Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью
Оценка 4.6

Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью

Оценка 4.6
docx
30.06.2020
Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью
9.docx

Конспект урока родного (русского) языка в 9 классе

Тема: Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

      Цель: Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».

            Задачи:

Образовательная: Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология».

Развивающая: Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.

Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

Ребята, прежде чем перейти к сегодняшней теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

4. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с понятием типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью, повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления  в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из  толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

  1. Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате: 
  2. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  3. Знания лексической сочетаемости слов.
  4. Учета многозначности либо омонимии слов.
  5. Учета расслоения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

 

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

5. Закрепление нового материала

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вывод по уроку

На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?

7. Домашнее задание

Пересказ. то, что записали в тетрадях


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока родного (русского) языка в 9 классе

Конспект урока родного (русского) языка в 9 классе

Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут

Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020