Конспект урока родного (русского) языка в 9 классе
Тема: Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель: Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
Задачи:
Образовательная: Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология».
Развивающая: Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
Ребята, прежде чем перейти к сегодняшней теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
4. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с понятием типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью, повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.
Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?
Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.
Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).
Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»
В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.
- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
- активно употребляемую и пассивный словарный запас;
- нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ |
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. |
Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. |
Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. |
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. |
У Ирины КАРИЕ волосы. |
У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. |
3.Смешение паронимов. |
В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. |
В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. |
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. |
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. |
На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. |
5.Неудачный выбор одного из синонимов. |
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. |
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. |
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). |
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. |
Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). |
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. |
В читальный зал в одежде не входить! |
В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! |
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). |
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. |
В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… |
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. |
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. |
Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. |
10.Смешение лексики разных исторических эпох. |
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. |
Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. |
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. |
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. |
Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. |
5. Закрепление нового материала
1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ
Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ
6. Вывод по уроку
На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?
7. Домашнее задание
Пересказ. то, что записали в тетрадях
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.