Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.
Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.
Закон старости: Помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.
Закон чести: Вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.
ДЕВИЗ ОТРЯДА: МЫ РОСИНКА ТВОЯ,
РОССИЯ!
РЕЧЕВКА ОТРЯДА:
РОСЫ В РОССИИ- САМЫЕ
ЧИСТЫЕ,
ДЕТИ РОССИИ- ДОБРЫЕ
МЫСЛЯМИ,
КАПЛЯ РОСЫ ВСЕ ЖИВОЕ
ПИТАЕТ,
МЫ- ДЕТИ РОССИИ! ПУСТЬ
ОНА ПРОЦВЕТАЕТ!
Помимо выполняемой своей работы, учащиеся класса участвовали в реализации муниципальной программы «Родинка», которая состояла из следующих направлений: «Россия-родина моя», «Отвага, мужество и честь», «Дорога добра», «Игра-спутник здоровья», «Никто не забыт…», «Калейдоскоп талантов», «Моя родословная». Каждое направление включало в себя ряд мероприятий , за выполнение которых отряд получал пазлы. По итогам работы отряды, собравшие все пазлы (а нужно собрать картинку) получают право участвовать в межрегиональном слете в с.Ундоры. Такая мотивация максимально активизировала деятельность учащихся и позволила раскрыть лидерские качества ранее неактивных учащихся.
Создание условий для воспитания достойных граждан своей страны, способных встать на защиту своего Отечества, выходит сегодня на первый план в деятельности, как учреждений образования, так и культуры.
В рамках индивидуальной траектории развития класса осуществляется не только гражданско-патриотическое воспитание, но и историко-краеведческое , духовно-нравтсвенное , военно- патриотическое, героико-патриотическое , социально- патриотическое.
В прошлом году тимуровцы моего класса реализовали Программу «Патриотическое воспитание в музейной среде», а в этом году имеют в расписании дополнительные дисциплины: литературное краеведение, географическое краеведение.
Раскрою более подробно каждое направление и реализованные мероприятия за последние два года в виде таблицы:
Направление программы |
Проведенные мероприятия 2010-2012 |
Результаты |
Россия- родина моя
|
Фестиваль народов Поволжья «Путешествие по Волге». Представление культуры нации мордва. |
1 место |
Фестиваль по произведениям Аркадия Гайдара. Инсценировка. |
участие |
|
Экскурсии в г.Казань, Самара, Саранск, село Арское, Ундоры, Болгары, Чебоксары. |
Презентация, фотоотчет |
|
Посещение музеев г.Ульяновска в рамках проекта «Воспитай патриота»: · Метеорологическая станция. · Столярная мастерская. · Симбирская фотография. · Усадьба на Московской. · Ульяновский областной краеведческий музей. · Школьный музей имени Будилина. · Музей «Народное образование Симбирской губернии 70-80гг.XIX в.». · Ульяновский хладокомбинат. · Музей гражданской авиации. Работа над проектом «Ульяновск-Крефельд». |
Презентация, фотоотчет
Творческие работы |
|
Переписка с тимуровскими отрядами России, реализация совместных проектов: «Давайте знакомиться», «Мой город». |
Знакомство с тимуровцами из г.Тында Омская область |
|
Отвага, мужество и честь
|
· Урок Мужества с приглашением ветерана ВОВ Добрякова С.И. · Урок Мужества с приглашением ветерана Афганской и Чеченской войн Девич Е.А. · Посещение ветеранов на дому. · Концерт, посвященный Победе 9 мая. · Выпуск боевого листка, плакатов к 23 февраля · Акция «Посылка солдату». · Конкурс чтецов, посвященный 70 -летию битве под Москвой. |
Фотоотчет, презентация |
Дорога добра
|
· Благоустройство памятника им.Будидилина. · Благотворительная акция «Книгу в каждую семью». · Акция против наркотиков «Красный тюльпан». · Акция «Пасхальная открытка». · Акция «Профилактика ПДД». · Участие в поздравлении с днем пожилого человека, днем Матери. · Акция «Зимующие птицы». · Акция «За ЗОЖ». · Участие в поздравлении с днем Святого Валентина. · Акция «Нет курению». · Конкурс рисунков «России важен каждый». |
Фотоотчет, презентация |
Игра спутник здоровья
|
· Тимуровская, спортивная вертушка «Тропа к генералу». · Городской слет активистов «В кругу друзей активно жить». · Интеллектуальная игра тимуровских отрядов «Что?Где?Когда?». · Интеллектуальный марафон «Во всех науках мы сильны». · Соревнование по Азбуке туризма. |
Фотоотчет, презентация
|
Никто не забыт…
|
· Фестиваль инсценированных песен ВОВ. · Посещение ветеранов, тружеников тыла на дому. · Участие в параде, посвященному победе в ВОВ. |
Фотоотчет, презентация |
· Поисковая работа по материалам подвига А.Матросова. |
Отчет |
|
Калейдоскоп талантов
|
Конкурс презентаций тимуровского отряда. |
Победитель |
· Компьютерная презентация работы тимуровского отряда. · Мероприятия, посвященные юбилеям М. Твена и Карамзина. Инсценировка. |
Фотоотчет, презентация |
|
Акция «Моя родословная» |
· Составление генеалогического древа. · Конкурс «Моя мама лучше всех». |
Фотоотчет, презентация, грамоты |
Вся проводимая работа дает положительные результаты:
1. Способствовало раскрытию лидерских качеств у тех учащихся, которые ранее были неактивны.
2. Способствовало формированию более сплоченного дружного коллектива.
3. Формированию и развитию таких качеств, как ответственность, сострадание, доброта, отзывчивость, уважение, взаимопомощь.
Как один из лучших отрядов города, тимуровцы дважды участвовали в межрегиональном слете тимуровских отрядов и достойно защищали честь школы. Программа слета была насыщенной и интересной. Она включала разнообразные конкурсы, благотворительный акции, походы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных задач российского общества на современном этапе развития государства. Возрождение чувства патриотизма - любви к Родине, верности нравственным идеалам, семье, друзьям, выбранному на благо общества делу – являются свидетельством успешного воспитания молодого поколения.
Литература:
1. http://www.smolpedagog.ru/box%206.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.